конспект урока по родному языку «Употребление глаголов в прямом и переносном смысле» 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Родной язык 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_rodn_yazyku_glagol_v_pryamom_i_peren_znach_otk_urok_4_klass.doc | 219 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по родному языку (русский язык)
Дата: 5 февраля 2019 год
Учитель: Васильева М.И.
Класс: 4 Д
Тема урока: «Употребление глаголов в прямом и переносном смысле»
Цель урока: развивать умение распознавать глаголы в прямом и переносном значении; правильно употреблять их в речи; развивать орфографическую зоркость
Задачи:
- научить распознавать глаголы в прямом и переносном значении; правильно употреблять их в речи; развивать орфографическую зоркость.
- развивать память, внимание, мышление;
- воспитывать интерес к русскому языку.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Ход урока
№ | Этап урока, время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Орг. момент Цель: настроить на урок | Взаимное приветствие учителя и учащихся. Проверка готовности к уроку. | |
2. | Актуализация знаний Фронтальный опрос Минутка - чистописания | Учитель организует фронтальный опрос - О чем мы сегодня будем говорить на уроке, вы сами догадаетесь, если отгадаете загадку. Что без меня предметы? -Правильно, в этом стихотворении - загадке говорится о глаголе. -Вспомним все, что мы уже знаем, об этой части речи. - Из представленных вашему вниманию слов выберите те, которые относятся к теме нашего урока: предмет, часть речи, какой? действие предмета, что делать? кто? что сделать? признак предмета и дайте определение глагола. - Чем чаще всего в предложении бывает глагол? - Какие слова называют антонимами? Приведите примеры. - Какие слова называют синонимами? Приведите примеры. Выполните мои задания. (Ответы нужно записать на доске.) - Подберите антоним глаголу строить. - Синоним слову скакать. - Антоним глаголу огорчаться - Назовите «лишнее» слово: чистый, резвиться, скромное, веселая. На доске: разрушать, прыгать, радоваться, резвиться. -Найдите в словах одинаковый звук. Какой буквой на письме обозначается этот звук? (в словах два таких звука) - Дайте характеристику звуку, обозначенному буквой Р - Пропишите эту букву целую строчку Рр | Читают загадку и называют отгадку (О глаголе.) Отвечают на вопросы учителя, приводят примеры - Глагол –это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать что делают? что будут делать ? и др. Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глагол имеет форму времени, изменяется по числам, в прошедшем времени единственного числа изменяется по родам. -Обычно в предложении глагол бывает сказуемым. - Антонимы – противоположные по значению слова. - Синонимы –близкие по значению слова. Дети по очереди выходят к доске и записывают слова: разрушать прыгать радоваться резвиться,
- буква Р Прописывают буквосочетания по образцу, контролируют написание |
3. | Открытие нового знания Цель: формировать умение правильного употребления глаголов в прямом и переносном смысле 3.1 Организация проблемной ситуации 3.2 Обсуждение проблемы | Прочитайте предложения (карточка 1., на парте). Зимой река спит подо льдом. Маленький Руслан крепко спит. Назовите орфограммы в этих предложениях. Спишите. Подчеркните главные члены предложения. Проверка. - Что заинтересовало в предложениях? - В каком предложении глагол употреблен в прямом значении, а в каком в переносном? -Как вы понимаете выражение «в переносном значении»? Сегодня на уроке мы узнаем о том, что один и тот же глагол может употребляться в разных значениях. Какую учебную задачу мы себе поставим? - Как вы считаете, зачем в некоторых случаях глаголы употребляются в переносном значении? | Записывают предложения, подчеркивают главные члены, проверяют и сравнивают их. Вступают в диалог с учителем: -И в первом, и во втором предложениях употребляется один и тот же глагол. - Руслан спит – в прямом Высказывают своё предположение, объясняют значение глаголов - Они делают нашу речь точной и выразительной; используются в речи для передачи движения; если писатель хочет отобразить картину, в которой предметы перестают быть неподвижными, он обращается к глаголам; глаголы способствуют эмоциональности и яркости текста) |
3.3 Работа по теме урока | - Ребята, отгадайте загадку: Ходят весь век, а не человек. - Верно, часы (для наглядности вывешивает на доску картинку с изображением часов и читает стихотворение) -Говорят: часы стоят, Говорят: часы спешат, Говорят: часы идут, Но немного отстают. Мы смотрели с Мишкой вместе, А часы стоят на месте. (В. Орлов) -Помогите мальчишкам разобраться, почему же часы стоят на месте, когда все говорят, что часы спешат и идут. - Как называется такой прием в литературе? | Отгадывают загадку, помогают героям стихотворения - Метафора, олицетворение | |
Физкультминутка | -Давайте немного отдохнём. Я буду называть глаголы в прямом и переносном значении. Если услышите глагол в переносном значении – приседаете, если глагол в прямом не выполняете любое движение кроме приседания. Рассыпались (зёрна, конфеты, лучи, звёзды); Зажечь (свеча, костёр, ребята). Пешеход идёт – часы идут Ветер уснул - человек уснул | Выполняют движения, повторяя за учителем | |
5 | Контроль знаний Цель: выявить уровень усвоения нового знания
| Учитель проверяет уровень усвоения нового знания
- У вас на столах есть карточки 2., на которых выписаны высказывания. Вы должны со своим товарищем по парте определить, в каком значении употреблены глаголы. Запишите предложение в тетрадь, подчеркните глаголы и если у вас глагол, который употреблен в переносном смысле, то поставьте над ним плюс. Ленивое солнце ещё спит. Солнце выглянуло из-за горы. Ночной костёр погас. Луна льёт свет. Земля пьёт воду. Зимой трещат лютые морозы. Река ещё спит. От мороза горят щеки. Быстро бежит время. Крапива больно кусается. Тихо шепчется листва. Громко воет волк. Проверка. - Хорошо зная лексическое значение глаголов, вы не сядете в калошу и будете грамотно употреблять глаголы в речи. Кстати, знаете ли вы, что означает выражение «сесть в калошу»? -А как называется это выражение? -В состав фразеологизмов входят глаголы. - определите значение фразеологизмов: Сидеть, сложа руки - бездействовать, лениться. Не успеешь оглянуться – очень быстро. Задирать нос – гордиться. Водить за нос – обманывать. Встретиться нос к носу – близко. Клевать носом – спать. Зарубить на носу – хорошо знать. Баклуши бить – бездельничать. Считать ворон - Ротозейничать, быть рассеянным, невнимательным. Трещать как сорока – говорить громко, быстро и без умолку. - Вывод: глаголы в составе фразеологических оборотов употребляются в переносном значении и служат для выразительности речи. - Я предлагаю выбрать из группы фразеологических оборотов те, которые помогут охарактеризовать человека с положительной стороны. (задания на карточках) – общий язык, язык без костей. – золотые руки, рукой подать. – говорить в глаза, хоть глаз выколи. – человек с головой, потерять голову. – держать ухо востро, развесить уши. – падать с ног, идти в ногу. – держать нос по ветру, клевать носом. | Самостоятельно выполняют задания паре, проводят взаимопроверку Списывают, подчеркивают и выделяют глаголы в переносном значении. Озвучивают предложения, где глаголы в переносном значении. Объясняют значения глаголов. -оказаться в смешном, глупом положении - Фразеологизм Отвечают, объясняют фразеологизмы Подчеркивают правильный фразеологизм |
6. | Рефлексия. | Учитель задает наводящие вопросы по теме урока: - Какую проблемную ситуацию мы разбирали? - С какой целью в речи употребляются глаголы в прямом и переносном значении? | Проводят совместно рефлексию |
7 | Подведение итогов | - Что нового узнали на уроке? | Отвечают на вопрос, подводят итоги |
8 | Домашнее задание | Сочинить загадку, четверостишие или небольшую сказку о родной природе с использованием глаголов в прямом и переносном значении. | Записывают в дневник |
предмет
часть речи
какой?
действие предмета что делать? кто?
что сделать? признак предмета
Карточка 1. Зимой река спит подо льдом. Маленький Руслан крепко спит. | Карточка 1. Зимой река спит подо льдом. Маленький Руслан крепко спит. |
Карточка 1. Зимой река спит подо льдом. Маленький Руслан крепко спит. | Карточка 1. Зимой река спит подо льдом. Маленький Руслан крепко спит. |
Карточка 1. Зимой река спит подо льдом. Маленький Руслан крепко спит. | Карточка 1. Зимой река спит подо льдом. Маленький Руслан крепко спит. |
Карточка 2. Ленивое солнце ещё спит. Солнце выглянуло из-за горы. Ночной костёр погас. Луна льёт свет. Земля пьёт воду. Зимой трещат лютые морозы. Река ещё спит. От мороза горят щеки. Быстро бежит время. Крапива больно кусается. Тихо шепчется листва. Громко воет волк. | Карточка 2. Ленивое солнце ещё спит. Солнце выглянуло из-за горы. Ночной костёр погас. Луна льёт свет. Земля пьёт воду. Зимой трещат лютые морозы. Река ещё спит. От мороза горят щеки. Быстро бежит время. Крапива больно кусается. Тихо шепчется листва. Громко воет волк. |
Карточка 2. Ленивое солнце ещё спит. Солнце выглянуло из-за горы. Ночной костёр погас. Луна льёт свет. Земля пьёт воду. Зимой трещат лютые морозы. Река ещё спит. От мороза горят щеки. Быстро бежит время. Крапива больно кусается. Тихо шепчется листва. Громко воет волк. | Карточка 2. Ленивое солнце ещё спит. Солнце выглянуло из-за горы. Ночной костёр погас. Луна льёт свет. Земля пьёт воду. Зимой трещат лютые морозы. Река ещё спит. От мороза горят щеки. Быстро бежит время. Крапива больно кусается. Тихо шепчется листва. Громко воет волк. |
Карточка 2. Ленивое солнце ещё спит. Солнце выглянуло из-за горы. Ночной костёр погас. Луна льёт свет. Земля пьёт воду. Зимой трещат лютые морозы. Река ещё спит. От мороза горят щеки. Быстро бежит время. Крапива больно кусается. Тихо шепчется листва. Громко воет волк. | Карточка 2. Ленивое солнце ещё спит. Солнце выглянуло из-за горы. Ночной костёр погас. Луна льёт свет. Земля пьёт воду. Зимой трещат лютые морозы. Река ещё спит. От мороза горят щеки. Быстро бежит время. Крапива больно кусается. Тихо шепчется листва. Громко воет волк. |
Карточка 3. Выберите из группы фразеологических оборотов те, которые помогут охарактеризовать человека с положительной стороны (подчеркните). - общий язык\язык без костей. – золотые руки\рукой подать. – говорить в глаза\хоть глаз выколи. – человек с головой\потерять голову. – держать ухо востро\развесить уши. – падать с ног\идти в ногу. – держать нос по ветру\клевать носом. | Карточка 3. Выберите из группы фразеологических оборотов те, которые помогут охарактеризовать человека с положительной стороны (подчеркните). - общий язык\язык без костей. – золотые руки\рукой подать. – говорить в глаза\хоть глаз выколи. – человек с головой\потерять голову. – держать ухо востро\развесить уши. – падать с ног\идти в ногу. – держать нос по ветру\клевать носом. |
Карточка 3. Выберите из группы фразеологических оборотов те, которые помогут охарактеризовать человека с положительной стороны (подчеркните). - общий язык\язык без костей. – золотые руки\рукой подать. – говорить в глаза\хоть глаз выколи. – человек с головой\потерять голову. – держать ухо востро\развесить уши. – падать с ног\идти в ногу. – держать нос по ветру\клевать носом. | Карточка 3. Выберите из группы фразеологических оборотов те, которые помогут охарактеризовать человека с положительной стороны (подчеркните). - общий язык\язык без костей. – золотые руки\рукой подать. – говорить в глаза\хоть глаз выколи. – человек с головой\потерять голову. – держать ухо востро\развесить уши. – падать с ног\идти в ногу. – держать нос по ветру\клевать носом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: "Употребление глаголов в прямом и переносном смыслах» -- 3 класс
Урок в игровой форме позволяет успешно усвоить новый материал, закрепить пройденное и надолго остаться в памяти учащихся....
Конспект урока по русскому языку "УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОПИСНОЙ (ЗАГЛАВНОЙ) БУКВЫ"
конспект урока по русскому языку для 2 класса...
Конспект урока по русскому языку "Употребление слов с разделительным мягким знаком при построении простого предложения." 4 класс
Цели: 1.Закреплять знания о разделительном мягком знаке, развивать умение употреблять в письменной речи слова с разделительным мягким знаком.2. Закреплять умение определять способы обозначения мягкост...
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Употребление глаголов в прямом и переносном смысле" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ...
Конспект урока по русскому языку «Употребление личных местоимений для замены повторяющихся в рядом стоящих предложениях имен существительных» УМК "Школа России" 3 класс
Цели деятельности учителя: формирование умений употреблять личные местоимения для замены повторяющихся имен существительныхПланируемые результатыПредметные:знать как определять у личных местоиме...
Употребление глаголов в прямом и переносном смысле
Употребление глаголов в прямом и переносном смысле...
Конспект урока по русскому языку для детей с ТНР в 3 классе «Употребление глаголов в прямом и переносном смысле»
Конспект урока по русскому языку для детей с ТНР в 3 классе «Употребление глаголов в прямом и переносном смысле»...