Обобщение правописания окончаний имен существительных единственного числа. Игра
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Байкина Екатерина Федоровна

Игра на повторение

Скачать:

ВложениеРазмер
Office spreadsheet icon Презентация2.06 МБ
Microsoft Office document icon Конспект урока60.5 КБ
Microsoft Office document icon Раздаточный материал218.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку в 4 классе

Тема: Обобщение правописания окончаний имен существительных единственного числа

Тип урока - обобщение  систематизация знаний.

Вид урока – познавательно-развлекательная игра «Найди клад».

Цели:

  1. Закрепить знания детей о правописании окончаний имен существительных единственного числа;
  2. Познакомить детей с новыми понятиями «фразеологизм», «омофоны», «омографы»;
  3. Развивать умения разбирать слова по составу;
  4. Развивать коммуникативные навыки речи, орфографическую зоркость;
  5. Воспитывать интерес к предмету через игру и мультипликационных героев;
  6. Воспитывать чувства коллективизма.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал, объявление – конкурс, послание, алфавит, магниты

Ход урока

Этапы урока

Содержание

Примечание

1. Орг.момент

Добрый день, ребята, садитесь.

2. Сообщение темы и цели урока

Ребята, какую часть речи мы с вами изучаем? Что можно определить у имени существительного? А что мы изучали на прошлом уроке? (Как определить окончание имен существительных единственного числа). Как вы думаете, какая темя сегодняшнего урока?. Герои мультфильма «Смешарики» объявили конкурс: «Найди наш клад». Этот клад спрятан у нас в классе, но чтобы его найти, надо собрать карту. Карта разорвана на куски, которые  нужно собрать, выполнив задания. Для этого мы поделились на команды. Придумайте название своей команде.

Ребята, а как вы думаете, что нам пригодится  в поиске клада? (наши знания и умения). Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (использовать наши знания в поиске клада; повторять и закреплять наши знания и умения).

А оценивать  выполнение заданий мы будем в таблице все вместе. (1 колонка название конкурса, 2 колонка – оценка). И посмотрим, чья же команда выполнит задания лучше. (за верно выполненное задание дается кусок карты)

Читаю конкурс

3. Игра «Найди клад»

1.Исправь ошибки в значениях фразеологизмов.

Что вам нужно сделать, ребята? Давайте напомним всем, что такое фразеологизм?

Водить за нос – запомнить.

Намотать на ус – бездельничать.

Бить баклуши – обманывать.

Плевать в потолок – бездельничать.

Язык без костей – очень похожи.

На одно лицо – болтливый.

Итак, для чего же мы используем фразеологизмы в своей речи?

2.Выбери и запиши только имена существительные, которые соответствуют схемам: 

ножка, перегрузка, придорожный, дошкольник, перекрёсток,

котёнок, дорога, барабанщик, мышка

Что вам необходимо сделать? Все ли слова нужно выписать?

Итак какие же слова остались лишними, и почему вы их не выписали?

3. Определите склонение имен существительных

Что вам предстоит сделать?  Как определить склонение имен существительных?

Мама, ночь, собака, небо, море, сокол, хлеб, ворона, ласточка, мир, соль, мука, лень, тень.

Возникли ли у вас трудности при выполнении этого задания? Почему?

4. Ты – учитель! Побудь в роли учителя и найди 6 ошибок в диктанте, который написал Максим с 4 «а» класса:

Чем сейчас вы займетесь? Что вам необходимо знать и уметь делать для того, чтобы побыть в роли учителя?

Как красивы сады и леса после тихого снега! Полюбуйся пушыстым снегом на яблани, на сирени, на дубе, на еле! Серебристый иней украсил ветки тополя. На озере лёд покрыт толстым слоем снега, но рыбоки готовяться к рыбной ловле.

(пушистым, яблоне, на ели, рыбаки, готовятся)

На какие орфограммы были допущены ошибки? Легко ли быть учителем?

5. Заполни таблицу, просклоняв 5 существительных, выделив окончания.

Что вам нужно сделать? На что стоит обратить большое внимание? ( на окончания)

Падеж

Тип склонения

1-е

2-е

3-е

Твердая основа

Мягкая основа

Твердая основа

Мягкая основа

Мягкая основа или твердая на ж, ш

И.

трава

семья

стол

букварь

любовь

Р.

Д.

В.

Т.

П.

 

Как правильно подобрать окончание к именам существительным?

6.Словарик! Вставив пропущенные буквы а потом собрав их, вы получите фразу:

Что вам нужно сделать?

А…томобиль, ц…ган, па….ажир, грип…, …оссия,  л…донь, морко…ь, пом…дор, ко….екция, б…лет, кла…., ноч…

(Вы справились!)

Какие орфограммы встретились в этих словах? Объясните их написание?

  1. Омофоны, омографы?

 Давайте прочитаем что же такое омофоны и омографы.

Омофоны (от греч. homós — одинаковый и phōnē — звук), слова, имеющие одинаковое звучание, но различающиеся на письме ("плод" и "плот", "порог" и "порок").

Омографы (от греч. homós — одинаковый и grápho — пишу), слова и формы слов, совпадающие в написании, но произносимые различно (замок и замок).

Выберите из текста омофоны и омографы:

Что вам сейчас необходимо сделать?

На лугу пасутся коровы.

 Петя стреляет в птиц из лука.

Раньше богатые люди устраивали балы.

Наша команда заработала 10 баллов.

Я еду в гости.

В дальнюю дорогу необходимо взять еду. Мука лежит на столе.

Сидеть и ждать – это настоящая мука!

(омографы: еду, мука.)

(омофоны: на лугу, из лука, балы, баллы)

Итак что же такое омофоны и омографы? Сможете привести свои примеры?

  1. «Следопыт». Вам даются вопросы.

Ответами всех вопросов являются буквы, из которых нужно составить ключевое слово (буквы все разбросаны):

Что вам нужно сделать? На что следует обратить внимание после того как вы отгадаете все буквы? (они разбросаны)

Первая гласная в слове «газета»?

Буква, встречающаяся в каждом слове: горох, город, квартира, воробей?

Первая буква алфавита?

Четвертая согласная в слове коллекция?

Третий звук в слове «год»?

(Карта)

Были ли затруднения при выполнении этого задания?

9.Приз - кусок карты!

Итак, ребята, мы собрали все куски карты. Но вашим командам не достаточно иметь только эти куски, поэтому нам нужно объединиться, чтобы найти клад, спрятанный нашими героями.

Выберите человека, который будет искать клад. ( Ребята собирают карту и ищут клад, спрятанный в классе).

Ребята, они нам оставили послание. Давайте прочитаем его? 

Дорогие ученики 4 класса Бемыжской  школы!

Мы очень рады, что вы прошли все наши испытания и нашли клад. Этот алфавит будет всегда напоминать вам о том, что нужно писать красиво, аккуратно и грамотно! Гордитесь тем, что вы изучаете и знаете этот язык, ведь еще в 19 веке  И.С. Тургенев писал: «… о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

Удачи вам и успехов во всех начинаниях!

Ваши «Смешарики».

Работа с презентацией

Объединяются, собирают карту.

Ищут клад.

Учитель читает послание.

4.Подведение итогов

Сложные ли были задания? Что нового вы сегодня узнали на уроке? Что уже знали и повторили на сегодняшнем уроке?

Ребята, а сейчас оцените каждого в группе, кто какую отметку заслужил.

Скажите, ребята, в каких заданиях вы испытывали трудности? Почему? Какие выводы можете сделать?

Сейчас нарисуйте улыбку своему смешарику.

Если урок очень понравился-

Урок был хорошим-

Урок не понравился-

Всем спасибо!. Урок закончен



Предварительный просмотр:

1.Исправь ошибки в значениях фразеологизмов.

Водить за нос – запомнить.

Намотать на ус – бездельничать.

Бить баклуши – обманывать.

Плевать в потолок – бездельничать.

Язык без костей – очень похожи.

На одно лицо – болтливый.

2.Выбери и запиши только имена существительные, которые соответствуют схемам: 

ножка, перегрузка, придорожный, дошкольник, перекрёсток,

котёнок, дорога, барабанщик, мышка

_____________________________________________________________________________

3. Определите склонение имен существительных

Мама, ночь, собака, небо, море, сокол, хлеб, ворона, ласточка, мир, соль, мука, лень, тень.

4. Ты – учитель! Побудь в роли учителя и найди 6 ошибок в диктанте , который написал Максим с 4 «а» класса:

Как красивы сады и леса после тихого снега! Полюбуйся пушыстым снегом на яблани, на

 

сирени, на дубе, на еле! Серебристый иней украсил ветки тополя. На озере лёд покрыт

толстым слоем снега, но рыбоки готовяться к рыбной ловле.

5. Заполни таблицу, просклоняв 5 существительных, выделив окончания.

Падеж

Тип склонения

1-е

2-е

3-е

Твердая основа

Мягкая основа

Твердая основа

Мягкая основа

Мягкая основа или твердая на ж, ш

И.

трава

семья

стол

букварь

любовь

Р.

Д.

В.

Т.

П.

6.Словарик! Вставив пропущенные буквы а потом собрав их, вы получите фразу:

А…томобиль, ц…ган, па….ажир, грип…, …оссия,  л…донь, морко…ь, пом…дор,

ко….екция, б…лет, кла…., ноч…

  1.  Омофоны, омографы?

Омофоны (от греч. homós — одинаковый и phōnē — звук), слова, имеющие одинаковое звучание, но различающиеся на письме ("плод" и "плот", "порог" и "порок").

Омографы (от греч. homós — одинаковый и grápho — пишу), слова и формы слов, совпадающие в написании, но произносимые различно (замок и замок).

Выберите из текста омофоны и омографы:

На лугу пасутся коровы.

 Петя стреляет в птиц из лука.

Раньше богатые люди устраивали балы.

Наша команда заработала 10 баллов.

Я еду в гости.

В дальнюю дорогу необходимо взять еду.

Мука лежит на столе.

Сидеть и ждать – это настоящая мука!

Омографы:_______________________________________________

Омофоны:________________________________________________

  1.  «Следопыт». Вам даются вопросы.

Ответами всех вопросов являются буквы, из которых нужно составить ключевое слово (буквы все разбросаны):

Первая гласная в слове «газета»?

Буква, встречающаяся в каждом слове: горох, город, квартира, воробей?

Первая буква алфавита?

Четвертая согласная в слове коллекция?

Третий звук в слове «год»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа»

«Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа»...

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Цель: обобщить знания о склонениях, о правописании оконч...

Урок по русскому языку 4 класс Тема: Правописание безударных окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже.

Урок по русскому языку 4 класс Тема: Правописание безударных  окончаний имен существительных единственного числа в предложном падеже. Урок по УМК "Школа России"...

Урок – практикум «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа» 3 класс ПНШ

Урок - практикум по закреплению правописания падежных окончаний имен существительных единственного числа. На уроке идет работа в группах, с использованием интерактивной доски и планшета. В конце урока...