Конспект урока по русскому языку для детей с ТНР в 3 классе «Употребление глаголов в прямом и переносном смысле»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Конспект урока по русскому языку для детей с ТНР в 3 классе «Употребление глаголов в прямом и переносном смысле»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perenosnoe_znachenie_otkrytyy_.pptx1.14 МБ
Файл konspekt_uroka_perenosnoe_znachenie_.docx342.67 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Словарная работа м газин п льто С поги Пл ток К РТИНА К РАНДАШ Р БОТА Р КЕТА

Слайд 2

Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – всё в действие придёт. Летит ракета, Люди строят зданья, Цветут сады, И рожь в полях растет.

Слайд 3

Глагол – это… Обозначает … Отвечает на вопросы… В предложении … Подчеркивается … Глаголы-синонимы – это … Глаголы-антонимы – это …

Слайд 5

Кошка убежала от агрессивной собаки. У мамы убежало молоко.

Слайд 6

Глаголы в прямом и переносном значении Тема урока:

Слайд 7

Один и тот же глагол может употребляться в разных значениях. Смысл слова уточняется в предложении, в тексте. (с.75) учи.ру

Слайд 9

Отгадайте загадку Шумит он в поле и в лесу, А в дом не попадёт, И никуда я не пойду Покуда ОН идёт. (Дождь)

Слайд 10

Составьте различные словосочетания с глаголом Идёт

Слайд 11

Подберите глаголы-синонимы Мальчик Идёт – … Работа идёт – … Время идёт – … Дождь идёт – … Идёт платье – …

Слайд 13

шумит смеётся плачет Кто? ЧТО?



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Употребление глаголов в прямом и переносном смысле».

Цели деятельности учителя: формирование представлений у учащихся о глаголах, употребляемых в прямом и переносном смысле.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать, что такое прямой и переносный смысл глагола;

- уметь отличать прямой смысл глагола от переносного;

- уметь находить в тексте глаголы в прямом и переносном значении.

Личностные:

- проявлять интерес к новым знаниям;

- осознавать важность изучения русского языка;

- учиться адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку;

- учиться адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Оборудование: учебник по русскому языку (УМК «Школа России», Т.Г. Рамзаева, 3 класс, 2 часть), презентация, тетради для минутки чистописания, тетради для классной работы, раздаточный материал.

КОНСПЕКТ УРОКА

1. Словарная работа (3 мин)

- Откройте учебники на странице 74, упр. 537.

- Кто прочтет все слова?

-Какая буква пропущена?

-Какая это орфограмма? Что делаем, если встречается такая орфограмма?

-Можно ли подобрать проверочное слово?

- Как называются слова, к которым нельзя подобрать проверочное слово?

- Что делать если нельзя подобрать проверочное слово?

- ДЗ:  Запишите словарные слова в ваши словарики,  поставьте ударение и как-то оригинально выделите безударную гласную, которую необходимо запомнить!

- Устно составим предложения или словосочетания с этими словами. Работаем по цепочке, 2 ряд.

2. Актуализация знаний и мотивация  (4 мин)

– О чем мы сегодня будем говорить на уроке, вы сами догадаетесь, если отгадаете загадку.  

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду – всё в действие придёт.

Летит ракета,

Люди строят зданья,

Цветут сады,

И рожь в полях растет. (О глаголе.)

Вспомним все, что мы уже знаем, об этой части речи.

– Дайте определение глаголу.

– Чем чаще всего в предложении бывает глагол?

– Какие слова называют антонимами? Приведите примеры.

– Какие слова называют синонимами? Приведите примеры.

 3. Работа в парах (5 мин)   (дифференцированные уровни сложности)

Подберите к глаголам антонимы:

встречать - провожать

светлеть – темнеть

кричать – шептать

Подберите к глаголам  синонимы:

Смеяться – хохотать, заливаться,

Мерзнуть – зябнуть,

Ругать. – критиковать, бранить,

Бежать – мчаться,

4. Постановка учебной задачи (3 мин)

Посмотрите на слайд. Прочитайте предложения.  Посмотрите, правильно ли я подобрала картинки к этим предложениям?

Кошка убежала от агрессивной собаки.

У мамы убежало молоко.

 

-Почему вы считаете вторую картинку неверно подобранной?

- Как вы понимаете выражение «в переносном смысле»?
- В каком предложении глагол употреблен в прямом смысле, а в каком в переносном?

- Попробуйте сформулировать тему урока. (слайд)

- Откройте правило на с. 75 и прочитайте его (1 мин)

5. Открытие нового знания (5 мин)

- УЧИ.РУ карточки переносное значение

6. Первичное закрепление в речи (3 мин)

-  Послушайте стихотворение-загадку С. Маршака и догадайтесь о чем она  (слайд)

Шумит он в поле и в лесу,

А в дом не попадет,

И никуда я не пойду

Покуда ОН идет.  (Дождь)

Найдите все глаголы (Шумит, не попадет, не пойду, идёт)

В каком значении они употреблены?

7. Составление разных словосочетаний с глаголом ИДЁТ

Давайте обратим внимание на самый широко употребляемый глагол в переносном значении: идёт

Составьте различные словосочетания с этим глаголом как в прямом так и переносном значении. (идет фильм, идет работа, идет дождь, идет время, ей идет это платье)

Каково прямое значение этого слова? (двигаться, переставляя ногами или синоним шагать)

8. Включение в систему знаний (5 мин)

На экране есть глаголы. Выберите себе 1 глагол и составьте с этим глаголом устно 2 предложения, так, чтобы в 1м предложении глагол обозначал действие живого предмета, а во 2м – неживого.

9. Самостоятельная работа с взаимопроверкой (7 мин)

76. упр. 540.

- Вам нужно списать только те предложения, в которых глагол употребляется  в переносном смысле. Подчеркните эти глаголы.

- Обменяйтесь тетрадями, произведите проверку.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах."

План-конспект урока по русскому языку по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах."Цель урока: Сформировать новые знания, умения и навыки по теме: «Правописание -тся и -ться в глаголах».Задачи:обуча...

Тема: "Употребление глаголов в прямом и переносном смыслах» -- 3 класс

Урок в игровой форме позволяет успешно усвоить новый  материал, закрепить пройденное и надолго остаться в памяти учащихся....

Конспект урока по русскому языку в 4 кл "Правописание безударных личных окончаний глаголов"

Школа 2100Цель: закрепить умение выбирать способ определения спряжения глаголаЗадачи: Образовательные: отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов...

Употребление глаголов в прямом и переносном смысле

Употребление глаголов в прямом и переносном смысле...

Конспект урока по русскому языку " Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление).Способы замены повторяющихся слов в тексте." ( 2 класс)

Конспект урока по русскому языку " Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление).Способы замены повторяющихся слов в тексте."...