Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель: обобщить знания о склонениях, о правописании окончаний имён существительных единственного числа
Задачи:
1. Совершенствовать знания детей о правописании безударных окончаний существительных в предложном падеже.
2. Развивать память, мышление, речь, навыки самостоятельной работы, орфографическую зоркость, умение аргументировать свои выводы.
3. Воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе, интерес к предмету.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель: обобщить знания о склонениях, о правописании окончаний имён существительных единственного числа
Задачи:
- Совершенствовать знания детей о правописании безударных окончаний существительных в предложном падеже.
- Развивать память, мышление, речь, навыки самостоятельной работы, орфографическую зоркость, умение аргументировать свои выводы.
- Воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе, интерес к предмету.
- Оргмомент. ПУЗ.
- Актуализация знаний (тест).
- Каллиграфическая минутка:
а)словарная работа. - Основная часть. Повторение изученного.
- Физминутка.
- Закрепление изученного.
- Итог. Домашнее задание. Рефлексия.
Ход урока
I. Организационный момент. Постановка учебных задач.
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок!
Слайд 2
А девиз у нас такой:
«То, что знаешь – не скрывай,
на вопросы отвечай!»
ПУЗ
– Ребята, у нас сегодня необычный урок – слайд 3 мы отправимся в путешествие по океану знаний имени существительного в поисках сокровищ, а для того, чтобы суметь добраться до них, во время путешествия вам надо быть внимательными, чтобы суметь выполнить все задания и показать свои знания
2.Откройте тетради, запишите число: с красной строки или два пальчика двадцать второе февраля, на следующей строчке – три пальчика вправо – классная работа
II. Актуализация знаний. Тест.
Слайд 4 А путешествовать мы будем на большом красивом парусном корабле, а как он называется вы узнаете, если разгадаете ребус слайд 5 (буревестник)
Слайд 6 Цель нашего путешествия вот этот остров, где находится сундук с сокровищами. Но для начала мы должны вспомнить, всё, что знаем об именах существительных. Сейчас вы будете отвечать на тест, записывая в свои листочки, только выбранные вами буквы.
слайд 7
1. Имена существительные обозначают:
К) признак предмета
Л) действие
М) предмет
слайд 8
2. Имена существительные отвечают на вопрос:
М) что делает?
Н) какой? Какое?
О) кто? что?
Слайд 9
3. Имена существительные бывают:
К) м.р., ж.р.;
Л) м.р., ж.р., с.р.
М) ж.р., с.р.
Слайд 10
4. Имена существительные изменяются:
О) по числам и падежам;
Н) по родам;
Слайд 11
5. Сколько падежей в русском языке
А) 7;
Б) 9;
Д) 6.
Слайд 12
6. Склонение – это:
Ж) словообразование;
Е) словоизменение.
Слайд 13
7. Сколько склонений в русском языке
М)1
Е) 2
Ц) 3
– Если вы правильно заполнили тест, то вы прочитаете слово, которое вас похвалит за правильно выполненную работу. Слайд 14
– Дима, какое у тебя получилось слово? (Молодец) Поднимите руки, у кого получилось такое же слово.
Итак, на тест ответили правильно, значит можем смело отправляться в путешествие. Слайд 15 И мы оказались с вами на острове «Отгадай-ка».
III. Каллиграфическая минутка.
– Посмотрите на какую букву похож наш остров? (На букву О)
– Слава, что ты можешь сказать о этой букве? (гласная) Дети прописывают в тетрадях букву О и её соединения.
Оо (до середины строки), ом ое оз (до конца строки чередуя)
– Плывём на следующий остров. И вот «Загадочный» остров. Нужно отгадать загадки
Ну что, ребята, отгадаем?
а)словарная работа
– Я вам загадываю загадки, а вы запишите отгадки через запятую
Новый дом несу в руке,
Двери дома на замке,
А живут в доме том
Книжки, ручки и альбом (портфель) слайд 16
Если будем мы трудиться,
Все, конечно уродится
При любой плохой погоде
В нашем славном ... (огороде)
Днем спит на ней подушка,
А по ночам – Андрюшка. (кровать)
Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц и звезды –
В нём все отражается ...
Как это зеркало называется? (озеро)
(Дети записывают слова и с места определяют орфограммы в словах)
– Что мы можем сказать об этих словах? (Они словарные)
– А какое здесь слово лишнее? Почему? (кровать, т.к. оно 3 склонения, а остальные слова-2 скл. или озеро, т.к. оно не словарное слово? Ср.рода, проверочное слово – озёра)
– Настя пойдёт к доске, а остальные на местах, запишем предложение:
Около озера отец увидел большого оленя. (найти грамматическую основу, указать все части речи, у существительных указать склонение)
– Устно дай характеристику этому предложению. Какое оно? (Простое, повествоват., невоскл., распр, грм. основа – отец увидел)
– Хорошо, молодец, садись. Слайд 17
– Ребята, а какие озёра есть в нашей Челябинской области? (Ильменское озеро, Увильды, Тургояк, Смолино и т.д.)
IV. Основная часть. Повторение.
Слайд 18 Мы попали на Парное побережье. Почему оно так называется? Здесь нужно будет поработать в парах.
– У вас на партах лежат листочки с таблицей, вы должны, работая вместе, распределить слова по столбикам, т.е. по склонениям. Слайд 19 А для этого давайте вспомним, какие существительные к какому склонению относятся(если сущ. М.р. или ж.р. с окончанием -а, -я – 1 скл.; м.р. нулевое окончание и ср.р на -ое – 2 скл.; ж.р. на ь – 3 скл.) слайд 20
– Итак, проверим, как вы справились (на экране высвечивается правильно заполненная таблица) слайд 21
– Поднимите руку, у кого всё правильно?
– А у кого1-2 ошибки?
Слайд 22-Следующий островок «Отдохни-ка».
V. Физминутка.
1. Для глаз – Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
2. Для кистей рук Возьмём ручку и покатаем её между ладонями, возьмём 2 ручки и покатаем их пальчиками обеих рук
Пора немного отдохнуть,
Ведь мы вступили на «Тропу здоровья»
Чтобы продолжить наш нелёгкий путь,
Потребуются силы и здоровье.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросить.
VI. Закрепление изученного.
Слайд 23 – А мы продолжаем наше путешествие за сокровищами и следующая остановка – остров «Выполняй-ка».
– На этом острове живут упражнения. Давайте откроем учебники на стр.38 и выполним упражнение 96. Записали посередине строки Упражнение 96. А сейчас Карина прочитает задание (Запиши формы слова с предлогами. От чего зависит выбор окончания в этих формах слов?)
– Посмотрите, в каком падеже мы должны написать все слова? (в П. п.)
– Карина, прочитай все слова первой строчки, которые нам даны (апрель, капель, мебель, карамель, сель, свиристель, председатель)
– Что мы можем о них сказать? (они оканчиваются на «ь»)
– Но чем они различаются? (они разного склонения)
– Так значит от чего будет зависеть выбор окончания в этих словах? (от склонения)
– С каким предлогом мы должны употребить слова? (с предлогом «о» или «об»)
– Давайте вспомним, когда употребляется предлог «О», а когда «ОБ» (если слово начинается на гласную-то об, если на согласную, то о.)
– Сейчас разделим тетрадный лист на два столбика, первый столбик – 2 скл., второй столбик – 3 скл.
– Лиза пойдёт к доске, записываем только по одному слову от каждого склонения в нужный столбик с предлогом.
– Первое слово-апрель (о чём? Об апреле, окончание «е», т.к. апрель это существительное 2 скл., а у сущ-х 2 склонения в П.п. окончание «е», о чём? О мебели, окончание «и», т.к. мебель- это существительное 3 скл., а у сущ-х 3 скл. в П.п окончание «и» или вспомним слово-помощник степь)
– Теперь пойдёт Уля, также берём два сущ-х, но уже с каким предлогом? (с предлогом на) и т.д.
– Наше морское путешествие на корабле «Буревестник» продолжается.
Слайд 24 И мы на острове «Молчанка». Само название за себя говорит, всё делаем молча. – Сейчас на экране появятся слова в предложном падеже, вы должны решить, с каким предлогом (о или об) это слово будет употребляться и поднять соответствующий предлог. Слайд 25
– об аллее, о деревне, о книге, об ослике, о машине, об осине, об Ане, об арбузе, о море, об обезьяне.
Слайд 26 Ребята, вот мы и приплыли к острову сокровищ, а вот и сундук. Сейчас мы посмотрим, что же в нём.Ой, а он закрыт, наверно, ребята, надо ещё выполнить одно задание и тогда мы сможем его открыть. А задание такое, нужно вспомнить все правила, которыми мы сегодня пользовались во время путешествия (как определить склонение, как правильно выбрать предлог «о» или «об»)
VII. Итог. Оценивание.
– Ну вот и ключик нашёлся (открываю сундук), а здесь, ребята, действительно сокровища – это страна знаний «Имя существительное» отблагодарила вас за вашу активность на уроке во время путешествия (раздаю «5» и «4»)
Слайд 27Домашнее задание А теперь откройте свои дневники, запишите на четверг домашнее задание, п/т стр.18, упр. 9. В этом упражнении вы должны будете дописать окончания имён сущ-х, в скобках указать склонение и падеж.
Слайд 28 Рефлексия На столе у вас картинки с клоуном. Нарисуйте карандашом такой ротик, который соответствует твоему настроению.
– Ребята, мне было очень приятно с вами путешествовать, спасибо за урок! Слайд 29
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа»
«Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа»...
Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа"
Цель: Выработать правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных.Задачи: 1.Познакомить учащихся со вторым способом определения правописания безударных падежных окончаний ...
Урок – практикум «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа» 3 класс ПНШ
Урок - практикум по закреплению правописания падежных окончаний имен существительных единственного числа. На уроке идет работа в группах, с использованием интерактивной доски и планшета. В конце урока...
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.
К вашему вниманию открытый урок по русскому языку....
Конспект урока по русскому языку "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа. Закрепление".
Конспект урока по русскому языку . 4 класс...
Урок – практикум «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа»
Урок – практикум «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа»...
Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа 1,2,3 склонения.
Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа 1,2,3 склонения. 4 класс...