Рабочая программа по русскому языку , 3 класс, УМК "Перспектива"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс)

Придава Наталья Стасио

УМК "Перспектива", 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_rus_yaz_got.docx150.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениеC:\Users\sevastiyanovia\Desktop\открытки\ти+т==..jpg

города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 47

Рабочая программа

по русскому языку

для обучающихся 3 «А», «Б», «В» классов

на 2017-2018 учебный год

                     

                                            Составитель:    

учитель начальных классов

Придава Н.С.

Калининград

2017

Планируемые результаты освоения учебного предмета

        Настоящая программа по русскому языку  составлена  на основании требований Федерального  закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», (ФЗ-273, 2012г. с изменениями от 18.12.2012г.; 29.12.2014.; 18.05.2015г.), приказа Минобрнауки РФ от 06.10 2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», Конвенции о правах ребёнка, примерной рабочей программы по русскому языку, авторской программы Л. Ф. Климановой,   образовательной программы МАОУ СОШ №47.

        В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:

1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);

2) социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).

Современное обучение русскому языку не ограничивается знакомством обучающихся  с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании обучающихся.

Место курса в учебном плане

На изучение предмета «Русский язык» в 3 классе отводится 163 часа.

Количество часов в неделю:

1четверть-5

2 четверть-4

3 четверть-5

4 четверть-5

Планируемые результаты

         Личностные результаты

Обучающийся научится:

         понимать значимость речи для процесса общения;

испытывать  чувство гордости за родной язык;

осознавать потребность в освоении лексического богатства родного языка;

уважительно относиться к языку и его традициям;

осознавать необходимость свободного владения языком для успешного общения;

применять навыки культурного поведения при общении.

Обучающийся получит возможность:

развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование «вежливых» слов и т. п.);

испытывать потребность в общении;

осмыслить значение общения;

понимать культурную значимость орфографически верной письменной речи;

осознавать необходимость писать грамотно;

сформировать интерес к  изучению истории русского языка;

понимать значение орфоэпически правильно звучащей речи для успешного общения людей, для определения культурного уровня  человека;

стремиться к совершенствованию своей произносительной культуры;

развивать потребность к постоянному обогащению своего словаря;

проявлять интерес к топонимике родного края (к истории географических названий), к истории слов (в том числе и личных имён);

научиться уважительному отношению к художественным произведениям, испытывать интерес к ним, воспитывать в себе

внимательное отношение к использованию слова в художественной речи;

создавать собственные словесные произведения по образцу;

понимать изобразительные возможности гласных и согласных звуков в речи, использовать эти возможности при создании собственных речевых произведений;

осознать потребность обращения к справочной лингвистической литературе (орфографическому и орфоэпическому словарям) как непременное условие общей культуры;

добросовестно относиться к труду и его результатам (на примере знакомства с деятельностью В. И. Даля) и негативное отношение к лени;

усвоить уважительное отношение семейным ценностям;

смыслить необходимость  в чувстве сопереживания близким, попавшим в трудные ситуации;

сформировать навыки поведения в экстремальных ситуациях;

научиться проявлять интерес и уважение к различным профессиям и их представителям;

научиться относиться с уважением к обычаям других народов и стран;

расширять свой кругозор путём знакомства с новыми географическими объектами, старинными городами, выдающимися людьми;

сформировать  интерес и любовь к живой природе;

сформировать гуманное отношение к домашним животным;

соблюдать правила поведения при проведении дидактических игр в классе;

оценивать степень своего продвижения в освоении учебного материала;

понимать необходимость постепенности в усвоении знаний (на примере повторного обращения к употреблению разделительного твёрдого знака).

Метапредметные результаты (УУД)

          Регулятивные

         Учащийся научится:

понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной цели;

находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;

самостоятельно или под руководством учителя составлять план выполнения учебных заданий, проговаривая последовательность выполнения действий;

определять правильность выполненного задания на основе сравнения с аналогичными предыдущими заданиями, или на основе образцов;

самостоятельно или под руководством учителя находить и сравнивать различные варианты решения учебной задачи;

контролировать свою речь в процессе общения.

Учащийся получит возможность научиться:

самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в процессе обучения

корректировать выполнение задания в соответствии с планом;

самостоятельно выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме;

осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя научную  терминологию;

адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;

самостоятельно вычленять учебную проблему, выдвигать гипотезы и оценивать их на правдоподобность;

подводить итог урока: чему научились, что нового узнали, что было интересно на уроке, какие задания вызвали сложности и т. п.;

позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;

оценивать результат выполнения своего задания по параметрам, указанным в учебнике или учителем.

Познавательные

Учащийся научится:

самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником, в справочной литературе и дополнительных источниках, в том числе под руководством учителя, используя возможности Интернет;

 работать с моделями слова, звуковыми схемами;

использовать различные способы кодирования информации в знаково-символической или графической форме_

пользоваться наглядно-образными схемами для классификации языковых единиц;

проводить сравнение (последовательно по нескольким основаниям, самостоятельно строить выводы на основе сравнения);

осуществлять анализ объекта (по нескольким существенным признакам);

проводить классификацию изучаемых объектов по указанному или самостоятельно выявленному основанию;

выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения единичных объектов и выделения у них сходных признаков;

рассуждать по аналогии, проводить аналогии и делать на их основе выводы;

строить индуктивные и дедуктивные рассуждения;

понимать смысл логического действия подведения под понятие;

с помощью учителя устанавливать причинно-следственные связи и  родовидовые отношения между понятиями;

под руководством учителя отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем справочников, энциклопедий, научно-популярных книг.

Учащийся получит возможность научиться:

 ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению нового материала;

совместно с учителем или в групповой работе предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения нового материала;

представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ;

Коммуникативные

Учащийся научится:

активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач ;

 участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

читать вслух и про себя текст учебника, рабочей тетради и  научно-популярных книг, понимать прочитанное;

сотрудничать в совместном решении проблемы , выполняя различные роли в группе;

участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;

выполнять свою часть работы в ходе коллективного решения учебной задачи, осознавая роль и место результата этой деятельности в общем плане действий.

Учащийся получит возможность научиться:

выступать публично;

участвовать в диалоге при обсуждении хода выполнения задания и выработке совместного решения;

формулировать и обосновывать свою точку зрения;

критично относиться к собственному мнению, стремиться рассматривать ситуацию с разных позиций и понимать точку зрения другого человека;

понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач; стремиться к пониманию позиции другого человека;

согласовывать свои действия с мнением собеседника или партнёра в решении учебной проблемы;

приводить необходимые аргументы для обоснования высказанной гипотезы, опровержения ошибочного вывода или решения;

 готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты

Развитие речи. Речевое общение

Обучающийся научится:

понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающее выразить мысли и чувства;

относиться к русскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа;

анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат;

понимать речевые задачи общения: что-то сообщить одобрить, возразить , объяснить ;

выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;

контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;

правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы в соответствии с культурными нормами;

различать диалогическую и монологическую речь;

составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;

составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;

пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;

писать изложения по составленному плану;

составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям.

Обучающийся получит возможность научиться:

совершенствовать свою устную речь на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях;

говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии;

делать полный и краткий пересказ текста;

устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному;

исключать из речи слова со значением неодобрения («кривляка», «худосочный», «здоровенный» и др.);

совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; уметь поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться к собеседнику;

соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ.                                                  Главный помощник в общении — родной язык

Фонетика, графика, орфография

Обучающийся научится:

проводить звукобуквенный анализ слов;

определять ударение в словах;

делить слова на слоги и на части для переноса;

находить в тексте слова с  изученными   орфограммами, применять нужный алгоритм для написания этих орфограмм;

верно употреблять мягкий знак на конце имен существительных после шипящих с учётом рода имен существительных;

правильно писать «не» с глаголами;

использовать нужный алгоритм проверки всех изученных орфограмм;

писать под диктовку тексты (55—65 слов), включающие слова с изученными орфограммами.

Обучающийся получит возможность научиться:

верно произносить слова с «проблемным» ударением, с особенностями произношения, определяемым по орфоэпическому словарю;

формировать представление о единообразии написания слова, морфем;

писать мягкий знак на конце глаголов неопределенной формы после буквы ч.

Лексика                                                                                                                                                                                                                           Обучающийся научится:

различать лексическое значение и звукобуквенную форму слова;

сравнивать слова по значению и по форме (синонимы, антонимы, омонимы);

распознавать в тексте синонимы и антонимы;

находить необходимую информацию о значении слова в лингвистических словарях;

сопоставлять значения слов на основе их двусторонних моделей;

объяснять прямое и переносное значение слова, понимать причины появления многозначности.

Обучающийся получит возможность научиться:

понимать различие основной функции имён и личных местоимений;

объяснять устройство и назначение толкового словаря, словаря синонимов и антонимов;

различать мотивированные и немотивированные названия.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс, окончание;

выделять в слове основу и окончание;

составлять с помощью условных обозначений схему состава слова;

различать однокоренные слова и разные формы одного слова;

объяснять значение, которое привносят в слово приставка и суффикс;

образовывать новые слова с предложенными приставками и суффиксами;

правильно писать приставки, формировать представление о единообразии их написания;

понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании.

Обучающийся получит возможность научиться:

находить в корнях слов исторические фонетические чередования согласных звуков (река — реченька, снег — снежок, бег — бежать);

образовывать сложные слова на базе предложенных сочетаний слов, разбирать сложные слова по составу.                                    Морфология

Обучающийся научится:

определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам;

правильно употреблять слова разных частей речи в собственных высказываниях.                                                                                   Имя существительное

Обучающийся научится:

различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные;

определять число имён существительных;

определять род имён существительных, согласовывать с ними слова других частей речи;

определять падеж имени существительного по предложенному алгоритму;

изменять имена существительные по падежам.

Обучающийся получит возможность научиться:

верно употреблять в речи имена существительные с «проблемным» определением рода;

сопоставлять написание имён существительных женского и мужского рода с шипящими согласными на конце;

образовывать формы множественного числа имён существительных при наличии вариантных окончаний;

разбирать имя существительное как часть речи (начальная форма, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, число, падеж).                                                                                                                                                                                       Местоимение

Обучающийся научится:

сравнивать по значению и по функции имена существительные и личные местоимения;

употреблять личные местоимения в речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

устранять повторы слов в предложении, используя личные местоимения.  

Глагол                                                                                                                                                                                                                           Обучающийся научится:

распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков;

определять времена глаголов;

образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени;

определять число глаголов;

верно писать частицу «не» с глаголами;

писать мягкий знак в глаголах неопределенной формы.

Обучающийся получит возможность научиться:

обоснованно применять нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и в письменной речи.

Имя прилагательное

Обучающийся научится:

находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков;

определять связь имени прилагательного с именем существительным;

верно писать безударные окончания имён прилагательных, используя предложенный алгоритм.

Обучающийся получит возможность научиться:

делать разбор имени прилагательного как части речи: определять род, число и падеж имени прилагательного;

объяснять роль имён прилагательных в речи;

использовать имена прилагательные в собственных речевых произведениях.                                                                                           Синтаксис

Словосочетание

Обучающийся научится:

объяснять различия слова, предложения и словосочетания на основе их главной функции — быть средством номинации или средством выражения законченной мысли;

составлять словосочетания по заданным моделям;

находить словосочетания в предложении.                                                                                                                                                       Предложение

Обучающийся научится:

определять тип предложения по цели высказывания и по интонации;

находить главные члены предложения — подлежащее и сказуемое;

находить второстепенные члены предложения (без их разграничения);

устанавливать связь между членами предложения по вопросам;

находить в предложении однородные члены.

Обучающийся получит возможность научиться:

верно ставить знаки препинания при однородных членах предложения.                                                                                                  Текст

Обучающийся научится:

отличать текст от простого набора предложений;

устанавливать связь между предложениями в тексте;

определять тему и основную мысль текста;

озаглавливать текст;

выделять в тексте вступление, основную часть и заключение;

составлять план текста;

распознавать типы текстов (описание, повествование, рассуждение).

Обучающийся получит возможность научиться:

различать художественные и научные тексты;

составлять тексты разных типов.                                                                           

Критерии оценивания:

Диктант:

«5» ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа выполнена аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии письма.

«4» ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.

«3» ставится за диктант, если в нем допущено 3-5 орфографических ошибок, работа выполнена небрежно.

«2» ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа выполнена неряшливо.

Грамматическое задание:

«5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий, если ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.

«4» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее ¾ заданий.

«3» ставится, если ученик обнаруживает усвоение определенной части изученного материала; правильно выполнил не менее ½ заданий.

«2» ставится, если ученик обнаружил плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

Контрольное списывание:

«5» – нет ошибок

«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление 1 ошибка или 1 исправление

«3» – 3 ошибки и 1 исправление, 2 ошибки и 1 исправление

«2» – 4 ошибки, 3 ошибки

«1» – более 4 ошибок, более 3 ошибок

Тест:

«5» - верно выполнено более 3/4 заданий

«4» - верно выполнено 3/4 заданий.

«3» - верно выполнено 1/2 заданий.

«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.

           Примечание: оценивание комбинированной (компетентностной) контрольной работы, составленной в целях контроля сформированности у обучающихся универсальных учебных действий, а также работы в форме тестирования и собеседования осуществляется в соответствии с системой оценки, разработанной для данной конкретной работы. Достижение личностных результатов оценивается в форме мониторинговых исследований.

Критерии  оценки работ творческого характера

        За содержание:

 «5» ставится за последовательное и правильное воспроизведение авторского текста (изложение), логически оправданное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильное  речевое оформление. Допустимо не более одной речевой неточности.

«4» ставится за правильную и достаточно полную информацию по авторскому тексту (изложение). Тема раскрыта, но имеются незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей, отдельные фактические и речевые неточности. Допустимо не  более трех речевых недочетов в содержании и построении текста.

«3» ставится за некоторые отклонения от авторского (исходного) текста (изложение), отклонение  от темы (в основном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений), бедность словаря, речевые неточности. Допустимо  не более пяти недочетов в содержании и построении текста.

 «2» ставится за несоответствие работы теме, значительные отступления от авторского текста, большое количество неточностей фактического характера, нарушение последовательности изложения мыслей, отсутствие связи между частями текста, бедность словаря. В целом в работе  допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.

За грамотность:

«5»: отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, допустимо одно-два исправления;

 «4»: не более двух орфографических и одной пунктуационной ошибки, одно – два исправления;

 «3»: три-пять орфографических ошибок, одна-две пунктуационные, одно – два исправления;

 «2»: шесть и более орфографических ошибок, три-четыре пунктуационных, три-четыре исправления.

Содержание предмета

Речевое общение. Текст

Коммуникативно-речевые умения и навыки. Практическое представление о ситуации общения с использованием образно-символических моделей: партнеры по речевому общению (собеседники), тема, цель и результат общения.

Речевой и неречевой способы общения: наблюдения за ролью языка в общении людей, несловесные средства (интонация, жесты, мимика, выразительные движения), их значение в речевом общении.

Общее представление об устной и письменной речи как формах общения. Из истории письменной речи. Составление высказываний с учетом цели общения,

обстановки и ролевых отношений партнеров, реальных или воображаемых — героев произведений (по аналогии или по образцу).

Умение воспринимать речь партнера: понимать смысл высказывания, уточнять его с помощью вопросов, находить в высказывании опорные слова (с помощью учителя), чувствовать интонацию конца предложения, конца смысловой части

высказывания (текста).

Умение строить высказывание в устной и письменной форме: обдумывать предстоящий ответ; отбирать необходимые языковые средства, понимать цель общения: что-то сообщить, объяснить, описать; проверять и контролировать себя (с помощью учителя).

Совершенствование звуковой стороны речи, устранение недочетов в произношении. Развитие интереса к произносительной стороне речи на основе игр со звуками речи, чтения скороговорок и чистоговорок и наблюдения за звукописью в стихотворениях.

Практическое овладение приемами интонационно-выразительной речи (громкость, темп и др.), умение использовать их в зависимости от ситуации и цели общения.

Текст. Общее представление о тексте (текст состоит из предложений, которые связаны по смыслу). Тема текста. Роль заглавия. Наблюдение за особенностями текстов (описание, рассуждение, повествование), их жанровым разнообразием (загадка, сказка, рассказ, стихотворение).

Наблюдение за ролью слова в художественном тексте. Умение находить в тексте главную мысль (с помощью учителя), подбирать заглавие к тексту. Самостоятельное изложение повествовательного (или описательного) текста по заданным вопросам. Составление и запись текста по предложенному началу, серии картинок на определенную тему из жизни детей, о любимой игрушке, о летних или зимних каникулах и др.

Составление текста делового стиля: письма, записки, объявления (с помощью учителя).

Речевой этикет. Использование формул речевого этикета

в процессе ведения диалога. Изменение форм речевого этикета в зависимости от ситуации и цели общения (здравствуйте, привет, рады приветствовать вас и др.).

Культура речевого общения (со взрослыми; со сверстниками при работе в парах, в коллективно-распределенной деятельности), умение слушать партнера, поддерживать диалог вопросами и репликами.

        Концептуальной основой нового учебника является его коммуникативно-познавательная направленность. В новой системе изучения языка, его основных понятий и правил происходит в тесной взаимосвязи с коммуникативно-речевыми умениями и навыками, которые придают изучению языка практическую, функциональную направленность.

        Новая система, базирующаяся на системно-функциональном подходе, обеспечивает интеграцию языка и речи в обучении. В различных коммуникативно-речевых ситуациях, в процессе чтения художественных, познавательных и деловых текстов ученики наблюдают, как основные единицы языка функционируют в речи. Школьники начинают осознавать русский язык, «добывая его из речи», учатся применять полученные знания о языке в своей речевой практике.

        Обучение русскому языку строится по схеме: речь – язык – речь. Вопросы и задания учебника побуждают детей к осмыслению собственной речи. Школьники знакомятся с образцами использования родного языка, его выразительных средств в литературных произведениях русских писателей и поэтов (рубрика «Словесное творчество»).

        Коммуникативная направленность обучения позволяет обучающимся  постепенно накапливать необходимые представления о языке как средстве общения, помогает ориентироваться в ситуации общения, обдумывать свой ответ, корректировать его в зависимости от цели общения и т.д. Новые принципы открывают возможности обучать детей письму не только как речевому навыку, но и как письменной речи и как письменной форме общения, стимулируют развитие творческих способностей детей, их стремление к созданию собственных текстов, которые практически являются своеобразной интеграцией всех речевых умений и навыков.

        Познавательная направленность обучения создаёт предпосылки того, что ребёнок начинает накапливать представления о языке как средстве познания, как своеобразной знаковой системе, в которой знаком считаются только двусторонние единицы языка, такие, как слово и морфема.

        Познавательная направленность обучения предполагает развитие не только логического мышления, но и образного мышления и воображения обучающихся , без которых невозможна их творческая деятельность. С этой целью в учебнике используются художественные тексты.

        Большое внимание уделяется развитию речевого мышления. В учебнике много заданий на сравнение слов (его формы и значения), на классификацию слов по разным основаниям (тематическая классификация, связанная с лексическим значением слова, классификация слов по грамматическим признакам, выделение группы слов с общим значением предметности, признака, действия).

        Таким образом, коммуникативно-познавательная направленность курса позволяет эффективно решать задачи обучения русскому языку на начальном этапе:

  • развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление обучающихся;
  • обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;
  • пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;
  • формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;
  • обеспечивать развитие функциональной грамотности  на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;
  • развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;
  • развивать творческие способности обучающихся, их стремление к созданию собственных текстов.

Тематическое планирование

Количество часов в год -  163

Количество часов в неделю:

1четверть-5

2 четверть-4

3 четверть-5

4 четверть-5

  Наименование разделов

Всего часов

Из них

Формы контроля    

Контрольных работ

Списываний

Словарных диктантов

Сочинений

Изложений

Раздел 1    «Речевое общение. Повторяем — узнаем новое»

12

1

1

-

-

-

Устный опрос, контрольная работа (диктант с грамматическим заданием), самостоятельная  работа, словарный диктант, контрольное списывание, контрольное сочинение, изложение.

Раздел  2   «Язык – главный помощник в общении»

«Орфография»  

20

-

-

2

-

1

Раздел 3 «Слово и его значение»

10

1

-

1

-

-

Раздел 4 «Предложение»

12

1

-

-

-

Раздел   5  «Состав слова»  

20

1

1

2

-

1

Раздел 6  «Части речи»

8

1

-

-

-

1

Раздел 7   «Имя существительное»

36

3

-

2

1

2

Раздел  8  «Местоимение»

5

-

-

-

-

-

Раздел  9    «Глагол»

21

1

-

1

1

1

Раздел 10  «Имя прилагательное»

14

1

-

1

1

1

Раздел 11  «Повторение»

5

-

1

-

-

-

Всего

163

10

3

9

3

7

Календарно-тематическое планирование

Раздел   1  «Речевое общение. Повторяем — узнаем новое» - 12 часов

УУД

Личностные

Испытывать  чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Осознавать свою этническую и национальную принадлежность.

Уважительно относиться к иному мнению.

Понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку.

Соблюдать правила поведения на уроке и в классе.

Оценивать свои успехи в освоении языка.

Познавательные

Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником, в справочной литературе и дополнительных источниках, в том числе под руководством учителя, используя возможности Интернет.

Проводить классификацию изучаемых объектов по указанному или самостоятельно выявленному основанию.

Выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения единичных объектов и выделения у них сходных признаков.

Рассуждать по аналогии, проводить аналогии и делать на их основе выводы.

Регулятивные

Понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной цели.

Подводить итог урока: чему научились, что нового узнали, что было интересно на уроке, какие задания вызвали сложности и т. п..

Позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата.

Оценивать результат выполнения своего задания по параметрам, указанным в учебнике или учителем.

Коммуникативные

Активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Тема урока

1 четверть – 45 часов

1

Речевое общение. Диалог. Собеседники.

2

Речевое общение. Диалог. Собеседники (продолжение)

3

Речевое общение. Диалог. Собеседники. Виды предложений по цели высказывания.

4

Речевое общение. Диалог. Собеседники. Аргументы.

5

Речевое общение. Диалог. Собеседники.

6

Культура устной и письменной речи.

7

Текст. План текста.

8

Входная контрольная работа  

9

Текст. Виды текстов.

10

Текст. Виды текстов.

11

Текст. Признаки текста. Контрольное списывание.

12

Анализ входной контрольной работы и коррекция знаний

Раздел  2   «Язык – главный помощник в общении. Орфография» - 20 часов

УУД

Личностные

Понимать значимость речи для процесса общения; испытывать  чувство гордости за родной язык; осознавать потребность в освоении лексического богатства родного языка; уважительно относиться к языку и его традициям; осознавать необходимость свободного владения языком для успешного общения;  применять навыки культурного поведения при общении.

Познавательные

 Извлекать информацию, представленную в разных формах, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему), пользоваться словарями, справочниками;  устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Регулятивные

Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в процессе обучении.

Корректировать выполнение задания в соответствии с планом.

Адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе.

Подводить итог урока: чему научились, что нового узнали, что было интересно на уроке, какие задания вызвали сложности и т. п.

Коммуникативные

Позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата.

Оценивать результат выполнения своего задания по параметрам, указанным в учебнике или учителем.

13

Язык – главный помощник в общении

14

Звуки и буквы

15

Слог, ударение.

16

Девять правил орфографии

17

Заглавная буква в именах собственных.

18

Безударные гласные в корне слова.

19

Безударные гласные в корне слова.

20

Безударные гласные в корне слова, проверяемые и непроверяемые ударением.

21

Парные по звонкости-глухости согласные.

22

Парные по звонкости -глухости согласные в конце слова и перед другими согласными

23

Непроизносимые согласные.

24

Непроизносимые согласные. Словарный диктант.

25

Обучающее изложение «Елочка»

26

Удвоенные согласные

27

Удвоенные согласные

28

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Словарный диктант.

29

Правописание буквосочетаний ЧК-ЧН, ЩН.

30

Перенос слов

31

Перенос слов

32

Обобщение  по теме «Мир общения. Повторение»

Раздел 3  «Слово и его значение» 10 часов

УУД

Личностные

Уважительно относиться к иному мнению.

Понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку.

Соблюдать правила поведения на уроке и в классе.

Оценивать свои успехи в освоении языка.

Познавательные

Рассуждать по аналогии, проводить аналогии и делать на их основе выводы.

С помощью учителя устанавливать причинно-следственные связи и  родовидовые отношения между понятиями.

Регулятивные

Самостоятельно или под руководством учителя составлять план выполнения учебных заданий, проговаривая последовательность выполнения действий.

Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с аналогичными предыдущими заданиями, или на основе образцов.

Коммуникативные

Активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

33

Слово и его значение

34

Что рассказало слово. Основные функции слова.

35

Синонимы

36

Антонимы. Словарный диктант

37

Омонимы

38

Слово и его значение. Многозначные слова

39

Слово и его значение. Многозначные слова

40

Словосочетание

41

Контрольная работа  по теме «Слово и его значение»

42

Анализ контрольной работы и коррекция знаний

Раздел 4 «Предложение» 12 часов

УУД

Личностные

Понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку.

Оценивать свои успехи в освоении языка.

Познавательные

Рассуждать по аналогии, проводить аналогии и делать на их основе выводы.

Регулятивные

Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с аналогичными предыдущими заданиями, или на основе образцов.

Коммуникативные

Читать вслух и про себя текст учебника, рабочей тетради и  научно-популярных книг, понимать прочитанное.

Предложение. Виды предложений.

44

Виды предложений по цели высказывания

45

Виды предложений по интонации

46

Главные члены предложения

2 четверть – 28 часов

47

Главные члены предложения

48

  1. Однородные члены предложения.

49

  1. Однородные члены предложения.

50

  1. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

51

  1. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

52

  1. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

53 

  1. Контрольная работа  по теме «Предложение»

54

  1. Анализ контрольной работы. Коррекция знаний.

Раздел   5  «Состав слова» - 20 часов

УУД

Личностные

Навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности. Понимание практической значимости русского языка   для собственной жизни.

Познавательные

Выполнять анализ и синтез.

Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Выстраивать логическую цепь рассуждения.

Регулятивные

Работая по плану, сверяет свои действия с целью.

Коммуникативные

Оформляет свои мысли в устной и письменной речи.

55

Состав слова. Корень.

56

Чередование согласных в корне  слова. Словарный диктант

57

Корень слова. Подбор однокоренных слов.

58

Корневые орфограммы

59

Изложение по вопросам

60

Приставка

61

Приставка  и предлог

62)

Суффикс

63

Суффикс

64

Состав слова. Окончание.

65

Основа слова.

66

Разбор слов по составу

67

Разбор слов по составу

68

Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Контрольное списывание.

69

Образование слов. Сложные слова.

70

Образование слов (обобщение)

71

Систематизация и обобщение знаний по теме «Состав слова». Словарный диктант

72

Административная контрольная работа по теме  «Состав слова»

73

Работа над ошибками, допущенными в административной контрольной работе

74

Повторение пройденного за 2 четверть

3 четверть – 50 часов

                Раздел 6  «Части речи» - 8 часов

УУД

Личностные

Понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку.

Оценивать свои успехи в освоении языка

Познавательные

Извлекать информацию, представленную в разных формах, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему), пользоваться словарями, справочниками.

Регулятивные

Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Коммуникативные

Активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

75

Части речи

76

Части речи

77

Самостоятельные и служебные части речи

78

Самостоятельные и служебные части речи

79

Изложение по вопросам.

80

Систематизация и обобщение знаний по теме «Части речи»

81

Контрольная работа по теме  «Части речи»

82

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

Раздел 7   «Имя существительное» - 36 часов

УУД

Личностные

Понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку.

Соблюдать правила поведения на уроке и в классе.

Познавательные

Преобразовывать информацию.

Находить ответы на  проблемные вопросы.

Регулятивные

Оценивать свои успехи в освоении языка. Позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата.

Коммуникативные

Создавать письменные монологические высказывания.

83

Имя существительное как часть речи.

84

Имя существительное как часть речи.

85

Собственные и нарицательные имена существительные.

86

Сочинение-описание с использованием приёма олицетворения

87

Число имён существительных

88

Число имён существительных

89

Изложение по вопросам.

90

Обобщение по теме «Имя существительное».  Словарный диктант

91

Контрольная работа  по теме «Имя существительное»

92

Анализ контрольной работы и коррекция знаний.

93

Род имен существительных

94

Род имен существительных

95

Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода

96

Мягкий знак (ь) после шипящих  на конце имен существительных женского рода.

97

Контрольная работа  по теме «Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имен существительных женского рода»

98

Анализ контрольной работы и коррекция знаний.

99

Изменение имен существительных по падежам

100

Изменение имен существительных по падежам

101

Изменение имен существительных по падежам. Именительный падеж.

102

Изменение имен существительных по падежам. Родительный падеж

103

Изменение имен существительных по падежам. Родительный падеж

104

Изменение имен существительных по падежам. Дательный падеж

105

Изменение имен существительных по падежам. Винительный падеж. Словарный диктант

106

Изменение имен существительных по падежам (склонение). Творительный падеж.

107

Изменение имен существительных по падежам (склонение). Творительный падеж.

108

Изменение имен существительных по падежам (склонение). Предложный падеж.

109

Изменение имён существительных по падежам. Склонение.

110

Изменение имён существительных по падежам. Склонение.

111

Изменение имён существительных по падежам. Склонение.

112

Изменение имён существительных по падежам. Склонение. Обобщение.

113

Разбор имени существительного  как  части речи.

114

Разбор имени существительного  как  части речи.

115

Разбор имени существительного  как  части речи.

116

Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное как часть речи»

117

Контрольная работа по теме «Имя существительное как часть речи»

118

Анализ контрольной работы и коррекция знаний.

Раздел  8  «Местоимение» - 5 часов

УУД

Личностные

Понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку.

Соблюдать правила поведения на уроке и в классе.

Познавательные

Преобразовывать информацию.

Находить ответы на  проблемные вопросы.

Регулятивные

Оценивать свои успехи в освоении языка. Позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата.

Коммуникативные

Создавать письменные монологические высказывания.

119

Местоимение. Общее понятие.

120

Личные местоимения

121

Личные местоимения

122

Роль местоимений в речи

123

Обобщение  знаний по теме «Местоимение»

4 четверть – 40 часов

Раздел  9    «Глагол» - 21 час

УУД

Личностные

Понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку.

Соблюдать правила поведения на уроке и в классе.

Познавательные

Преобразовывать информацию.

Находить ответы на  проблемные вопросы.

Регулятивные

Оценивать свои успехи в освоении языка. Позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата.

Коммуникативные

Создавать письменные монологические высказывания

124

Глагол как часть речи.

125

Глагол как часть речи.

126

Изменение глаголов по временам

127

Изменение глаголов по временам.

128

Глаголы настоящего времени

129

Глаголы прошедшего времени

130

Глаголы будущего времени

131

Неопределенная форма глагола

132

Изменение глаголов по числам Словарный диктант

133

Изменение глаголов по числам

134

Обучающее изложение по теме «Глагол»

135

Изменение по родам глаголов прошедшего времени

136

Изменение по родам глаголов прошедшего времени

137

НЕ с глаголами

138

НЕ с глаголами

139

Разбор глагола как части речи

140

Разбор глагола как части речи

141

Обучающее сочинение

142

Обобщение знаний по теме «Глагол»

143

Контрольная работа по теме «Глагол как часть речи»

144

Анализ контрольной работы и коррекция знаний.

Раздел 10 «Имя прилагательное» - 14 часов

УУД

Личностные

Стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру.

Познавательные

Ориентироваться в пространстве учебника с помощью знаков навигации.

Понимать цели и задачи учебной деятельности.

Пользоваться различными алгоритмами,  предлагаемыми в учебнике.

Пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (схема речевого общения, рисунок-схема состава слова, рисунок-схема частей речи).

Развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц.

Регулятивные

Работая по плану, сверяет свои действия с целью.

Коммуникативные

Работа в паре. Планирование учебного сотрудничества.

145

Имя прилагательное как часть речи.

146

Имя прилагательное как часть речи.

147

Изменение имен прилагательных по родам и числам

148

Изменение имен прилагательных по родам и числам

149

Изменение имен прилагательных по родам и числам

150

Изменение имён прилагательных по родам числам и падежам

151

Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам

152

Сочинение-описание

153

Разбор имени прилагательного как части речи. Словарный диктант

154

Разбор имени прилагательного как части речи.

155

Итоговая контрольная работа .

156

Обобщение  знаний по теме «Имя прилагательное»

 157

Обучающее изложение по теме «Имя прилагательное»

 158

Анализ изложений  и коррекция знаний

Раздел 11  «Повторение» - 5 часов

УУД

Личностные

Испытывать  чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны.

Познавательные

Ориентироваться в пространстве учебника с помощью знаков навигации.

Регулятивные

Работая по плану, сверяет свои действия с целью.

Формировать потребность к постоянному обогащению  своего словаря.

159

Повторение. «Слово. Предложение. Текст»

160

Повторение. «Слово. Предложение. Текст»

161

Повторение. «Части речи»

162

Повторение. Правила правописания.

163

Повторение. Правила правописания.

         Методическое обеспечение курса

  1. Климанова Л.Ф. , Макеева С.Г. Русский язык, 3 класс :учеб. для общеобр. организаций с электронным приложением .- М.: Просвещение, 2015г.
  2. Климанова Л.Ф., .Макеева С.Г. Русский язык, 3 класс. Методическое пособие. М.: Просвещение, 2015г.
  3. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...