Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Употребление глаголов в прямом и переносном смысле" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дата: 11.04.2019 | ФИО учителя: Гараина Светлана Ивановна |
Школа: 4 | ФИ студента: Хохрякова Полина |
Класс: 3а | ФИО методиста: Галиуллина Нажия Камиловна |
Кабинет: 8 |
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема: «Употребление глаголов в прямом и переносном смысле».
Цели деятельности учителя: формирование представлений у учащихся о глаголах, употребляемых в прямом и переносном смысле.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать, что такое прямой и переносный смысл глагола;
- уметь отличать прямой смысл глагола от переносного;
- уметь находить в тексте глаголы в прямом и переносном значении.
Личностные:
- проявлять интерес к новым знаниям;
- осознавать важность изучения русского языка;
- учиться адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку;
- учиться адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Оборудование: учебник по русскому языку (УМК «Школа России», Т.Г. Рамзаева, 3 класс, 2 часть), презентация, тетради для минутки чистописания, тетради для классной работы, раздаточный материал.
Этапы урока Методы и приемы | Время | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный – незаконченные предложение, беседа | 3 мин | - Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. - Сейчас я буду читать предложения, но не до конца, ваша задача их закончить. На уроке наши глаза внимательно - Как вы думаете, зачем наши глаза внимательно смотрят, уши слушают, а голова хорошо думает? - И сегодня на уроке ваши глаза готовы внимательно видеть, ваши ушки внимательно слышать , а голова хорошо думать? | - Приветствуют учителя. - Заканчивают предложения. - Чтобы хорошо усвоить новый материал. - Да. | Л: самоопределение. |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный – беседа, объяснение; Наглядный – демонстрация слайда; Практический – минутка чистописания, запись словарных слов Работа с книгой – упражнение. | 8 мин | Минутка чистописания. - Откройте свои тетради по минутке чистописания и аккуратно каллиграфическим почерком пропишите сочетания букв, слова и предложение. - Закончили работу, в конце урока сдадите мне тетради. - Откройте тетради и запишите число (десятое апреля), классная работа. Словарная работа. - Откройте учебники на странице 74, упр. 537. - Кто прочтет все слова? - Какие это слова? - Как определили? - Какая безударная гласная во всех словах? - То есть какаю букву надо запомнить, чтобы правильно написать эти слова? - Запишите словарные слова в тетрадь, через запятую, поставьте ударение и подчеркните безударную гласную. - Устно составим предложения или словосочетания с этими словами. Работаем по цепочке, 2 ряд. - Молодцы. - О чем мы сегодня будем говорить на уроке, вы сами догадаетесь, если отгадаете загадку. Что без меня предметы? -Правильно, в этом стихотворении - загадке говорится о глаголе. -Вспомним все, что мы уже знаем, об этой части речи. - Дайте определение глаголу - Чем чаще всего в предложении бывает глагол? - Какие слова называют антонимами? Приведите примеры. - Какие слова называют синонимами? Приведите примеры. | - Выполняют минутку чистописания. - Записывают число. - Смотрят на упражнение. - Один читает слова. - Словарные. - Есть безударная гласная, которая не проверяется. - А. - а. - Записывают словарные слова в тетрадь. - Составляют предложения или словосочетания. - Глагол. - Вспоминают определение глагола. - Сказуемым. - Слова, противоположные по смыслу. - Слова, близкие по смыслу. | Р: саморегуляция. П: анализ. П: моделирование. П: построение речевого высказывания в устной форме. |
III. Постановка учебной задачи Словесный – беседа. | 3 мин | - Посмотрите на слайд. Прочитайте предложения. Он смахивал снежок с пальто. И смахивал на Буратино. (Т.Бек.) - Что интересного в этих предложениях? - Какие? - Какими частями речи они выражены? - Как вы понимаете выражение «в переносном смысле»? - Попробуйте сформулировать тему урока. - Попробуйте поставить цель деятельности на уроке. | - Читают. - Есть одинаковые слова. - Смахивал и смахивал. - Глаголами. - Мы не знаем. - Не знаем. - Глаголы в прямом и переносном смысле - Узнать, что такое прямой и переносный смысл глагола. | К6 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Р: целеполагание. |
IV. Открытие нового знания Словесный – беседа, объяснение; Частично-поисковый –поиск глаголов в тесте. Наглядный – демонстрация слайда; Работа с книгой – чтение и изучение; Практический –морфологическое и упражнение. | 8 мин | - Откройте учебник на стр . 75 упр. 538. Кто прочтет задание и текст? - Какие глаголы вам встретились? Перечислите их. - Если ли одинаковые глаголы? Какие? -Что означает глагол стоят в первом предложении? - Что означает глагол стоят в последнем предложении? - В какой строчке глагол стоят употреблен в прямом смысле? - Как вы это поняли? - А в каком смысле глагол стоять употреблен в первой строчке: прямом или переносном? - Почему так решили? - Правильно. Давайте закончим упражнение до конца и сделаем вывод. Посмотрите на образец, что нам нужно сделать? - Назовите глаголы, которые относятся к слову часы? - Что первым напишем? - Что потом? - Верно. Кому не понятно? Кто пойдет к доске? Начинаем работу. - Закончили работу. Проверьте того. кто работал у доски. Все согласнф? У кого по-другому? - Отлично. Теперь, ребята, вы можете сказать, что такое прямой и переносный смысл глагола? - А как определить, в каком смысле употреблен глагол в предложении? - Верно. Давайте прочтем правило на стр. 75 и определим, правильно ли мы думаем. Кто прочтет? - Наш вывод совпал с выводом учебника? Динамическая пауза. | - Открывают учебник, читают задание. - Говорят, стоят, спешат, идут, отстают, смотрели, стоят. - Стоят и стоят. - Значит не работают. - Значит стоят на полке например. - В последней. - Слово стоять означает, что предмет не движется, а находится на месте, и в последней строчке говорится о том, что часы стоят на месте. - Переносном. - Слово стоять означает, что предмет не движется, находится на месте, а здесь он означает, что часы не работают. То есть у глагола стоять появляется другой смысл. - Выписать глаголы, которые относятся к слову часы. - Стоят, спешат, идут, отстают, стоят. - Слово часы. - Глагол. - Всем понятно. Один ученик у доски. - Выполняют проверку. - Прямой смысл – глагол употреблен в своем значении, переносный смысл – глагол употреблен в другом значении. - Нужно его смысл уточнить в предложении. - Читают правило. - Да. | П: подведение под понятие, выведение следствий. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Р: конроль. |
V. Первичное закрепление во внешней речи Словесный – объснение; Практический –выполнение упражнения. | 3 мин | - Поработаем в парах. Каждой паре я раздам листочки, на которых будут изображены 2 пары картинок и написано 2 глагола. Ваша задача составить предложение из двух слов так, чтобы сначала глагол имел прямой смысл, а затем переносный. Кому не понятно задание? -Какая пара прочтет сои слова? Кто не согласен? У кого получилось по-другому? | .- Слушают учителя. - Выполняют работу в парах. - Чайник кипит. Работа кипит. Облако плачет. Девочка плачет. - Выполняют проверку. | П: анализ. П: построение речевого выказывания в письменной форме. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Словесный – беседа, объяснение; Частично-поисковый – поиск предложений с глаголами в переносном смысле. Практический –упражнение. | 4 мин | - Теперь самостоятельная работа. Откройте учебник на странице 76. упр. 540. - Вам нужно списать только те предложения, в которых глагол употребляется в переносном смысле. Подчеркните эти шлаголы. Кому не непонтяно задание? - Сверьте с экраном правильномть выполнения. - Поднимите руку, у кого нет ошибок? У кого 1 ошибка? | - Открывают упражнение. - Слушают задание. - Выполняют проверку. | Р: саморегуляция. П: структурирование знаний. Р: контроль и оценка. |
VII. Включение в систему знаний Словесный –беседа; Наглядный – демонстрация слайда. Практический –упражнение. | 4 мин | - Посмотрите на слайд. Что это за слова? Бегут, гуляет, шумит, смеётся, плачет. - Каждый выберите одно слово и составьте устно 2 предложения так, чтобы в 1 глагол обозначал действие живого предмета, а во 2 – действие неживого предмета. - Кто может рассказать о своих предложениях? - Молодцы, ребята. | - Глаголы. - Устно составляют предложения. | П: структурирование знаний. |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный – беседа. | 3 мин | - Молодцы, ребята, вы со всем справились. Запишите домашнее задание: стр. 76, упр. 541. - Какую цель ставили в начале урока? - Мы достигли её? - Посмотрите на слайд, записано 3 незаконченных предложения. Каждый про себя должен их закончить. Кто хочет поделиться? - На уроке я работал… - Я узнал … - Я могу отличить … | - Узнать, что такое прямой и переносный смысл глагола. Да. - Оценивают свою деятельность на уроке. | Р: оценка. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Оди нн а д цатое апреля Классная работа Жи уж ож еж хо ех ух хи Ужин, хлеб, орехи, животные Хороший урожай, жаркий день
Он смахивал снежок с пальто. И смахивал на Буратино.
Кипит Плачет
Бегут, гуляет, шумит, смеётся, плачет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку на тему "Употребление слов с суффиксами"
Технологическая карта урока...
Конспект урока по русскому языку на тему "Употребление слов с суффиксами" (Закрепление)
Технологическая карта урока...
Конспект урока по русскому языку «Значение и употребление глаголов в речи», 3 класс УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи; развитие умения определять значение и употребление глаголов в речи.Планируемые результаты: Предметн...
Конспект урока по русскому языку на тему "Изменение глаголов по временам и числам" (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: закрепление умения изменять глаголы по временам и числам.Планируемые результатыПредметные:- знать: как изменяются глаголы по временам и числа;- уметь: изменять глаголы по вр...
Конспект урока по русскому языку «Значение и употребление глаголов в речи» 1 час УМК \'\'Школа России\'\' 3 класс
Конспект урока по русскому языку «Значение и употребление глаголов в речи» 1 час УМК ''Школа России'' 3 класс...
Конспект урока по русскому языку «Значение и употребление глаголов в речи» 2 час УМК \'\'Школа России\'\' 3 класс
Конспект урока по русскому языку «Значение и употребление глаголов в речи» 2 час УМК ''Школа России'' 3 класс...