Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме: Развитие умения находить в словах окончание и основу.
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме
Урок по русскому языку в 3 классе по УМК "ШКОЛА 2100" по теме "Развитие умения находить в слове основу и окончание"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с. Калининское Марксовского района Саратовской области
Конспект
открытого урока по русскому языку
в 3 классе
по теме: Развитие умения находить в словах окончание и основу.
Учитель: Ауташева Ж.Б.
Дата проведения: 13.12.2010.
Дата: 13.12.10.
Тема: Развитие умения находить в словах окончание и основу.
Цель: развивать умение находить в слове основу и окончание.
Задачи:
- образовательная – развивать умение находить в слове основу и окончание;
- развивающая – продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, развитие внимания, памяти, мышления, речи; расширять кругозор и словарный запас учащихся.
- воспитательная –воспитывать любовь к родному языку, интерес к учению, дружбу.
Оборудование урока:
Учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык» 3 класс, часть1.
Картинки Снеговика, Деда Мороза, карточки со словами, схемы слов по
частям слова.
Ход урока
I. Организация класса.
- Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся с нашими гостями. Здравствуйте, уважаемые гости!
-Ребята, давайте, улыбнемся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.
II. Актуализация знаний. Подготовительная работа, введение в тему.
- Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы с вами отправимся в гости к самому любимому, самому желанному, а к кому вы узнаете чуть позже.
А вот уже за нами приехал водитель на своем грузовике. А кто он, угадайте.
Появился во дворе
Он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной
У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык
Наш приятель ... снеговик.
Рассказ подготовленного ученика.
Снегови́к (он же — Сне́жная ба́ба) — простая снежная скульптура, создаваемая зимой — в основном, детьми. Лепка снеговиков — дошедшая до нас с древних времен детская зимняя игра.
Предполагается, что на Руси снеговики почитались как духи зимы, и что к ним, как к Деду Морозу, возносили просьбу о помощи, милосердии и уменьшении длительности холодов. Возможно, поэтому в «руки» снеговику придавалась метла — чтобы он мог взлететь в небо. Не исключено, что на Руси некогда верили, что воздух населен небесными девицами, повелевавшими туманами, облаками, снегами, и поэтому в их честь устраивались торжественные ритуалы, включая лепку снежных баб.
В русских новогодних сказках и мультфильмах часто выступает в качестве спутника Деда Мороза.
- Он отправится с нами в гости. Догадались к кому? Ну, конечно же, к Деду Морозу!
- Но Снеговик пришел не с пустыми руками, у него мешок, а в мешке задания, выполнив их, мы с вами доберемся благополучно до нашего важного друга всей детворы – Деду Морозу.
III. Чистописание. Задание Снеговика.
- Снеговик желает, чтобы вы написали букву, с которой начинается его название. Что вы можете рассказать об этой букве? Сс
- На следующей строке запишите сочетание букв, с которых начинается слово «Снеговик»? сн
- Какие слова вы можете назвать, начинающиеся на данное буквосочетание? (Снежок, снег, снежинка, Снегурочка)
- Можно ли назвать их родственными? Почему?
- Можно ли назвать эти слова «зимними»?
IV. Словарно – орфографическая работа. Картинный диктант.
- Снеговик вам предлагает отгадать свои «зимние» словарные слова? Запишите отгадки и объясните орфограммы. А Снеговик будет их доставать из своего мешка.
По полю скачет,
Ушки прячет.
Встанет столбом -
Ушки торчком. (Заяц).
Не снег и не лед,
А серебром деревья уберет.
(Иней)
Есть ребята у меня
Два серебряных коня
Езжу сразу на обоих
Что за кони у меня? (Коньки)
Кто не ведает границ?
Кто летит быстрее птиц?
Он то грозен, то мятежен,
То как пух весенний нежен.
Кто свободней всех на свете?
Догадались? Это... ветер
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,
Как зовут ее? ...(Ворона)
Без рук, без ног,
А рисовать умеет. (Мороз)
В Антарктиде среди льдов
Ходит в фраке день деньской.
Крылья есть, но не летает,
Лихо в прорубь он ныряет,
Очень важный господин
Семенит сюда... (Пингвин )
(В тетрадях записаны слова: мороз, коньки, иней, ветер, ворона, пингвин, заяц)
- Это не просто предметы, эти предметы хранят в себе задания.
V. Группировка слов по признакам. Устная работа.
- На какие две группы можно распределить слова? (одушевленные и неодушевленные). Объясните свой выбор.
VI. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня Снеговик впервые у нас в гостях и не все понимает и знает, поэтому мы с вами поможем Снеговику понять: что такое основа и окончание.
VII. Частичный фонетический разбор слова ЗАЯЦ, КОНЬКИ. (Устно)
- Найдите слово, где количество звуков и букв не совпадает. (Коньки – 6 б., 5 зв., заяц – 4 б., 5 зв.). Докажите.
VIII. Работа по теме урока.
А). Устный опрос. Игра «да» или «нет»
-Окончание- часть слова?
- Окончание- изменяемая часть слова ?
- Окончание – часть основы?
- Окончание – служит для связи слов в предложении?
- У одного же слова могут быть разные окончания?
- С помощью окончания образуются новые слова?
- Что такое основа слова?
Б) Работа по учебнику.
1) Упражнение 190
Выполняют упражнение. Первый «шаг» в задании выполняется коллективно.
Выделяют основу слова и окончание по алгоритму.
2) Упражнение 191
Составить и записать слова по схемам с данным корнем.
Физкультминутка
В). Самостоятельная работа по вариантам.
1) Составляют слова 1 вариант – с корнем комнат, 2 вариант – с корнем звёзд
2) Проверка. Взаимопроверка.
- Какие орфограммы есть в словах? Обозначьте их.
- Найдите окончание и основу слова.
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга. Да побыстрее, а то мороз заморозит вас и превратитесь в сосульки.
IX. Итог урока.
- Давайте сделаем вывод:
- Что такое окончание?
- Что такое основа слова?
- Составьте и запишите слово по подсказкам:
А) В слове есть окончание и основа. Основа состоит из трех частей. Каких?
Б) Корень тот же, что и в слове обмен, в приставке есть два звука Э, которые обозначены буквой е , два мягких согласных звука; суффикс тот же, что в слове травка.
В) Окончание – 1-ая буква алфавита. Что это за слово? Запишите его и разберите
по составу.
- Молодцы!
- Ну вот, мы и добрались до заветной цели. Мы пришли к нашему другу.
Он и добрый, он и строгий,
Бородой до глаз зарос,
Красноносый, краснощекий,
Наш любимый ...Дед Мороз
Вот он Дед Мороз какой!
Ладно нарисован:
Вышел с сумкой не пустой
Перед годом Новым!
До чего ж хорош старик
На рисунке этом:
Улыбается, стоит
У еловых веток.
Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами,
Если елка в дом идет,
Что за праздник? ... Новый Год!
XI. Домашнее задание.
Стр. 140 № 6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка 1 класс "развитие умения находить однокоренные слова, выделять корень
технологическая карта к уроку по программе "Школа 2100" Урок-сказка "Путешествие с Русалочкой"...
Открытый урок по русскому языку на тему: "Развитие умения писать слова с проверяемыми согласными на конце слова"
Данный урок является третьим уроком в изучении темы "Правописание букв звонких и глухих согласных в конце слова"...

Урок русского языка в 1 классе. "Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень". ОС "Школа 2100"
Цель:- развитие умения находить корень слова, подбирать и группировать однокоренные слова.- развитие умений чтения и понимания текста (вычитывание фактуальной информации).Оборудование: учебник, тетрад...
Конспект урока по русскому языку на тему "Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев"
Конспект урока по русскому языку на тему "Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев" (2 класс)...

Конспект урока по русскому языку с презентацией во 2 классе по теме "Развитие умения находить в словах суффиксы." по программе "Школа 2100". Соответствует требованиям ФГОС. Данная разработка поможет учителю провести урок по данной теме.
Работа на уроке направлена на развитие умений находить суффиксы в словах. Наблюдая за изменением суффикса и изменением его значения, составляются группы суффиксов по их значениям. Структура урока позв...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: Развитие умения находить в словах окончание и основу
Цель: развивать умение находить в слове основу и окончание....
Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Развития умения ставить вопросы к глаголам в форме настоящего, будущего и прошедшего времени" (УМК "Перспектива", 2 класс)
Технологическая карта урока по русскому языку ...