Открытый урок по русскому языку и окружающему миру по теме «Правописание НЕ с глаголом» УМК Школа России
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) на тему

Открытый урок по русскому языку и окружающему миру по теме: «Правописание НЕ с глаголом» был дан в единый методический день.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_3_klass.docx36.22 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 ИМЕНИ П.И. КЛИМУКА

ЩЕЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Открытый урок                       по русскому языку и окружающему миру по теме: «Правописание НЕ с глаголом»

                                                                                                          Урок подготовила:

                                                                                                          учитель начальных классов

                                                                                                          Савченко С.А.

2014 год

Предмет: русский язык, окружающий мир.

Класс: 3.

Программа: «Школа России».

Тема: Правописание частицы не с глаголами.

Технология: проектная, ИКТ, здоровьесберегающая.

Тип урока: закрепление знаний.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

Методы: объяснительно-иллюстративный, словесный, частично-поисковый.

Цель урока: развивать умения употреблять и правильно писать глаголы с частицей НЕ, расширить знания о птицах.

Задачи урока:

обучающие: обучение учащихся применению правила на правописание частицы НЕ с глаголами.

развивающие: развитие речи, мышления, интуиции и «чувства языка». Развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения.

воспитательные: воспитание гигиенических правил письма; бережного отношения к природе и птицам, правильного поведения на природе; повышение уровня познавательного интереса к предмету русский язык.

Оборудование:

для учителя: учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий для уч-ся 3 класса    (2 часть), презентация;

для учащихся: учебник «Русский язык» (2 часть), стихотворение с творческим заданием; памятка «Правила друзей природы».

Техническое обслуживание: проектор, экран.

Оформление доски: число, вид работы, тема урока.

Оформление стенда «Сегодня на уроке»: рисунки учащихся на тему: «Любимая птица»; работы и аппликации по технологии на тему: «Птицы»; проекты по окружающему миру: «Удивительные птицы».

Ход урока.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас открытый урок по русскому языку. На урок к нам пришли гости, поприветствуйте их.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре.

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

2. Актуализация знаний.

Ребята, открываем тетради и записываем число, классная работа.

Минутка чистописания.

не ен

Давайте вспомним: «Что такое глагол?», «Как изменяются глаголы прошедшего времени?»

(Глаголы прошедшего времени изменяются по числам и по родам; во множественном числе по родам не изменяются).

3. Словарь (словарь у нас сегодня необычный, из слов, которые я вам продиктую,  образуйте глаголы  прошедшего времени, поставьте ударение, выделите орфограмму).

Завтрак, работа, обед, ужин, чувство, желтый.

Завтракал, работала, обедал, ужинала, чувствовала, желтела.

Каждый день мы с вами вовремя едим, отдыхаем, соблюдаем режим дня, ведем здоровый образ жизни.

4. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи. 

Работа с предложением, разбор слов из предложения. Давайте из данных слов составим предложение, найдем основу и определим части речи.

Жалели, птиц, для, ребята, зерна. (Ребята не жалели зерна для птиц). Ученик выполняет у доски. Повторяем правило правописания НЕ с глаголами. Над какой темой мы будем продолжать работать? (Правописание НЕ с глаголами).

Не дразните собак, не гоняйте кошек,

Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек.

И тогда воробьи песенкой разбудят,

А царапать и кусать вас никто не будет.

Давайте не будем жалеть для наших меньших братьев зерна, будем беречь и охранять их.

а) Выпишите слово «зерно» и подберите к нему однокоренные слова, разберите их по составу.

Зерно, зернышко, зерновые.

б) Ребята, выполните фонетический разбор слова «птица». Ученица выполняет фонетический разбор у доски.

ПтИца – [птица]

п [п] – согл., глух., тверд, парн.,

т  [т] – согл., глух., мягк., парн.,

и [и] – гласн., ударн.,

ц [ц] – согл., глух., тверд., непарн.,

а [а] – гласн., безударн.

5 б., 5 зв.,2 сл.

5. Физкультминутка.

Руки подняли и покачали –

Это деревья  в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем.

Крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

6. Закрепление знаний.

Работа с учебником. Выполняем упражнение № 227, стр. 125.

Сегодня на протяжении всего урока мы будем говорить о птицах. Птицы - это удивительное творение природы, они радуют и завораживают нас своим пением и красотой, поднимают нам настроение, когда нам грустно.

Ребята, дополните предложения и выпишите только те, в которых говорится о бережном отношении к природе.

Не разжигай костер в лесу. Не ломай деревья. Не разоряй птичьи гнезда. Не бери птенчиков домой. Не оставляй мусор в лесу. Не шумите в лесу. Не пугайте лесных зверей.

(Повторить  правило о правописании НЕ с глаголами, есть глаголы-исключения: негодовать, ненавидеть, нездоровится).

1 апреля мы отмечаем – день птиц. Ребята, не тревожьте птиц особенно весной. В это время они строят гнезда и откладывают яйца, не пугайте птиц, не разоряйте птичьи гнезда, не трогайте руками птенчиков.

Учитель раздает учащимся памятки: «Правила друзей природы!»

Правила друзей природы

1. Не разжигайте костры в лесу!

2. Не разоряйте птичьи гнёзда!

3. Не берите птенчиков в руки!

4. Не шумите в лесу!

5. Не пугайте птиц и лесных зверей!

Любите, берегите и охраняйте наших меньших братьев!

7. Презентация на тему: «Птицы – рекордсмены».

8. Физкультминутка (гимнастика для глаз)

- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

- Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 6-8 раз.

- Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении; повторите 3-5 раз.

- Посмотреть на указательный палец вытянутой руки, на счет 1-4, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

9. Творческая работа.

Ребята, где нашим птицам хорошо? На воле, на свободе.

Задание: закончи стихотворение.

Не хочу ручной синицы,

Даже в клетке золотой.

Я хочу свободной птице

Помахать во след рукой.

(Звучит спокойная мелодия, которую сопровождает пение птиц).

10. Запись предложений под диктовку и объяснения их смысла.

Одна ласточка весны не делает. Где птица не летает, а свое гнездо знает.

11. Викторина.

- Какие птицы выводят птенцов 3 раза за лето? (Воробьи, овсянки).

- Какая птица выше всех летает? (Орел).

- Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка).

- Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец).

- Какую птицу называют береговушкой? (Ласточка)

- Какая из российских птиц летает быстрее всех? (Стриж).

- Какие птицы не умеют летать? (Пингвин, страус, киви).

- Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королёк)

- Для каких птиц люди строят весной домики? (Для скворцов).

12. Итог урока. Рефлексия.

- Понравилось ли вам сегодня на уроке?

- Что нового для себя узнали?

- Как мы пишем глаголы с частицей НЕ?

Мы долго готовились к этому уроку, были выполнены ряд проектов и докладов. Я надеюсь, что вы никогда не будете обижать птиц и лесных зверушек.

Обещаем:

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом!

Берегите землю! Берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На проталинках солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите землю! Берегите!

13. Подача домашнего задания. 

Найти и написать 3 загадки, в которых встретились бы глаголы с частицей НЕ (выполнить это задание на А4, нарисовать к загадкам рисунки). Учитель объясняет, как выполнять домашнее задание.


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Решаемая задача

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Время

1

2

3

4

5

6

1.

Адаптационный

Адаптировать учащихся к деятельности на уроке.

Приветствуют учителя, проверяют наличие учебных принадлежностей к уроку.

Приветствует учащихся и желает им плодотворной работы, проверяет готовность к уроку.

1 мин

Минутка чистописания

Выявить предварительные знания учащихся и определить их границы.

Записывают в тетради: число, классная работа, проводится минутка чистописания. Слушают учителя, полным ответом отвечают на вопросы учителя.

Обсуждает с учащимися ранее изученное, акцентирует внимание на основных моментах изученного материала:

- Что такое глагол?

- Как  изменяются глаголы прошедшего времени?

3 мин

Словарная работа

Повторить правописание словарных слов.

Из словарных слов, продиктованных учителем,  образуют глаголы прошедшего времени

Предлагает записать под диктовку словарные слова, из которых учащиеся образуют глаголы прошедшего времени.

Завтрак, работа, обед, ужин, чувство, желтый.

Завтракал, работала, обедал, ужинал, чувствовала, желтел.

3 мин

Самоопределение к деятельности

Определить тему урока, закрепить знания.

Составляют из слов предложение, находят основу и определяют части речи. Отвечают на вопросы учителя, высказывают свою точку зрения, сравнивают их, находят общие черты и приходят к единому мнению. Формулируют тему и задачи урока.

Разбирают слова по составу; проводят фонетический разбор слова.

Организует проблемную беседу с учащимися для постановки темы и задач урока.

- Над какой темой мы будем продолжать работать на уроке?

Тема фиксируется на доске.

Организует работу над словами.

К слову «зерно» подберите однокоренные слова и разберите их по составу; фонетический разбор слова «птица».

8 мин

Физкультминутка

Активно изменить деятельность детей, ослабить утомление и снова переключить на продолжение урока.

Один ученик показывает, а остальные выполняют физические и игровые упражнения.

Проводит физкультминутку.

2 мин

2.

Основной

Закрепление знаний. Работа с учебником.

Формировать

знания, отношения, действия, опыт.

Читают и выполняют упражнение совместно и самостоятельно. Повторяют правило о правописании НЕ с глаголом.

Организует работу с упражнением и правилом.

Дополните предложения и выпишите только те, в которых говорится о бережном отношении к природе.

Организует коллективную работу учеников с памяткой: «Правила друзей природы!».

7 мин

Презентация на тему: «Птицы – рекордсмены»

Формировать бережное отношение к природе.

Ученик читает слайды  презентации.

Показывает презентацию

4 мин

Физкультминутка (гимнастика для глаз)

Активно изменить деятельность детей, ослабить утомление и снова переключить на продолжение урока.

Выполняют гимнастику для глаз.

Комментирует, показывает, наблюдает за выполнением гимнастики для глаз.

2 мин

3.

Творческий

Закрепление знаний

Закрепить

знания, действия, отношения, опыт на основе их применения.

Придумывают и заканчивают стихотворение комментируют, оценивают, читают свой вариант.

Организует самостоятельную  работу учащихся.

4 мин

Запись предложений под диктовку

Закрепить знания, объяснить правописание орфограмм.

Записывают предложения под диктовку учителя, комментируют.

Организует работу над предложениями,  наблюдает за действиями учащихся, вступает в спор и побуждает их к высказыванию своей позиции.

3 мин

Викторина

Закрепить знания о птицах.

Отвечают на поставленные вопросы.

Проводит викторину.

3 мин

Подведение итогов урока

Осмыслить и оценить свою деятельность на уроке.

Определяют уровень восприятия информации, состояние комфортности на уроке.

Оценивают свои достижения на уроке.

Предлагает оценить учащимся свои достижения на уроке.

- Понравилось ли вам сегодня на уроке?

- Что нового для себя узнали?

- Как мы пишем глаголы с частицей НЕ?

- Что особенно вам понравилось на уроке?

3 мин

Подача домашнего задания

Принять учебное задание.

Принимают информацию.

Найти и записать 3 загадки, в которых встретились бы глаголы с частицей НЕ.

2 мин


Самоанализ интегрированного урока по русскому языку и окружающему миру: «Правописание частицы НЕ с глаголом».

На уроке ставились следующие цели:

-совершенствование навыков правописания НЕ с глаголами

 -умение определять и формулировать цель  и тему урока

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок

     При разработке урока учитывались возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

     Урок соответствовал всем современным требованиям. Мультимедийное сопровождение способствовало развитию наглядно-образного мышления учащихся. Благодаря использованию средств мультимедиа, учащимся был открыт доступ к большему объёму информации, представленному в занимательной форме.  

       Выбранная структура урока (организационный момент, включающий эмоциональный    настрой, мотивирование  на результат, минутка чистописания, подводящая к теме и задачам урока, обобщение знаний путём практических действий, обобщение, рефлексия) была рациональна для решения задач. Рассмотрим этапы урока.

1 этап – организационный момент - имеет своей целью организовать внимание учащихся, настроить на серьезную работу. Я считаю, что данный этап играет  очень серьёзную воспитательную роль. На данном этапе формируются личностные УУД (знание моральных норм, проявление этических норм поведения).

Регулятивные: (самоконтроль подготовки к уроку).

2-3 этапом урока является закрепление пройденной темы. Проведение фронтального опроса, ребята работают над словарными словами.

4 этап урока введение в тему, постановка цели. Этот этап я начала с работы над предложением, в котором есть НЕ с глаголом.  Учащиеся сформулировали тему урока и определили цели, что развивает интерес к уроку.  На этапе формулирования целей урока основной учебно-воспитательной задачей являлось самостоятельное формулирование учащимися целей рока. Осознание учащимися типа урока и цели урока автоматически повышает активность учеников на уроке, дает возможность каждому ученику действительно быть субъектом и организатором учебного процесса, младшим коллегой и единомышленником учителя.

Для решения поставленной задачи я использовала фронтальную форму работы.  

Всё это стимулировало познавательную мотивацию, развивало речь учащихся; способствовало организации внимания. Учащиеся выполняли фонетический разбор слова.

На данном этапе формируются Предметные умения. Регулятивные (целеполагание, высказывание своего предположения). Познавательные (овладевать умением поиска и выделения необходимой информации, уметь сравнивать, объяснять выбор критериев для сравнения, делать предварительный отбор информации, находить ответы на вопросы).

Коммуникативные (владеть диалогической формой речи).

5  этап – физкультминутка

6 этап – закрепление знаний. Работа с учебником. На данном этапе закрепляются  аспекты изучаемой темы, повышается степень самостоятельности учащихся.  Учащимся гораздо интереснее (хотя и сложнее) самим найти орфограммы, чем действовать по подсказке учителя или учащихся.

7 этап – презентация по теме: «Птицы», развивает интерес учащихся к уроку, играет воспитательную роль.

8  этап – физкультминутка (гимнастика для глаз)

9 этап – творческая работа. Ребятам нужно дописать стихотворение. Развивает мышление, воображение.

10-11 этап – запись предложений под диктовку, с объяснением орфограмм. Викторина.

С 3 по 6 этапы идёт формирование Предметных умений.

Регулятивные (умение отличать правильно выполненное задание от неверного, осуществлять самоконтроль).

Познавательные: (умение осуществлять анализ учебного материала).

Коммуникативные (умение слушать и понимать речь других, выражать свои мысли).

12 этап – рефлексия. На данном этапе я вместе с учащимися подвожу итог урока, дети сообщают о своём отношении к уроку, объясняют, что усвоили, пригодится ли это в дальнейшей жизни.

На этапе рефлексии формируются Личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные (осуществлять самоконтроль, совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке).

Коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

13 этап - домашнее задание предлагаю творческое задание: найти и написать 3 загадки, в которых встретились бы глаголы с частицей НЕ.

На протяжении всего урока слежу за правильной речью учащихся, чтобы учащиеся давали только полные ответы и старались правильно строить свои мысли.

        Для организации учебной деятельности были использованы фронтальные,  индивидуальные, самостоятельные формы работы. Виды работ чередовались.

        В течение всего урока поддерживалась высокая работоспособность и доброжелательная психологическая атмосфера. Для снятия физического и психологического напряжения были проведены физкультминутки. Время урока использовалось рационально.

       Интегрированный урок (русского языка и окружающего мира)  позволил снять напряжение, сконцентрировать внимание, развить интерес к каждому этапу урока. После каждого этапа урока проводился различный способ контроля.

        Урок связан с окружающим миром.

Контроль на уроке осуществлялся через самоконтроль и взаимоконтроль, через учителя. Знания учащихся были оценены объективно.

Урок получился ярким, учащиеся узнали много нового и интересного о птицах. К уроку мы много готовились, были нарисованы рисунки учащимися на тему: «Любимая птица»;  выполнены работы и аппликации по технологии на тему: «Птицы»; проекты по окружающему миру: «Удивительные птицы».

Каждый ученик подвел итоговую оценку своей  деятельности.  В конце урока - рефлексия и подведение итога урока.

         Я считаю, что все поставленные задачи реализованы, цели урока  достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме: « Правописание приставок на-, за-, над-».

На уроке дети приступают к изучению темы:« Правописание приставок  на-, за-, над-» Работают с пословицей, устойчивыми выражениями. Проводится словарно-орфографическая работа, закрепление пройденн...

Открытый урок по русскому языку в 3 классе на тему "Правописание частицы "не" с глаголами"

Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами – Развитие умений писать глаголы с частицей не, графически обозначать орфограмму. – Осознание себя носителями...

Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме:" Правописание безударных падежных окончаний имён существительных".

: Цель этого урока              развивать умение правильно писать безударные окончания существительных в Род., Дат., Пр. падежах....

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира по теме: Правописание суффиксов –онок, -ёнок. Красная книга.

На интегрированном уроке русского языка и окружающего мира учащиеся 2 класса знакомится с правилами написания суффиксов – онок, - ёнок, отрабатывают алгоритм применения правила и раскрывают меры, необ...

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру на тему: "Спряжение глаголов в стране Пожарной безопасности"

- Сегодня наш разговор посвящен важной теме. А какой, назовёте, отгадав загадку.«Чему на свете нет ни меры, ни весу, ни цены?»...

Интегрированный урок-путешествие русского языка и окружающего мира в 3 классе "Родовые окончания глаголов в форме прошедшего времени. Золотое кольцо России"

Интегрированный урок окружающего мира и русского языка позволяет сформировать целостную картину мира у детей. Путешествуя по городам Золотого кольца, дети узнают о родовых окончаниях глаголов в форме ...