Конспект урока по русскому языку "Фразеологизмы" 3класс
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)
Создать условия для ознакомления с устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами);
- способствовать развитию умений находить фразеологизмы в речи, понимать их значение и правильно употреблять в речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по русскому языку Фразеологизмы | 18.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык 3 класс
Тема: | Фразеологизмы |
Цели: | - создать условия для ознакомления с устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами); |
УУД: | |
Предметные результаты: | |
научатся находить фразеологизмы и фразеологические обороты в речи, | |
Метапредметные результаты: | |
овладеют способностями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. | |
Личностные результаты: | |
смогут вырабатывать элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, проявлять интерес к познанию русского языка. | |
Тип урока: | Урок изучения нового. |
Оборудование: | Учебник «Русский язык»: 3 класс, часть I, под ред. В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, презентация, карточки с заданиями, интерактивная доска. |
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок
Прежде, чем за парты сесть,
Посмотрите, всё ли есть?
II. Минутка чистописания.
- Отгадайте загадку:
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает? (Весной)
- Назовите первый звук в этом слове?
- Какой буквой обозначается этот звук?
- Пропишите букву в.
III. Постановка проблемной ситуации.
- Из чего состоит наша речь? (из предложений)
- А предложения? (из слов)
- Какое значение может быть у слова? (прямое и переносное).
- Закончите предложение:
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят
Водой … (не разольёшь).
- Как вы думаете, почему автор считает, что таких ребят редко можно найти на свете? (очень дружные, не ссорятся никогда).
- А какие слова это подтверждают? («водой не разольёшь»).
- Откройте учебник на странице 49. Прочитайте, как можно назвать выражение «водой не разольёшь» (фразеологизм).
- Значит, какая тема нашего урока? (фразеологизмы)
IV. Изучение нового материала.
Игра «Слова заблудились» (слайд)
- Говорят ли так? Попробуйте исправить. Запишите в тетрадь правильные сочетания.
Ползёт как рыба.
Трещат, как черепаха.
Молчит, как сороки.
- Подумайте, можно ли заменить одно слово другим? Почему? (нельзя, теряется смысл)
Слово «фразеологизм» состоит из двух частей:
«фразис» в переводе с древнегреческого языка значит «выражение», «логос» - «слово, понятие».
Фразеологизмы — это устойчивые выражения, которые нельзя понимать буквально, дословно.
- Зачем же существуют в языке такие странные сочетания слов? (чтобы наша речь была выразительнее, эмоциональнее).
V. Физкультминутка: А теперь, ребята, встали,
Ручки дружно вверх подняли,
Наши пальчики размяли,
А потом опять их сжали.
Кулачками повращали,
Головою покачали
И ногами постучали.
Отдохнули! Помолчали!
И опять работать стали!
VI. Работа по учебнику.
1. - Откройте учебник на странице 49, найдите упражнение 83. Прочитайте. Рассмотрите рисунок.
- Кого называют словом «тапир»? (животное, живущее в жарких странах)
- Что означает выражение «повесил нос»? (расстроился). Его смысл не выводится из значений слов, которые его составляют. Такие сочетания слов называются устойчивыми или фразеологизмами.
Таких устойчивых выражений немало в русском языке.
- Что же поможет нам понять, что означают эти выражения? (фразеологические словари)
- Откройте словарь на странице 157-158. Обратите внимание, что фразеологизмы следуют в алфавитном порядке по первой букве первого слова.
2. Выполните упражнение 84 на странице 49 с помощью словаря.
VII. Закрепление материала. (слайд)
1. Соотнесите фразеологизм и объясните его значение.
- О ком так говорят:
Живут как кошка с собакой. Отсутствие музыкального слуха.
Медведь на ухо наступил. Бесплатно, без билета.
Как кот наплакал. Много работать, быть занятым.
Делать из мухи слона. Быть невнимательным.
Крутиться как белка в колесе. Не дружно, постоянно ссорятся.
Ворон считать. Сильно преувеличивать.
Ехать зайцем. Очень мало, почти ничего.
2. Работа по учебнику.
- Найдите упражнение 87 на странице 50. Найдите устойчивые словосочетания, выпишите в тетрадь. Проверьте написанное с помощью интерактивной доски.
3. Групповая работа.
- Найдите фразеологизмы, объясните их значение (слайд).
Глеб у доски повесил нос,
Краснеет до корней волос.
Он в этот час как говорится
Готов сквозь землю провалиться.
О чём же думал он вчера?
Когда баклуши бил с утра?
- Почему же Глеб чувствовал себя неловко? (не выполнил домашнее задание)
- Что бы вы посоветовали Глебу?
4. Тест. (слайд)
- 1. О каком человеке можно сказать так:
Он звёзд с неба не хватает:
- способный
- не очень способный
У него денег куры не клюют:
- богатый
- бедный
Он водит всех за нос:
- показывает людям дорогу
- обманывает людей
У него зимой снега не выпросишь:
- щедрый
- жадный
VIII. Итог урока.
- С каким понятием мы познакомились?
- Что такое фразеологизмы?
- Какую роль выполняют фразеологизмы в нашей речи?
- Какие фразеологизмы вам запомнились?
IX. Рефлексия.
- Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Покажите цветом:
- красный — доволен собой;
- зелёный — испытывал затруднения;
- синий — было трудно.
X. Домашнее задание.
страница 50, упражнение 85.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...
Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»
Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....