Конспект урока по русскому языку для детей с ТНР в 3 классе «Употребление глаголов в прямом и переносном смысле»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока по русскому языку для детей с ТНР в 3 классе «Употребление глаголов в прямом и переносном смысле»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perenosnoe_znachenie_otkrytyy_.pptx | 1.14 МБ |
konspekt_uroka_perenosnoe_znachenie_.docx | 342.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – всё в действие придёт. Летит ракета, Люди строят зданья, Цветут сады, И рожь в полях растет.
Глагол – это… Обозначает … Отвечает на вопросы… В предложении … Подчеркивается … Глаголы-синонимы – это … Глаголы-антонимы – это …
Кошка убежала от агрессивной собаки. У мамы убежало молоко.
Глаголы в прямом и переносном значении Тема урока:
Один и тот же глагол может употребляться в разных значениях. Смысл слова уточняется в предложении, в тексте. (с.75) учи.ру
Отгадайте загадку Шумит он в поле и в лесу, А в дом не попадёт, И никуда я не пойду Покуда ОН идёт. (Дождь)
Составьте различные словосочетания с глаголом Идёт
Подберите глаголы-синонимы Мальчик Идёт – … Работа идёт – … Время идёт – … Дождь идёт – … Идёт платье – …
шумит смеётся плачет Кто? ЧТО?
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема: «Употребление глаголов в прямом и переносном смысле».
Цели деятельности учителя: формирование представлений у учащихся о глаголах, употребляемых в прямом и переносном смысле.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать, что такое прямой и переносный смысл глагола;
- уметь отличать прямой смысл глагола от переносного;
- уметь находить в тексте глаголы в прямом и переносном значении.
Личностные:
- проявлять интерес к новым знаниям;
- осознавать важность изучения русского языка;
- учиться адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку;
- учиться адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Оборудование: учебник по русскому языку (УМК «Школа России», Т.Г. Рамзаева, 3 класс, 2 часть), презентация, тетради для минутки чистописания, тетради для классной работы, раздаточный материал.
КОНСПЕКТ УРОКА
1. Словарная работа (3 мин)
- Откройте учебники на странице 74, упр. 537.
- Кто прочтет все слова?
-Какая буква пропущена?
-Какая это орфограмма? Что делаем, если встречается такая орфограмма?
-Можно ли подобрать проверочное слово?
- Как называются слова, к которым нельзя подобрать проверочное слово?
- Что делать если нельзя подобрать проверочное слово?
- ДЗ: Запишите словарные слова в ваши словарики, поставьте ударение и как-то оригинально выделите безударную гласную, которую необходимо запомнить!
- Устно составим предложения или словосочетания с этими словами. Работаем по цепочке, 2 ряд.
2. Актуализация знаний и мотивация (4 мин)
– О чем мы сегодня будем говорить на уроке, вы сами догадаетесь, если отгадаете загадку.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета,
Люди строят зданья,
Цветут сады,
И рожь в полях растет. (О глаголе.)
Вспомним все, что мы уже знаем, об этой части речи.
– Дайте определение глаголу.
– Чем чаще всего в предложении бывает глагол?
– Какие слова называют антонимами? Приведите примеры.
– Какие слова называют синонимами? Приведите примеры.
3. Работа в парах (5 мин) (дифференцированные уровни сложности)
Подберите к глаголам антонимы:
встречать - провожать
светлеть – темнеть
кричать – шептать
Подберите к глаголам синонимы:
Смеяться – хохотать, заливаться,
Мерзнуть – зябнуть,
Ругать. – критиковать, бранить,
Бежать – мчаться,
4. Постановка учебной задачи (3 мин)
Посмотрите на слайд. Прочитайте предложения. Посмотрите, правильно ли я подобрала картинки к этим предложениям?
Кошка убежала от агрессивной собаки.
У мамы убежало молоко.
-Почему вы считаете вторую картинку неверно подобранной?
- Как вы понимаете выражение «в переносном смысле»?
- В каком предложении глагол употреблен в прямом смысле, а в каком в переносном?
- Попробуйте сформулировать тему урока. (слайд)
- Откройте правило на с. 75 и прочитайте его (1 мин)
5. Открытие нового знания (5 мин)
- УЧИ.РУ карточки переносное значение
6. Первичное закрепление в речи (3 мин)
- Послушайте стихотворение-загадку С. Маршака и догадайтесь о чем она (слайд)
Шумит он в поле и в лесу,
А в дом не попадет,
И никуда я не пойду
Покуда ОН идет. (Дождь)
Найдите все глаголы (Шумит, не попадет, не пойду, идёт)
В каком значении они употреблены?
7. Составление разных словосочетаний с глаголом ИДЁТ
Давайте обратим внимание на самый широко употребляемый глагол в переносном значении: идёт
Составьте различные словосочетания с этим глаголом как в прямом так и переносном значении. (идет фильм, идет работа, идет дождь, идет время, ей идет это платье)
Каково прямое значение этого слова? (двигаться, переставляя ногами или синоним шагать)
8. Включение в систему знаний (5 мин)
На экране есть глаголы. Выберите себе 1 глагол и составьте с этим глаголом устно 2 предложения, так, чтобы в 1м предложении глагол обозначал действие живого предмета, а во 2м – неживого.
9. Самостоятельная работа с взаимопроверкой (7 мин)
76. упр. 540.
- Вам нужно списать только те предложения, в которых глагол употребляется в переносном смысле. Подчеркните эти глаголы.
- Обменяйтесь тетрадями, произведите проверку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по русскому языку по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах."
План-конспект урока по русскому языку по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах."Цель урока: Сформировать новые знания, умения и навыки по теме: «Правописание -тся и -ться в глаголах».Задачи:обуча...
Тема: "Употребление глаголов в прямом и переносном смыслах» -- 3 класс
Урок в игровой форме позволяет успешно усвоить новый материал, закрепить пройденное и надолго остаться в памяти учащихся....
Конспект урока по русскому языку в 4 кл "Правописание безударных личных окончаний глаголов"
Школа 2100Цель: закрепить умение выбирать способ определения спряжения глаголаЗадачи: Образовательные: отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов...
конспект урока по родному языку «Употребление глаголов в прямом и переносном смысле» 4 класс
Родной язык 4 класс...
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Употребление глаголов в прямом и переносном смысле" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ...
Употребление глаголов в прямом и переносном смысле
Употребление глаголов в прямом и переносном смысле...
Конспект урока по русскому языку " Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление).Способы замены повторяющихся слов в тексте." ( 2 класс)
Конспект урока по русскому языку " Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление).Способы замены повторяющихся слов в тексте."...