Рабочая программа по курсу "Русский язык. 3 класс"
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным общеобразовательным стандартом начального общего образования и примерной программой по русскому языку и авторской программой В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.Ф.Стефаненко «Русский язык». 1-4 класс», М.: Просвещение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_3_klass.doc | 212.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным общеобразовательным стандартом начального общего образования и примерной программой по русскому языку и авторской программой В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, М.В.Бойкиной, М.Н.Дементьевой, Н.Ф.Стефаненко «Русский язык». 1-4 класс», М.: Просвещение Целями изучения предмета «Русский язык» в третьем классе являются:
Реализация цели рабочей программы осуществляется в процессе выполнения следующих задач:
|
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА К концу третьего класса обучающиеся должны знать:
Уметь:
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
В результате прохождения программного материала обучающийся должен знать:
Учащиеся должны уметь: - распознавать виды предложений по цели высказывания и интонации; - ставить в конце предложения нужные знаки препинания; - устанавливать связь слов в предложении; - распознавать предложения с однородными членами; - выделять главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды); - производить разбор предложения по членам предложения и частям речи (производить разбор слова как части речи в пределах изучаемого материала); - производить разбор слова по составу; - обозначать парные согласные в корне; - писать слова с непроизносимыми согласными; - писать слова с двойными согласными; - изменять имена существительные по падежам; - склонять существительные, писать падежные окончания существительных в форме единственного и множественного числа; - писать имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце; - писать диктанты различных видов (слуховые, зрительные, зрительно-слуховые, выборочные и т.п.); - использовать интонацию, темп высказывания, голос, мимику, жесты в соответствии с конкретной ситуацией общения; - пользоваться словарями и справочной литературой. Словарь. Автобус, автомобиль, адрес, аккуратно, аллея, аптека, багаж, библиотека, болото, ботинки, вагон, валенки, везде, вокзал, воскресенье, восток, впереди, вчера, герой, горячий, готов, декабрь, дорога, до свидания, ездить, жёлтый, животное, завтра, завтрак, запад, засеять, здесь, здравствуйте, земляника, инженер, интересный, календарь, картина, картофель, кастрюля, космонавт, космос, костёр, легко, лестница, магазин, медленно, месяц, металл, метро, морковь, назад, налево, направо, ноябрь, обед, огурец, октябрь, осина, отец, песок, победа, помидор, прекрасный, пшеница, ракета, рассказ, расстояние, растение, решать, рисунок, север, сегодня, сентябрь, соловей, солома, столица, тарелка, театр, телефон, теперь, тепловоз, топор, трактор, трамвай, увидеть, ужин, улица,, урожай, февраль, футбол, хоккей, хороший, четверг, чёрный, шоссе, шофёр, экскурсия, электровоз, январь Личностные результаты: • осознание языка как основного средства человеческого общения; • восприятие русского языка как явления национальной культуры; • понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные результаты: • умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; • способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; • умение задавать вопросы. В результате изучения русского языка в 3 классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для: • активного употребления в устной и письменной речи (в самостоятельных высказываниях) предложений, различных по составу (распространённых, нераспространённых), эмоциональной окраске (восклицательных, невосклицательных); • правильного интонационного оформления устных высказываний и расстановки знаков препинания на письме; • усиления эмоциональной и смысловой выразительности и точности самостоятельных высказываний с использованием слов с различными суффиксами и приставками; • орфографической грамотности; • применения способов проверки и правописания слов с безударными гласными, парными, непроизносимыми, двойными согласными, с суффиксами –ек, -ик, с изученными приставками; • правописания сложных слов и глаголов с не; • написания слов с непроверяемыми орфограммами; • письмо под диктовку текстов (55-60 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами. Универсальные учебные действия • интеллектуальные (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.); • познавательные (учебно-познавательных мотивов, умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением); • организационные (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность). • умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
|
Содержание учебного курса
Тема 1. Язык и речь
Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.
Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Тема 2. Текст, предложение, словосочетание
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.
Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)
Знаки препинания в конце предложений.
Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Развитие речи.
| |
Тема №3.Слово в языке и речи
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.
Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).
Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.
Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста.
Тема №4. Состав слова
Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление). Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. Разделительный Ъ.
Развитие речи.
- интонационно правильно произносить предложения.
Тема №5. Части речи
Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.
Тема №6. Повторение изученного за год
Текст и предложение. Повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Состав слова. Правописание звонких, глухих, непроизносимых, двойных согласных, безударных гласных в корне слова. Разделительные ъ и ь. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку, 3 класс (5 часов в неделю, всего 170 часов), УМК Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык.
№ п/п | Дата | Тема урока | |
Язык и речь – 2 часа | |||
1 | Наша речь. Виды речи. | ||
2 | Наш язык. | ||
Текст. Предложение. Словосочетание. – 14 часов | |||
3,4 | Текст. Типы текстов | ||
5 | Предложение. | ||
6 | Виды предложений по цели высказывания. | ||
7 | Виды предложений по интонации. | ||
8 | Предложения с обращением | ||
9 | Обучающее изложение | ||
10, 11 | Главные и второстепенные члены предложения. | ||
12, 13 | Простое и сложное предложения. | ||
14, 15 | Словосочетание. Словарный диктант. | ||
16 | Контрольный диктант по теме «Предложение» | ||
Слово в языке и в речи (19часов) | |||
17 | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. | ||
18 | Синонимы и антонимы. | ||
19 | Омонимы. | ||
20 | Слово и словосочетание. | ||
21 | Фразеологизмы | ||
22 | Обучающее изложение | ||
23 | Части речи. | ||
24 | Имя существительное. | ||
25 | Имя прилагательное. | ||
26 | Глагол. | ||
27 | Что такое имя числительное? | ||
28 | Однокоренные слова. | ||
29 | Звуки и буквы. Гласные звуки. | ||
30 | Звуки и буквы. Согласные звуки. | ||
31 | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак. | ||
32 | Обучающее изложение. | ||
33 | Обобщение и закрепление изученного материала. Словарный диктант. | ||
34 | Проект «Рассказ о слове» | ||
35 | Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» | ||
Состав слова (16 часов) | |||
36 | Что такое корень слова? | ||
37 | Как найти корень в слове? | ||
38 | Сложные слова. | ||
39, 40 | Что такое окончание? Как найти в слове окончание? | ||
41 | Что такое приставка? Как найти в слове приставку? | ||
42 | Значения приставок. | ||
43 | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | ||
44 | Значения суффиксов. | ||
45 | Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе». | ||
46 | Что такое основа слова? | ||
47 | Обобщение знаний о составе слова. | ||
48 | Контрольный диктант по теме «Состав слова» | ||
49 | Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова. | ||
50 | Обучающее изложение. | ||
51 | Проект «Семья слов» | ||
Правописание частей слова (29 часов) | |||
52 | В каких значимых частях слова есть орфограммы? | ||
53-55 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | ||
56-59 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | ||
60 | Обучающее изложение. | ||
61-63 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | ||
64, 65 | Правописание слов с удвоенными согласными | ||
66 | Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка» | ||
67 | Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов» | ||
68-71 | Правописание суффиксов и приставок. | ||
72, 73 | Правописание приставок и предлогов. | ||
74 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. | ||
75-77 | Разделительные твёрдые и мягкие знаки. | ||
78 | Обучающее изложение. | ||
79 | Контрольный диктант по теме «Правописание частей слов» | ||
80 | Проект «Составляем орфографический словарь» | ||
Части речи (76 часов) | |||
81 | Части речи. | ||
82, 83 | Имя существительное и его роль в речи. | ||
84, 85 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | ||
86 | Обучающее изложение. | ||
87 | Собственные и нарицательные имена существительные. | ||
88 | Проект «Тайна имени» | ||
89, 90 | Число имён существительных. | ||
91, 92 | Род имён существительных. | ||
93, 94 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | ||
95 | Обучающее изложение. | ||
96 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | ||
97 | Склонение имен существительных. | ||
98, 99 | Падеж имен существительных. | ||
100 | Сочинение по картине И.Я.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | ||
101 | Именительный падеж. | ||
102 | Родительный падеж. | ||
103 | Дательный падеж. | ||
104 | Винительный падеж. | ||
105 | Творительный падеж. | ||
106 | Предложный падеж. | ||
107 | Обучающее изложение. | ||
108 | Все падежи. | ||
109 | Обобщение знаний о падежах.. | ||
110 | Сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень» | ||
111 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | ||
112 | Проект «Зимняя страничка» | ||
113, 114 | Значение и употребление имён прилагательных в речи. | ||
115 | Роль прилагательных в тексте. | ||
116 | Текст-описание. | ||
117 | Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь» | ||
118 | Род имён прилагательных. | ||
119, 120 | Изменение имён прилагательных по родам. | ||
121, 122 | Число имён прилагательных | ||
123, 124 | Изменение имён прилагательных по падежам | ||
125, 126 | Обобщение знаний об имени прилагательном. | ||
127 | Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками» | ||
128 | Обобщение знаний. | ||
129 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». | ||
130 | Проект «Имена прилагательные в загадках» | ||
131 | Личные местоимения. | ||
132 | Изменение местоимений по родам. | ||
133, 134 | Местоимение. | ||
135 | Обучающее изложение. | ||
136-138 | Значение и употребление глаголов в речи. | ||
139, 140 | Неопределённая форма глаголов. | ||
141, 142 | Число глаголов. | ||
143 | Времена глаголов. | ||
144 | Времена глаголов. Второе лицо глаголов. | ||
145, 146 | Изменение глаголов по временам. | ||
147 | Обучающее изложение. | ||
148, 149 | Род глаголов в прошедшем времени | ||
150, 151 | Правописание частицы не с глаголами. | ||
152-154 | Обобщение знаний по теме «Глагол» | ||
155 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | ||
156 | Обобщение знаний по теме «Части речи» | ||
Повторение (14 часов) | |||
157,158 | Повторение . Части речи | ||
159 | Обучающее изложение. | ||
160 | Повторение. Обобщение изученного о слове, предложении. | ||
161 | Повторение. Правописание окончаний имен прилагательных. | ||
162 | Повторение. Правописание предлогов и приставок. | ||
163 | Повторение. Правописание безударных гласных. | ||
164 | Повторение. Правописание значимых частей слова. | ||
165 | Итоговый контрольный диктант. | ||
166 | Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова. | ||
167 | Обучающее изложение. | ||
168 | Повторение. Текст. | ||
169 | Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул?» | ||
170 | КВН «Знатоки русского языка» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по английскому языку класс 3 Enjoy English М.З. Биболетовой, Н.Н.Трубанёвой,
Рабочая программа по английскому языку класс 3 Enjoy English М.З. Биболетовой, Н.Н.Трубанёвой, календарно-тематическое планирование 3класс с УУД...
Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов с учётом рабочей программы под редакцией Кузовлева В.П. Английский язык.
Рабочая программа по английскому языку для 2-4 классов с учетом рабочей программы под редакцией Кузовлева В.П....
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Изучаем русский язык" к рабочей программе по русскому языку для 3 класса
В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих общеобразовательные учреждения, является значительное число детей с билингвизмом (двуязычием). Это обусловлено как происходящим...