Конспект урока "Изменение имен существительных по числам"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Коновалова Валентина Николаевна

Конспект урока по русскому языку для 3 класса. На тему "Изменение имен существительных по числам"

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цель: учить определять число имён существительных, образовывать множественное число; изменять существительные по числам;

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать понятие имени существительного в единственном и во множественном числах.

Понимать отличия имен существительных  единственного и множественного числа

Применять: изменять имена существительные по числам.

Синтезировать:

Анализировать изменение окончания имён существительных в зависимости от числа.
Оценивать:
оценить значимость приобретенных знаний на уроке для использования их в  жизни 

 

Метапредметные:

Регулятивные — контроль, оценка и коррекция своей деятельности;

Познавательные — построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные участие в диалоге, аргументация своего мнения, учёт разных мнений;

 

Личностные:

формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения,

совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmenenie_imen_sushchestvitelnyh_po_chislam.docx28.68 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Вахненко Валентина Николаевна

Предмет: русский язык

Класс:       3                                  

Тема: Изменение имен существительных по числам

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цель: учить определять число имён существительных, образовывать множественное число; изменять существительные по числам;

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать понятие имени существительного в единственном и во множественном числах.

Понимать отличия имен существительных  единственного и множественного числа

Применять: изменять имена существительные по числам.

Синтезировать:

Анализировать изменение окончания имён существительных в зависимости от числа.
Оценивать:
оценить значимость приобретенных знаний на уроке для использования их в  жизни

Метапредметные:

Регулятивные — контроль, оценка и коррекция своей деятельности;

Познавательные — построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные  участие в диалоге, аргументация своего мнения, учёт разных мнений;

Личностные:

формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Основные понятия: имя существительное, единственное число, множественное число.

Методы, технологии: беседа, рассказ

Для учителя: презентация, ТСО 

Для учащихся: учебник, тетрадь, ручка, доска

Ход урока:

Содержание деятельности учителя и учеников

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Валентина Николаевна, сейчас у вас урок русского языка. На парте у вас должны лежать учебник, тетрадь, ручка. Теперь настроились на получение новых знаний. Глубоко вздохнули. Выдохнули. Можете присаживаться на свои места.

Дети здороваются, проверяют наличие всего необходимого к уроку на парте, занимают свое рабочее место.

  1. Актуализация знаний            

Давайте вспомним какую часть речи мы сейчас изучаем?

Какая тема была на прошлом уроке?

Какой бывают род у имён существительных?

Приведите примеры существительных мужского рода, среднего, женского.

Как мы определяем род, если затрудняемся?

Молодцы.

Чистописание

Открываем тетради. Пишем число. Классная работа.
Записываем вместе со мной слоги.

На доске: ро та ма  во де. Пишу на доске вместе с учениками. Проговариваю.

Теперь мы запишем под диктовку несколько слов. Слушаем внимательно:

Кровать, тарелка, магазин, ворона, девочка.

Имя существительное.

Род имен существительных.

Существительные бывают мужского, женского и среднего рода.

Подставляем слова он, мой и т.д.

  1. Объявление темы урока          

Прочитайте слова на доске: реки, река, мост, мосты, лес, леса.

Разделите слова на 2 группы и запишите в тетрадь. Прочитайте, что у вас получилось.

Сравните записанные слова. По какому признаку вы разделили слова на группы? Они обозначают разные предметы или одинаковые?

Тема нашего урока: «Изменение имён существительных по числам».

1)Река, мост, лес. 2)Реки мосты, леса.

В первой группе имена существительные обозначают один предмет, а во второй группе – несколько предметов.

  1. Работа по учебнику    

Упражнение 422

Прочитайте текст.

Как нужно изменить слова, если бы речь шла об одном дереве?

Напишите предложения. Выделите окончания имён существительных.

Прочитайте, что у вас получилось.

Какие слова вы изменили? Прочитайте и выделите окончания.

Открыли  учебники на странице 27. Прочитаем правило.

Как изменяются имена существительные?

Что обозначают имена существительные в единственном числе?

Что обозначают имена существительные во множественном числе?

Что изменяется у существительного при изменении по числам?

Приведите примеры.

 

Кедр – хвойное дерево. Этот великан растет в сибирских лесах.  

Хвойное – окончание –ое. Дерево – окончание я.

Читает ученик. Остальные про себя.

По числам.

Один предмет.

Несколько предметов.

Окончание.

Упражнение 423

Прочитаем упражнение 423. В каком числе стоят имена существительные? Ученик выходит к доске и записывает по одному слову, изменяя его. Все остальные у себя в тетрадях.

Во множественном числе

  1. Физкультминутка

Сейчас я вам буду называть имена существительные во множественном и в единственном числе. Ваша задача:  на числа во множественном числе -присесть, а на существительные в единственном числе – поднять руки вверх.

Дом, дома, город, города, улицы, улица, тюльпаны, тюльпан, загадка, загадки, ребенок, дети, фонарики, кони, снег, туча, автобус, олени, поезд, герой, волшебник, песни, танцы, хоровод.

Задание меняется: если вы услышали существительное единственного числа –  хлопайте в ладоши; если множественного - топайте ногами.

Молодцы те, кто не ошибался. Присаживайтесь.

Дети выполняют упражнения в соответствии с заданием.

Дети имеют возможность сами придумывать слова.

Прочитайте эти слова и скажите, в каком числе стоят эти имена существительные?

Брюки, санки, ножницы, сутки, сливки, опилки, шахматы, клещи, каникулы, сумерки, прятки.

•        Измените число этих имен существительных.

•        Можно это сделать? Почему?

•        Спишите эти слова.

Разобрать по составу слова: прятки, каникулы.

Во множественном числе.

Это слова, которые употребляются только во множественно числе.

Посмотрите на рисунок на слайде.

Назовите слова, которые являются именами существительными их род и образуйте множественное число.

Солнце у нас одно во вселенной. Поэтому множественного числа не образуется.

Ель – ели ж.р., дерево – деревья ср.р., облако – облака ср.р., шапка – шапки ж.р., снеговик – снеговики м.р., глаз – глаза м.р., луч – лучи м.р., рот – рты м.р., нос – носы м.р., лопата – лопаты ж.р., ветка – ветки ж.р., пуговица – пуговицы ж.р., рука – руки ж.р.

Солнце ср.р. Почему нельзя образовать множественного числа?

8.Подведение итогов, рефлексия

 О чем мы говорили сегодня на уроке?

Чем отличаются существительные единственного и множественного числа?

Что вам показалось самым сложным за урок?

Урок был интересным, познавательным для вас?

Спасибо за урок. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Изменение имен существительных по числам" Конспект урока по русскому языку во 2 классе (УМК "Перспектива")

Урок познакомит учащихся с категорией числа имен существительных;  будет способствовать формированию умения образовывать формы числа имен существительных, верно употреблять  существит...

Изменение имен существительных по числам, конспект урока во 2 классе

Конспект урока во 2 классе (по программе Занкова) по русскому языку. Изменение имен существительных по числам...

Конспект урока "РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА" Школа России 4 класс

Тип урокаОсвоение нового материалаПедагогические задачиСоздать условия для систематизации знаний об изменении имен существительных по числам, об окончаниях имен существительных в родительном падеже мн...

Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему "Изменение имен существительных по числам"

Урок русского языка во 2 классе. "Школа России" Тема: «Изменение имен существительных по числам»Учебник: Русский язык 2 класс, 2 часть ,с. 62-63 (Авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горец...