Открытый урок по русскому языку по теме "Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу", 2 класс, УМК "Школа России".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Материал может быть полезен при подготовке конспекта урока по расскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku._2_kl.docx | 38.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе
Программа «Школа России»
Учитель: Кузнечихина Галина Сергеевна
Тема урока: Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Образовательная цель: закрепление знаний обучающихся о правописании сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу и применение на практике правила правописания изученных орфограмм.
Задачи:
– актуализировать знания о правописании слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ;
– способствовать развитию познавательного интереса, умения сопоставлять звучание и написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, орфографической зоркости, зрительного восприятия, координации речи с движениями, дикции;
– воспитывать чувство ответственности, самостоятельности принятия решения, коммуникативности.
Планируемые результаты:
Личностные:
– признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия;
– проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения учебных задач.
Метапредметные:
Регулятивные:
– сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;
– вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.
Познавательные:
– делать вывод на основе обобщения;
– определять последовательность действий для решения предметной задачи.
Коммуникативные:
– слушать, сотрудничать с одноклассниками при работе в паре;
– участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.
Технологии: технология критического мышления, проблемно-диалогического, ИКТ, здоровьесберегающая, игровая технология.
Формы: коллективная, парная, индивидуальная.
Оборудование: презентация, записи на доске, аудио запись звуков метели, индивидуальные карточки, карточки для дифференцированной работы, оценочные листы, снежинки с буквами Ж, Ш, Щ, Ч, А, У, И.
Межпредметные связи: с окружающим миром, литературным чтением.
Ход урока.
- Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел для нас звонок –
Начинается урок.
К нам без опоздания приходи старание.
Помоги нам потрудиться,
Мы пришли сюда учиться.
Учитель:
- К нам на урок пришли гости, которым мы всегда рады. Повернитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь.
Учитель:
-Запишите число, классная работа.
Учитель:
В гости прилетела
Звёздочка хрустальная
На ладошку села –
От тепла растаяла. (СНЕЖИНКА)
- Минутка чистописания.
Учитель: к нам на урок тоже залетело несколько снежинок. Возьмите их и переверните. Какие буквы спрятаны на снежинке? (буквы Ч, Щ, Ж, Ш). Поднимите и покажите ребятам.
Учитель: а что мы с этими буквами можем сделать? (записать)
Учитель: давайте эти буквы свяжем по парам одной ниточкой. И как Мороз на окне рисует, так и мы составим свой узор в тетради.
Снежинка холодная, морозная, ладошки замёрзли у нас, давайте их согреем. Наберём носиком воздух и плавно подуем на них. Так, а сейчас каждый пальчик тоже погреем ласково. Всё, ладошки и пальчики тёплые, теперь можно написать свой узор в тетради.
Посмотрите, как я это буду делать.
Пишу аккуратно строчную букву Ч, кружочек, соединяю с буквой Щ, отступаю, затем пишу букву Ж, кружочек, а потом Ш. И так рисуем узор до конца строки, не спеша, красиво пишем, соблюдаем высоту, ширину букв.
Оценивание (лист самооценки).
Возьмите красный или синий карандаш и в минутке чистописания оцените себя. Если всё получилось красиво и аккуратно, то нарисуйте веселого Смайлика, а, если написали не совсем правильно, то грустного.
3. Орфографическая минутка по пройденной теме.
Упр. 1.
— Запишите через запятую только опасные буквосочетания в словах.
Ночка, точно, мечта, овощной, молочный, мощный, звездочка, помощник.
Ответ. ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, ЧН, ЩН, ЧК, ЩН.
Оценивание (лист самооценки).
Возьмите красный или синий карандаш и в Упр. 1 оцените себя. Если всё получилось красиво и аккуратно, то нарисуйте веселого Смайлика, а, если написали не совсем правильно, то грустного.
- Словарная работа.
Декабрь, яблоко, мороз, коньки, , петух, малина, снегирь, одежда, пальто,
земляника, ветер, погода.
-Ребята, посмотрите внимательно, какие слова мы сегодня запишем?
-Что их объединяет? (8 слов связаны с зимним временем года).
Проверка. Слайд 1.
- Самоопределение к деятельности
Слайд 2.
Учитель:
Ребята, а что такое снежинки? (Нет похожих снежинок, у каждой своя форма, у них 6 лучиков, снежинки медленно опускаются, собираются в хлопья и падают на землю)
а вы согласны, что в слове снежинка:
- 3 слога + (проговорите)
- Звуков столько же, сколько букв + (проговорите)
- Ударение падает на 1 слог –
- В слове 3 гласных звука + (проговорите)
Итак, СНЕЖЫНКА (слайд 3)
Учитель:
Что такое? Почему не так?
Какое правило я забыла?
Что мы должны помнить? (ответ детей) Учебник с. 11 правило.
-Сформулируйте тему нашего урока.
Правописание буквосочетаний жи - ши, ча – ща, чу - щу. Слайд 4.
-Используйте слова помощники:
Повторять (правила о правописании сочетаний жи- ши, ча- ща, чу – щу)Слайд 5.
Учиться (правильно писать слова с сочетаниями жи- ши, ча- ща, чу – щу)
-Цель нашего урока формировать практические навыки правописания буквосочетаний.
-Какое правило нам поможет достичь цели урока?
Слайд 6. Правило.
Учитель: Слайд 7.
- На какие группы можно разделить эти согласные звуки: [Ж], [Ч'], [Ш], [Щ']? (Звонкие и глухие, мягкие и твердые.)
- Назовите всегда мягкие звуки. ([Ч'], [Щ'].)
Назовите всегда твердые звуки. ([Ж], [Ш].) Слайд 8.
Учитель:
Послушайте сказку про эти звуки. Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом — нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные — Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие — с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: ЖИ—ШИ, ЧА— ЩА, ЧУ—ЩУ.
Давайте составим эти сочетания. Выходят к доске только те ребята, у которых есть на партах снежинки. Учитель им добавляет буквы А, У, И. Соедините буквы в «пару дружбы», взявшись руками. Снежинки вешаем на доску.
-Почему после букв Ж и Ш , обозначающих всегда твёрдые согласные, мы пишем букву И, а не Ы? (Так сложилось исторически, в древнерусском произношении звуки [ж] и [ш] были мягкими, поэтому писали букву И. Сейчас мы пишем как раньше – традиционно).
-Почему после букв Ч и Щ , обозначающих всегда твёрдые согласные, мы пишем буквы А, У, а не Я, Ю? (Так сложилось исторически, в древнерусском произношении звуки [ч] и [щ] были твёрдыми, поэтому писали буквы А, У. Сейчас мы пишем как раньше – традиционно).
- Фонетическая зарядка
Учитель:
Сейчас я предлагаю вам поработать стоя,
Итак, на экране Слайд 9. чистоговорки, мы будем их проговаривать чётко, громко и одновременно шагать. Готовы?
- Жи-жи-жи – в лесу живут ежи.
- Ши-ши-ши – в коробке есть карандаши.
- Ча-ча-ча – вы ждали нашего врача.
- Ща-ща-ща – в пруду поймали мы леща.
- Закрепление изученного материала.
Упр. 2.
Игра «Найди ошибки».
Текст написан с ошибками. Найдите их и исправьте. Объясните правильное написание слов. Спишите текст. Подчеркните орфограммы.
Земой птицы галадают. коля повесил в соду кармушки. прилители птичьки. теперь они сыты.
Проверяем.
Оценивание (лист самооценки).
Возьмите красный или синий карандаш и в Упр. 2 оцените себя. Если всё получилось красиво и аккуратно, то нарисуйте веселого Смайлика, а, если написали не совсем правильно, то грустного.
Физ. минутка (Слайд 10-11) Зрительная гимнастика со снежинкой.
Учитель: немного отдохнём и поиграем с глазками.
Работа в парах. Упр. 3.
Учитель:
Итак, один человек работает на обратной стороне доски, а остальные в парах.
Посовещайтесь с другом по парте, вам нужно вставить пропущенные сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу.
Зада …, …вель, …раф, …повник, …до, … ка.
Давайте проверять работу. Девочка читает, а кто работал в паре, сверяет свою работу и девочки.
Проверьте себя, подсказка на экране. (Слайд 12.)
Оценивание (лист самооценки).
Возьмите красный или синий карандаш и в Упр. 3 оцените себя. Если всё получилось красиво и аккуратно, то нарисуйте веселого Смайлика, а, если написали не совсем правильно, то грустного.
Какографическая минутка (работа в парах) Упр. 4.
Учитель:
Что здесь нужно сделать? Что за правило я забыла, когда готовила для вас задание?
Чащя очяровательна зимой. Пушыстые снега похожы на лебяжый пух. На снегу строчки и точки. Следы ведут в чящю. Чюдная жызнь в это время в лесу!
Что нужно знать, чтобы выполнить это задание? (Снежинки на доске).
Давайте проверим вашу работу. Готовы? (Слайд 13.)
Оценивание (лист самооценки).
Возьмите красный или синий карандаш и в Упр. 4 оцените себя. Если всё получилось красиво и аккуратно, то нарисуйте веселого Смайлика, а, если написали не совсем правильно, то грустного.
Работа в паре. Упр. 5.
-Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
Из слова буквы откусили
К себе в норку утащили.
Что же делать? Как же быть?
Буквы нужно возвратить!
-Припишите справа или слева к слогам сочетания жи - ши, ча – ща, чу –щу, так чтобы получились слова.
(Чижи, часы, крыши, туча, мыши, щука, чулок, роща, лужи, шишка)
чи… |
…сы |
кры… |
ту… |
мы… |
…ка |
…лок |
ро… |
лу… |
Оценивание (лист самооценки).
Возьмите красный или синий карандаш и в Упр. 5 оцените себя. Если всё получилось красиво и аккуратно, то нарисуйте веселого Смайлика, а, если написали не совсем правильно, то грустного.
Физ. минутка Слайд 14, «Жираф»
- Дифференцированная работа.
Упр. 6.
-Возьмите карточки. Выберите сами уровень сложности:
Оранжевый - сложнее, желтый – легче, белый - самый лёгкий.
КАРТОЧКА 1.
Запиши, одним словом.
- Зимой летят с неба __________________________.
- Человек долго смеётся, и тогда говорят, что ему в рот попала _________________________.
- Берёзовая ___________________.
- Катаются с горы зимой на длинных палках на ногах __________________________.
- Часть колеса машины __________________________.
- Чайная пара: блюдце и _________________________.
КАРТОЧКА 2.
Вставьте подходящие по смыслу слова.
______________________ в лесу. В воздухе кружатся __________________________. Птицы больше не ______________________. ________________ тучи.
Слова для справок: кричат, тишина, снежинки, мчатся.
КАРТОЧКА 3.
Вставь пропущенные орфограммы "жи-ши, ча-ща, чу-щу".
Дятлы.
Тре___т морозы. В лесу ти____на. Только дятлы сту___т по стволам. Они и____т пи____ под корой. Дятлы любят долбить ____шки. Там они и____т вкусные семена.
Проверка по одному человеку.
Оценивание (лист самооценки).
Возьмите красный или синий карандаш и в Упр. 6 оцените себя. Если всё получилось красиво и аккуратно, то нарисуйте веселого Смайлика, а, если написали не совсем правильно, то грустного.
- Рефлексия.
Учитель:
-Какие правила мы повторим, чтобы правильно написать гласную букву после шипящих ж, ш, ч, щ? Слайд 15.
В сочетаниях жи –ши
Только и всегда пиши!
В сочетаниях ча – ща
Пишем только букву а.
В сочетаниях чу – щу
Пишем только букву у!
Упр. 7.
(Письмо под диктовку. Один ученик работает на доске.)
Запиши. Вертикальной чертой раздели слова для переноса.
Чайник, щука, чашка, уши, лыжи, чай.
(Взаимопроверка. Ученик, работавший у доски, открывает решение. Остальные учащиеся меняются тетрадями, проверяют работы по образцу на доске, ошибки исправляют карандашом.)
Оценивание (лист самооценки).
Возьмите красный или синий карандаш и в Упр. 7 оцените себя. Если всё получилось красиво и аккуратно, то нарисуйте веселого Смайлика, а, если написали не совсем правильно, то грустного.
Учитель:
- Вы весь урок сами оценивали свою работу. Внизу оценочных листов изображен круг. Превратите его в Смайлик. Веселый Смайлик – я работал хорошо, грустный – у меня не совсем всё получилось.
- Поднимите свои листы самооценки вверх и покажите мне, а затем своим одноклассникам. Посмотрите, какие у нас замечательные результаты!
- Подведение итогов урока. Слайд 16.
- С какими орфограммами познакомились на уроке?
- Что должны помнить о написании этой орфограммы?
Активно мне сегодня помогали …
- Домашнее задание (записано на обратной стороне доски)
Стр. 11 упр. 15 (устно).
Учитель:
- Спасибо всем за работу на уроке, вы – умнички! Урок окончен! Слайд 17.
Листок самооценки.
КАРТОЧКА 1.
Запиши, одним словом.
- Зимой летят с неба __________________________.
- Человек долго смеётся, и тогда говорят, что ему в рот попала _________________________.
- Берёзовая ___________________.
- Катаются с горы зимой на длинных палках на ногах __________________________.
- Часть колеса машины __________________________.
- Чайная пара: блюдце и _________________________.
КАРТОЧКА 1.
Запиши, одним словом.
- Зимой летят с неба __________________________.
- Человек долго смеётся, и тогда говорят, что ему в рот попала _________________________.
- Берёзовая ___________________.
- Катаются с горы зимой на длинных палках на ногах __________________________.
- Часть колеса машины __________________________.
- Чайная пара: блюдце и _________________________.
КАРТОЧКА 1.
Запиши, одним словом.
- Зимой летят с неба __________________________.
- Человек долго смеётся, и тогда говорят, что ему в рот попала _________________________.
- Берёзовая ___________________.
- Катаются с горы зимой на длинных палках на ногах __________________________.
- Часть колеса машины __________________________.
- Чайная пара: блюдце и _________________________.
КАРТОЧКА 1.
Запиши, одним словом.
- Зимой летят с неба __________________________.
- Человек долго смеётся, и тогда говорят, что ему в рот попала _________________________.
- Берёзовая ___________________.
- Катаются с горы зимой на длинных палках на ногах __________________________.
- Часть колеса машины __________________________.
- Чайная пара: блюдце и _________________________.
КАРТОЧКА 1.
Запиши, одним словом.
- Зимой летят с неба __________________________.
- Человек долго смеётся, и тогда говорят, что ему в рот попала _________________________.
- Берёзовая ___________________.
- Катаются с горы зимой на длинных палках на ногах __________________________.
- Часть колеса машины __________________________.
- Чайная пара: блюдце и _________________________.
КАРТОЧКА 1.
Запиши, одним словом.
- Зимой летят с неба __________________________.
- Человек долго смеётся, и тогда говорят, что ему в рот попала _________________________.
- Берёзовая ___________________.
- Катаются с горы зимой на длинных палках на ногах __________________________.
- Часть колеса машины __________________________.
- Чайная пара: блюдце и _________________________.
КАРТОЧКА 2.
Вставьте подходящие по смыслу слова.
______________________ в лесу. В воздухе кружатся __________________________. Птицы больше не ______________________. ________________ тучи.
Слова для справок: кричат, тишина, снежинки, мчатся.
КАРТОЧКА 2.
Вставьте подходящие по смыслу слова.
______________________ в лесу. В воздухе кружатся __________________________. Птицы больше не ______________________. ________________ тучи.
Слова для справок: кричат, тишина, снежинки, мчатся.
КАРТОЧКА 2.
Вставьте подходящие по смыслу слова.
______________________ в лесу. В воздухе кружатся __________________________. Птицы больше не ______________________. ________________ тучи.
Слова для справок: кричат, тишина, снежинки, мчатся.
КАРТОЧКА 2.
Вставьте подходящие по смыслу слова.
______________________ в лесу. В воздухе кружатся __________________________. Птицы больше не ______________________. ________________ тучи.
Слова для справок: кричат, тишина, снежинки, мчатся.
КАРТОЧКА 2.
Вставьте подходящие по смыслу слова.
______________________ в лесу. В воздухе кружатся __________________________. Птицы больше не ______________________. ________________ тучи.
Слова для справок: кричат, тишина, снежинки, мчатся.
КАРТОЧКА 2.
Вставьте подходящие по смыслу слова.
______________________ в лесу. В воздухе кружатся __________________________. Птицы больше не ______________________. ________________ тучи.
Слова для справок: кричат, тишина, снежинки, мчатся.
КАРТОЧКА 3.
Вставь пропущенные орфограммы "жи-ши, ча-ща, чу-щу".
Дятлы.
Тре___т морозы. В лесу ти____на. Только дятлы сту___т по стволам. Они и____т пи____ под корой. Дятлы любят долбить ____шки. Там они и____т вкусные семена.
КАРТОЧКА 3.
Вставь пропущенные орфограммы "жи-ши, ча-ща, чу-щу".
Дятлы.
Тре___т морозы. В лесу ти____на. Только дятлы сту___т по стволам. Они и____т пи____ под корой. Дятлы любят долбить ____шки. Там они и____т вкусные семена.
КАРТОЧКА 3.
Вставь пропущенные орфограммы "жи-ши, ча-ща, чу-щу".
Дятлы.
Тре___т морозы. В лесу ти____на. Только дятлы сту___т по стволам. Они и____т пи____ под корой. Дятлы любят долбить ____шки. Там они и____т вкусные семена.
КАРТОЧКА 3.
Вставь пропущенные орфограммы "жи-ши, ча-ща, чу-щу".
Дятлы.
Тре___т морозы. В лесу ти____на. Только дятлы сту___т по стволам. Они и____т пи____ под корой. Дятлы любят долбить ____шки. Там они и____т вкусные семена.
КАРТОЧКА 3.
Вставь пропущенные орфограммы "жи-ши, ча-ща, чу-щу".
Дятлы.
Тре___т морозы. В лесу ти____на. Только дятлы сту___т по стволам. Они и____т пи____ под корой. Дятлы любят долбить ____шки. Там они и____т вкусные семена.
КАРТОЧКА 3.
Вставь пропущенные орфограммы "жи-ши, ча-ща, чу-щу".
Дятлы.
Тре___т морозы. В лесу ти____на. Только дятлы сту___т по стволам. Они и____т пи____ под корой. Дятлы любят долбить ____шки. Там они и____т вкусные семена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку. Тема: Обобщение знаний по разделу "Звуки и буквы" 2 класс.
План - конспект урока по русскому языку с использованием игровых моментов. Программа "Школа России" 2 класс....
Открытый урок по русскому языку по теме : "Словосочетание. Способы связи слов в словосочетаниях." 4 класс
Урок - закрепление по теме : "Словосочетание. Способы слов в словосочетаниях"....
Открытый урок по русскому языку «Знакомство со способом действия при анализе состава слова» (2 класс)
Знакомство с правильным способом действий при разборе слова по составу...
Открытый урок по русскому языку на тему "Правописание парных согласных на конце слова" - 2 класс, школа россии
Урок открытия новых знаний...
Открытый урок по русскому языку и окружающему миру по теме «Правописание НЕ с глаголом» УМК Школа России
Открытый урок по русскому языку и окружающему миру по теме: «Правописание НЕ с глаголом» был дан в единый методический день....
Открытый урок по русскому языку по теме:"Буквосочетания ЧК, ЧН."
Данный урок был разработан для городского конкурса "Педагог года-2015", в котором я принимала участие.Предназначен для 1 класса,работающего по программе "Школа России"....
Открытый урок по русскому языку Согласный мягкий звук [й ] и буква "и краткое" 2 класс "Школа России"
Новый материал. Знакомство с особенностями звука й....