Конспект урока по русскому языку "Алфавит"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Тема: Русский алфавит, или азбука.

Решаемые проблемы. Что такое алфавит? Для чего надо знать алфавит?

 

Цели: познакомить с русским алфавитом (азбукой), его ролью в жизни людей, развивать умение пользоваться алфавитом.

 

Планируемые предметные результаты:

Познакомятся с этимологией слов алфавит, азбука, со значением алфавита в жизни людей.

Возможность научиться называть буквы в алфавитном порядке, писать слова в алфавитном порядке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0019e255-eb5e45d6.docx31.71 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель Журавлева В.П.

Тема: Русский алфавит, или азбука.

Решаемые проблемы. Что такое алфавит? Для чего надо знать алфавит?

Цели: познакомить с русским алфавитом (азбукой), его ролью в жизни людей, развивать умение пользоваться алфавитом.

Планируемые предметные результаты:

Познакомятся с этимологией слов алфавит, азбука, со значением алфавита в жизни людей.

Возможность научиться называть буквы в алфавитном порядке, писать слова в алфавитном порядке.

УУД

Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания.

Познавательные: классифицировать буквы по сходству в их названии. Применять знания алфавита при пользовании, словарями, в библиотеке.

Коммуникативные: высказываться о значимости изучения алфавита. Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач.

Личностные результаты: иметь представление о своей этнической принадлежности, проявлять уважение к родному языку.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

К нам на урок, ребята, пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Посмотрите на них сейчас, чтобы потом не отвлекаться.

- Сядьте, пожалуйста, те дети, чьё имя начинается с:

- гласного звука;

– назовите первый звук своего имени…

- мягкого согласного;

– назовите первый звук своего имени…

- твердого согласного;

– назовите первый звук своего имени…

  1. Приветствие, проверка готовности к уроку.

Чтобы хорошо учиться,

Надо очень много знать.

Каждый год копилку знаний,

Непременно пополнять.

  1. Запись даты и слов «Классная работа»

Игра «Согласны или не согласны?»

  1. Что у нас сейчас урок русского языка?
  2. Начало предложения пишется с большой буквы?
  3. В слове чтение – 2 слога?
  4. В русском языке ь знак обозначает звук?
  5. В моей фамилии нельзя ставить ударение?
  6. Что поэты сочиняют рассказы?
  7. Что сегодня 24 января 2017 года?
  1.  Чистописание.

Чистописание.

Повторим правила посадки при письме. 

Работа в тренажере на стр.

5. Тема урока. 

Включаю песню об Алфавите…

  • Как Вы думаете, почему я включила именно эту песню?

Тема: алфавит. (Слайд)

Сформулируйте цель урока, что вы хотели бы узнать сегодня на уроке?

(Как образовался, кто создал алфавит, что означает…)

Для достижения поставленных целей нам нужно быть:

Быть внимательными!
Быть старательными!
Быть сосредоточенными!
Помогать друг другу!

Спланируйте свой результат , нарисуйте смайлик..

  • Кто знает, как образовалось это слово Алфавит?

(Включаю слайд).

язык

Альфа

Вита

Греческий

  •  Попробуйте по данным словам догадаться, как образовалось это слово. (Предположения детей).
  • Слово Алфавит пришло к нам из греческого языка. Первые две буквы назывались «Альфа» и «Вита». Из этих двух названий получилось слово – Алфавит. (Слайд).
  • Ученик пишет на доске, весь класс пишет в тетради.
  • Алфавит,

Разделите на слоги, сколько слогов? Какой слог ударный?

- Как еще называют алфавит? Как называется наша первая книга?

  • Кто знает, как образовалось слово Азбука? (Слайд)

азбука

Азъ

Буки

Славянская

на Руси

 862 г

  • Попробуйте по данным словам узнать, как образовалось это слово. (Высказывания детей).
  • Это первые две буквы из старославянского письма «Аз» и «Буки». Из этих двух названий получилось слово – Азбука. (Слайд).
  • Что обозначают эти 2 слова?
  • Славянское слово Азбука и греческое слово Алфавит – обозначают одно и тоже.

Повторение правила письма.

Алфавит, азбука,

- Что такое алфавит? (Буквы)

Запись в тетради:

Алфавит, азбука, буквы. (Разделите на слоги, обозначьте ударение). Дети читают хором слово и веером показывают количество слогов.

Сформулируем вывод: слова алфавит, азбука, буквы - синонимы.

  • Правильно, Алфавит, это когда буквы располагаются в строго определённом порядке. В Алфавите каждая буква имеет своё место и название. (Слайд№4).
  • Встаньте лицом к гостям и назовите буквы алфавита.

Буквы-значки, как бойцы на парад,

в строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

и называется он ...

(Алфавит)

Включаю слайд. На слайде алфавит с пропущенными буквами.

- Проверим, знаете ли вы алфавит?

- Выпишите пропущенные буквы в тетрадь.

Проверка со светофорами. Нарисуйте смайлик.

- Что ж алфавит Вы знаете…

Работа по теме урока.

Включаю (Слайд)

Проблема: для чего надо знать алфавит?

(Пользоваться алфавитом необходимо при составлении любых списков (например, в классном журнале – фамилии учащихся), при расстановке книг в библиотеке (по фамилии автора книги, а в случае ее отсутствия – по первой букве названия), при хранении формуляров, абонементов в библиотеке, при составлении картотек и каталогов (перечней изданий).

  • С какой целью слова располагаются в словаре в алфавитном порядке? (Для удобства поиска нужного слова).
  • Значит, Алфавит используется для составления словарей, различных справочников, каталогов. (Слайд №8).
  • Обратимся к классному журналу. Вы часто наблюдали, как учитель быстро находит фамилию ученика. Как вы думаете, почему? (Высказывания детей

- В тренажере слова в алфавитном порядке.

Где и как им можно пользоваться?

Задание

Расшифровать предложение. Дети чьи номера на листе соответствуют своим  буквам, выходят и становятся перед классом.

33      23,16,25,21            3,19,7            9,15,1,20,30

Я        хочу        всё                  знать

Физкультминутка

Работаем в парах. Поиграем в библиотеку?

Правила работы в парах.

(Работать сообща, не кричать, выслушивать мнение каждого)

Вывешиваю на доску портреты с фамилиями. Книги лежат на столе. Задание: разложить книги по алфавиту.

Дети получают листы с фамилиями писателей.

Задание: расставить фамилии писателей в алфавитном порядке.

             Пушкин, Толстой А.Н., Чуковский, Крылов, Толстой Л.Н

Дети в паре расставляют на парте фамилии и сигналят светофорами о выполненном задании. Вызываю к доске, дети расставляют книги в алфавитном порядке. А затем листочки с фамилиями писателей.

(Записывают, комментируя, слова в тетрадь и на доске).

- А кто из данных писателей имеет отношение к теме нашего урока? (Алфавиту)

Я приглашаю Вас в виртуальный музей Л.Н. Толстого в имение Ясная поляна.

https://www.culture.ru/institutes/6733/muzei-usadba-l-n-tolstogo-yasnaya-polyana#virtual-tours-slider 

комната

http://yap.vm.culture.ru/main/pano.php?onstart=loadpano(hotspots/2_3_1.xml) 

- Каждая буква имеет своё место в алфавите. Какая буква под номером 17?

- О каком авторе пойдёт речь?

- А кто из Вас знает, где родился Александр Сергеевич Пушкин?

(Вывешиваю анаграмму)

Расшифруйте слово и узнаете название города: васМок

Выполним звуко-буквенный разбор слова Москва

Запишите звуковой костюмчик слова маркером на пластике.

Дети пишут маркером на ламинированных листах.

Москва - [масква]. Показывают.

(Самостоятельно выполняют)

Москва – 2 сл., 6 б., 6 зв.

Вызываю к доске 6 учеников:

Дайте характеристику звука [м], [а]

[м] – согл., звонк., непарн., тв. Обозначается буквой м.

[а] – гласн., безуд., обозначается буквой о.

Деформированное предложение.

-  Составьте предложение, запишите его в тетрадь.

Запись на доске.

Пушкин родился в Москве. 6

- Подчеркните опасные места и напишите количество орфограмм.

- Прочитайте это слово с вопросительной интонацией, восклицательной, …

Составьте схему этого предложения.

____________     __________    __________           _____________.

- Как нужно разделить слово Москва для переноса?

Вывод

Как записывать фамилии в алфавитном порядке вы знаете.

Остался еще дин вопрос: кто создал алфавит? (Предположения детей)

  • Для того, чтобы убедиться в правильности наших предположений, мы должны выполнить задание, которое находится в у вас на парте.

  1. Задание.

(Работать сообща, не кричать, выслушивать мнение каждого, отвечает главный)

12

10

18

10

13

13

10

                                 

14

6

22

16

5

10

11

        

  • Проверим, что у вас получилось. Кто же создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий) (Слайд №6).
  • (Запись в тетрадях).

Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
А преданья старины
Забывать мы не должны
.

Включаю звон колоколов

  • Это первые учителя, которые создали славянскую азбуку. Именно ту, которую мы изучаем. Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли совсем, но основа осталась. 24 мая в России проходит праздник славянской письменности и культуры.

Выполнение теста.

Прежде чем выполнить предположите свой результат смайликом. Смайлик нарисуйте в 1 квадрате.

По окончании теста, проверяем оцениваем вторым смайликом.

Рефлексия

Нарисуйте смайлик…

Итог урока

  • Что такое алфавит?
  • Сколько букв в русском алфавите?
  • Кто уже запомнил алфавит?
  • Кто правильно называет буквы?
  • Кому ещё нужно немного потренироваться?
  • Оцените свою работу на уроке. (Подходят к прямоугольникам)
  • Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....