II. Актуализация знаний. (3 мин)
Чистописание.
Слайд 1
Слайд 2
Словарная работа
Слайд 3
Ребус
Слайд 4
Работа в парах
Слайд 5
| - Даны слова. Одна буква в каждом слове потерялась, давайте узнаем что это за буква.
_ебень, _ука, ово-и, товари-, -епка. (Щ)
- Посмотрите ребята, может здесь спрятано какое-нибудь правило?
-Какой звук обозначает буква Щ
-Дайте характеристику этому звуку?
Как вы думаете, какую букву мы сегодня пропишем на уроке.
Составьте цепочку из слогов для чистописания, чередуя в соответствии с эталоном используя правило правописания, которое мы повторили.
(Использован прием ловушка. Дано сочетание букв, а не слог)
Посмотрите на слова.
-С какими словами мы с вами уже были знакомы.
-Что объединяет эти слова?
-Сегодня мы с вами познакомимся новым словарным словом.
Для того чтобы узнать новое слово.
Посмотрите на доску.
Дан ребус. Ваша задача разгадать данный ребус.
Попробуйте объяснить друг другу что такое берег? Найдите объяснение этого слова в толковом словаре.
- Итак, что такое берег?
-Подберите к данному слову однокоренные слова по схеме.
– Придумайте предложение с одним из однокоренных слов.
(Дети составляют предложения, каждый высказывает свое).
Запишите предложение ….
– Дайте устно характеристику предложению, разберите по членам предложения и частям речи. |
-чу-щу
-[щ]
-согласны, непарный, мягкий
-Товарищ, овощи
-Словарные слова
(ученики разгалывают ребус)
-Берег
- – край земли у водяной поверхности.
-Бережок, береговой, прибрежный.
|
Проверка орфографии. Развить логику, мышление.
Формировать умения работать со словарем.
Закреплять знания разбора слова по составу
Закреплять знания разбора предложения по составу
|
Частично поисковый.
Создание ситуации успеха
Словесно- наглядный
|
Слайд 6
III. Основная часть (работа над темой урока)
Самоопределение к учебной деятельности.
Слайд 7
Этап формулировки темы и целей урока.
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 9
ФИЗМИНУТКА на слайде 10
Слайд 11
Парная работа
Слайд 11
Слайд 12
Работа над решением поставленных задач
Слайд 13
Слайд 14
ФИЗМИНУТКА.
Работа по плану урока. Подведение итога.
Слайд 15
Упражнение в написании безударных падежных окончаний имен существительных.
IV.Итог урока.
Слайд 16
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Слайд 17
Домашнее задание (дифференцированное)
Слайд 18 | На доске записано стихотворение Б.Заходера:
В лесочк…, над речк..й,
Построена дачка.
На дачк… живет
Небольшая собачка.
Собачка довольна
И лес…м и дач…й,
Но есть огорчения
В жизн… собачьей.
Прочтите эти строки, проанализируйте орфограммы, сформулируйте тему урока.
- Все согласны с темой сегодняшнего урока? Теперь, используя опорную запись, сформулируйте цели урока.
-Какие задачи можно поставить, глядя на схему?
Повторить:
Научиться :
Составить :
-Для чего нам нужно грамотно писать окончания имен существительных?
-Как вы думаете, что мы сегодня будем повторять?
-Что относится к морфологическим признакам существительного?
Посмотрите на слайд, и продолжите предложение.
- В русском языке ….?
- К 1 склонению относятся существительные ….?
- Ко 2 склонению относятся существительные?
- К 3 склонению относятся существительные?
-Распределим имена существительные ( лиса, дерево, кот, лошадь, дядя, рожь) по типу склонений.
- Какой цели вы достигли, выполнив это задание?
- Мы учились на предыдущих уроках писать безударные падежные окончания имен существительных единственного числа?
- Тогда скажите, какое задание можно выполнить по этому тексту?
- На какие группы можно разделить все имена существительные? Обсудите в парах.
-Какое распределение слов будет соответствовать теме сегодняшнего урока?
(Ученики выполняют самостоятельно)
Текст
В лесочк…, над речк..й, Построена дачка. На дачк… живет Небольшая собачка. Собачка довольна И лес… и дач…,, Но есть огорчения В жизн… собачьей.
- Поменяйтесь тетрадями и сравните с эталоном
1 скл
| 2 скл
| 3скл
| речкой
| лесочек
| жизнь
| дачка
|
|
| собачка
|
|
|
- Как вы действовали при написании окончания?
- Попробуйте оценить свое умение писать безударное падежное окончание имени существительного в единственном числе. Покажите на «шкале успеха», которую рисуют на полях тетради) на каком вы уровне. Если вы уверены, в своих знаниях и не допускаете ошибок отметьте чертой самом в верху. Если вы сомневаетесь в выборе окончания и допускаете ошибки отметьте по середине шкалы. Если вы не знаете, как определить безударные окончания имен существительных то отметьте внизу шкалы.
-. Так какова же цель нашего урока?
-Посмотрите на слова в карточках и сформулируйте задание.
1. Упражнение в определении типа склонения по начальной форме.
На партах детей карточка со словами:
Вставьте пропущенные окончания.
На подстав…. ( ….скл), по тетрад…(…скл)., из деревн… (…скл)., из жизн…(…скл), на горизонт….(…скл), по горст….(…скл), от девочк….(…скл).
По данному заданию проводится работа в парах постоянного состава.
- Удалось ли выполнить задание полностью? Что помешало?
- Выполни ли задание без ошибок?
(поднимают руки у кого были допущены ошибки)
– Внимательно слушайте слова, которые я буду говорить.
Если покажу на слово с ударным окончанием, вы поворачиваетесь лицом друг к другу и обмениваетесь хлопками. Если покажу на слово, в котором безударное падежное окончание вы приседаете.
За ключ…, с багаж…, перед смерч…, со шприц…, в зоопарк…, на юг…,на рек… о труженик…, о геро…, в туман…, у братишк..…, на барабан…, о львенк…, в берет…, к коров…, о лыжник…, у рощ…, в дом…, на диван….
-Ребята, сегодня на уроке мы работали в парах, фронтально? А какой вид работы мы еще не использовали?
На слайде появляются 3 текста. Обучающиеся самостоятельно выбирают уровень сложности задания, проанализировав тексты.
-Каждый для себя выберите то задание, с каким вы справитесь.
1 уровень – самый легкий, т.к. окончание имени существительного записано, нужно определив тип склонения и падеж доказать правописание данного окончания.
По аллее, с собачкой, на дороге, на поверхности, у мыши, о герое, для деревни, возле речки, к стройке.
2 уровень – сложнее, т.к. необходимо самостоятельно вставить безударное падежное окончание, указать падеж.
О храброст…, на ладон…, в город…., по площадк…, от двер…, на озер…, к кормушк…, из библиотек….
3 уровень – самый сложный (носит творческий характер), т.к. требуется самостоятельно подобрать существительное с безударным падежным окончанием, верно его вписать и доказать правописание.
Телеграмма для______________.
Рассказ о __________________.
Сидит на __________________.
Сок из _____________________.
Гулял в ____________________.
Попробуйте оценить свои знания по этой теме. Поставьте себе отметку.
-Ваши работы я прошу сдать на проверку. При проверке ваших работ я оценю вас и мы проведем сравнения на следующем уроке.
Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним какие задачи мы ставили перед собой.
Посмотрите все ли задачи мы с вами выполнили?
-Что можем составить в группах?
Сейчас, я вам предлагаю в группах составить алгоритм действия при определении безударных окончаний существительных.
Раздаю листы А-3, маркеры.
После обсуждения алгоритма на доске появляется алгоритм действия:
1 шаг. Определяю, к какому склонению относится слово.
2 шаг. Подбираю слово-подсказку – и ставлю его в ту же форму.
3 шаг. Если у слова-ключа окончание и или е значит, в данном слове будет такое же окончание.
-Молодцы, ребята. А сейчас, давайте подведем итог нашего урока.
Все поставленные цели мы достигли?
Возвращаемся к посбавленной цели.
Что повторили?
Чему научились?
Что составили?
На столах лежат карточки. Ваша задача вписать слова.
Я сегодня на уроке учился____________
Я работал с _____________настроением.
Я________доволен собой.
Я испытывал затруднения, когда _________________ .
(Ответы детей)
- Предлагаю вам выбрать в качестве упражнения для отработки полученных на уроке навыков следующие виды заданий:
Задания выделены разными цветами. Синим цветом даны задания 1 уровня – самый легкий. Списать текст, проверяя правописание безударных падежных окончаний по таблице.
Зеленый цвет указывает на 2 уровень – сложнее, т.к. необходимо самостоятельно просклонять однокоренные имена существительные, сравнить окончания в Р.п., Д.п., П.п.
Красный цвет-3 уровень – самый сложный (носит творческий характер), т.к. требуется самостоятельно Придумать рассказ из 5-7 предложений на тему: «Первый снег», используя имена существительные: снежинка, заморозок, лучик, оттепель, солнышко, парк, аллея, скамейка..
Слайд
1). ) №85 (списать текст, проверяя правописание безударных падежных окончаний по таблице)
2) №88 (просклонять однокоренные имена существительные, сравнить окончания в Р.п., Д.п., П.п.)
3). Придумать рассказ из 5-7 предложений на тему: «Первый снег», используя имена существительные: снежинка, заморозок, лучик, оттепель, солнышко, парк, аллея, скамейка.
- Спасибо за урок!
|
-Тема: “Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа”
Ответы учеников
Повторить: (способы действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа)
Научиться : (безошибочному писать безударные падежные окончания имен существительных)
Составить : (памятку, алгоритм, кластер)
-Что бы быть грамотными
-Морфологические признаки существительного
-род, число, падеж, склонение
- существительных по падежам
-Три склонений
- Имена существительные мужского и женского рода, которые в начальной форме имеют окончание –а или –я.
- Имена существительные мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме и имена существительные среднего рода с окончаниями –о, -е или –ё.
- Имена существительные женского рода с нулевым окончанием в начальной форме с мягкой основой и с твёрдой основой на ж, ш.
-Повторили склонения существительных
-Да
- Выписать имена существительные
-По родам, по падежам, по склонениям, одушев, неодуш.
-По склонениям
-Проговариваем устно
“Шкала успеха” ученики отмечают уровень.
-Научиться без ошибок писать безударное падежное окончание имени существительного в единственном числе
- Необходимо поставить пропущенную букву и определить склонение
Дети самостоятельно проверяют работы по эталону. На всю работу отводится 3 минуты.
- Индивидуальный, самостоятельная работа
Учащиеся выбирают уровень сложности задания.
Ставят себе отметки.
-Нет
- Памятку, алгоритм, кластер
Презентация алгоритма каждой группы. Выбираем наилучший.
| Проверить знания учащихся, выйти на изучение новой темы
Определить тему урока.
Систематизировать уточнять представление учащихся о склонении существительных
Учить безошибочно писать безударные падежные окончания имен существительных.
Отдых, смена деятельности
Закрепить полученные знания у детей.
Учить принимать и осуществлять решение учебной задачи
Повтор и закрепление полученных знаний, выявление затруднений детей в проделанной работе.
Формировать чувства ответственности и трудолюбия.
Повтор и закрепление полученных знаний, выявление затруднений детей в проделанной работе.
Выявить настроение детей.
|
Беседа
Мобилизировать внимание детей.
Создание ситуации успеха
|