Конспекты уроков
план-конспект урока по русскому языку
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
Тема «Алфавит»
Учитель: Зубкова Ольга Александровна
Класс: 6
Предмет: русский язык
Дата: 19.09.2018
Тема учебного занятия: «Алфавит»
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: урок-беседа.
Вид урока: иллюстративно-объяснительный.
Технология: на диалоговой основе с элементами игры.
Цель урока: дать знания об особенностях русского алфавита.
Задачи урока:
- Обучающие:
- обеспечить усвоение учащимися особенностей русского алфавита;
- добиться усвоения знаний об истории письменности;
- обобщить и систематизировать знания по теме урока;
- отработать навыки использования алфавита, функций мягкого знака;
- устранить пробелы в знаниях по теме «Синтаксис», «Морфология», умение вести беседу.
- Развивающие:
- развивать умение применять знания на практике;
- формировать умения выделять главное;
- развивать умения частично – поисковой познавательной деятельности;
- развивать умения творчески подходить к решению заданий;
- развивать умение работать в заданном темпе: писать, читать, пользоваться учебной и справочной литературой;
- развивать инициативу, уверенность в своих силах.
- Воспитательные:
- воспитывать добросовестное отношение к труду;
- воспитывать дисциплинированность;
- развивать чувство к прекрасному.
Оборудование:
- таблица «Алфавит»;
- учебник; словари;
- карточки с заданиями.
Начало урока: введение, « разогрев» учебной группы, включающий эмоциональную и интеллектуальную « разминку».
Ход урока.
- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением.
Улыбнись! Даже если на сердце темно
И мешают в дороге ошибки,
Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,
Разве это не стоит улыбки?
Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
Чистописание
-Грамотный человек должен уметь красиво и правильно писать. Чтобы продолжить обучение нам нужны тетради.
-Я тетрадь свою открою /Открывают тетради/
И наклонно положу. /Кладут наклонно/
Я, друзья, от вас не скрою - /Берут ручки/
Ручку я вот так держу./Ставят руку на локоть и показывают как правильно держать ручку/
Сяду прямо, не согнусь /Опускают руку на тетрадь, проверяют осанку/
За работу я возьмусь. /Пишут число, классная работа/
- Сегодня на минутке чистописания мы напишем в соединении первую и последнюю буквы алфавита (ая, яа). Для тренировки попробуем прописать в воздухе.
1. Фронтальная работа.
- Назовите букву, которая находится между Л и Н.
- Какая буква находится после Р?
- Назовите букву, которая находится перед Э.
- Легко ли отвечать на такие вопросы?
- Какое знание нам поможет, чтобы быстро и правильно отвечать на подобные вопросы?
Ответы детей.
Знакомство с новой темой.
- Ребята, посмотрите, какое слово можно составить из этих листочков со слогами?
- Правильно «Алфавит».
- Так называется наш город букв.
- Цель нашего урока – знакомство с алфавитом.
- А вы знаете откуда оно к нам пришло?
- Слово «алфавит» пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась «альфа», а вторая в это время называлась «вита». Путём сложения этих двух слов получилось слово «алфавит»
- Так же и слово азбука. Оно образовалось из названий первых двух старославянских букв.
Алфавит и азбука обозначают одно и тоже.
- Что же такое алфавит?
- Это- буквы, расположенные в определенном порядке.
- А для чего он нужен?
- Посмотрите у вас на партах лежат толковые словари. Все слова здесь написаны по алфавиту начиная с буквы «А». В телефонном справочнике, в электронном журнале ваши фамилии написаны по алфавиту.
У меня в руках список класса как вы думаете чья фамилия будет самая первая? (Брехова) А последняя? (Чернов)
Слова в словарях располагаются в алфавитном порядке.
Книги в библиотеке стоят по алфавиту.
Карточки медицинские в больнице также стоят по алфавиту.
Справочники тоже составляются по алфавиту и т.д.
- Значит он нужен для того, чтобы быстро найти нужное слово.
- Откройте учебник на странице: 27. Посмотрите здесь написаны печатные, письменные буквы и их названия. Прочитаем названия букв хором.
1. Поставьте в алфавитном порядке слова:
Стол, кресло, холодильник, кровать, тумбочка.
2. Как сказать одним словом?
- Это ……
1. Поставьте в алфавитном порядке слова:
Кедр, береза, ель, осина, тополь, пихта, дуб, сосна, рябина, ясень.
2. Как их назвать одним словом?
- Это ……
Викторина.
Подробнее остановимся на русской азбуке.
1.Сколько букв в алфавите между А и Я? (33 буквы)
2.Какие буквы никогда не бывают в начале слова? (ы, ъ, ь)
3.Каких букв больше: гласных или согласных? (больше согласных букв; согласных – 21 буква, а гласных – 10).
4. Какими буквами можно обозначить мягкость согласных звуков на письме? (е, ё, и, ю, я, ь)
5. Какие буквы обозначают только твёрдые звуки? (ж, ш, ц).
6.Какие буквы обозначают только мягкие звуки? (ч, щ, й).
7. В чем разница между словами «букварь» и «азбука»? (нет разницы).
Физминутка
- Продолжаем работать с алфавитом.
Групповая работа. «Расколдуй слово».
- На доске записаны «заколдованные» слова с измененным порядком букв:
I ряд – ХОУПЛ. (ЛОПУХ)
II ряд – СМТОЫ. (МОСТЫ)
III ряд – НЫБТИ. (БИНТЫ)
Работа с учебником. Упражнение №2 с.46
-Прочитайте задание. Давайте составим предложение о звуках с помощью готового начала и слов для справок, а затем запишем его в тетрадь.
Выставление оценок.
Домашнее задание: стр.29 упр.5
ХОУПЛ
СМТОЫ
НЫБТИ
1. Поставьте в алфавитном порядке слова:
Стол, кресло, холодильник, кровать, тумбочка.
2. Как сказать одним словом?
- Это ……
1. Поставьте в алфавитном порядке слова:
Кедр, береза, ель, осина, тополь, пихта, дуб, сосна, рябина, ясень.
2. Как их назвать одним словом?
- Это ……
1. Поставьте в алфавитном порядке слова:
Стол, кресло, холодильник, кровать, тумбочка.
2. Как сказать одним словом?
- Это ……
1. Поставьте в алфавитном порядке слова:
Кедр, береза, ель, осина, тополь, пихта, дуб, сосна, рябина, ясень.
2. Как их назвать одним словом?
- Это ……
1. Поставьте в алфавитном порядке слова:
Стол, кресло, холодильник, кровать, тумбочка.
2. Как сказать одним словом?
- Это ……
1. Поставьте в алфавитном порядке слова:
Кедр, береза, ель, осина, тополь, пихта, дуб, сосна, рябина, ясень.
2. Как их назвать одним словом?
- Это ……
1. Поставьте в алфавитном порядке слова:
Стол, кресло, холодильник, кровать, тумбочка.
2. Как сказать одним словом?
- Это ……
1. Поставьте в алфавитном порядке слова:
Кедр, береза, ель, осина, тополь, пихта, дуб, сосна, рябина, ясень.
2. Как их назвать одним словом?
- Это ……
Алфавит
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....