урок русского языка в 4 классе по теме "Упражнения в правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа 1, 2, 3 склонения"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Колесникова Ирина Валентиновна

Урок выстроен в соответствии с ФГОС НОО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе

Тема: Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных единственного числа 1-, 2-, 3-го склонения.

Тип урока: урок – рефлексии.

Цель урока: закрепление и коррекция изученных способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.

Задачи урока:

- выработать последовательность действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных, и применение данных действий на практике, посредством выполнения различных упражнений.

- формировать у обучающихся способность к рефлексии;

- научить  безошибочному написанию безударных падежных окончаний имен

существительных;

- отрабатывать систему контроля и самоконтроля в деятельности.

Формирование УУД:

Личностные:

-осознавать роль языка в жизни людей;

- понимать эмоции одноклассников, выражать свои эмоции;

- уметь делать самооценку на основе наблюдений за собственной речью.

Метапредметные:

Регулятивные:

- самостоятельно формировать тему и цели урока;

-составлять план решения учебной проблемы;

-работать по плану.

Познавательные:

-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составить таблицу);

-строить рассуждения;

-устанавливать причинно-следственные связи

-оформлять свои мысли в письменной речи;

-слушать и слышать других;

-договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности;

Предметные:

  • различать существительные 1,2,3 склонения;
  • правильно писать безударные падежные окончания существительных единственного числа.

Оборудование: учебник Русский язык Л.М.Хохолова, проектор, ноутбук, карточки для работы.

Ход урока:

  1. Мотивация.

-Улыбнитесь друг другу, мне, гостям. Улыбка украшает человека, рассеивает мрачные мысли, разгоняет серые тучи.

-Что ещё может делать улыбка? (Дарит  хорошее  настроение, радость). -----Пусть хорошее настроение всегда будет с вами.

- Отметьте на полях, с каким настроением вы пришли сегодня на урок (смайлик).

  1. Актуализация опорных знаний.

-Представьте  себе, что вы устроились удобно в кресле, приготовились смотреть любимый фильм, а вместо этого на экране появляется завораживающая картина и вы слышите:  

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под  снежной бахромою,

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит.

Ф. И. Тютчев.

- Что  вы почувствовали, представили?

-Не показалось ли вам, что мы оказались в зимнем лесу?

- Оказывается, в зимнем лесу  можно побывать, не выходя из класса, только этого нужно сильно захотеть  (появляется слово на доске) и приложить ….. (ответы детей)

На доске: Фантазия, желание, захотеть.

- Какое слово « лишнее»? Почему?

-Расскажите, что вы знаете об имени существительном? (составление кластера на доске)

- Какие существительные относятся к 1 склонению? 2? 3?

-Работа с предложением (письмо под диктовку).

Зимний лес спит волшебным сном.

-Какое задание можно выполнить с этим предложением? ( синтаксический разбор, определить падеж, склонение существ.) Определите склонение и падеж имен существительных.

- А сейчас давайте проведем маленькое исследование. Каждая группа получает свое задание.

1группа.

Задание.

У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак – и доказать свой выбор.

1.

Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание –е.

2.

Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание, в дательном и предложном падеже окончание – е.

2 группа.

Задание.

1.

Имена существительные 2 склонения имеют в  предложном падеже окончание – е.

2.

Имена существительные 2 склонения имеют в  предложном падеже окончание – и.

3 группа.

1.

Имена существительные 3 склонения имеют в  родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание –е.

2.

Имена существительные 3  склонения   имеют в  родительном, дательном и предложном падежах окончание –и .

Проверка (вывод каждой группы фиксируется на доске).

На доске появляется:

        

  • Какова тема урока? Это первый урок по теме?
  • Что у вас больше всего вызывает затруднение?

- Какова цель урока?

  • Как  проверить написание безударных окончаний в именах существительных:
  • Вспомним наши шаги.
  1. знать склонение
  2. знать падеж
  3. применять слова-помощники
  1. Работа над решением поставленных задач.

- В тяжёлые снеговые шубы нарядила зима сосны и ели, даже о веточках не позабыла – им приготовила пуховые варежки. А нам приготовила задания.

1. Работа в парах (на карточках). 

                                                                                     

На белой скатерт…  снегов видны следы рыс….  От ёлк.. к ёлк.. прыгает шустрая

белка. На берёз.. лежат пушистые шапки снега. Ветки пригнулись к земле от такой тяжест….

  - Проверка по «эталону».                                                                

  •    Кто справился с этим заданием без ошибок? Кто ошибся?
  • Какие ошибки допустили?
  • Как вы думаете, что нужно было вам сделать, чтобы избежать ошибок? Оцените свою работу.

Физминутка.

Я буду называть существительные.

Если оно относится:

                          к 1–ому  склонению, вы хлопаете в ладоши,

                          ко 2-ому – приседаете,

               к 3 склонению – прыгаете на месте.

астра, георгин, морковь, свёкла, огурец, велосипед, пальто, осень, лето, весна, зима, снежинка, метель.

2. Выполнение разноуровневых заданий организуется в форме индивидуальной работы. Обучающиеся самостоятельно выбирают уровень сложности задания, проанализировав тексты.

1 уровень – самый легкий, т.к. окончание имени существительного записано, нужно определив тип склонения и падеж доказать правописание данного окончания.

С собачкой, на дороге, на поверхности, у мыши, о герое, для деревни, возле речки, на снежинке.

2 уровень – сложнее, т.к. необходимо самостоятельно найти ошибки и объяснить письменно.

К деревни по тропинки бежит хохлатый жаворонок. С первым снегам появляется он на деревенской улици . Весь день жаворонок проводит в поисках пищи . На морози жаворонок не зябнет.

3 уровень – самый сложный.  Составить и записать предложения из каждой строчки. Определить склонение и падежи имён существительных в ед. ч., дописать окончания.

  1. тропинка, узкая, детей, еловой, привела, к рощ…;
  2. висели, высокой, шишки, на , ел…;
  3. белка, с ветк…, прыгала, на ветк…;
  4. недалеко, от, остановились, дети, полянк…;

Проверка задания проводится: по «Эталону».Кто справился без ошибок? Где были ошибки и почему? Оцените свою работу.

IV. Включение в систему знаний и повторений.

Тестовая проверка.

  1. Найти словосочетание с ошибкой.

Р –мечтать о собаке

Т – ехать на машине

С – найти в коробки

Ч – слова из  песни

  1. Найти словосочетание с пропущенной буквой О.

Д – пшениц…й

Ж – зайц…м

Э - куриц…й

М – нож…м

  1. Найти слово  с пропущенной буквой И.

О – о метел .

Л –  на дерев .

Х – по улиц .

Б – к дорог .

  1. Найти  слово с раздельным написанием.

П – (на)певать

Ц – (у)летать

Г – (на)берегу

Ю – (не)жный

  1. Найти слово, где в приставке пишется О.

Т – н…летать

У – п…бежать

Ш – з…крыть

Ф – н…дрезать

Проверка: Поднимите руку те, у кого получилось слово. Прочитайте его.(СМОГУ) Значит вы сможете написать итоговый диктант. Посмотрите на экран, сверьте свои ответы с ответами на слайде. Найдите ошибки, которые вы допустили. Что необходимо повторить?

  1. Итог урока.  

- Давайте вспомним, какие задачи ставились на уроке?

- Достиг ли наш урок желаемых результатов? (выслушиваю ответы детей )

- Где нам пригодятся полученные знания?

VI. Рефлексия.

- Вот и закончилась наша виртуальная прогулка по зимнему лесу.

- Оцените значимость своей работы на уроке и поставьте себе отметку:

+ - знаю и умею применять

! - знаю, но не всегда могу применить

? - не уверен в своих знаниях

- -пока не знаю и не умею

- На полях покажите свое настроение.

VII. Д.з

С. 138 № 141 или № 143


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 4 классе "Падежные окончания имен существительных единственного числа"

Цель: формировать  умение обосновывать написание безударных падежных окончаний имен существительных....

Урок – практикум «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа» 3 класс ПНШ

Урок - практикум по закреплению правописания падежных окончаний имен существительных единственного числа. На уроке идет работа в группах, с использованием интерактивной доски и планшета. В конце урока...

Презентация к уроку русского языка на тему "Выведение правила написания безударных падежных окончаний имен существительных". Программа "Школа 2100",4 класс

Презентация содержит материал к  уроку по данной теме, включая все основные этапы урока: словарная работа, определение основного вопроса урока, открытие нового знания, развитие умения, итог урока...

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа 1,2,3 склонения.

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа 1,2,3 склонения. 4 класс...

Урок русского языка 4 класс. Закрепление по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных и имён прилагательных"

Предлагаемый материал представляет собой комбинированный урок русского языка, литртурного чтения и окружающего мира. За основу взяты произведения Н. Сладкова. Урок-проект имеет своей ближайшей продукт...