Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Обозначение мягкости согласных буквой ь" 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Обозначение мягкости согласных буквой ь" 1 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_oboznachenie_myagkosti_soglasnyh_bukvoy_.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
Тема: «Обозначение мягкости согласных буквой ь».
Тип урока: изучение нового материала ;
Цель: организовать деятельность учащихся по формированию умения обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком, различать мягкие и твердые согласные звуки.
Планируемые результаты
предметные: -определять и правильно произносить мягкие и твердые согласные звуки;
-правильно и точно говорить и писать на родном языке, - уметь обозначать мягкость согласных на письме буквой «мягкий знак», -распознавать модели условных обозначений твердых и мягких согласных ;
- личностные: - проявлять интерес к новым знаниям; - выполнять правила поведения ученика на уроке; - выявлять причины успешности/ неуспешности в учебной деятельности
Оборудование: компьютер, проектор, русский язык : 1 класс: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий
№ | Этап урока Метод и приемы | Хро-нометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД |
1. | Организационный Словесный | ≈ 2 | Здравствуйте, ребята. Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. | Эмоционально настраиваться на работу. | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Осознание необходимости рабочего настроя на уроке. |
2. | Актуализация знаний. Этап повторение. Словесный Приём закрепления и сравнения. Фронтальный опрос. Учебный диалог. | ≈ 5 | Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Тут затеи и загадки, Игры, шутки, все для вас! Пожелаем всем удачи- За работу, в добрый час. -Дома вам нужно было прочитать выразительно стихотворение и вставить пропущенные буквы. - Кто прочитает это стихотворение? - Объясните, какие буквы пропущены в словах. (гласная, ударная, обозначает мягкость согласного). – Произнесите звуки, которые они обозначают. - Почему ударный гласный звук (а) в словах сказ..ла и хоз..йка надо обозначить разными буквами? (в первом слове гласная не обозначает мягкость согласного, а во втором гласная обозначает мягкость согласного). -Из чего состоит наша речь? ( из предложений). –А предложения? (из слов). –Слова?(из слогов). – Слоги? (из звуков). – Чем обозначаются звуки? (гласные, согласные). –На какие две группы делятся все звуки? (твердые, мягкие). –Какие гласные смягчают предшествующие согласные? (е,ё,ю,я,и) . –Какие гласные обозначают твердость согласного? (а, о, у, ы, э). - Какие согласные постоянно мягкие? (ч, щ, й). –Может ли одна и та же буква обозначать разные звуки? (да). – Например? (булка, белка). -А чем еще можно смягчить согласный звук? (мягким знаком). Приведите пример .(мель). | Воспринимать информацию ,сообщаемую учителем. Поддерживать учебный диалог Читать стихотворение Произносить звуки Анализировать звуки Поддерживать учебный диалог Приводить пример | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. К: учитывать разные мнения и интересы, и обосновывать собственную позицию П: строить речевые высказывания в устной форме. Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. |
3. 4. 5. | Постановка учебной задачи и ее решение Метод: создание проблемной ситуации. Физ. Минутка Решение частных задач Итог урока. Рефлексия. | ≈ 10 ≈20 =5 | Ребята, вы изучили все буквы алфавита. А буква о которой пойдет речь сегодня, тридцатая по счету. -Она не означает никакого звука. –В русском языке нет слов, начинающихся с неё. – Безголосый добряк. Всё смягчает. – Скажите, что это за буква? (мягкий знак). -А кто назовет тему нашего сегодняшнего урока? (Тема: «Обозначение мягкости согласных буквой ь».) - Какие цели мы можем поставить к уроку? (- обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком; - различать мягкие и твердые согласные звуки.) -Давайте разомнем наши пальчики. Пальчик к пальчику приходит, Друга он себе находит. Будут пальчики дружить, В гости часто приходить. (Дети сближают ладони и раздвигают пальцы. Затем мизинец соединяют с мизинцем, безымянный с безымянным, и т.д.) -Нам с вами нужно сегодня на уроке повторить написание буквы ь. -Руки все приготовили. Повторяем за мной. Чтоб составить мягкий знак, Нужно правый сжать кулак. Ну а левый –распрямить И друг к другу приложить. -Посмотрите на доску как пишется мягкий знак. Высота овала составляет половину высоты буквы. -Теперь откройте тетради, отступите две строчки вниз и запишите сегодняшнее число. -Я вам раздала сказку про букву мягкий знак. Читаем по цепочке, по предложению . Жили-были в Азбуке буквы, разные- гласные, согласные. Ходили, друг к другу в гости. Вот как- то раз Г пошла в гости к Я. В и Д к И. О к З. Буквы жили- не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку Ы, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука. Что ты за буква? Возмущались они. Она не обозначала никакого звука, не умела говорить, молчала, и никто с ней не дружил, не разговаривал. Жилось мягкому знаку плохо, очень одиноко. Как- то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Послушаем, что это за слова. Но они зашифрованы загадкой. Без головы, а в шляпе, одна нога- и та без сапога. (гвоздь). Гвозд- получается. Что-то у нас не получается!- говорили буквы. –звук (д) в слове «гвоздь» мягкий, а у нас твердый. – И говорит:- Встану я и обозначу мягкость Д, - и быстро пристроилась в конце. –Что получилось? (гвозди). –У нас опять ничего получается. Что же делать? Ребята, подскажите! (надо поставить ь!). Иди к нам, мягкий знак,- позвали буквы. Он с радостью согласился помочь буквам и быстро встал в конец. Что получилось? (гвоздь). Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь. О чем рассказала нам эта история? Что мы узнали про мягкий знак? (обозначает мягкость согласных звуков.) -Буквы предлагают вам ребята отгадать другие загадки самостоятельно написать отгадки. Ответы вы записываете в тетрадь и подчеркиваете мягкий знак в словах. 1)Кто учит детей всех писать и читать, природу любить, стариков уважать? (учитель). 2)Обувка на стальном ходу, зимой катает нас по льду.(коньки). 3) То я в клетку, то в линейку. Написать по ним сумей-ка! Можешь и нарисовать… Что такое я ? (тетрадь). Теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте своего соседа. Внимание на экран. А теперь давайте встанем и разомнемся. -Продолжаем нашу работу. - Открываем учебник на странице 87 упражнение № 2. Прочитайте. Что обозначает каждое слово? -Сравните слова по значению и по написанию. (слова имеют разное значение и разное написание). - Как обозначена мягкость согласных звуков? (ь). -Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно .Букву перед мягким знаком подчеркните либо синим, либо зеленым цветов , в зависимости от мягкости и твердости.(проверка). На странице 88 прочитайте правило в рамочке. -Давайте хором его произнесем. На странице 89, найдите упражнение № 5. Прочитайте задание. -Запишите эти слова в строчку через запятую правильно, подчеркивая мягкий знак в словах. (самопроверка с доски). Встаньте те…… и т.д. Подводим итоги урока: - Давайте еще раз хором произнесем правило . -Дома прочитайте выразительно строки из сказки «Два жадных медвежонка» на странице 90, упражнение № 8. -Что может обозначать мягкий знак на письме? ( мягкость предшествующего согласного.) -Оцените свою работу на уроке. (учащиеся прикрепляют на цветок пчелок грустных и веселых). -Урок окончен, Спасибо за работу. |
Поддерживать учебный диалог Формулировать тему урока. Знакомится с целями урока. Разминать пальцы Показывать наглядно Составлять в воздухе руками букву ь Показывать наглядно Прописывать в строчку ь Выполнять задание Читать по цепочке Проверять правильность выполнения задания, рассуждать поддерживать учебный диалог Отгадывать загадки, записывать в тетрадь Совершать взаимопроверку Выполнять упражнения Подчеркивать ь Записывать правильно слова Обобщать информацию Поддерживать учебный диалог Подводить итог | Р: принимать и сохранять учебную задачу. П: проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнений; П: строить речевые высказывания в устной форме. Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнений; Л: установка на ЗОЖ. Р: принимать и сохранять учебную задачу. П: строить речевые высказывания в устной форме. Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнений; Л:Самооценка на основе критерия успешности; Контроль и оценка успешности деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по обучению грамоте. Тема: "Звуки [г], [г`] , буквы Г, г ". 1 класс
Урок проводится в первом классе при знакомстве со звуками [г], [г*] и буквами Г,г по УМК "Перспектива"....
Конспект урока по обучению грамоте (чтение) по теме: «Согласные звуки д, д*, буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д,т»
Педагогическая цель. Создать условия для формирования умений сопоставлять слоги и слова с буквами Д и Т, развития связной речиТип урока. Решение частной задачиПланируемые результаты (предметные)....
Конспект урока по обучению грамоте Тема: Звуки [Д] [ДЬ], буква Д Класс 1
Тема: Звуки [Д] [ДЬ], буква Д...
конспект урока по обучению грамоте с использованием логоминутки "Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п".
Как один из аспектов этой работы был задуман (и в настоящее время разрабатывается) комплекс «логопедических минуток» на уроках русского языка. «Логопедические минутки» - это непродолжительные по време...
Конспект урока по обучению грамоте и письму" Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. Строчная буква ч."
Интегрированный урок по УМК "Школа России"...
Конспект урока по обучению грамоте, тема: Прописная и строчная буква "Тт" (1 класс, УМК "Перспектива")
Цели деятельности учителя: создание условия для формирования навыка письма прописной и строчной буквы «Тт».Планируемые результаты:Предметные: Знать правила посадки и письма;Уметь писать пр...
Конспект урока по обучению грамоте «Звуки [й ’э], [’э]. Буква Е, е», 1 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с буквой Е,е, обозначающей звуки [э, йэ], формирование умения распознавать две роли буквы «Е» и различать их при чтении; формирование у...