Имя существительное
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Дзеворская Виктория Викторовна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока47 КБ
Microsoft Office document icon конспект урока47 КБ

Предварительный просмотр:

Имя существительное

Цель:

 закрепить и систематизировать знания об имени существительном

Задачи:

Образовательная: закрепить и систематизировать знания учащихся об имени существительном ;

Развивающая: развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;

Воспитательная: - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.

Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Вводно - мотивационная часть

Организует ситуацию настроя детей на работу

Организационный момент.

 - Здравствуйте ребята!

 - У вас хорошее настроение?

 - Угадайте загадку!

Что видим мы, взглянув в оконце? 

Нам ярким светом светит … 

(Солнце)

На доске появляется солнце (плакат)

Улыбается, мигает. Солнце без лучиков. Лучики лежат на партах.

У. У каждого из вас есть лучик нашего теплого солнышка. возьмите лучик в руки, пусть он согреет вас своим теплом, улыбнитесь ему. Почувствовали тепло солнечного лучика? а теперь положите лучики на край парты, и приступим к работе.

Деление на группы по 4 человека (разрезанные картинки)

– Приступая к работе, вспомним правила работы в группе.

Относитесь с уважением к члену группы.

Умей каждого выслушать.

Не согласен – предлагай.

Знайте и четко выполняйте свое задание.

Оказывайте друг другу помощь.

Минутка чистописания

Как всегда несколько минут в начале урока мы уделим чистописанию. Я предлагаю написать наши солнечные лучики.

///////////

У. Луч. Какой частью речи является это слово?

Постановка темы и целей

 - Как вы думаете, какова тема нашего урока? ( Имя существительное)

 - Отталкиваясь от темы, поставьте перед собой цель: чему мы должны достичь на уроке?

 - Для чего?

( Закрепить знания об имени существительном )

Дети с помощью учителя определяют критерии успеха (знать, что такое имя существительное;

знать морфологические признаки имени существительного;

уметь отличать от других частей речи; уметь находить в тексте)

Актуализация знаний

 У. Что же такое имя существительное?

Мозговая атака

 - Запишите все, что знаете об имени существительном.

Проверка

Обмен кластерами и проверка по вспомогательным вопросам:

  1. Что такое имя существительное?
  2. Что обозначает имя существительное?
  3. На какие вопросы отвечает имя существительное?
  4. Постоянные и непостоянные признаки имени существительного.
  5. Какие бывают имена существительные?

Как изменяются имена существительные?

Практическая деятельность

Задание I группы.

Из группы слов выпишите только существительные. Подготовьте ответ на вопрос: «Что такое имя существительное?»

Даны слова:

красный, отец, дерево, работает, учил, холодная, чашка, летит, пила, метель.

– Что же такое имя существительное?

Задание II группы.

Выпишите слова в 2 столбика: одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

 Подготовьте ответ на вопрос: «Какие существительные называются одушевлёнными, неодушевлёнными?»

У ребят на партах карточки со словами:

ветер, кит, яма, облако, гусь, солнце, ёжик, лодка, Саша.

– Какое правило помогло вам правильно выполнить своё задание?

Задание III группы.

Определите число существительных, записывая их в столбики. Подготовьте ответ на вопрос: «Какие существительные относятся к единственному числу, а какие к множественному?»

У ребят на партах карточки со словами: 

Пальто, ведро, девочки, цветы, ручка, щенки.

– Ответьте на поставленный вопрос.

Задание IV группы:

Исправь ошибки, допущенные в тексте. Подготовь ответы на следующие вопросы: «Почему некоторые слова написаны с большой буквы? Какие ещё слова пишутся с заглавной буквы? Как называются такие слова?»

оля морозова и серёжа щукин – школьники. Дети часто отдыхают в деревне сосновка.

– Ответьте на поставленный перед вами вопрос.

Физминутка

Осуществление контроля

Спишите с доски. Найдите в предложении имена существительные, объясните их правописание.

В д…ждливую п…году я надеваю плащ….

Самостоятельная работа.

1. Имя существительное обозначает

 а) признак предмета

 б) действие предмета

 в) предмет

2. Имя существительное отвечает на вопросы

 а) какой? какая? какое? какие?

 б) кто? что?

 в) что делает? что сделает?

3. К именам существительным относятся:

 а) конфета, слон

 б) весёлый, домашняя

 в) скачет, поёт

4. Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос:

 а) что?

 б) кто?

 в) что делает?

5. К неодушевлённым именам существительным относятся:

 а) собака, девочка

 б) корова, стул

 в) пенал, школа

6. Имена существительные единственного числа:

 а) дятел, заяц

 б) дятлы, зайцы

 в) дятел, зайцы

7. Имена существительные среднего рода:

 а) стул, пальто

 б) пальто, перо

 в) цветок, окно

8. С мягким знаком после шипящих пишутся существительные

 а) среднего рода

 б) женского рода

 в) мужского рода

Рефлексия ( возвращение к целям урока)

 - С какой частью речи сегодня работали?

У. Кому понравилось работать на уроке, возьмите в руки лучики, сейчас мы создадим солнышко, т. к. оно не может существовать без лучиков.

Дополните предложения на лучиках:

 - Мне было легко… Что именно в поняли?

 - Я затруднялся… В чем именно не уверенны?

Домашнее задание

Учащиеся выбирают задания с учетом индивидуальных возможностей

Вариант 1 (легкий)

Спишите. Найдите имена существительные. Подчеркните, задайте вопрос.

Наступить, весна, длинный, сосулька, зачирикать , воробей, яркий, расцвести.

Вариант 2 (средней сложности)

Скачан: 35



Предварительный просмотр:

Имя существительное

Цель:

 закрепить и систематизировать знания об имени существительном

Задачи:

Образовательная: закрепить и систематизировать знания учащихся об имени существительном ;

Развивающая: развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;

Воспитательная: - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.

Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Вводно - мотивационная часть

Организует ситуацию настроя детей на работу

Организационный момент.

 - Здравствуйте ребята!

 - У вас хорошее настроение?

 - Угадайте загадку!

Что видим мы, взглянув в оконце? 

Нам ярким светом светит … 

(Солнце)

На доске появляется солнце (плакат)

Улыбается, мигает. Солнце без лучиков. Лучики лежат на партах.

У. У каждого из вас есть лучик нашего теплого солнышка. возьмите лучик в руки, пусть он согреет вас своим теплом, улыбнитесь ему. Почувствовали тепло солнечного лучика? а теперь положите лучики на край парты, и приступим к работе.

Деление на группы по 4 человека (разрезанные картинки)

– Приступая к работе, вспомним правила работы в группе.

Относитесь с уважением к члену группы.

Умей каждого выслушать.

Не согласен – предлагай.

Знайте и четко выполняйте свое задание.

Оказывайте друг другу помощь.

Минутка чистописания

Как всегда несколько минут в начале урока мы уделим чистописанию. Я предлагаю написать наши солнечные лучики.

///////////

У. Луч. Какой частью речи является это слово?

Постановка темы и целей

 - Как вы думаете, какова тема нашего урока? ( Имя существительное)

 - Отталкиваясь от темы, поставьте перед собой цель: чему мы должны достичь на уроке?

 - Для чего?

( Закрепить знания об имени существительном )

Дети с помощью учителя определяют критерии успеха (знать, что такое имя существительное;

знать морфологические признаки имени существительного;

уметь отличать от других частей речи; уметь находить в тексте)

Актуализация знаний

 У. Что же такое имя существительное?

Мозговая атака

 - Запишите все, что знаете об имени существительном.

Проверка

Обмен кластерами и проверка по вспомогательным вопросам:

  1. Что такое имя существительное?
  2. Что обозначает имя существительное?
  3. На какие вопросы отвечает имя существительное?
  4. Постоянные и непостоянные признаки имени существительного.
  5. Какие бывают имена существительные?

Как изменяются имена существительные?

Практическая деятельность

Задание I группы.

Из группы слов выпишите только существительные. Подготовьте ответ на вопрос: «Что такое имя существительное?»

Даны слова:

красный, отец, дерево, работает, учил, холодная, чашка, летит, пила, метель.

– Что же такое имя существительное?

Задание II группы.

Выпишите слова в 2 столбика: одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

 Подготовьте ответ на вопрос: «Какие существительные называются одушевлёнными, неодушевлёнными?»

У ребят на партах карточки со словами:

ветер, кит, яма, облако, гусь, солнце, ёжик, лодка, Саша.

– Какое правило помогло вам правильно выполнить своё задание?

Задание III группы.

Определите число существительных, записывая их в столбики. Подготовьте ответ на вопрос: «Какие существительные относятся к единственному числу, а какие к множественному?»

У ребят на партах карточки со словами: 

Пальто, ведро, девочки, цветы, ручка, щенки.

– Ответьте на поставленный вопрос.

Задание IV группы:

Исправь ошибки, допущенные в тексте. Подготовь ответы на следующие вопросы: «Почему некоторые слова написаны с большой буквы? Какие ещё слова пишутся с заглавной буквы? Как называются такие слова?»

оля морозова и серёжа щукин – школьники. Дети часто отдыхают в деревне сосновка.

– Ответьте на поставленный перед вами вопрос.

Физминутка

Осуществление контроля

Спишите с доски. Найдите в предложении имена существительные, объясните их правописание.

В д…ждливую п…году я надеваю плащ….

Самостоятельная работа.

1. Имя существительное обозначает

 а) признак предмета

 б) действие предмета

 в) предмет

2. Имя существительное отвечает на вопросы

 а) какой? какая? какое? какие?

 б) кто? что?

 в) что делает? что сделает?

3. К именам существительным относятся:

 а) конфета, слон

 б) весёлый, домашняя

 в) скачет, поёт

4. Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос:

 а) что?

 б) кто?

 в) что делает?

5. К неодушевлённым именам существительным относятся:

 а) собака, девочка

 б) корова, стул

 в) пенал, школа

6. Имена существительные единственного числа:

 а) дятел, заяц

 б) дятлы, зайцы

 в) дятел, зайцы

7. Имена существительные среднего рода:

 а) стул, пальто

 б) пальто, перо

 в) цветок, окно

8. С мягким знаком после шипящих пишутся существительные

 а) среднего рода

 б) женского рода

 в) мужского рода

Рефлексия ( возвращение к целям урока)

 - С какой частью речи сегодня работали?

У. Кому понравилось работать на уроке, возьмите в руки лучики, сейчас мы создадим солнышко, т. к. оно не может существовать без лучиков.

Дополните предложения на лучиках:

 - Мне было легко… Что именно в поняли?

 - Я затруднялся… В чем именно не уверенны?

Домашнее задание

Учащиеся выбирают задания с учетом индивидуальных возможностей

Вариант 1 (легкий)

Спишите. Найдите имена существительные. Подчеркните, задайте вопрос.

Наступить, весна, длинный, сосулька, зачирикать , воробей, яркий, расцвести.

Вариант 2 (средней сложности)

Скачан: 35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Имя существительное и его роль в речи.Имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?

Знакомить с обобщенным лексическим значением имен существительных, отрабатывать понятие "имя существительное", формировать умение различать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?...

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Урок русского языка в 3 классе для национальных школ....

Дидактический материал по русскому языку по теме "Склонение имён существительных", "Падежные окончания имён существительных"

Позволяет проверить индивидуальные знания учеников по теме "Склонение имён существительных", "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"...

Образование имён существительных от основ существительных и глаголов (конспект урока)

Целью урока является рассмотрение способов словообразования существительных с разными значениями от основ имён существительных и глаголов при помощи суффиксов, стимулирование мотивации к учению....