Открытый урок по русскому языку и окружающему миру по теме «Правописание НЕ с глаголом» УМК Школа России
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) на тему
Открытый урок по русскому языку и окружающему миру по теме: «Правописание НЕ с глаголом» был дан в единый методический день.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_3_klass.docx | 36.22 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 ИМЕНИ П.И. КЛИМУКА
ЩЕЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Открытый урок по русскому языку и окружающему миру по теме: «Правописание НЕ с глаголом»
Урок подготовила:
учитель начальных классов
Савченко С.А.
2014 год
Предмет: русский язык, окружающий мир.
Класс: 3.
Программа: «Школа России».
Тема: Правописание частицы не с глаголами.
Технология: проектная, ИКТ, здоровьесберегающая.
Тип урока: закрепление знаний.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.
Методы: объяснительно-иллюстративный, словесный, частично-поисковый.
Цель урока: развивать умения употреблять и правильно писать глаголы с частицей НЕ, расширить знания о птицах.
Задачи урока:
обучающие: обучение учащихся применению правила на правописание частицы НЕ с глаголами.
развивающие: развитие речи, мышления, интуиции и «чувства языка». Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения.
воспитательные: воспитание гигиенических правил письма; бережного отношения к природе и птицам, правильного поведения на природе; повышение уровня познавательного интереса к предмету русский язык.
Оборудование:
для учителя: учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий для уч-ся 3 класса (2 часть), презентация;
для учащихся: учебник «Русский язык» (2 часть), стихотворение с творческим заданием; памятка «Правила друзей природы».
Техническое обслуживание: проектор, экран.
Оформление доски: число, вид работы, тема урока.
Оформление стенда «Сегодня на уроке»: рисунки учащихся на тему: «Любимая птица»; работы и аппликации по технологии на тему: «Птицы»; проекты по окружающему миру: «Удивительные птицы».
Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас открытый урок по русскому языку. На урок к нам пришли гости, поприветствуйте их.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре.
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
2. Актуализация знаний.
Ребята, открываем тетради и записываем число, классная работа.
Минутка чистописания.
не ен
Давайте вспомним: «Что такое глагол?», «Как изменяются глаголы прошедшего времени?»
(Глаголы прошедшего времени изменяются по числам и по родам; во множественном числе по родам не изменяются).
3. Словарь (словарь у нас сегодня необычный, из слов, которые я вам продиктую, образуйте глаголы прошедшего времени, поставьте ударение, выделите орфограмму).
Завтрак, работа, обед, ужин, чувство, желтый.
Завтракал, работала, обедал, ужинала, чувствовала, желтела.
Каждый день мы с вами вовремя едим, отдыхаем, соблюдаем режим дня, ведем здоровый образ жизни.
4. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.
Работа с предложением, разбор слов из предложения. Давайте из данных слов составим предложение, найдем основу и определим части речи.
Жалели, птиц, для, ребята, зерна. (Ребята не жалели зерна для птиц). Ученик выполняет у доски. Повторяем правило правописания НЕ с глаголами. Над какой темой мы будем продолжать работать? (Правописание НЕ с глаголами).
Не дразните собак, не гоняйте кошек,
Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек.
И тогда воробьи песенкой разбудят,
А царапать и кусать вас никто не будет.
Давайте не будем жалеть для наших меньших братьев зерна, будем беречь и охранять их.
а) Выпишите слово «зерно» и подберите к нему однокоренные слова, разберите их по составу.
Зерно, зернышко, зерновые.
б) Ребята, выполните фонетический разбор слова «птица». Ученица выполняет фонетический разбор у доски.
ПтИца – [птица]
п [п] – согл., глух., тверд, парн.,
т [т] – согл., глух., мягк., парн.,
и [и] – гласн., ударн.,
ц [ц] – согл., глух., тверд., непарн.,
а [а] – гласн., безударн.
5 б., 5 зв.,2 сл.
5. Физкультминутка.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем.
Крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
6. Закрепление знаний.
Работа с учебником. Выполняем упражнение № 227, стр. 125.
Сегодня на протяжении всего урока мы будем говорить о птицах. Птицы - это удивительное творение природы, они радуют и завораживают нас своим пением и красотой, поднимают нам настроение, когда нам грустно.
Ребята, дополните предложения и выпишите только те, в которых говорится о бережном отношении к природе.
Не разжигай костер в лесу. Не ломай деревья. Не разоряй птичьи гнезда. Не бери птенчиков домой. Не оставляй мусор в лесу. Не шумите в лесу. Не пугайте лесных зверей.
(Повторить правило о правописании НЕ с глаголами, есть глаголы-исключения: негодовать, ненавидеть, нездоровится).
1 апреля мы отмечаем – день птиц. Ребята, не тревожьте птиц особенно весной. В это время они строят гнезда и откладывают яйца, не пугайте птиц, не разоряйте птичьи гнезда, не трогайте руками птенчиков.
Учитель раздает учащимся памятки: «Правила друзей природы!»
Правила друзей природы 1. Не разжигайте костры в лесу! 2. Не разоряйте птичьи гнёзда! 3. Не берите птенчиков в руки! 4. Не шумите в лесу! 5. Не пугайте птиц и лесных зверей! Любите, берегите и охраняйте наших меньших братьев! |
7. Презентация на тему: «Птицы – рекордсмены».
8. Физкультминутка (гимнастика для глаз)
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
- Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 6-8 раз.
- Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении; повторите 3-5 раз.
- Посмотреть на указательный палец вытянутой руки, на счет 1-4, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
9. Творческая работа.
Ребята, где нашим птицам хорошо? На воле, на свободе.
Задание: закончи стихотворение.
Не хочу ручной синицы,
Даже в клетке золотой.
Я хочу свободной птице
Помахать во след рукой.
(Звучит спокойная мелодия, которую сопровождает пение птиц).
10. Запись предложений под диктовку и объяснения их смысла.
Одна ласточка весны не делает. Где птица не летает, а свое гнездо знает.
11. Викторина.
- Какие птицы выводят птенцов 3 раза за лето? (Воробьи, овсянки).
- Какая птица выше всех летает? (Орел).
- Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка).
- Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец).
- Какую птицу называют береговушкой? (Ласточка)
- Какая из российских птиц летает быстрее всех? (Стриж).
- Какие птицы не умеют летать? (Пингвин, страус, киви).
- Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королёк)
- Для каких птиц люди строят весной домики? (Для скворцов).
12. Итог урока. Рефлексия.
- Понравилось ли вам сегодня на уроке?
- Что нового для себя узнали?
- Как мы пишем глаголы с частицей НЕ?
Мы долго готовились к этому уроку, были выполнены ряд проектов и докладов. Я надеюсь, что вы никогда не будете обижать птиц и лесных зверушек.
Обещаем:
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом!
Берегите землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На проталинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите землю! Берегите!
13. Подача домашнего задания.
Найти и написать 3 загадки, в которых встретились бы глаголы с частицей НЕ (выполнить это задание на А4, нарисовать к загадкам рисунки). Учитель объясняет, как выполнять домашнее задание.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Решаемая задача | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Время |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Адаптационный | Адаптировать учащихся к деятельности на уроке. | Приветствуют учителя, проверяют наличие учебных принадлежностей к уроку. | Приветствует учащихся и желает им плодотворной работы, проверяет готовность к уроку. | 1 мин |
Минутка чистописания | Выявить предварительные знания учащихся и определить их границы. | Записывают в тетради: число, классная работа, проводится минутка чистописания. Слушают учителя, полным ответом отвечают на вопросы учителя. | Обсуждает с учащимися ранее изученное, акцентирует внимание на основных моментах изученного материала: - Что такое глагол? - Как изменяются глаголы прошедшего времени? | 3 мин | |
Словарная работа | Повторить правописание словарных слов. | Из словарных слов, продиктованных учителем, образуют глаголы прошедшего времени | Предлагает записать под диктовку словарные слова, из которых учащиеся образуют глаголы прошедшего времени. Завтрак, работа, обед, ужин, чувство, желтый. Завтракал, работала, обедал, ужинал, чувствовала, желтел. | 3 мин | |
Самоопределение к деятельности | Определить тему урока, закрепить знания. | Составляют из слов предложение, находят основу и определяют части речи. Отвечают на вопросы учителя, высказывают свою точку зрения, сравнивают их, находят общие черты и приходят к единому мнению. Формулируют тему и задачи урока. Разбирают слова по составу; проводят фонетический разбор слова. | Организует проблемную беседу с учащимися для постановки темы и задач урока. - Над какой темой мы будем продолжать работать на уроке? Тема фиксируется на доске. Организует работу над словами. К слову «зерно» подберите однокоренные слова и разберите их по составу; фонетический разбор слова «птица». | 8 мин | |
Физкультминутка | Активно изменить деятельность детей, ослабить утомление и снова переключить на продолжение урока. | Один ученик показывает, а остальные выполняют физические и игровые упражнения. | Проводит физкультминутку. | 2 мин | |
2. | Основной Закрепление знаний. Работа с учебником. | Формировать знания, отношения, действия, опыт. | Читают и выполняют упражнение совместно и самостоятельно. Повторяют правило о правописании НЕ с глаголом. | Организует работу с упражнением и правилом. Дополните предложения и выпишите только те, в которых говорится о бережном отношении к природе. Организует коллективную работу учеников с памяткой: «Правила друзей природы!». | 7 мин |
Презентация на тему: «Птицы – рекордсмены» | Формировать бережное отношение к природе. | Ученик читает слайды презентации. | Показывает презентацию | 4 мин | |
Физкультминутка (гимнастика для глаз) | Активно изменить деятельность детей, ослабить утомление и снова переключить на продолжение урока. | Выполняют гимнастику для глаз. | Комментирует, показывает, наблюдает за выполнением гимнастики для глаз. | 2 мин | |
3. | Творческий Закрепление знаний | Закрепить знания, действия, отношения, опыт на основе их применения. | Придумывают и заканчивают стихотворение комментируют, оценивают, читают свой вариант. | Организует самостоятельную работу учащихся. | 4 мин |
Запись предложений под диктовку | Закрепить знания, объяснить правописание орфограмм. | Записывают предложения под диктовку учителя, комментируют. | Организует работу над предложениями, наблюдает за действиями учащихся, вступает в спор и побуждает их к высказыванию своей позиции. | 3 мин | |
Викторина | Закрепить знания о птицах. | Отвечают на поставленные вопросы. | Проводит викторину. | 3 мин | |
Подведение итогов урока | Осмыслить и оценить свою деятельность на уроке. | Определяют уровень восприятия информации, состояние комфортности на уроке. Оценивают свои достижения на уроке. | Предлагает оценить учащимся свои достижения на уроке. - Понравилось ли вам сегодня на уроке? - Что нового для себя узнали? - Как мы пишем глаголы с частицей НЕ? - Что особенно вам понравилось на уроке? | 3 мин | |
Подача домашнего задания | Принять учебное задание. | Принимают информацию. | Найти и записать 3 загадки, в которых встретились бы глаголы с частицей НЕ. | 2 мин |
Самоанализ интегрированного урока по русскому языку и окружающему миру: «Правописание частицы НЕ с глаголом».
На уроке ставились следующие цели:
-совершенствование навыков правописания НЕ с глаголами
-умение определять и формулировать цель и тему урока
-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок
При разработке урока учитывались возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Урок соответствовал всем современным требованиям. Мультимедийное сопровождение способствовало развитию наглядно-образного мышления учащихся. Благодаря использованию средств мультимедиа, учащимся был открыт доступ к большему объёму информации, представленному в занимательной форме.
Выбранная структура урока (организационный момент, включающий эмоциональный настрой, мотивирование на результат, минутка чистописания, подводящая к теме и задачам урока, обобщение знаний путём практических действий, обобщение, рефлексия) была рациональна для решения задач. Рассмотрим этапы урока.
1 этап – организационный момент - имеет своей целью организовать внимание учащихся, настроить на серьезную работу. Я считаю, что данный этап играет очень серьёзную воспитательную роль. На данном этапе формируются личностные УУД (знание моральных норм, проявление этических норм поведения).
Регулятивные: (самоконтроль подготовки к уроку).
2-3 этапом урока является закрепление пройденной темы. Проведение фронтального опроса, ребята работают над словарными словами.
4 этап урока введение в тему, постановка цели. Этот этап я начала с работы над предложением, в котором есть НЕ с глаголом. Учащиеся сформулировали тему урока и определили цели, что развивает интерес к уроку. На этапе формулирования целей урока основной учебно-воспитательной задачей являлось самостоятельное формулирование учащимися целей рока. Осознание учащимися типа урока и цели урока автоматически повышает активность учеников на уроке, дает возможность каждому ученику действительно быть субъектом и организатором учебного процесса, младшим коллегой и единомышленником учителя.
Для решения поставленной задачи я использовала фронтальную форму работы.
Всё это стимулировало познавательную мотивацию, развивало речь учащихся; способствовало организации внимания. Учащиеся выполняли фонетический разбор слова.
На данном этапе формируются Предметные умения. Регулятивные (целеполагание, высказывание своего предположения). Познавательные (овладевать умением поиска и выделения необходимой информации, уметь сравнивать, объяснять выбор критериев для сравнения, делать предварительный отбор информации, находить ответы на вопросы).
Коммуникативные (владеть диалогической формой речи).
5 этап – физкультминутка
6 этап – закрепление знаний. Работа с учебником. На данном этапе закрепляются аспекты изучаемой темы, повышается степень самостоятельности учащихся. Учащимся гораздо интереснее (хотя и сложнее) самим найти орфограммы, чем действовать по подсказке учителя или учащихся.
7 этап – презентация по теме: «Птицы», развивает интерес учащихся к уроку, играет воспитательную роль.
8 этап – физкультминутка (гимнастика для глаз)
9 этап – творческая работа. Ребятам нужно дописать стихотворение. Развивает мышление, воображение.
10-11 этап – запись предложений под диктовку, с объяснением орфограмм. Викторина.
С 3 по 6 этапы идёт формирование Предметных умений.
Регулятивные (умение отличать правильно выполненное задание от неверного, осуществлять самоконтроль).
Познавательные: (умение осуществлять анализ учебного материала).
Коммуникативные (умение слушать и понимать речь других, выражать свои мысли).
12 этап – рефлексия. На данном этапе я вместе с учащимися подвожу итог урока, дети сообщают о своём отношении к уроку, объясняют, что усвоили, пригодится ли это в дальнейшей жизни.
На этапе рефлексии формируются Личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные (осуществлять самоконтроль, совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке).
Коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).
13 этап - домашнее задание предлагаю творческое задание: найти и написать 3 загадки, в которых встретились бы глаголы с частицей НЕ.
На протяжении всего урока слежу за правильной речью учащихся, чтобы учащиеся давали только полные ответы и старались правильно строить свои мысли.
Для организации учебной деятельности были использованы фронтальные, индивидуальные, самостоятельные формы работы. Виды работ чередовались.
В течение всего урока поддерживалась высокая работоспособность и доброжелательная психологическая атмосфера. Для снятия физического и психологического напряжения были проведены физкультминутки. Время урока использовалось рационально.
Интегрированный урок (русского языка и окружающего мира) позволил снять напряжение, сконцентрировать внимание, развить интерес к каждому этапу урока. После каждого этапа урока проводился различный способ контроля.
Урок связан с окружающим миром.
Контроль на уроке осуществлялся через самоконтроль и взаимоконтроль, через учителя. Знания учащихся были оценены объективно.
Урок получился ярким, учащиеся узнали много нового и интересного о птицах. К уроку мы много готовились, были нарисованы рисунки учащимися на тему: «Любимая птица»; выполнены работы и аппликации по технологии на тему: «Птицы»; проекты по окружающему миру: «Удивительные птицы».
Каждый ученик подвел итоговую оценку своей деятельности. В конце урока - рефлексия и подведение итога урока.
Я считаю, что все поставленные задачи реализованы, цели урока достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме: « Правописание приставок на-, за-, над-».
На уроке дети приступают к изучению темы:« Правописание приставок на-, за-, над-» Работают с пословицей, устойчивыми выражениями. Проводится словарно-орфографическая работа, закрепление пройденн...
Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему "Правописание частицы "не" с глаголами"
Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами – Развитие умений писать глаголы с частицей не, графически обозначать орфограмму. – Осознание себя носителями...
Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему "Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже" по программе "Школа России" по ФГОС автор учебника: Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Открытый урок по русскому языку в 4 классе на тему: ...
Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме:" Правописание безударных падежных окончаний имён существительных".
: Цель этого урока развивать умение правильно писать безударные окончания существительных в Род., Дат., Пр. падежах....
Интегрированный урок русского языка и окружающего мира по теме: Правописание суффиксов –онок, -ёнок. Красная книга.
На интегрированном уроке русского языка и окружающего мира учащиеся 2 класса знакомится с правилами написания суффиксов – онок, - ёнок, отрабатывают алгоритм применения правила и раскрывают меры, необ...
Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру на тему: "Спряжение глаголов в стране Пожарной безопасности"
- Сегодня наш разговор посвящен важной теме. А какой, назовёте, отгадав загадку.«Чему на свете нет ни меры, ни весу, ни цены?»...
Интегрированный урок-путешествие русского языка и окружающего мира в 3 классе "Родовые окончания глаголов в форме прошедшего времени. Золотое кольцо России"
Интегрированный урок окружающего мира и русского языка позволяет сформировать целостную картину мира у детей. Путешествуя по городам Золотого кольца, дети узнают о родовых окончаниях глаголов в форме ...