1 класс. Конспект урока по обучению грамоте «Буква Ь. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью Ь»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений о букве «Ь» и её особенностях.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать букву «ь»;
-знать значение мягкого знака для обозначения мягкости;
- уметь делать звуковой анализ и читать слова;
- уметь читать слова с мягким знаком в конце и середине слова;
- уметь читать слова по слогам и орфоэпически;
- уметь «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков и схем.
Личностные:
- осознавать свои возможности в учении;
- адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием;
- оценивать усвоение содержания материала.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: презентация, учебник УМК «Перспективная начальная школа», 1 класс, 1 часть., раздаточный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Буква Ь. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью Ь» | 31.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 16.11.18 ФИО учителя: Хайбулина Г. З_______
Школа: № 95 ФИ студента: Загитова М. Г.
Класс: 1-4 ФИО методиста: Кондратьева И. И._____
Кабинет: № 107
КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Тема: «Буква Ь. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью Ь»
Цели деятельности учителя: формирование представлений о букве «Ь» и её особенностях.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать букву «ь»;
-знать значение мягкого знака для обозначения мягкости;
- уметь делать звуковой анализ и читать слова;
- уметь читать слова с мягким знаком в конце и середине слова;
- уметь читать слова по слогам и орфоэпически;
- уметь «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков и схем.
Личностные:
- осознавать свои возможности в учении;
- адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием;
- оценивать усвоение содержания материала.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: презентация, учебник УМК «Перспективная начальная школа», 1 класс, 1 часть., раздаточный материал.
Этап урока Методы и приёмы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности | 1 мин | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Галимовна, и сегодня я проведу у Вас урок обучение грамоте. Тихо сядут девочки и ещё тише сядут мальчики. | Приветствуют учителя. | Л: самоопределение |
II. Актуализация и мотивация Артикуляционные упражнения Словесный: беседа | 10 мин | Речевая разминка. - На уроке нам придется много говорить, читать, поэтому надо подготовить свой речевой аппарат. Сделаем зарядку для губ и языка. Упражнение для губ «Улыбка – трубочка» Свои грубы прямо к ушкам Растяну я как лягушка. А теперь слонёнок я Видишь - хобот у меня. Мне понравилось играть Повторю - ка всё опять. Упражнение для языка «Часики» Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет раз-два из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. «Качели» На счёт 1-2 поочередно упираться языков, то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна. Дыхательная гимнастика «Свеча» Сделать глубокий вдох носом и задержать дыхание. Выдохнуть через рот, задувая воображаемую свечу. Ребята, поднимите руку, кто хочет научиться хорошо читать? Значит, вам нужно очень усердно, старательно работать на уроке. А как вы думаете, научиться хорошо читать – это трудно? Кто знает, сколько букв в алфавите? А как вы думаете, зачем нам нужно знать хорошо буквы? Верно, кто знает буквы – тот умеет читать и писать. Какие гласные вы изучили? Какие гласные буквы указывают на твёрдость предыдущего согласного звука? Какие гласные буквы указывают на мягкость предыдущего согласного звука? | Отвечают на вопросы. 33 Тот, кто знает буквы, – умеет читать и писать. а о у ы э е ё ю я и | ПО: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
III. Постановка учебной задачи Словесный: беседа, фронтальный опрос. | 2 мин | Ребята, сегодня к нам в класс пришел необычный гость. От него мы с вами узнаем много нового. А для того, чтобы узнать нашу тему урока, мы с вами отгадаем загадку. Это очень хитрый знак. Не сказать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. Почему у дома УГОЛ Превратился сразу в УГОЛЬ, Без пожара, просто так? Это сделал мягкий знак. Итак, ребята, кто догадался, о какой букве сегодня с вами будем говорить? Это очень необычная буква. И секрет, который она скрывает, мы узнаем с вами во время урока. Давайте поставим цели на наш урок: | Слушают загадку.
о Ь знаке Познакомимся с буквой Ь и узнаем для чего ее использовать в слове Будем читать слоги и слова с изученной буквой. | Р: целеполагание. Л:смыслообразование. ПО: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Р: планирование. |
IV. Открытие нового знания Работа со звуко -буквенной схемой Практический: составление моделей слов вместе с учителем Практический: фонетический анализ | 10 мин | Откройте свою азбуку на странице 45. Посмотрите на верх страницы. (Читаю стихотворение про ь знак) Что необычного вы заметили? Да, посмотрите, все известные нам ранее модели звуков зачеркнуты. Как вы думаете, почему? Рассмотрим букву мягкий знак. Какое место в алфавите занимает мягкий знак? Какой мы с вами можем сделать вывод? Какие вы молодцы! Какую же работу выполняет эта буква – мы с Вами сейчас узнаем. Посмотрите на картинки. Что здесь изображено? Давайте произнесем вместе. Три-четыре. Ель. Сколько слогов в этом слове? Почему? Назовём и охарактеризуем все звуки в слове. [ Й ] – согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный. [ Э] – гласный, ударный. [Л’] – согласный, звонкий, непарный, сонорный, мягкий. Почему эти два звука обозначены одной буквой? Как обозначается мягкость звука [Л’] на письме в этом слове? Сколько звуков и сколько букв в этом слове? Почему? Произнесем вместе. Три-четыре. Ель. Теперь посмотрите на доску. (убрала ь знак) Прочитайте что получилось. Совпадает ли с тем словом, которое мы произносили ранее? А что обозначает это слово? Посмотрите, что происходит со словом, если опустить мягкий знак? Назовём и охарактеризуем все звуки в слове ел.
[й']:согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный, мягкий [э]:гласный, ударный [л]:согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый Вывод: какими звуками отличаются эти два слова? Назовём и охарактеризуем следующее слово линь. 1. Сколько слогов? 2. Сколько букв 3. Сколько звуков? 4. Характеристика звуков: [л’] — согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий и — [и] — гласный, ударный н — [н’] — согласный, звонкий непарный, сонорный, мягкий ь — не обозначает звука Так какую же работу выполняет буква ь знак? Как обозначается мягкость слов на письме? Обозначение мягкости согласных на письме:
Что узнали о букве ь? Молодцы ребята! | Открывают учебник. Слушают учителя. Отвечают на вопросы. схема звука зачеркнута ь знак не обозначает звука буква ь знак не обозначает звука при произношении ель Ель 1, потому что одна гласная Потому что буква е-гласная, когда стоит в начале слова, даёт два звука. При помощи ь. 3 буквы и 3 звука. Потому что е обозначает 2 звука, так как стоит в начале слова, а ь не обозначает. Ел, нет не совпадает действие – ел, значит кушал -меняется значение слова 1 2 3 [л] и [л’] Слог – 1 Букв – 4 Звуков – 3 Ь обозначает мягкость предшествующего согласного. | Р: составление плана и последовательности действий. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. ПЛ: построение логической цепочки рассуждений. |
Динамическая пауза | 1 мин | А сейчас немного отдохнем и дадим отдохнуть нашим глазкам. Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазком видеть всё дано- Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг. | Выполняют динамическую паузу. | Р: эмоциональный настрой |
V. Первичное закрепление во внешней речи Практический: чтение слов Выборочное чтение. Чтение слов индивидуальное. По цепочке. Языковой анализ Словесный: беседа, фронтальный опрос | 8 мин | Посмотрите на слова ниже. Давайте по цепочке их прочитаем. Читают каждое слово по цепочке и затем все хором. мЕли, лУнь, Омуль кто знает значения этих слов? Прочитайте слова, где звуков меньше, чем букв. Почему? Прочитайте слова, где звуков больше, чем букв. Почему? Прочитайте слова названия предметов, признаков. На какой вопрос отвечают слова признаки? На какой вопрос отвечают слова предметы? Молодцы! | мыло мыльный пузырь Признак мЕли-мелкое место в водоёме, мелководье. лУнь-вид хищной птицы. Омуль- рыба обитающая в прибрежных частях Северного Ледовитого океана. М:моль, омуль, лунь, ремень, лень Б:ел, ели. Слова предметы: мыло, мел, мель, мели, ели, ель, лень, олень, олени, моль, ноль, руль, рояль, ремень, лунь, омуль Слова признаки: мыльный Какой?Какие? Слова предмет: Кто? Что? | ПЛ: построение логической цепочки рассуждений. ПО: поиск и выделение необходимой информации. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. ПЛ: анализ объектов с целью выделения признаков. |
Динамическая пауза | 1 мин | А сейчас мы с вами немного разомнемся и проведем физминутку. Видео - физминутка с крошем. Молодцы! Погладьте себя по головке и тихо-тихо садитесь на места. | Выполняют физминутку | Р: эмоциональный настрой |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Практический: работа с карточками | 7 мин | Индивидуальная работа по карточкам(36 карточек) (разноуровневые задания) Ребята, сейчас Вы будете работать самостоятельно, Вы можете выбрать либо сложную карточку она желтая, а если хотите выбрать среднего уровня сложности, то она фиолетового цвета. а) для сильных детей:( жёлтая карточка) - Восстановите пословицы, вставив название месяца. -Подчеркните мягкий знак. _____________- год кончает, зиму - начинает. _____________- году начало, зиме – середина. _____________-середина лета, краса лета. б) для детей среднего уровня: (фиолетовая карточка) - Вставьте нужные по смыслу слова: Корабль сел на ______. Ваня взял___________. В лесу растёт _______ . Юра_______сливу. Слова для справок: ель, мел, мель, ел -Кто выбрал карточку фиолетового цвета? -Один читает, остальные проверяют + сверяют по эталону. -Кто выбрал карточку желтого цвета? -Один читает остальные проверяют. Какими звуками отличаются слова ель-ел, мел-мель? Какова роль мягкого знака? Хлопните в ладоши у кого всё верно, а у кого есть ошибки – ничего страшного, в следующий раз будьте повнимательней! | Декабрь Январь Июль Мель Мел Ель Ел [Л’] [Л]- [Л] [Л’] | ПЛ: выбор оснований и критериев для классификации объектов ПО: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Р: оценка. |
VII. Включение в систему знаний Словесный:беседа Чтение текста: последовательное, выборочное | 4 мин | Посмотрите на картинки. Что делает девочка? А что делает мальчик на соседней картинке? Давайте прочитаем предложения. Р1, начинай. У Алины рояль. Она играет. У меня руль. Я рулю. Прочитаем хором. А теперь давайте составим звуковую схему слова «руль». Кто хочет поработать у доски? Прочитать слова с ь. Его роль? Как обозначена мягкость [Л’] в словах руль-рулю
У кого получилась другая звуковая схема? Какая роль мягкого знака? Сколько букв в слове руль? А звуков? Почему букв больше, чем звуков? | Анализируют иллюстрации играет на пианино рулит Читают индивидуально\хором Составляют схему Рояль, руль Руль- при помощи ь. Рулю при помощи гласной буквы ю. Дает мягкость согласным. 4 буквы 3 звука Потому что ь знак не имеет звука. | ПЛ: анализ объектов с целью выделения признаков. |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) Словесный: беседа, опрос | 3 мин | Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги. Что нового мы узнали на уроке? Почему ь знак необычная буква? Какие цели мы ставили? Достигли ли мы этих целей? Молодцы! Давайте оценим свою работу на уроке. Итак, желтый карандаш – я узнал много интересного, я доволен своей работой. Зеленый карандаш – были затруднения и непонимания Красный карандаш – я не узнал ничего нового. Теперь встаньте те ребята, кто выбрал желтый (зеленый \ красный) карандаш. Спасибо, присаживайтесь! Мне было приятно с вами работать! Вы большие молодцы! Спасибо за интересное занятие! До новых встреч! | Подводят итоги. Анализируют урок. Для обозначения мягкости согласных звуков, стоящих не перед гласными звуками, нужна особая буква – мягкий знак. | Р: оценка. ПО: структурирование знаний. ПО: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по обучению грамоте на тему "Согласные глухие звуки [ф], [ф\'], отличающиеся по признаку мягкости и твёрдости. Буквы Ф, ф".
Уроки обучения грамоте являются начальной ступенькой в речевом развитии детей. Если проанализировать данный урок, то мы увидим, как просматриваются все эти направления. Этапы...
Конспект урока по обучению грамоте "Буква В, звуки [в], [в`].
Урок составлен по УМК "Школы России" к азбуке Горецкого....
Конспект урока по обучению грамоте. Буква Ц,ц. Звук [Ц].
конспект урока по обучению грамоте по новым стандартам....
Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Обозначение мягкости согласных буквой ь" 1 класс
Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Обозначение мягкости согласных буквой ь" 1 класс...
Конспект урока по обучению грамоте (чтение) по теме: «Согласные звуки д, д*, буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д,т»
Педагогическая цель. Создать условия для формирования умений сопоставлять слоги и слова с буквами Д и Т, развития связной речиТип урока. Решение частной задачиПланируемые результаты (предметные)....
Конспект урока по обучению грамоте и письму" Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. Строчная буква ч."
Интегрированный урок по УМК "Школа России"...
Конспект урока по обучению грамоте Буква Ё и её звуки.
Знакомство с "хитрой" буквой Ё. Выяснить, когда буква означает один звук, а когда два....