Конспект урока русского языка "Изменение имен существительных по числам" (УМК "Школа России" 3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Карцева Дарья Дмитриевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_urok_izmenenie_sushch._po_chislam.docx4.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Изменение имён существительных по числам

Задачи урока:

Закрепить знания об имени существительном как о части речи;

Познакомить уч-ся с изменением имен существительных по числам;

Отрабатывать умение определять род и число имен существительных;

Вести работу по формированию у детей орфографической зоркости;

Работать над развитием мышления, памяти и речи учащихся:

Способствовать нравственному воспитанию учащихся.

Здравствуйте, ребята, давайте подравняемся, подготовимся к уроку. А теперь как можно тише садимся на свои места, а я буду слушать, кто сядет тише всех.

Начнём мы с проверки домашнего задания (упр. 419)

Прочитайте предложения на слайде. Назовите имя существительное, которое употребляется в обоих предложениях. (сапог – сапога) Сколько предметов оно  обозначает в первом случае? (1) А во - втором? (2) В каком  числе стоит первое существительное? В каком числе второе существительное?

Ребята, как вы думаете, с чем будет связана наша сегодняшняя тема? (С изменением существительных по числам)

Знаете ли вы, чем отличаются существительные в ед.ч. от существительных в мн.ч.? Какиие задачи мы можем поставить перед собой на наш урок? (узнать больше о изменении имён существительных по числам и об отличиях сущ. в ед.ч. от сущ. в мн.ч.)

Прочитайте существительные,  записанные на доске. (Огурцы, ветры, жуки, руки, ножницы) В каком числе употреблены слова? Запишите слова изменяя их на единственное число. Есть ли слова, которые вызвали у вас затруднения? Можем ли мы поставить в еднственное число слово "ножницы"? (Нет) Правильно, ребята. В русском языке есть такие слова, которые могут иметь либо только форму ед.ч., либо только форму мн.ч.

Форму только единственного числа имеют такие слова, как: щавель, мёд, ходьба, злоба и другие.

Форму только множественного числа имеют слова: брюки, часы, духи, ножницы, клещи, очки, весы, чернила и другие.

давайте посмотрим на эти слова и попробуем определить их род. Почему мы не можем определить род существительных во второй строке? (потому что мы не можем поставить их в единственное число). Давайте попробуем вывести небольшое правило исходя из проделанной работы (у существительных, имеющих только форму множественного числа, нельзя определить род). Вот они какие хитрые, эти существительные.

Давайте теперь самостоятельно выполним задание под номером 423. Проверим в парах. Кто не допустил ни одной ошибки? У кого была одна, две ошибки?

Давайте посмотрим на правило на странице 27. Заметили ли вы при выполнении предыдущего задания, что при изменении существительного по числам изменяется его окончание? Как изменилось огончание в слове "площади"? А в слове "воробей"?

Теперь давайте немного потренируемся. Напишем небольшой диктант. Для начала откроем памятку номер 2 и следуя плану подготовимся писать под диктовку текст под номером 425 на с.28.

Подчеркните в тексте все слова существительные. Теперь определите их род и число. Выпишите отдельно слова "Ветви" и "скатерть". В учебнике над ними стоит цифра 3. Кто знает, что это обозначает? Эти слова нужно разобрать как части речи. Какой памяткой мы воспользуемся для выполнения этого задания? (9). Отлично. Сейчас все разбирают слова в своих тетрадях, а __ и __ попытаются записать правильный алгоритм на доске.

Правильно ли ребята разобрали слова? У кого есть отличия в разборе? Объясните, почему вы сделали именно так.

*424

Давайте подведём итог нашего занятия. Какова была цель нашего сегодняшнего урока? Что нового мы узнали о существительных единственного и множественного числа? Кто считает, что разобрался в теме и работал хорошо на сегодняшнем уроке. Спасибо вам за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Творительный падеж имени существительного" 3 класс УМК "Школа России"

Знакомство детей с особенностями творительного падежа.Задание (ИКТ) в итоговой части урока есть на диске,который выпущен к учебникам по данной программе....

Конспект урока "РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА" Школа России 4 класс

Тип урокаОсвоение нового материалаПедагогические задачиСоздать условия для систематизации знаний об изменении имен существительных по числам, об окончаниях имен существительных в родительном падеже мн...

Конспект урока русского языка «Имя существительное как часть речи», 2 класс

Цели урока:    1. Образовательная: формировать понятие  об имени существительном, как о части речи; 2. Развивающая: развивать речь обучающихся, пополнять словарный запас, расш...

Конспект урока. Тема: "Роль имен существительных в предложении (подлежащее)". 3 класс. УМК "Школа России".

Конспект урока по русскому языку на тему: «Роль имен существительных в предложении (подлежащее)»...

Конспект урока. Тема: "Связь имени существительного с именем прилагательным", 2 класс УМК "Школа России"

Предоставляю вашему вниманию технологические карты уроков по русскому языку. Надеюсь, информация будет полезна!...

Конспект урока "Безударные окончания имен существительных 3 склонения" в 3 классе

Конспект урока "Безударные окончания имен существительных 3 склонения" в 3 классе.Тип урока - рефлексияЦель урока -  закрепить полученные знания о правописании безударных окончаний...