Буква " А"
материал по русскому языку (1 класс)
материал к уроку .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glasnyy_zvuk_a._bukva_a_a.pptx | 617.28 КБ |
zvuk_a._bukva_aa.doc | 172 КБ |
uchimsya_pisat_strochnuyu_i_zaglavnuyu_bukvu_aa.pptx | 1.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Аист - птица-почтальон, К нам придёт весною он. Прилетит издалека, Принесёт нам букву А 6+
Ученический стол - парта 6+
Большое содружество деревьев, кустов, растений - лес 6+
Проём в доме для освещения - окно 6+
Дети, которые ходят в школу - ученики 6+
Алексей Николаевич Толстой 6+
Пиноккио – в переводе с итальянского языка деревянная кукла. 6+
Каких героев из книги «Золотой ключик…» вы знаете? 6+
Артемон Алиса 6+
Астра, азбука, айва начинаются на «а» И кончаются на «а» астра, азбука, айва. Н. Костарев 6+
Мудрые мысли называются пословицами Аккуратность человека красит. 6+
С каким звуком познакомились сегодня на занятии? Что мы узнали о буквах А, а? Когда мы пишем заглавную букву «А»? Когда мы пишем строчную букву «а»? Как называются предложения, выражающие мудрые мысли? Какую книгу мы рассматривали на занятии? Кто ее автор? Подведём итоги 6+
МОЛОДЦЫ
Предварительный просмотр:
Урок 15 (с. 24)
Звук [а]. Буквы «А, а»
- Орг.момент.
- Формирование темы урока, определение целей.
Слайд 1.
Игра «Как меня зовут»?
- Пудель Мальвины из повести-сказки А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Артемон.
- Сестрица братца Иванушки из русской народной сказки. Алёнушка («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).
Слайд 2.
- Имя хитрой лисы из повести А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Алиса.
- Обладатель волшебной лампы из арабской сказки. Аладдин («Аладдин и волшебная лампа» Арабская сказка)
Слайд 3.
- Чем похожи все эти слова? (это имена сказочных героев, пишутся с заглавной буквы А, начинаются со звука [а])
- Как вы думаете, какова же тема нашего урока? («Звук [а], буквы А, а»)
- Что мы будем делать на уроке? (узнавать новое про звук [а], узнаем, какой буквой обозначается этот звук, поучимся читать слова и слоги с этим звуком (для читающих детей))
3. Знакомство с новым звуком.
- На этом уроке у нас будет помощник. А кто, вы угадайте. Его имя тоже начинается со звука [а].
- Добрый доктор, лечивший зверей и птиц в сказках К. Чуковского. Айболит («Доктор Айболит»)
- Почему Айболит представляет нам звук [а]? (С этого звука начинается его имя.)
Слайд 4.
- Вот и первое задание от нашего доктора.
- Назовите картинки, которые вы видите. (Лиса, коза, абрикосы)
- Найдите лишнее слово по нескольким признакам (Из данных слов можно исключить слово абрикосы. Абрикосы — это плоды, а лиса и коза — животные. Слово абрикосы обозначает много предметов, а слова лиса и коза — один предмет. В слове абрикосы ударение падает на третий слог, а в словах лиса и коза — на второй. В слове абрикосы восемь звуков, а в словах лиса и коза по четыре звука. В слове абрикосы четыре слога, а в словах лиса и коза по два).
- Произнесите слово абрикосы.
- Назовите первый звук в слове абрикосы.
- Произнесите несколько раз звук [а]. Скажите, как располагаются органы речи при произнесении звука [а]. (Рот широко открывается, губы округлые. Верхние и нижние зубы не касаются друг друга. Язычок слегка касается нижних зубов)
- Протяните звук [а]. Пропойте звук [а]. Какой можно сделать вывод? (Звук [а] хорошо тянется и поется)
- Встречает ли воздух преграду при произнесении звука [а] или он проходит через горлышко свободно? ( При произнесении звука [а] воздух проходит через горлышко свободно)
- Дайте характеристику звука [а] и обоснуйте свой ответ. (Звук [а] гласный. Он тянется и поется. При его произнесении воздух проходит через горлышко свободно.
- Каким цветом в схеме мы будем обозначать звук [а]? (красным)
- Приведите примеры слов, начинающихся со звука [а].
Слайд 5.
- Вот и еще одно задание от нашего доктора. Определите, где находится звук [а]: в начале, в середине или в конце слова.
Слайд 6.
- Наверное, все вы знаете, как выглядит буква А. Найдите все буквы А.
4. Физкультминутка «Живые буквы».
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко –
Ноги ставит широко.
- Изобразите букву А
- Вы так хорошо изображали букву, что она решила вам показать небольшой мультфильм.
Слайд 7.
Слайд 8.
- Сегодня буква А - именинница. Давайте подарим ей бантик, чтобы наша буква была сегодня самая красивая.
-А теперь поможем букве А задуть свечку на торте. (Дыхательное упражнение: подняться на носки – вдох носом, опуститься – выдох ртом)
4. Работа с букварем.
- А теперь буква А зовет нас в гости. Где живет наша буква? (В Букваре)
- Откройте с.24.
В букваре буква «А, а» — печатная, двух видов: большая и маленькая. В прописях эта буква — письменная и тоже двух видов: большая — заглавная, маленькая — строчная.
- А вот и наш любимый Доктор Айболит. Он занят своим очень важным делом – лечит зверей.
- Итак, мы в гостях у буквы А. Чем нас будет угощать наша именинница? (Ананас, груша, банан)
- Как назвать одним словом? (фрукты)
- Сколько слогов в каждом слове?
- В каждом ли слоге есть звук [а]?
- В каких словах он является ударным?
- Чем отличаются эти схемы от тех, которые встречались на предыдущих страницах? (К звуковым схемам слов присоединились буквенные схемы. По мере знакомства с буквами эти схемы будут заполняться все больше и больше, и наконец, мы сможем прочитать все слово, записанное буквами, а пока вместо них стоят точки.)
- Итак, мы познакомились с буквой «а», которая может быть частью слова и даже встречаться в слове несколько раз.
- Посмотрите к букве А пришли не только мы и Доктор Айболит, но и Бармалей.
- Давайте составим предложения по схемам в учебнике. Часть слов изображена рисунком, а часть — записана словом. Каким? Однако некоторые слова пропущены.
- Давайте сначала подберем слова, характеризующие Бармалея и Айболита. (Айболит добрый, душевный, добродушный, простодушный, доброжелательный, участливый, сердечный. Бармалей злой, злобный, свирепый, жестокий, беспощадный, кровожадный, разбойник)
- Дополните эти предложения соответствующими словами и прочитайте предложения. (Возможные варианты: Айболит добрый, а Бармалей злой. Айболит старый, а Бармалей молодой. Айболит — доктор, а Бармалей — разбойник )
- Как Бармалея сделать добрым?
- А теперь поработаем со вторым предложением.
- Какую роль выполняет буква «а» в этих предложениях? (Она является словом.)
5. Работа в парах.
- Рассмотрите рисунки. Что под ними записано? (Предложения.)
- Что в них общего? (Они состоят из одного слова. А это слово состоит из одной буквы)
- Чем различаются эти предложения? (В конце предложений стоят различные знаки препинания. Предложения должны произноситься с разной интонацией.)
- В каких случаях люди произносят эти предложения?
(Дети разыгрывают по парам эти маленькие сценки, предварительно распределив роли)
6. Работа с пословицей.
Сегодня на уроке вы познакомитесь с пословицей. Пословицы — это короткие народные изречения с поучительным смыслом. Они учат людей быть мудрыми. С некоторыми пословицами вы, наверное, уже знакомы.
Пословицы были созданы много-много лет тому назад, а существуют они и по сей день. Пословицы будут нас сопровождать в нашем путешествии по всему букварю — будем от них уму-разуму набираться. А заодно понаблюдаем, как писались в далекие времена изучаемые нами буквы.
(Пословица прочитывается учителем или хорошо читающим учеником).
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
7. Чтение слогов и слов с буквой А.
Слайд 9.
Доктор Айболит предлагает тем, кто может читать почитать слоги и слова, в которых есть буква А.
Слайд 10.
- Подарим нашей имениннице цветы.
8. Работа в тетради
9. Итог урока.
10. Д.з.
Возьми зелёный карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь букву «А»и «а».
Раскрась букву. Вырежи. Приклей на альбомный лист. Подбери и приклей или нарисуй картинки, названия которых начинаются с буквы А.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ребятам объявляется, Что поезд отправляется, Немедля отправляется От станции Москва До первой буквы – А.
Буква А, буква А – Алфавита голова!
Пальчиковая гимнастика «Кулак, ребро, ладонь»
С буквой А вы не шутите, У неё серьёзный вид. Эта буква, вы учтите, Открывает алфавит!
С заглавной буквы, Без сомненья, Начинаем предложенье, Имя мамы, папы, дочки, Чтобы выделить их в строчке. Буквы пишем аккуратно, Чтобы было всем понятно
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Согласные звуки [ м ] , [м\'], буквы М, м (закрепление). Чтение слов с буквой м .Письмо прописной буквы М.
Интегрированный урок обучения грамоте, письма и окружающий мир. Целью урока закреплять полученные знания о букве м, звуках [ м ] , [м\'], отрабатывать навыки слогового чтения с изученными б...
Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. Написание слов с заглавными буквами К, Н. Упражнения в чтении.
Урок обучения грамоте по прогамме "Школа 2100" по ФГОС Технологии: технология деятельностного метода обучения, ИКТ, проблемно-диалогическая, технология оценивания уче...
Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ
Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...
Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.
Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....
Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.
Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.
Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...