Тема: "Употребление глаголов в прямом и переносном смыслах» -- 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок в игровой форме позволяет успешно усвоить новый материал, закрепить пройденное и надолго остаться в памяти учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: "Употребление глаголов в прямом и переносном смыслах» -- 3 класс
Цели урока:
Образовательная: познакомить детей с употреблением глаголов в прямом и переносном смысле; обобщить знания о синонимах и антонимах и употреблении их в речи.
Развивающая: развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, внимание, воображение, память.
Воспитательная: воспитывать чуткость, доброту, любовь к ближним, чувство товарищества.
Оборудование:
Цветик - семицветик, сундучок с баранками, магнитофон, учебник ,перфокарты для индивидуальной
работы, толковый словарь С.И Ожегова.
ХОД УРОКА
1 Организационный момент.
У – Здравствуйте, ребята. Давайте настроимся на работу и улыбнёмся друг другу. Теперь сядьте удобно, правильно и давайте
вспомним, зачем мы в школе.
Д – Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно
У – Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Открыли тетради, две строчки вниз, записываем число, классная работа.
2 Минутка чистописания.
У – Ребята, к нам в класс был доставлен сундучок. Посмотрим, что там? ( в ящике баранки).Что это? Это предметы из какой сказки?
Д - Валентин Катаев « Цветик – семицветик»
У – Давайте вспомним , сколько и какие бараночки купила Женя?
Д – 7 баранок.
У – Баранки были две с тмином- записываем, две с маком, две с сахаром и одна розовая маленькая.
тт мм сс рм
3. Сообщение темы урока.
Сегодня мы отправимся в путешествие по сказке. Но не мы будем испытывать волшебную силу цветка, а цветик - семицветик
будет проверять наши знания и познакомит нас с употреблением глаголов в прямом и переносном смыслах , а также мы
повторим синонимы и антонимы. Готовы проверить свои знания?
4. Словарная работа.
У – Вспомните, какие слова говорила Женя, чтобы лепесток исполнил её желание.
Д - Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли-
Быть, по-моему, вели!
У - Какие словарные слова встретились ?
Д – Запад, восток, север.
У – Записываем, словарь. – Что такое запад? Подберите однокоренное прилагательное.
Д – Запад-сторона, противоположная востоку, часть горизонта, где заходит солнце , западная часть.
У – Что такое восток?
Д – Восток-часть горизонта, где восходит солнце; восточный ветер.
У – А север?
Д – Север – одна из четырёх сторон света, туда направлена намагничённая стрелка компаса , северный край.
У – А про какую сторону света не сказали?
Д – Юг.
У – Как называются слова: север-юг, запад-восток.
Д – Антонимы.
У – А есть ещё слова с непроверяемыми написаниями?
Д – Слово лепесток.
У - А что такое лепесток? (пока дети высказывают свои предложения, один ученик ищет объяснение в толковом словаре)
Д – Лепесток - листочек из венчика цветка.
У – Ле-пес-ток – ставим ударение, делим на слоги. Где «опасное» место? Сколько безударных гласных? Можно проверить?
- А знаете, откуда произошло это слово? Оказывается, это слово собственно русское и образовано с помощью уменьшительно - лас-кательного суффикса - ок от слова лепест, то есть лист. А как запомнить непроверяемые слова?
Д – Буква е, похожа на лепесток.
У – Запишем это слово в словарь.
5. Повторение
У – Пока мы будем работать дальше, некоторые получат индивидуальные задания - карточки.
- Посмотрите внимательно и скажите, на какие ещё правила встретились слова?
Д – Безударная гласная в корне проверяемая ударением лети - полёт, возвращайся – возврат, земли – земли, вели – велено. Парная
согласная на конце слов юг, круг.
У – Молодцы! А вот и наш цветик - семицветик; опишите его.
Д - Красивый цветок вроде ромашки, у него семь прозрачных лепестков разного цвета- красный, оранжевый, жёлтый, зелёный,
голубой, синий, фиолетовый.
У – Эти слова являются какой частью речи? Почему?
Д – Обозначают признак по цвету, отвечают на вопрос какой? Это имена прилагательные.
У – А что вам напоминают цвета лепестков?
Д – Радугу.
У – А как мы запоминали цвета радуги?
Д - Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
У – Какой лепесток Женя оторвала первым? ( отрываю желтый лепесток, на нем задание – разобрать по составу слова : жёлтый, подснежник ) Разбор у доски с объяснением.
6.Физкультминутка ( для глаз)
Давайте проследим, какой путь проделал первый лепесток ( на доске горизонтальная восьмёрка )
У – А что Женя приказывала лепестку?
Д – Лети.
У - Поставьте этот глагол в неопределённую форму.
Д - Лететь.
У - (отрываю красный лепесток с заданием – подбери однокоренные слова с разными приставками к глаголу лететь ). Два ученика работают за доской, остальные самостоятельно) Выделите приставку, подчеркните антонимы (прилететь-улететь) А что Женя ещё приказывала цветку? Подберите синонимы к слову велеть.
Д – Приказывать, заставлять.
7. Работа по теме урока.
У - А что за причёска была у Жени?
Д - Коса.
У - А на чём повисли сосульки, когда она была на Северном полюсе?
Д - На носу.
У - Коса, нос – что это за слова? Аргументируйте свой ответ.
Д – Коса – у девочки и с/х орудие. Нос – у человека, чайника, корабля. Значит это многозначные слова.
У – Такие слова называются ОМОНИМЫ. Они имеют одинаковое звучание, но разное значение. Глаголы также могут быть многознач-
ными, то есть употребляться в разных значениях. Открываем страницу 200, прочитаем правило. Давайте вспомним, почему Женя
осталась без баранок?
Д – Идёт по сторонам зевает.
У - Докажите, что это многозначный глагол. Подберите синонимы к глаголу во 2 значении ( переносное )
Д – Зевать, глядеть, наблюдать.
У – (скрываю оранжевый лепесток с заданием) Сейчас вы услышите стихотворение Шибаева « Кто играет » в котором я
попрошу вас всех хором произносить слово «играет» когда я подниму руку.
И солнце играет
Лучами на речке.
И кошка играет
Клубком на крылечке.
И Женя играет
( Есть кукла у Жени. )
И мама играет
( В театре на сцене. )
И папа играет
На медной трубе.
И дедушка с внуком
Играют в избе.
И бабушка внуку
Пелёнки стирает.
Бабушка в стирку, наверно играет?
- Какой многозначный глагол встретился в стихотворение? Сколько значений у слова « играет» ?
Д – Дедушка играет – забавляется, развлекается.
Папа играет – исполняет музыкальное произведение.
Играет в стирку – проводит время стирая.
Играет клубком - как с игрушкой.
Мама играет – исполняет роль.
Солнце играет – сверкает.
У – Какое из значений употребляется в переносном смысле?
Д – Солнце играет, а остальные – в прямом.
У – В каких ещё случаях этот глагол употребляется в переносном смысле?
Д – Играть на нервах – нервировать, раздражать. Играть с огнём – обращаться неосторожно, шутить. Играть своей жизнью –
понапрасну рисковать.
8. Физкультминутка под музыку (на синем лепестке )
По небу заходили большие серые тучи, сверкнула молния, ударил гром и пошел дождь. Дождь усиливается, усиливается, совсем перестал. И стало тихо – тихо. Запели птички.
У – Молодцы! Какие глаголы встретились в тексте физкультминутки? Давайте проследим, в каком значении они употребляются в тексте?
Д - Заходили, задвигались – переносное. Сверкнула – прямое ,а переносное – сверкнула мысль. Ударил гром - прямое, т.е раздался резкий звук, а вот ударили морозы- переносное. Пошёл дождь - переносное, а в прямом - пошёл домой.
9.Самостоятельная работа.
Отрываю зелёный лепесток с заданием - выполнить самостоятельно упражнение № 540. После проверяем все вместе.
10.Работа по развитию речи.
У - Ребята, а что произошло с Женей на Северном полюсе?
Д - Она замёрзла, потому что была раздета.
У - А знаете ли вы, что глаголы одеть и надеть очень похожи, но у них разное значение. Одеть можно кого-то (ребёнка, куклу), а надеть только что-то на себя (пальто, туфли). А сейчас на фиолетовом лепестке задание - вставить пропущенные глаголы:
Я в жёлтые штанишки сейчас …дену Мишку.
А я …дену майку
И тёплую фуфайку.
Объясните, какой глагол нужно вставить и почему?
Подумайте, как с помощью антонимов к глаголам одевать и надевать можно доказать, что у этих глаголов разное значение.
Д – Одевать - раздевать, надевать-снимать.
У - Девочке Жене потребовалось шесть лепестков, чтобы понять, что на свете важнее всего. И какой же вывод она для себя сделала? А что бы вы загадали, будь у вас всего лишь один волшебный лепесток? (выслушиваются ответы детей).
У нас тоже остался последний лепесток с вопросом - какие пословицы о дружбе вы знаете?
11.Итог урока.
Молодцы, хорошо поработали. Что нового узнали на уроке? С какой же целью употребляются в речи глаголы в прямом и переносном значении? А что мы сегодня повторяли?
Далее идёт выставление оценок за урок с комментированием каждой.
12. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Глагол в прямом и переносном значении
Большинство широко употребительных слов многозначно. Многозначность – это способность слова иметь одновременно несколько значений или обнаруживать несколько взаимосвязанных лексико-семантических вариа...
Презентация по теме "Употребление предлогов в речи. Раздельное написание предлогов" 2 класс
Материалы данной презентации помогут педагогам в проведении урока русского языка во 2 классе по данной теме. Сказочный герой ЗИМУШКА - ЗИМА даёт интересные за...
конспект урока по родному языку «Употребление глаголов в прямом и переносном смысле» 4 класс
Родной язык 4 класс...
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Употребление глаголов в прямом и переносном смысле" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ...
Употребление глаголов в прямом и переносном смысле
Употребление глаголов в прямом и переносном смысле...
Конспект урока по русскому языку для детей с ТНР в 3 классе «Употребление глаголов в прямом и переносном смысле»
Конспект урока по русскому языку для детей с ТНР в 3 классе «Употребление глаголов в прямом и переносном смысле»...
Технологическая карта урока русского языка "Словосочетания в прямом и переносном смысле" ( 3 класс) ,УМК "Школа России"
Цель урока: обобщение знаний у обучающихся о словосочетаниях.Задачи урока:Дидактические:1. Обобщить и систематизировать знания о словосочетаниях.2.Проконтролировать степень усвоения понятий, изученных...