Конспект урока по русскому языку "Алфавит"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Тема: Русский алфавит, или азбука.
Решаемые проблемы. Что такое алфавит? Для чего надо знать алфавит?
Цели: познакомить с русским алфавитом (азбукой), его ролью в жизни людей, развивать умение пользоваться алфавитом.
Планируемые предметные результаты:
Познакомятся с этимологией слов алфавит, азбука, со значением алфавита в жизни людей.
Возможность научиться называть буквы в алфавитном порядке, писать слова в алфавитном порядке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
0019e255-eb5e45d6.docx | 31.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель Журавлева В.П.
Тема: Русский алфавит, или азбука.
Решаемые проблемы. Что такое алфавит? Для чего надо знать алфавит?
Цели: познакомить с русским алфавитом (азбукой), его ролью в жизни людей, развивать умение пользоваться алфавитом.
Планируемые предметные результаты:
Познакомятся с этимологией слов алфавит, азбука, со значением алфавита в жизни людей.
Возможность научиться называть буквы в алфавитном порядке, писать слова в алфавитном порядке.
УУД
Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания.
Познавательные: классифицировать буквы по сходству в их названии. Применять знания алфавита при пользовании, словарями, в библиотеке.
Коммуникативные: высказываться о значимости изучения алфавита. Осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач.
Личностные результаты: иметь представление о своей этнической принадлежности, проявлять уважение к родному языку.
Ход урока:
- Организационный момент.
К нам на урок, ребята, пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Посмотрите на них сейчас, чтобы потом не отвлекаться.
- Сядьте, пожалуйста, те дети, чьё имя начинается с:
- гласного звука;
– назовите первый звук своего имени…
- мягкого согласного;
– назовите первый звук своего имени…
- твердого согласного;
– назовите первый звук своего имени…
- Приветствие, проверка готовности к уроку.
Чтобы хорошо учиться,
Надо очень много знать.
Каждый год копилку знаний,
Непременно пополнять.
- Запись даты и слов «Классная работа»
Игра «Согласны или не согласны?»
- Что у нас сейчас урок русского языка?
- Начало предложения пишется с большой буквы?
- В слове чтение – 2 слога?
- В русском языке ь знак обозначает звук?
- В моей фамилии нельзя ставить ударение?
- Что поэты сочиняют рассказы?
- Что сегодня 24 января 2017 года?
- Чистописание.
Чистописание.
Повторим правила посадки при письме.
Работа в тренажере на стр.
5. Тема урока.
Включаю песню об Алфавите…
- Как Вы думаете, почему я включила именно эту песню?
Тема: алфавит. (Слайд)
Сформулируйте цель урока, что вы хотели бы узнать сегодня на уроке?
(Как образовался, кто создал алфавит, что означает…)
Для достижения поставленных целей нам нужно быть:
Быть внимательными!
Быть старательными!
Быть сосредоточенными!
Помогать друг другу!
Спланируйте свой результат , нарисуйте смайлик..
- Кто знает, как образовалось это слово Алфавит?
(Включаю слайд).
язык
Альфа
Вита
Греческий
- Попробуйте по данным словам догадаться, как образовалось это слово. (Предположения детей).
- Слово Алфавит пришло к нам из греческого языка. Первые две буквы назывались «Альфа» и «Вита». Из этих двух названий получилось слово – Алфавит. (Слайд).
- Ученик пишет на доске, весь класс пишет в тетради.
- Алфавит,
Разделите на слоги, сколько слогов? Какой слог ударный?
- Как еще называют алфавит? Как называется наша первая книга?
- Кто знает, как образовалось слово Азбука? (Слайд)
азбука
Азъ
Буки
Славянская
на Руси
862 г
- Попробуйте по данным словам узнать, как образовалось это слово. (Высказывания детей).
- Это первые две буквы из старославянского письма «Аз» и «Буки». Из этих двух названий получилось слово – Азбука. (Слайд).
- Что обозначают эти 2 слова?
- Славянское слово Азбука и греческое слово Алфавит – обозначают одно и тоже.
Повторение правила письма.
Алфавит, азбука,
- Что такое алфавит? (Буквы)
Запись в тетради:
Алфавит, азбука, буквы. (Разделите на слоги, обозначьте ударение). Дети читают хором слово и веером показывают количество слогов.
Сформулируем вывод: слова алфавит, азбука, буквы - синонимы.
- Правильно, Алфавит, это когда буквы располагаются в строго определённом порядке. В Алфавите каждая буква имеет своё место и название. (Слайд№4).
- Встаньте лицом к гостям и назовите буквы алфавита.
Буквы-значки, как бойцы на парад,
в строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
и называется он ...
(Алфавит)
Включаю слайд. На слайде алфавит с пропущенными буквами.
- Проверим, знаете ли вы алфавит?
- Выпишите пропущенные буквы в тетрадь.
Проверка со светофорами. Нарисуйте смайлик.
- Что ж алфавит Вы знаете…
Работа по теме урока.
Включаю (Слайд)
Проблема: для чего надо знать алфавит?
(Пользоваться алфавитом необходимо при составлении любых списков (например, в классном журнале – фамилии учащихся), при расстановке книг в библиотеке (по фамилии автора книги, а в случае ее отсутствия – по первой букве названия), при хранении формуляров, абонементов в библиотеке, при составлении картотек и каталогов (перечней изданий).
- С какой целью слова располагаются в словаре в алфавитном порядке? (Для удобства поиска нужного слова).
- Значит, Алфавит используется для составления словарей, различных справочников, каталогов. (Слайд №8).
- Обратимся к классному журналу. Вы часто наблюдали, как учитель быстро находит фамилию ученика. Как вы думаете, почему? (Высказывания детей
- В тренажере слова в алфавитном порядке.
Где и как им можно пользоваться?
Задание
Расшифровать предложение. Дети чьи номера на листе соответствуют своим буквам, выходят и становятся перед классом.
33 23,16,25,21 3,19,7 9,15,1,20,30
Я хочу всё знать
Физкультминутка
Работаем в парах. Поиграем в библиотеку?
Правила работы в парах.
(Работать сообща, не кричать, выслушивать мнение каждого)
Вывешиваю на доску портреты с фамилиями. Книги лежат на столе. Задание: разложить книги по алфавиту.
Дети получают листы с фамилиями писателей.
Задание: расставить фамилии писателей в алфавитном порядке.
Пушкин, Толстой А.Н., Чуковский, Крылов, Толстой Л.Н
Дети в паре расставляют на парте фамилии и сигналят светофорами о выполненном задании. Вызываю к доске, дети расставляют книги в алфавитном порядке. А затем листочки с фамилиями писателей.
(Записывают, комментируя, слова в тетрадь и на доске).
- А кто из данных писателей имеет отношение к теме нашего урока? (Алфавиту)
Я приглашаю Вас в виртуальный музей Л.Н. Толстого в имение Ясная поляна.
комната
http://yap.vm.culture.ru/main/pano.php?onstart=loadpano(hotspots/2_3_1.xml)
- Каждая буква имеет своё место в алфавите. Какая буква под номером 17?
- О каком авторе пойдёт речь?
- А кто из Вас знает, где родился Александр Сергеевич Пушкин?
(Вывешиваю анаграмму)
Расшифруйте слово и узнаете название города: васМок
Выполним звуко-буквенный разбор слова Москва
Запишите звуковой костюмчик слова маркером на пластике.
Дети пишут маркером на ламинированных листах.
Москва - [масква]. Показывают.
(Самостоятельно выполняют)
Москва – 2 сл., 6 б., 6 зв.
Вызываю к доске 6 учеников:
Дайте характеристику звука [м], [а]
[м] – согл., звонк., непарн., тв. Обозначается буквой м.
[а] – гласн., безуд., обозначается буквой о.
Деформированное предложение.
- Составьте предложение, запишите его в тетрадь.
Запись на доске.
Пушкин родился в Москве. 6
- Подчеркните опасные места и напишите количество орфограмм.
- Прочитайте это слово с вопросительной интонацией, восклицательной, …
Составьте схему этого предложения.
____________ __________ __________ _____________.
- Как нужно разделить слово Москва для переноса?
Вывод
Как записывать фамилии в алфавитном порядке вы знаете.
Остался еще дин вопрос: кто создал алфавит? (Предположения детей)
- Для того, чтобы убедиться в правильности наших предположений, мы должны выполнить задание, которое находится в у вас на парте.
- Задание.
(Работать сообща, не кричать, выслушивать мнение каждого, отвечает главный)
12 | 10 | 18 | 10 | 13 | 13 | 10 |
14 | 6 | 22 | 16 | 5 | 10 | 11 |
- Проверим, что у вас получилось. Кто же создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий) (Слайд №6).
- (Запись в тетрадях).
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Включаю звон колоколов
- Это первые учителя, которые создали славянскую азбуку. Именно ту, которую мы изучаем. Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли совсем, но основа осталась. 24 мая в России проходит праздник славянской письменности и культуры.
Выполнение теста.
Прежде чем выполнить предположите свой результат смайликом. Смайлик нарисуйте в 1 квадрате.
По окончании теста, проверяем оцениваем вторым смайликом.
Рефлексия
Нарисуйте смайлик…
Итог урока
- Что такое алфавит?
- Сколько букв в русском алфавите?
- Кто уже запомнил алфавит?
- Кто правильно называет буквы?
- Кому ещё нужно немного потренироваться?
- Оцените свою работу на уроке. (Подходят к прямоугольникам)
- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)
Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...
Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»
Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....