Технологическая карта урока русского языка "Заглавная буква в географических названиях". 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Ляшко Елена Михайловна

В.П. Канакина  УМК «Школа России».2 класс Урок ОНЗ в технологии системно-деятельностного метода обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta.docx47.74 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель:

Ляшко Е.М. учитель начальных классов МКОУ « Каменская НОШ-д/сад»

Класс:

2

Предмет:

Русский язык.

Автор:

В.П. Канакина  УМК «Школа России».

Тема урока:

Заглавная буква в географических названиях.

Тип урока:

урок открытия новых знаний

Цель:

 Создать  условия для формирования у учащихся умения писать с заглавной буквы собственные имена существительные, обозначающие географические названия.

Формы организации учебной деятельности:

парные, индивидуальные, фронтальные, групповые

Методы обучения: 

словесный, частично - поисковый, наглядный, практический, метод стимулирования и мотивации познавательной деятельности, контроля и самоконтроля.

Планируемые

результаты:

Личностные :

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;    - осознают свою принадлежность к русскому народу и стране, чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

- применяют правила правописания географических названий;

Предметные:

- научатся распознавать собственные имена существительные в каждую группу, самостоятельно подбирать пример на каждую группу;

- правильно писать заглавную  букву в собственных  именах  существительных, обозначающих  географические названия;

- видеть орфограммы;

Метапредметные:

Регулятивные:  определяют и сохраняют тему и уч. задачу; находить разные способы решения учебной задачи; оценивают свою деятельность на уроке.

Познавательные: анализируют, синтезируют,  группируют, делают  выводы; читают  карту России;  умеют  высказывать и обосновывать свою точку зрения, отличают новое знание от уже известного;

Коммуникативные: согласовывают действия, работая в паре и группе, строят понятные для партнёра высказывания

Оборудование:

Учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Руссский язык» 2 класс, часть 1, М., - «Просвещение», 2012.

 ПК  учителя, мультимедийный проектор, маршрутный лист, сундучок, листы самооценивания, карточки со словами, 2 географ. атласа

               Деятельность учителя

                                        Деятельность учащихся

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникатив

ные УУД

Этап 1: Мотивация к учебной деятельности.

1. Приветствие гостей урока чистоговоркой:
Ень- ень- ень – скажем всем мы: «Добрый день!»
Вы-вы-вы –будем все мы вежливы
Ас-ус-ос – я не буду вешать нос.

2.Работа с листом достижений.

- Заглянем в листы самооценки и  сделайте прогноз  результата своей деятельности на уроке цветом.                                                            -Чтобы красиво писать, надо соблюдать определенные правила, какие они? (Правильная посадка, положение тетради и ручки)               - Запишите в тетради число, кл. работа.

3. Работа над девизом урока

- Часто на уроках нашим главным помощником становится компьютер, но сегодня почему-то программа не включается. Написано: «Введите код» (слай2). Какой код? Что нужно делать?

- А-а-а, вот в чем дело, чтобы разгадать код, нужно выполнить какие-то задания.

-Посмотрите, пожалуйста, по сторонам, соберите пословицу, она будет девизом нашего сегодняшнего урока                                                       .  ( По периметру класса расклеены слова пословицы)                                                 Повторение - мать ученья.                                                                                          -Как вы понимаете смысл этой пословицы (Несколько раз повторишь - выучишь. Чтоб выученное не забыть, повторяй!)

«Повторение - мать ученья» - это поговорка, под которой подразумевается, что главным в учёбе является повторение. Без повторения ученье бесполезно. Отсюда и вытекает слово мать - начало, росток всего ученья, без повторенья не будет и ученья

Принимают установленные правила в планировании и оценивании

Прогнозируют свои результаты

.

Выполняют учебное задание в соответствии с целью.

 Придумывают концовку чистоговорки в рифму.

Высказывают свои предположения.

Анализируют, синтезируют

Анализируют объекты с выделением существенных и несущественных признаков

Слушают и слышат других, принимают иную точку зрения

Формулируют ответ на вопрос.

Этап 2: Актуализация  опорных знаний . Самоопределение к деятельности . Постановка учебной задачи урока.

1. Письмо по памяти                                                                                              - Какие орфограммы здесь встретились?

2.Словарная работа.

- Можно ли запись на 2 строке назвать предложением? Почему?          - Чтобы дописать предложение познакомиться с написанием  нового словарного слова.        (Слайд №3)                                                                          

 - Кто знает, от какого слова произошло слово Россия?                 Россы – это народ, который проживал на территории нашей страны в далёкой древности. Это были высокие светловолосые люди, Сейчас их называют  россиянами. 

Определите “опасное” место.

- Запишите новое словарное слово, проговаривая по слогам.  

-Соберите информацию об этом слове(это существительное, неодушевлённое, собственное)

Допишите предложение

 3. Самоопределение к деятельности                                                

-Для чего нужна заглавная буква?                                                              

- Какие слова  относятся к  собственным? Приведите пример.

Работа со схемой «Имена собственные»

4. Фиксация затруднения в громкой речи.

Работа с маршрутом.

5. Формулирование цели урока

.

Определяют цели учебной деятельности с помощью учителя

Принимают установленные правила в планировании и оценивании

Находят и называют орфограммы

Строят речевое высказывание в устной форме

-Россия: в первом слоге “опасное” место: безударная “о”. Ее нужно запомнить. И ещё что мы видим в написании этого слова?- двойная согласная СС

Отвечают на вопросы.

Приводят  свои примеры.

Проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом

Демонстрируют сформированные знания, группируют слова

Определяют проблему и находят пути её решения

Осознают и определяют эмоции других людей

Принимают различные точки зрения, формулируют собственное мнение

Договариваются при работе в паре, приходят к единому решению, строят понятные для партнёра высказывания

4 этап. Построение проекта выхода из затруднения. Определение темы урока. тОткрытие нового.

1. Определение темы урока через проблемный вопрос  

  - Перед вами карта России. (Слайд 4)  Что же изображено на ней?.(Использую наглядно географическую карту и маршрутный лист (по ходу урока вставляю карточки со словами реки, моря, озера, страны, города в кармашки маршрутного листа).                                                                                    -Как же одним словом всё это назвать?

-Кто догадался, какая у нас сегодня тема урока?                                                                2. “Открытие” новых знаний                                                                                               На  карте России более миллиона названий.                                                                                          Подумайте, почему необходимо давать названия странам, городам, рекам?                                                                                                                                        – Значит географические названия – это имена собственные или нарицательные?

– Какое правило, о написании имен собственных мы знаем? 

– Сделайте вывод о том, как же нужно писать названия стран, городов, деревень, улиц, рек? (Слайд 5)

 Реки, моря и озера,                                                                                      Страны, города,                                                                                      Все с заглавной буквы                                                                                Пишутся всегда!

Это нужно запомнить, раз и навсегда!

Давайте определим, что нужно знать, чтобы правильно писать географические названия?

  1. Географические названия – это имена собственные, поэтому пишутся с заглавной буквы.
  2. Правописание названий географических объектов необходимо сверять с образцом или проверять по словарю.

Вносят необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Планируют, составляют алгоритм

(Слайд 6)

Отвечают на вопросы:

- Названия городов,   рек, гор, озёр, морей.

Работают с картой

Перерабатывают и преобразовывают информацию

-Чтобы отличать их друг от друга

-Собственные

-Имена собственные пишутся с заглавной буквы

Заучивают правило в стих форме.

Выражают свои мысли, выстраивают монологическую и диалогическую речь

5 этап.  Первичное закрепление во внешней речи.  

1. Упражнение в правописании заглавной буквы в геогр.назван.                                                                                                                - Мы попали на сайт объявлений. Из всех выделяется объявление, написанное красным цветом. Давайте его прочитаем.
«Ищем учеников 2 класса, которые помогут прочитать карту и отыскать клад. Жители деревни Простоквашино».
- Какое интересное объявление. Как будто для нас написали. Откликнемся на это объявление? Ведь искать клад так интересно!

- А вот и карта!  (Слайд №7)        Посмотрите, на карте флажком отмечена деревня Простоквашино,  а крестиком - место, где спрятан клад. Давайте подумаем, на чем лучше добраться до места, где зарыт клад?

- Предлагаю записать весь маршрут в тетрадь. Начнем с того места, где мы сейчас находимся: деревня Простоквашино,  что мы встречаем дальше на пути.

2. Физминутка направлена на снятие эмоционального и умственного напряжения по средствам смены деятельности, развитие внимания, повторение изученного материала с предыдущего урока.

Учитель называет слова: 
Жучка, кошка, Андрей, Путин, улица, Победы,  село, Аня, площадь, Сергеевна,  Дон, город, Африка, щенок,

Осуществляют взаимопроверку               по эталону

(Слайд 8)

Выполняют движение по образцу

Читают объявление

Обдумывают маршрут и определяют самый эффективный

Пишут с комментированием.

.

-собственные сущ. -
руки вверх, потянулись; 

- нарицательные сущ. -
наклон вперед;

Договариваются при работе в паре, приходят к единому решению, строят понятные для партнёра высказывания

6 этап. Включение в систему знаний и повторение

1.Самостоятельная работа по карточкам.                                                     -Вставить пропущенные буквы.

Мой друг переехал в город (о, О) рёл. Наш герб украшает двуглавый (О, о)рёл.

2. Работа в группе.

- Молодцы, чувствую, что вы хорошо усвоили эту тему.
- Наш теплоход причалил к тому месту, где находится клад. Нам, я думаю, удастся найти клад, потому что мы дружные и помогаем друг другу в трудную минуту. А чтобы в этом убедиться, я предлагаю следующее задание: на столе у вас лежат карточки со словами, из которых надо составить словосочетания. Но вы должны посоветоваться друг с другом, обсудить правильность ответа и принять совместное решение.

Красная,  площадь, красная,  роза, улица, Лесная,  лесная, зона Чёрное море, чёрное небо, Уральские горы, уральские ветры.

Работают по алгоритму, сверяют свои действия с учебной задачей, корректируют свою деятельность.

Различают собственные и нарицательные имена существительные, применяют правила правописания, строят рассуждения в устной форме

Соотносят  имена собственные с названиями объектов

Работают в группе.

Развивают умение слушать и понимать речь других

Ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии

7 этап. Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону.

- Вы очень дружные ребята и клад сам дался нам в руки. (Учитель достает сундучок.)
- Как вы думаете, что может быть в этом сундучке?

- Так интересно узнать, что же в нашем сундучке.
- Поднимите руку, кому бы хотелось, чтобы в сундучке была книга, а не  драгоценности, деньги?

Жители Простоквашино благодарят нас за помощь и хотят, чтобы мы оставили им адрес нашей школы.

Самооценка. -Кто выполнил задание без ошибок, поднимите руку. Молодцы, погладьте себя по головке! А кто ошибся – не огорчайтесь. Не ошибается тот, кто ничего не делает.    

Соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем. Оценивают свои достижения.

Самооценка

   (Слайд  9)

- Деньги, конфеты, драгоценности и т.д

Записывают адрес своей школы.

8 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

1.   Наш урок  подходит к концу .

- Вспомните, какую цель вы поставили в начале урока?                    -  - Достигли вы её?                                                                                                - Чем запомнился сегодняшний урок? Расскажите по схеме: (Слайд 10)

Сегодня на уроке:

Я узнал…                                                                                                                 Я научился…                                                                                                        Было трудно…                                                                                                      Было интересно…                                                                                                            Могу похвалить себя за…                                                                                          Ставлю себе оценку…

3.Вручение значков, в первую очередь тем, кто был  активнее других

 IX. Домашнее задание (творческое)   (Слайд11)
Задание по выбору: 1)Стр.          упр
2) .Придумать сказку о большой букве

Оценивают  степень успешности своей работы в соответствии с заданными критериями, осознание необходимости нового знания.

Самооценка

Выбирают домашнее задание  для успешного усвоения изученного материала

Подводят итог результатам своего труда в соответствии с целью

Осуществляют рефлексию


Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. На уроке были использованы следующие методы обучения:

по виду источника информации:

  • словесные (объяснение, беседа с учащимися);
  • наглядные (демонстрация презентации обучающего курса);
  • практические (работа с карточками)

по виду учебной деятельности:

  • проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

Дети сами открыли  знания о правописании заглавной буквы в географических названиях. Урок построен в игровой форме, с использованием заданий поискового, творческого характера, способствующих развитию логического мышления.

      Первый этап УД. Развитие познавательного интереса на основе эмоциональной мотивации, связной с новизной деятельности использование игрового приема – путешествие по географической карте, заинтересовывает детей в учебном предмете.

     Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок  был по-своему успешен.

Физкультминутка направлена на снятие эмоционального и умственного напряжения по средствам смены деятельности, развитие внимания, повторение изученного материала .

    Выбранная форма организации учебной деятельности школьников показала себя очень эффективной, т. к темп урока позволил выполнить больший объём заданий. Создание проблемных ситуаций  (в самом начале урока) мотивирует учащихся к настрою в работе. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку.

   Учащиеся оценили не только  впечатления от урока, но и уровень своих знаний по данному разделу.

Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.


   реки 

   моря

   озера

 страны

  города 

 океаны

   горы


ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ

                        Карточка

Мой друг переехал в город (о, О) рёл. Наш герб украшает двуглавый (О, о)рёл.


     

    Ф   И   О

КЛИЧКИ ЖИВОТНЫХ

Названия книг, газет, журналов.

Красная         площадь        красная  

 роза                улица                Лесная  

 лесная             зона               Чёрное  

 море                 чёрное              небо

Уральские        горы         уральские

ветры

Карточка

Задание: вставьте пропущенные буквы.

     Мой друг переехал в город (о, О)рёл.  Наш герб украшает двуглавый (О, о)рёл.

Карточка

Задание: вставьте пропущенные буквы.

     Мой друг переехал в город (о, О)рёл.  Наш герб украшает двуглавый (О, о)рёл.

Карточка

Задание: вставьте пропущенные буквы.

Мой друг переехал в город (о, О) рёл.

Наш герб украшает двуглавый (О, о)рёл.

Карточка

Задание: вставьте пропущенные буквы.

    Мой друг переехал в город (о, О) рёл.  Наш герб украшает двуглавый (О, о)рёл.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока«Как узнать буквы корня в названиях действий»

Цель урока: знакомство учащихся с конкретными способами подбора проверочных слов для названий действий; Задачи: - учить подбирать проверочные слова; - развивать умения решать орфографические...

Технологическая карта урока русского языка «Буква мягкий знак» (УМК "Школа России",1 класс)

Тема урока: «Буква мягкий знак»Тип урока: закрепление.Цель урока: закрепить знания учащихся о букве ь для обозначения мягкости согласного.Задачи урокаДидактические:1.познакомить учащихся с...

Технологическая карта урока русского языка «Буквы й и и. Звуки [й’] и [и]» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений о разнице  звуков [й’] и [и], о том, почему звук [й’] не образует слогЗадачи урокаДидактические:У...

Технологическая карта урока русского языка «Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов», 2 класс, УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование знаний о предметах по тематическим группам, по однородным признакам и их классификацияЗадачи урокаДидактические:1) Уметь работать...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА «Буква Й и И» 1 класс (УМК "Школа России").

Цель урока: формировать отличительные признаки букв И, Й и правила их написания; научить отличать согласный звук [й] и [и]; учить  навыкам переноса слов с буквой й, совершенствовать умение обозна...