Конспект открытого урока по русскому языку "Что такое алфавит?" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Данная разработка урока поможет при подготовке по теме "Что такое алфавит" по программе "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 19.4 КБ |
russkiy_yazyk.pptx | 2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе
Тема: Алфавит
Цели:
обобщить первоначальные сведения об азбуке,
определить роль алфавита в жизни людей,
формировать умение пользоваться алфавитом,
развитие мышления, памяти.
Решаемая проблема: как мы используем алфавит.
Планируемые результаты :
Предметные
Знание букв русского алфавита
Регулятивные:
удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения.
Личностные: мотивация учебной деятельности, развитие интереса к предмету
Познавательные:
рефлексия способов и условий действий.
Научиться пользоваться алфавитом
Коммуникативные:
ставить вопросы, обращаться за помощью,
формулировать свои затруднения, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: учебник «Русский язык» под редакцией Канакиной,
Алфавит(таблица), выставка книг по теме, аудиозапись музыки Г. Струве «Алфавит».
Ход урока
- Оргмомент.
Готовы вы к уроку? (Да)
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший дружный класс.
И всё получится у нас!
- Осенняя пора…
Очей очарование…
Чудесное время года, восхищавшее многих поэтов, художников, музыкантов, сегодня у нас в гостях. И в тетради мы запишем 5 ноября классная работа.
- Минутка чистописания.
- послушайте внимательно стихотворение.
- Какой звук встречается чаще?
- Мы запишем заглавную и строчную буквы з.
- Создание проблемной ситуации.
- Буква з встречается в следующей пословице.
- Прочитайте пословицу. Аз да буки, а там и науки.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
-О чем пойдет речь на уроке?
Тема урока «Как мы используем алфавит» Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного, многому научимся.
- Изучение нового материала.
--И сегодня мы не представляем жизнь без букв, письма, чтения.
А интересно, как появились первые буквы, в каком порядке расположены они в русском языке и почему? На эти вопросы мы попытаемся с вами ответить.
Люди давно договорились между собой и расположили все буквы в определённом порядке. Как называется этот порядок? ( АЛФАВИТ).
Слово алфавит составлено из первых двух греческих букв: альфа и бета.
История алфавита уходит в глубину веков. Первой попыткой остановить и сохранить слово была картинка. Понадобилось сотни лет для того, чтобы она стала знаком – условным сочетанием чёрточек, клинышек и линий.
Но что нужно было сделать, чтобы тебя поняли? Рисовать каждый предмет? Каждое слово? Три с половиной тысячи лет назад родилась буква – знак для звука. Всего только одного звука. Но теперь этими знаками можно было записать любое слово, мысль, рассказ.
Достаточно произнести две буквы старого русского алфавита: аз, буки, чтобы получилась – название всех букв вместе, расставленных по порядку.
В сущности, слово АЗБУКА можно считать переводом слова АЛФАВИТ.
Русский алфавит произошёл от славянского, созданного на основе греческого в 863 году двумя учёными монахами – братьями Кириллом и Мефодием.
--Скажите, ребята, а где мы с вами встречаемся с алфавитом? (В библиотеке, шк. журнал, слова в словарях)
- А можете ли вы сказать, какое слово в словаре будет стоять первым: сумка или ранец? Карандаш или линейка? В этом нам поможет разобраться упр.122.
Упр. 122 с.82
-Каких букв здесь нет?
-Сколько в русском алфавите гласных букв? Сколько гласные звуки? А букв, обозначающих согласные звуки? Какие буквы звука не обозначают?
А теперь хором прочитайте алфавит, правильно называя буквы. Приготовились, первый ряд начинает, а второй и третий продолжают. Будьте внимательны! ( называют алфавит)
- Буквы, которые мы прочли встречаются в следующих словах.
- Прочитайте внимательно и скажите, какая тема объединяет эти слова?
-Расположим слова в алфавитном порядке.
Осень, листопад, дождь, холод, гриб, рябина, береза.
- Какие слова-признаки можно подобрать к слову осень?
-Как вы понимаете выражение «золотая осень»? Почему осень называют золотой?
-Да, ребята, осенью вся природа одевается в желтый наряд, как в золото.
Ребята, а какие знакомые орфограммы встретились в этих словах.
- Работа по теме урока.
Работа с интерактивной доской
- А теперь мы должны расположить в алфавитном порядке словарные слова. Но мы в алфавитном порядке расставляли те слова, которые отличались первой буквой. А что же нам делать, если первая буква одинаковая? Давайте запишем эти слова.
Физкультминутка.
- Какое явление природы удивляет нас осенью. листопад. Выпишите из данного слова все буквы в алфавитном порядке. Кто больше составит слов из букв данного слова? Из каких слов состоит слово листопад? Прочитайте предложение. В лесной чаще под ногами листья желтые шуршат. Как вы понимаете слово чаща? Это слово встречается в упр.123.
- Выполните упр. 123 с.82
- Прочитайте остальные слова. Что они обозначают? (эскимо, уха, каша)
- В каких словах «спрятались» названия согласных букв русского алфавита? Назовите эти буквы. (эс, ща, ха, ка, ша)
- Запишите слова в алфавитном порядке.
Физкультминутка для глаз
Клен роняет листву, а вы глазками следите за листьями.
Самостоятельная работа.
Осень шлет вам свой привет. Все листочки с заданиями. Сейчас каждый из вас выйдет к доске и выберет себе понравившийся листочек.
1 уровень
Расположите слова в алфавитном порядке.
Гроза, ветер, дождь, листопад, туча, молния.
2 уровень
Запишите по алфавиту сначала названия летних месяцев, а потом – осенних.
3 уровень
Составь и запиши рассказ по картине, используя опорные слова. Опорные слова: лес, осенние дни, желтые листья, падают, вершины деревьев, гриб.
- Домашнее задание.
Повторить алфавит. Записать имена своих друзей в алфавитном порядке.
- Итог урока.
Что нового узнали на уроке?
Что же такое АЛФАВИТ? АЗБУКА?
Давайте оценим свою работу при помощи листиков.
Зеленый листик – не возникло трудностей на уроке
Желтый листик – возникли небольшие трудности
Красный листик – было трудно
Резерв.
ТЕСТ
1.Сколько букв в современной русской азбуке?
А) 27 Б) 33 В)35
2.Сколько гласных букв в азбуке?
А) 6 Б) 12 В) 10
3. Кто создал первую азбуку?
А) Кирилл и Мефодий Б) Лев Толстой В) А.С.Пушкин
4. Как называлась первая азбука?
А) глаголица Б) кириллица В) латиница
5. На какие буквы не бывает слов в русском языке?
А) х, й, э Б) ъ, ь, ы
6. Какие гласные в определенных обстоятельствах обозначают два звука? А) а, о, и, у Б) я, ю, е, е
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пятое ноября. Классная работа.
Аз да буки, а там и науки.
Как мы используем алфавит.
Б В Г Д Ж З Й К Л М Н П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ь А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Осень, листопад, дождь, холод, гриб, рябина, берёза. Берёза, гриб, дождь, листопад, осень, рябина, холод.
Листопад а д и л о п с т В лесной чаще под ногами листья желтые шуршат.
Эскимо, чаща, уха, каша. Каша, уха, чаща, эскимо.
Самостоятельная работа
1 уровень. Расположите слова в алфавитном порядке: гроза, ветер, дождь, листопад, туча, молния. 2 уровень. Запишите по алфавиту сначала названия летних месяцев, а потом – осенних. 3 уровень. Составьте и запишите рассказ по картине, используя опорные слова: лес, осенние дни, желтые листья, вершины деревьев, падают, гриб.
1 уровень. Ветер, гроза, дождь, листопад, молния, туча. 2 уровень. Август, июль, июнь. Ноябрь, октябрь, сентябрь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме: Развитие умения находить в словах окончание и основу.
Урок по русскому языку в 3 классе по УМК "ШКОЛА 2100" по теме "Развитие умения находить в слове основу и окончание"...
План конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока "Развитие умения задавать вопросы к словам, обозначающим действие предметов."
Урок по УМК "Школа 2100"...
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы"
Дать первоначальное представление об образовании слов с помощью суффиксов –ИК, -ОК, -ЁК. Формировать общие учебные умения: работа с учебником, работа со словарем. Развива...
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.
Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.Цели:Образовательная: обобщить умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении, восстанавливать деформированное предложение и текст, формирова...
Конспект открытого урока по русскому языку в 1а классе на тему: «Повторение. Использование интерактивной доски на уроке»
Цель урока: закрепить знания о звуках и буквах, ударении, предложении и тексте; закрепить умение писать каллиграфически правильно; пробуждать активность учащихся на уроке и интерес к предмету через ис...
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление».
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе.Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление»....
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе. Тема урока: «Имя существительное (обобщение)»
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока: «Имя существительное" (обобщение) - Школа России....