урок русского языка в 4 классе по теме "Упражнения в правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа 1, 2, 3 склонения"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок выстроен в соответствии с ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок русского языка в соответствии с ФГОС | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
Тема: Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных единственного числа 1-, 2-, 3-го склонения.
Тип урока: урок – рефлексии.
Цель урока: закрепление и коррекция изученных способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.
Задачи урока:
- выработать последовательность действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных, и применение данных действий на практике, посредством выполнения различных упражнений.
- формировать у обучающихся способность к рефлексии;
- научить безошибочному написанию безударных падежных окончаний имен
существительных;
- отрабатывать систему контроля и самоконтроля в деятельности.
Формирование УУД:
Личностные:
-осознавать роль языка в жизни людей;
- понимать эмоции одноклассников, выражать свои эмоции;
- уметь делать самооценку на основе наблюдений за собственной речью.
Метапредметные:
Регулятивные:
- самостоятельно формировать тему и цели урока;
-составлять план решения учебной проблемы;
-работать по плану.
Познавательные:
-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составить таблицу);
-строить рассуждения;
-устанавливать причинно-следственные связи
-оформлять свои мысли в письменной речи;
-слушать и слышать других;
-договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности;
Предметные:
- различать существительные 1,2,3 склонения;
- правильно писать безударные падежные окончания существительных единственного числа.
Оборудование: учебник Русский язык Л.М.Хохолова, проектор, ноутбук, карточки для работы.
Ход урока:
- Мотивация.
-Улыбнитесь друг другу, мне, гостям. Улыбка украшает человека, рассеивает мрачные мысли, разгоняет серые тучи.
-Что ещё может делать улыбка? (Дарит хорошее настроение, радость). -----Пусть хорошее настроение всегда будет с вами.
- Отметьте на полях, с каким настроением вы пришли сегодня на урок (смайлик).
- Актуализация опорных знаний.
-Представьте себе, что вы устроились удобно в кресле, приготовились смотреть любимый фильм, а вместо этого на экране появляется завораживающая картина и вы слышите:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.
Ф. И. Тютчев.
- Что вы почувствовали, представили?
-Не показалось ли вам, что мы оказались в зимнем лесу?
- Оказывается, в зимнем лесу можно побывать, не выходя из класса, только этого нужно сильно захотеть (появляется слово на доске) и приложить ….. (ответы детей)
На доске: Фантазия, желание, захотеть.
- Какое слово « лишнее»? Почему?
-Расскажите, что вы знаете об имени существительном? (составление кластера на доске)
- Какие существительные относятся к 1 склонению? 2? 3?
-Работа с предложением (письмо под диктовку).
Зимний лес спит волшебным сном.
-Какое задание можно выполнить с этим предложением? ( синтаксический разбор, определить падеж, склонение существ.) Определите склонение и падеж имен существительных.
- А сейчас давайте проведем маленькое исследование. Каждая группа получает свое задание.
1группа.
Задание.
У вас написаны высказывания, относящиеся к имени существительному. Среди них есть как верные, так и неверные утверждения. Ваша задача : прочитать высказывания и, если оно является верным, то ставьте знак +, а если неверным, то знак – и доказать свой выбор.
1. | Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание –е. | |
2. | Имена существительные 1 склонения имеют в родительном падеже окончание, в дательном и предложном падеже окончание – е. |
2 группа.
Задание.
1. | Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание – е. | |
2. | Имена существительные 2 склонения имеют в предложном падеже окончание – и. |
3 группа.
1. | Имена существительные 3 склонения имеют в родительном падеже окончание – и, в дательном и предложном падеже окончание –е. | |
2. | Имена существительные 3 склонения имеют в родительном, дательном и предложном падежах окончание –и . |
Проверка (вывод каждой группы фиксируется на доске).
На доске появляется:
- Какова тема урока? Это первый урок по теме?
- Что у вас больше всего вызывает затруднение?
- Какова цель урока?
- Как проверить написание безударных окончаний в именах существительных:
- Вспомним наши шаги.
- знать склонение
- знать падеж
- применять слова-помощники
- Работа над решением поставленных задач.
- В тяжёлые снеговые шубы нарядила зима сосны и ели, даже о веточках не позабыла – им приготовила пуховые варежки. А нам приготовила задания.
1. Работа в парах (на карточках).
На белой скатерт… снегов видны следы рыс…. От ёлк.. к ёлк.. прыгает шустрая белка. На берёз.. лежат пушистые шапки снега. Ветки пригнулись к земле от такой тяжест…. |
- Проверка по «эталону».
- Кто справился с этим заданием без ошибок? Кто ошибся?
- Какие ошибки допустили?
- Как вы думаете, что нужно было вам сделать, чтобы избежать ошибок? Оцените свою работу.
Физминутка.
Я буду называть существительные.
Если оно относится:
к 1–ому склонению, вы хлопаете в ладоши,
ко 2-ому – приседаете,
к 3 склонению – прыгаете на месте.
астра, георгин, морковь, свёкла, огурец, велосипед, пальто, осень, лето, весна, зима, снежинка, метель.
2. Выполнение разноуровневых заданий организуется в форме индивидуальной работы. Обучающиеся самостоятельно выбирают уровень сложности задания, проанализировав тексты.
1 уровень – самый легкий, т.к. окончание имени существительного записано, нужно определив тип склонения и падеж доказать правописание данного окончания.
С собачкой, на дороге, на поверхности, у мыши, о герое, для деревни, возле речки, на снежинке.
2 уровень – сложнее, т.к. необходимо самостоятельно найти ошибки и объяснить письменно.
К деревни по тропинки бежит хохлатый жаворонок. С первым снегам появляется он на деревенской улици . Весь день жаворонок проводит в поисках пищи . На морози жаворонок не зябнет.
3 уровень – самый сложный. Составить и записать предложения из каждой строчки. Определить склонение и падежи имён существительных в ед. ч., дописать окончания.
- тропинка, узкая, детей, еловой, привела, к рощ…;
- висели, высокой, шишки, на , ел…;
- белка, с ветк…, прыгала, на ветк…;
- недалеко, от, остановились, дети, полянк…;
Проверка задания проводится: по «Эталону».Кто справился без ошибок? Где были ошибки и почему? Оцените свою работу.
IV. Включение в систему знаний и повторений.
Тестовая проверка.
- Найти словосочетание с ошибкой.
Р –мечтать о собаке
Т – ехать на машине
С – найти в коробки
Ч – слова из песни
- Найти словосочетание с пропущенной буквой О.
Д – пшениц…й
Ж – зайц…м
Э - куриц…й
М – нож…м
- Найти слово с пропущенной буквой И.
О – о метел .
Л – на дерев .
Х – по улиц .
Б – к дорог .
- Найти слово с раздельным написанием.
П – (на)певать
Ц – (у)летать
Г – (на)берегу
Ю – (не)жный
- Найти слово, где в приставке пишется О.
Т – н…летать
У – п…бежать
Ш – з…крыть
Ф – н…дрезать
Проверка: Поднимите руку те, у кого получилось слово. Прочитайте его.(СМОГУ) Значит вы сможете написать итоговый диктант. Посмотрите на экран, сверьте свои ответы с ответами на слайде. Найдите ошибки, которые вы допустили. Что необходимо повторить?
- Итог урока.
- Давайте вспомним, какие задачи ставились на уроке?
- Достиг ли наш урок желаемых результатов? (выслушиваю ответы детей )
- Где нам пригодятся полученные знания?
VI. Рефлексия.
- Вот и закончилась наша виртуальная прогулка по зимнему лесу.
- Оцените значимость своей работы на уроке и поставьте себе отметку:
+ - знаю и умею применять
! - знаю, но не всегда могу применить
? - не уверен в своих знаниях
- -пока не знаю и не умею
- На полях покажите свое настроение.
VII. Д.з
С. 138 № 141 или № 143
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку в 4 классе "Падежные окончания имен существительных единственного числа"
Цель: формировать умение обосновывать написание безударных падежных окончаний имен существительных....
План-конспект урока русского языка 4 класс УМК "Школа России" "Правописание падежных окончаний имён прилагательных"
Конспект урока русского языка с применением РК...
Урок – практикум «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа» 3 класс ПНШ
Урок - практикум по закреплению правописания падежных окончаний имен существительных единственного числа. На уроке идет работа в группах, с использованием интерактивной доски и планшета. В конце урока...
Презентация к уроку русского языка на тему "Выведение правила написания безударных падежных окончаний имен существительных". Программа "Школа 2100",4 класс
Презентация содержит материал к уроку по данной теме, включая все основные этапы урока: словарная работа, определение основного вопроса урока, открытие нового знания, развитие умения, итог урока...
Конспект урока по русскому языку "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа. Закрепление".
Конспект урока по русскому языку . 4 класс...
Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа 1,2,3 склонения.
Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа 1,2,3 склонения. 4 класс...
Урок русского языка 4 класс. Закрепление по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных и имён прилагательных"
Предлагаемый материал представляет собой комбинированный урок русского языка, литртурного чтения и окружающего мира. За основу взяты произведения Н. Сладкова. Урок-проект имеет своей ближайшей продукт...