Конспект открытого урока по русскому языку "Что такое алфавит?" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Данная разработка урока поможет при подготовке по теме "Что такое алфавит" по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx19.4 КБ
Файл russkiy_yazyk.pptx2.88 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе

Тема: Алфавит

Цели:

 обобщить первоначальные сведения об азбуке,

определить роль алфавита в жизни людей,

формировать умение пользоваться алфавитом,

развитие мышления, памяти.

Решаемая проблема: как мы используем алфавит.

Планируемые результаты :

Предметные  

Знание букв русского алфавита        

Регулятивные:

удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения.        

Личностные: мотивация учебной деятельности, развитие интереса к предмету

Познавательные:

 рефлексия способов и условий действий.        

Научиться пользоваться алфавитом

Коммуникативные:

 ставить вопросы, обращаться за помощью,

формулировать свои затруднения, доброжелательное отношение друг к другу.

         

 Оборудование: учебник «Русский язык» под редакцией  Канакиной,

Алфавит(таблица), выставка книг по теме, аудиозапись музыки Г. Струве «Алфавит».

Ход урока

  1. Оргмомент.

Готовы вы к уроку? (Да)

        На вас надеюсь я, друзья.

        Мы хороший дружный класс.

И всё получится у нас!

- Осенняя пора…

Очей очарование…

Чудесное время года, восхищавшее многих поэтов, художников, музыкантов, сегодня у нас в гостях. И в тетради мы запишем 5 ноября классная работа.

  1. Минутка чистописания.

- послушайте внимательно стихотворение.

- Какой звук встречается чаще?

- Мы запишем заглавную и строчную буквы з.

  1. Создание проблемной ситуации.

- Буква з встречается в следующей пословице.

- Прочитайте пословицу. Аз да буки, а там и науки.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

-О чем пойдет речь на уроке?

Тема урока «Как мы используем алфавит» Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного, многому научимся.

  1. Изучение нового материала.

--И сегодня мы не представляем жизнь без букв, письма, чтения.

А интересно, как появились первые буквы, в каком порядке расположены они в русском языке и почему? На эти вопросы мы попытаемся с вами ответить.

Люди давно договорились между собой и расположили все буквы в определённом порядке. Как называется этот порядок? ( АЛФАВИТ).

Слово алфавит составлено из первых двух греческих букв: альфа и бета.

История алфавита уходит в глубину веков. Первой попыткой остановить и сохранить слово была картинка. Понадобилось сотни лет для того, чтобы она стала знаком – условным сочетанием чёрточек, клинышек и линий.

Но что нужно было сделать, чтобы тебя поняли? Рисовать каждый предмет? Каждое слово? Три с половиной тысячи лет назад родилась буква – знак для звука. Всего только одного звука. Но теперь этими знаками можно было записать любое слово, мысль, рассказ.

Достаточно произнести две буквы старого русского алфавита: аз, буки, чтобы получилась – название всех букв вместе, расставленных по порядку.

В сущности, слово АЗБУКА можно считать переводом слова АЛФАВИТ.

Русский алфавит произошёл от славянского, созданного на основе греческого в 863 году двумя учёными монахами – братьями Кириллом и Мефодием.

--Скажите, ребята, а где мы с вами встречаемся с алфавитом? (В библиотеке, шк. журнал, слова в словарях)

- А можете ли вы сказать, какое слово в словаре будет стоять первым: сумка или ранец? Карандаш или линейка? В этом нам поможет разобраться упр.122.

Упр. 122 с.82

-Каких букв здесь нет?

-Сколько в русском алфавите гласных букв? Сколько  гласные звуки? А букв, обозначающих согласные звуки? Какие буквы звука не обозначают?

А теперь хором прочитайте алфавит, правильно называя буквы. Приготовились, первый ряд начинает, а второй и третий продолжают. Будьте внимательны!                 ( называют алфавит)

- Буквы, которые мы прочли встречаются в следующих словах.

- Прочитайте внимательно и скажите, какая тема объединяет эти слова?

-Расположим слова в алфавитном порядке.

        Осень, листопад, дождь, холод, гриб, рябина, береза.

- Какие слова-признаки можно подобрать к слову осень?

-Как вы понимаете выражение «золотая осень»? Почему осень называют золотой?

-Да, ребята, осенью вся природа одевается в желтый наряд, как в золото.

Ребята, а какие знакомые орфограммы встретились в этих словах.

  1. Работа по теме урока.

Работа с интерактивной доской

- А теперь мы должны расположить в алфавитном порядке словарные слова. Но мы в алфавитном порядке расставляли те слова, которые отличались первой буквой. А что же нам делать, если первая буква одинаковая? Давайте запишем эти слова.

Физкультминутка.

- Какое явление природы удивляет нас осенью. листопад. Выпишите из данного слова все буквы в алфавитном порядке. Кто больше составит слов из букв данного слова? Из каких слов состоит слово листопад? Прочитайте предложение. В лесной чаще под ногами листья желтые шуршат. Как вы понимаете слово чаща? Это слово встречается в упр.123.

- Выполните упр. 123 с.82

- Прочитайте остальные слова. Что они обозначают? (эскимо, уха, каша)

- В каких словах «спрятались» названия согласных букв русского алфавита? Назовите эти буквы. (эс, ща, ха, ка, ша)

- Запишите слова в алфавитном порядке.

Физкультминутка для глаз

Клен роняет листву, а вы глазками следите за листьями.

Самостоятельная работа.

Осень шлет вам свой привет. Все листочки с заданиями. Сейчас каждый из вас выйдет к доске и выберет себе понравившийся листочек.

            1 уровень

Расположите слова в алфавитном порядке.

Гроза, ветер, дождь, листопад, туча, молния.

2 уровень

Запишите по алфавиту сначала названия летних месяцев, а потом – осенних.

3 уровень

Составь и запиши рассказ по картине, используя опорные слова. Опорные слова: лес, осенние дни, желтые листья, падают, вершины деревьев, гриб.

  1. Домашнее задание.

Повторить алфавит. Записать имена своих друзей в алфавитном порядке.

  1. Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

Что же такое АЛФАВИТ? АЗБУКА?

Давайте оценим свою работу при помощи листиков.

Зеленый листик – не возникло трудностей на уроке

Желтый листик – возникли небольшие трудности

Красный листик – было трудно

Резерв.

ТЕСТ

1.Сколько букв в современной русской азбуке?

   А) 27      Б) 33       В)35

        2.Сколько гласных букв в азбуке?

           А) 6        Б) 12       В) 10

        3. Кто создал первую азбуку?

           А) Кирилл и Мефодий  Б) Лев Толстой  В)       А.С.Пушкин

        4. Как называлась первая азбука?

          А) глаголица  Б) кириллица    В) латиница

        5. На какие буквы не бывает слов в русском языке?

          А) х, й, э     Б) ъ, ь, ы

       6. Какие гласные в определенных обстоятельствах  обозначают два звука?             А) а, о, и, у            Б) я, ю, е, е


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка во 2 «А» классе Подготовила: учитель начальных классов лицея №10 Моисеева Е.С.

Слайд 3

Пятое ноября. Классная работа.

Слайд 5

Аз да буки, а там и науки.

Слайд 6

Как мы используем алфавит.

Слайд 8

Б В Г Д Ж З Й К Л М Н П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ь А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Слайд 9

Осень, листопад, дождь, холод, гриб, рябина, берёза. Берёза, гриб, дождь, листопад, осень, рябина, холод.

Слайд 11

Листопад а д и л о п с т В лесной чаще под ногами листья желтые шуршат.

Слайд 12

Эскимо, чаща, уха, каша. Каша, уха, чаща, эскимо.

Слайд 14

Самостоятельная работа

Слайд 15

1 уровень. Расположите слова в алфавитном порядке: гроза, ветер, дождь, листопад, туча, молния. 2 уровень. Запишите по алфавиту сначала названия летних месяцев, а потом – осенних. 3 уровень. Составьте и запишите рассказ по картине, используя опорные слова: лес, осенние дни, желтые листья, вершины деревьев, падают, гриб.

Слайд 17

1 уровень. Ветер, гроза, дождь, листопад, молния, туча. 2 уровень. Август, июль, июнь. Ноябрь, октябрь, сентябрь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме: Развитие умения находить в словах окончание и основу.

Урок по русскому языку в 3 классе по УМК "ШКОЛА 2100" по теме "Развитие  умения находить в слове основу и окончание"...

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме: "Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы"

Дать первоначальное представление об образовании слов с помощью  суффиксов  –ИК, -ОК, -ЁК.  Формировать  общие учебные умения: работа с учебником, работа  со словарем. Развива...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.

Тема урока. Главные члены предложения. Обобщение.Цели:Образовательная: обобщить умения распознавать подлежащее и сказуемое в предложении, восстанавливать деформированное предложение и текст, формирова...

Конспект открытого урока по русскому языку в 1а классе на тему: «Повторение. Использование интерактивной доски на уроке»

Цель урока: закрепить знания о звуках и буквах, ударении, предложении и тексте; закрепить умение писать каллиграфически правильно; пробуждать активность учащихся на уроке и интерес к предмету через ис...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление».

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе.Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих. Закрепление»....

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе. Тема урока: «Имя существительное (обобщение)»

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе.Тема урока: «Имя существительное" (обобщение) - Школа России....