Технологическая карта урока русского языка "Заглавная буква в географических названиях". 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
В.П. Канакина УМК «Школа России».2 класс Урок ОНЗ в технологии системно-деятельностного метода обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehkarta.docx | 47.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учитель: | Ляшко Е.М. учитель начальных классов МКОУ « Каменская НОШ-д/сад» |
Класс: | 2 |
Предмет: | Русский язык. |
Автор: | В.П. Канакина УМК «Школа России». |
Тема урока: | Заглавная буква в географических названиях. |
Тип урока: | урок открытия новых знаний |
Цель: | Создать условия для формирования у учащихся умения писать с заглавной буквы собственные имена существительные, обозначающие географические названия. |
Формы организации учебной деятельности: | парные, индивидуальные, фронтальные, групповые |
Методы обучения: | словесный, частично - поисковый, наглядный, практический, метод стимулирования и мотивации познавательной деятельности, контроля и самоконтроля. |
Планируемые результаты: | Личностные : - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе; - осознают свою принадлежность к русскому народу и стране, чувство патриотизма и гордости за свою Родину. - применяют правила правописания географических названий; Предметные: - научатся распознавать собственные имена существительные в каждую группу, самостоятельно подбирать пример на каждую группу; - правильно писать заглавную букву в собственных именах существительных, обозначающих географические названия; - видеть орфограммы; Метапредметные: Регулятивные: определяют и сохраняют тему и уч. задачу; находить разные способы решения учебной задачи; оценивают свою деятельность на уроке. Познавательные: анализируют, синтезируют, группируют, делают выводы; читают карту России; умеют высказывать и обосновывать свою точку зрения, отличают новое знание от уже известного; Коммуникативные: согласовывают действия, работая в паре и группе, строят понятные для партнёра высказывания |
Оборудование: | Учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Руссский язык» 2 класс, часть 1, М., - «Просвещение», 2012. ПК учителя, мультимедийный проектор, маршрутный лист, сундучок, листы самооценивания, карточки со словами, 2 географ. атласа |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникатив ные УУД | ||
Этап 1: Мотивация к учебной деятельности. | ||||
1. Приветствие гостей урока чистоговоркой: 2.Работа с листом достижений. - Заглянем в листы самооценки и сделайте прогноз результата своей деятельности на уроке цветом. -Чтобы красиво писать, надо соблюдать определенные правила, какие они? (Правильная посадка, положение тетради и ручки) - Запишите в тетради число, кл. работа. 3. Работа над девизом урока - Часто на уроках нашим главным помощником становится компьютер, но сегодня почему-то программа не включается. Написано: «Введите код» (слай2). Какой код? Что нужно делать? - А-а-а, вот в чем дело, чтобы разгадать код, нужно выполнить какие-то задания. -Посмотрите, пожалуйста, по сторонам, соберите пословицу, она будет девизом нашего сегодняшнего урока . ( По периметру класса расклеены слова пословицы) Повторение - мать ученья. -Как вы понимаете смысл этой пословицы (Несколько раз повторишь - выучишь. Чтоб выученное не забыть, повторяй!) «Повторение - мать ученья» - это поговорка, под которой подразумевается, что главным в учёбе является повторение. Без повторения ученье бесполезно. Отсюда и вытекает слово мать - начало, росток всего ученья, без повторенья не будет и ученья. | Принимают установленные правила в планировании и оценивании Прогнозируют свои результаты . Выполняют учебное задание в соответствии с целью. | Придумывают концовку чистоговорки в рифму. Высказывают свои предположения. Анализируют, синтезируют Анализируют объекты с выделением существенных и несущественных признаков | Слушают и слышат других, принимают иную точку зрения Формулируют ответ на вопрос. | |
Этап 2: Актуализация опорных знаний . Самоопределение к деятельности . Постановка учебной задачи урока. | ||||
1. Письмо по памяти - Какие орфограммы здесь встретились? 2.Словарная работа. - Можно ли запись на 2 строке назвать предложением? Почему? - Чтобы дописать предложение познакомиться с написанием нового словарного слова. (Слайд №3) - Кто знает, от какого слова произошло слово Россия? Россы – это народ, который проживал на территории нашей страны в далёкой древности. Это были высокие светловолосые люди, Сейчас их называют россиянами. Определите “опасное” место. - Запишите новое словарное слово, проговаривая по слогам. -Соберите информацию об этом слове(это существительное, неодушевлённое, собственное) Допишите предложение 3. Самоопределение к деятельности -Для чего нужна заглавная буква? - Какие слова относятся к собственным? Приведите пример. Работа со схемой «Имена собственные» 4. Фиксация затруднения в громкой речи. Работа с маршрутом. 5. Формулирование цели урока | . Определяют цели учебной деятельности с помощью учителя Принимают установленные правила в планировании и оценивании | Находят и называют орфограммы Строят речевое высказывание в устной форме -Россия: в первом слоге “опасное” место: безударная “о”. Ее нужно запомнить. И ещё что мы видим в написании этого слова?- двойная согласная СС Отвечают на вопросы. Приводят свои примеры. Проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом Демонстрируют сформированные знания, группируют слова Определяют проблему и находят пути её решения | Осознают и определяют эмоции других людей Принимают различные точки зрения, формулируют собственное мнение Договариваются при работе в паре, приходят к единому решению, строят понятные для партнёра высказывания | |
4 этап. Построение проекта выхода из затруднения. Определение темы урока. тОткрытие нового. | ||||
1. Определение темы урока через проблемный вопрос - Перед вами карта России. (Слайд 4) Что же изображено на ней?.(Использую наглядно географическую карту и маршрутный лист (по ходу урока вставляю карточки со словами реки, моря, озера, страны, города в кармашки маршрутного листа). -Как же одним словом всё это назвать? -Кто догадался, какая у нас сегодня тема урока? 2. “Открытие” новых знаний На карте России более миллиона названий. – Подумайте, почему необходимо давать названия странам, городам, рекам? – Значит географические названия – это имена собственные или нарицательные? – Какое правило, о написании имен собственных мы знаем? – Сделайте вывод о том, как же нужно писать названия стран, городов, деревень, улиц, рек? (Слайд 5) Реки, моря и озера, Страны, города, Все с заглавной буквы Пишутся всегда! Это нужно запомнить, раз и навсегда! Давайте определим, что нужно знать, чтобы правильно писать географические названия?
| Вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Планируют, составляют алгоритм (Слайд 6) | Отвечают на вопросы: - Названия городов, рек, гор, озёр, морей. Работают с картой Перерабатывают и преобразовывают информацию -Чтобы отличать их друг от друга -Собственные -Имена собственные пишутся с заглавной буквы Заучивают правило в стих форме. | Выражают свои мысли, выстраивают монологическую и диалогическую речь | |
5 этап. Первичное закрепление во внешней речи. | ||||
1. Упражнение в правописании заглавной буквы в геогр.назван. - Мы попали на сайт объявлений. Из всех выделяется объявление, написанное красным цветом. Давайте его прочитаем. - А вот и карта! (Слайд №7) Посмотрите, на карте флажком отмечена деревня Простоквашино, а крестиком - место, где спрятан клад. Давайте подумаем, на чем лучше добраться до места, где зарыт клад? - Предлагаю записать весь маршрут в тетрадь. Начнем с того места, где мы сейчас находимся: деревня Простоквашино, что мы встречаем дальше на пути. 2. Физминутка направлена на снятие эмоционального и умственного напряжения по средствам смены деятельности, развитие внимания, повторение изученного материала с предыдущего урока. Учитель называет слова: | Осуществляют взаимопроверку по эталону (Слайд 8) Выполняют движение по образцу | Читают объявление Обдумывают маршрут и определяют самый эффективный Пишут с комментированием. . -собственные сущ. - | Договариваются при работе в паре, приходят к единому решению, строят понятные для партнёра высказывания | |
6 этап. Включение в систему знаний и повторение | ||||
1.Самостоятельная работа по карточкам. -Вставить пропущенные буквы. Мой друг переехал в город (о, О) рёл. Наш герб украшает двуглавый (О, о)рёл. 2. Работа в группе. - Молодцы, чувствую, что вы хорошо усвоили эту тему. Красная, площадь, красная, роза, улица, Лесная, лесная, зона Чёрное море, чёрное небо, Уральские горы, уральские ветры. | Работают по алгоритму, сверяют свои действия с учебной задачей, корректируют свою деятельность. | Различают собственные и нарицательные имена существительные, применяют правила правописания, строят рассуждения в устной форме Соотносят имена собственные с названиями объектов | Работают в группе. Развивают умение слушать и понимать речь других Ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии | |
7 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | ||||
- Вы очень дружные ребята и клад сам дался нам в руки. (Учитель достает сундучок.) - Так интересно узнать, что же в нашем сундучке. Жители Простоквашино благодарят нас за помощь и хотят, чтобы мы оставили им адрес нашей школы. Самооценка. -Кто выполнил задание без ошибок, поднимите руку. Молодцы, погладьте себя по головке! А кто ошибся – не огорчайтесь. Не ошибается тот, кто ничего не делает. | Соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем. Оценивают свои достижения. Самооценка (Слайд 9) | - Деньги, конфеты, драгоценности и т.д Записывают адрес своей школы. | ||
8 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | ||||
1. Наш урок подходит к концу . - Вспомните, какую цель вы поставили в начале урока? - - Достигли вы её? - Чем запомнился сегодняшний урок? Расскажите по схеме: (Слайд 10) Сегодня на уроке: Я узнал… Я научился… Было трудно… Было интересно… Могу похвалить себя за… Ставлю себе оценку… 3.Вручение значков, в первую очередь тем, кто был активнее других IX. Домашнее задание (творческое) (Слайд11) | Оценивают степень успешности своей работы в соответствии с заданными критериями, осознание необходимости нового знания. Самооценка Выбирают домашнее задание для успешного усвоения изученного материала | Подводят итог результатам своего труда в соответствии с целью | Осуществляют рефлексию |
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. На уроке были использованы следующие методы обучения:
по виду источника информации:
- словесные (объяснение, беседа с учащимися);
- наглядные (демонстрация презентации обучающего курса);
- практические (работа с карточками)
по виду учебной деятельности:
- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
Дети сами открыли знания о правописании заглавной буквы в географических названиях. Урок построен в игровой форме, с использованием заданий поискового, творческого характера, способствующих развитию логического мышления.
Первый этап УД. Развитие познавательного интереса на основе эмоциональной мотивации, связной с новизной деятельности использование игрового приема – путешествие по географической карте, заинтересовывает детей в учебном предмете.
Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок был по-своему успешен.
Физкультминутка направлена на снятие эмоционального и умственного напряжения по средствам смены деятельности, развитие внимания, повторение изученного материала .
Выбранная форма организации учебной деятельности школьников показала себя очень эффективной, т. к темп урока позволил выполнить больший объём заданий. Создание проблемных ситуаций (в самом начале урока) мотивирует учащихся к настрою в работе. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку.
Учащиеся оценили не только впечатления от урока, но и уровень своих знаний по данному разделу.
Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.
реки
моря
озера
страны
города
океаны
горы
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ
Карточка
Мой друг переехал в город (о, О) рёл. Наш герб украшает двуглавый (О, о)рёл.
Ф И О
КЛИЧКИ ЖИВОТНЫХ
Названия книг, газет, журналов.
Красная площадь красная
роза улица Лесная
лесная зона Чёрное
море чёрное небо
Уральские горы уральские
ветры
Карточка
Задание: вставьте пропущенные буквы.
Мой друг переехал в город (о, О)рёл. Наш герб украшает двуглавый (О, о)рёл.
Карточка
Задание: вставьте пропущенные буквы.
Мой друг переехал в город (о, О)рёл. Наш герб украшает двуглавый (О, о)рёл.
Карточка
Задание: вставьте пропущенные буквы.
Мой друг переехал в город (о, О) рёл.
Наш герб украшает двуглавый (О, о)рёл.
Карточка
Задание: вставьте пропущенные буквы.
Мой друг переехал в город (о, О) рёл. Наш герб украшает двуглавый (О, о)рёл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка:"Три группы слов: названия, указатели, помощники".
Технологическая карта урока,реализующего формирование УУД...
Технологическая карта урока русского языка (обучение грамоте) в 1 классе по теме "Знакомство с буквами Пп". Программа "Начальная школа 21 века" ФГОС НОО
Технологическая карта с мультимедийным приложением....
Технологическая карта урока«Как узнать буквы корня в названиях действий»
Цель урока: знакомство учащихся с конкретными способами подбора проверочных слов для названий действий; Задачи: - учить подбирать проверочные слова; - развивать умения решать орфографические...
Технологическая карта урока русского языка «Буква мягкий знак» (УМК "Школа России",1 класс)
Тема урока: «Буква мягкий знак»Тип урока: закрепление.Цель урока: закрепить знания учащихся о букве ь для обозначения мягкости согласного.Задачи урокаДидактические:1.познакомить учащихся с...
Технологическая карта урока русского языка «Буквы й и и. Звуки [й’] и [и]» (УМК «Школа России», 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений о разнице звуков [й’] и [и], о том, почему звук [й’] не образует слогЗадачи урокаДидактические:У...
Технологическая карта урока русского языка «Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов», 2 класс, УМК «Школа России»
Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование знаний о предметах по тематическим группам, по однородным признакам и их классификацияЗадачи урокаДидактические:1) Уметь работать...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА «Буква Й и И» 1 класс (УМК "Школа России").
Цель урока: формировать отличительные признаки букв И, Й и правила их написания; научить отличать согласный звук [й] и [и]; учить навыкам переноса слов с буквой й, совершенствовать умение обозна...
- Мне нравится (1)