Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Употребление глаголов в прямом и переносном смысле" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Хохрякова Полина Владимировна

Предварительный просмотр:

Дата: 11.04.2019

ФИО учителя: Гараина Светлана Ивановна

Школа: 4

ФИ студента: Хохрякова Полина

Класс: 3а

ФИО методиста: Галиуллина Нажия Камиловна  

Кабинет: 8

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Употребление глаголов в прямом и переносном смысле».

Цели деятельности учителя: формирование представлений у учащихся о глаголах, употребляемых в прямом и переносном смысле.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать, что такое прямой и переносный смысл глагола;

- уметь отличать прямой смысл глагола от переносного;

- уметь находить в тексте глаголы в прямом и переносном значении.

Личностные:

- проявлять интерес к новым знаниям;

- осознавать важность изучения русского языка;

- учиться адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку;

- учиться адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Оборудование: учебник по русскому языку (УМК «Школа России», Т.Г. Рамзаева, 3 класс, 2 часть), презентация, тетради для минутки чистописания, тетради для классной работы, раздаточный материал.

Этапы урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный – незаконченные предложение, беседа

3 мин

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

- Сейчас я буду читать предложения, но не до конца, ваша задача их закончить.

На уроке наши глаза внимательно
Смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают
И всё …(слышат).
Голова хорошо … (думает).

- Как вы думаете, зачем наши глаза внимательно смотрят, уши слушают, а голова хорошо думает?

- И сегодня на уроке ваши глаза готовы внимательно видеть, ваши ушки внимательно слышать , а голова хорошо думать?

- Приветствуют учителя.

- Заканчивают предложения.

- Чтобы хорошо усвоить новый материал.

- Да.

Л: самоопределение.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный – беседа, объяснение;

Наглядный – демонстрация слайда;

Практический – минутка чистописания, запись словарных слов

Работа с книгой – упражнение.

8 мин

Минутка чистописания.

- Откройте свои тетради по минутке чистописания и аккуратно каллиграфическим почерком пропишите сочетания букв, слова и предложение.

- Закончили работу, в конце урока сдадите мне тетради.

- Откройте тетради и запишите число (десятое апреля), классная работа.

Словарная работа.

- Откройте учебники на странице 74, упр. 537.

- Кто прочтет все слова?

- Какие это слова?

- Как определили?

- Какая безударная гласная во всех словах?

- То есть какаю букву надо запомнить, чтобы правильно написать эти слова?

- Запишите словарные слова в тетрадь, через запятую, поставьте ударение и подчеркните безударную гласную.

- Устно составим предложения или словосочетания с этими словами. Работаем по цепочке, 2 ряд.

- Молодцы.

- О чем мы сегодня будем говорить на уроке, вы сами догадаетесь, если отгадаете загадку.

Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета, 
Люди строят зданья,
Цветут сады, 
И рожь в полях растет.

-Правильно, в этом стихотворении - загадке говорится о глаголе.

-Вспомним все, что мы уже знаем, об этой части речи.

- Дайте определение глаголу

- Чем чаще всего в предложении бывает глагол?

- Какие слова называют антонимами? Приведите примеры.

- Какие слова называют синонимами? Приведите примеры.

- Выполняют минутку чистописания.

- Записывают число.

- Смотрят на упражнение.

- Один читает слова.

- Словарные.

- Есть безударная гласная, которая не проверяется.

- А.

- а.

- Записывают словарные слова в тетрадь.

- Составляют предложения или словосочетания.

- Глагол.

- Вспоминают определение глагола.

- Сказуемым.

- Слова, противоположные по смыслу.

- Слова, близкие по смыслу.

Р: саморегуляция.

П: анализ.

П: моделирование.

П: построение речевого высказывания в устной форме.

III. Постановка учебной задачи

Словесный – беседа.

3 мин

- Посмотрите на слайд. Прочитайте предложения.

Он смахивал снежок с пальто.

И смахивал на Буратино.

(Т.Бек.)

- Что интересного в этих предложениях?

- Какие?

- Какими частями речи они выражены?
- В каком предложении глагол употреблен в прямом смысле, а в каком в переносном?

- Как вы понимаете выражение «в переносном смысле»?

- Попробуйте сформулировать тему урока.

- Попробуйте поставить цель деятельности на уроке.

- Читают.

- Есть одинаковые слова.

- Смахивал и смахивал.

- Глаголами.

- Мы не знаем.

- Не знаем.

- Глаголы в прямом и переносном смысле

- Узнать, что такое прямой и переносный смысл глагола.

К6 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р: целеполагание.

IV. Открытие нового знания

Словесный – беседа, объяснение;

Частично-поисковый –поиск глаголов в тесте.

Наглядный – демонстрация слайда;

Работа с книгой – чтение и изучение;

Практический –морфологическое и упражнение.

8 мин

- Откройте учебник на стр . 75 упр. 538. Кто прочтет задание и текст?

- Какие глаголы вам встретились? Перечислите их.

- Если ли одинаковые глаголы? Какие?

-Что означает глагол стоят в первом предложении?

- Что означает глагол стоят в последнем предложении?

- В какой строчке глагол стоят употреблен в прямом смысле?

- Как вы это поняли?

- А в каком смысле глагол стоять употреблен в первой строчке: прямом или переносном?

- Почему так решили?

- Правильно. Давайте закончим упражнение до конца и сделаем вывод. Посмотрите на образец, что нам нужно сделать?

- Назовите глаголы, которые относятся к слову часы?

- Что первым напишем?

- Что потом?

- Верно. Кому не понятно? Кто пойдет к доске? Начинаем работу.

- Закончили работу. Проверьте того. кто работал у доски. Все согласнф? У кого по-другому?

- Отлично. Теперь, ребята, вы можете сказать, что такое прямой и переносный смысл глагола?

- А как определить, в каком смысле употреблен глагол в предложении?

- Верно. Давайте прочтем правило на стр. 75 и определим, правильно ли мы думаем. Кто прочтет?

- Наш вывод совпал с выводом учебника?

Динамическая пауза.

- Открывают учебник, читают задание.

- Говорят, стоят, спешат, идут, отстают, смотрели, стоят.

- Стоят и стоят.

- Значит не работают.

- Значит стоят на полке например.

- В последней.

- Слово стоять означает, что предмет не движется, а находится на месте, и в последней строчке говорится о том, что часы стоят на месте.

- Переносном.

- Слово стоять означает, что предмет не движется, находится на месте,   а здесь он означает, что часы не работают. То есть  у глагола стоять появляется другой смысл.

- Выписать глаголы, которые относятся к слову часы.

- Стоят, спешат, идут, отстают, стоят.

- Слово часы.

- Глагол.

- Всем понятно.  Один ученик у доски.

- Выполняют проверку.

- Прямой смысл – глагол употреблен в своем значении, переносный смысл – глагол употреблен в другом значении.

- Нужно его смысл уточнить в предложении.

- Читают правило.

- Да.

П: подведение под понятие, выведение следствий.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Р: конроль.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный – объснение;

Практический –выполнение упражнения.

3 мин

- Поработаем в парах. Каждой паре я раздам листочки, на которых будут изображены 2 пары картинок и написано 2 глагола. Ваша задача составить предложение из двух слов  так, чтобы сначала глагол имел прямой смысл, а затем переносный. Кому не понятно задание?

-Какая пара прочтет сои слова? Кто не согласен? У кого получилось по-другому?

.- Слушают учителя.

- Выполняют работу в парах.

- Чайник кипит. Работа кипит.

Облако плачет. Девочка плачет.

- Выполняют проверку.

П: анализ.

П: построение речевого выказывания в письменной форме.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный – беседа, объяснение;

Частично-поисковый – поиск предложений с глаголами в переносном смысле.

Практический –упражнение.

4 мин

- Теперь самостоятельная работа. Откройте учебник на странице 76. упр. 540.

- Вам нужно списать только те предложения, в которых глагол употребляется  в переносном смысле. Подчеркните эти шлаголы. Кому не непонтяно задание?

- Сверьте с экраном правильномть выполнения.

- Поднимите руку, у кого нет ошибок? У кого 1 ошибка?

- Открывают упражнение.

- Слушают задание.

- Выполняют проверку.

Р: саморегуляция.

П: структурирование знаний.

Р: контроль и оценка.

VII. Включение в систему знаний

Словесный –беседа;

Наглядный – демонстрация слайда.

Практический –упражнение.

4 мин

- Посмотрите на слайд. Что это за слова?

Бегут, гуляет, шумит, смеётся, плачет.

- Каждый выберите одно слово и составьте устно 2 предложения так, чтобы в 1 глагол обозначал действие живого предмета, а во 2 – действие неживого предмета.

- Кто может рассказать о своих предложениях?

- Молодцы, ребята.

- Глаголы.

- Устно составляют предложения.

П: структурирование знаний.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный – беседа.

3 мин

- Молодцы, ребята, вы со всем справились. Запишите домашнее задание: стр. 76, упр. 541.

- Какую цель ставили в начале урока?

- Мы достигли её?

- Посмотрите на слайд, записано 3 незаконченных предложения. Каждый про себя должен их закончить. Кто хочет поделиться?

- На уроке я работал…

- Я узнал …

- Я могу отличить …

- Узнать, что такое прямой и переносный смысл глагола. Да.

- Оценивают свою деятельность на уроке.

Р: оценка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка

Слайд 2

Оди нн а д цатое апреля Классная работа Жи уж ож еж хо ех ух хи Ужин, хлеб, орехи, животные Хороший урожай, жаркий день

Слайд 3

Он смахивал снежок с пальто. И смахивал на Буратино.

Слайд 4

Кипит Плачет

Слайд 5

Бегут, гуляет, шумит, смеётся, плачет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку «Значение и употребление глаголов в речи», 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:  развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи; развитие умения определять значение и употребление глаголов в речи.Планируемые результаты: Предметн...

Конспект урока по русскому языку на тему "Изменение глаголов по временам и числам" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: закрепление умения изменять глаголы по временам и числам.Планируемые результатыПредметные:- знать: как изменяются глаголы по временам и числа;- уметь: изменять глаголы по вр...

Конспект урока по русскому языку «Значение и употребление глаголов в речи» 1 час УМК \'\'Школа России\'\' 3 класс

Конспект урока  по русскому языку «Значение и употребление глаголов в речи»  1 час  УМК ''Школа России'' 3 класс...

Конспект урока по русскому языку «Значение и употребление глаголов в речи» 2 час УМК \'\'Школа России\'\' 3 класс

Конспект урока  по русскому языку «Значение и употребление глаголов в речи» 2 час  УМК ''Школа России'' 3 класс...