«Запись цитаты в предложениях с прямой речью»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Толстоноженко Людмила Васильевна
Открытый урок по русскому языку 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку

4 класс

«Запись цитаты в предложениях с прямой речью»

                                                    Составила

                                                    учитель начальных     классов      

                                                    Прогимназии №58

                                                    города Подольска

                                    Толстоноженко Людмила

          Васильевна

Цели урока:

-повторение структуры предложения с прямой речью;

-формирование умения записывать цитаты как предложения с прямой речью;

-развитие орфографической зоркости;

-воспитание культуры учебной деятельности;

-развитие учебно-познавательной компетенции-самоконтроля и самооценки.

Ход урока

1 Организационный момент, актуализация знаний.

-Отгадайте загадки и расскажите об этих знаках препинания.

1) В оба глаза я гляжу.

За порядком я слежу.  (Двоеточие)

2) Я - минус в математике,

Но знак другой в грамматике.   (Тире)

-Что вам известно об этих знаках препинания?

- В каких предложениях они присутствуют?

Расскажите мне всё , что вы знаете о предложениях, которые содержат прямую речь.

Ответы детей.

  1. Прямая речь заключается в….(кавычки)
  2. Первое слово прямой речи пишется с …(заглавной буквы)
  3. После слов автора перед прямой речью ставится …(двоеточие)
  4. Какие знаки препинания ставятся после прямой речи перед словами автора?  ( ! , ? )
  5. А после любого из этих знаков ставится … (-)
  6. Слова автора в этом случае пишутся с  ….(маленькой буквы)

Открываем тетради, записываем число и классная работа.

2 Сообщение темы и цели урока.

СЛАЙД 1

-Прочитайте.

«Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь».

                                                     (Константин Паустовский)

-О чём это высказывание?

-Как вы понимаете смысл?

- А кто мне скажет, как называется такая запись предложения?  (цитата)

Вспомните, где мы встречались с такими предложениями?

-Что вы можете сказать про слово цитата?  (словарное)

Запишите это слово в тетрадь

СЛАЙД 2

(На доске вывешивается карточка со словом ЦИТАТА)

-Какую орфограмму мы должны запомнить в этом слове?

(После  буквы «ц» пишем букву «и»)

-Давайте уточним по словарю значение этого слова.

(Один ученик читает вслух определение по учебнику страница 137.)

3.Постановка проблемы.

-Нам нужно записать это предложение, как предложение с прямой речью.

-Как это сделать?  (Добавить слова автора)

Запишите полученное предложение.  ( У доски 2 ученика)

СЛАЙД 3

-Тема нашего урока:

«Запись цитаты в виде предложения с прямой речью»

4. Изучение нового материала.

Работа по учебнику. Упражнение 95, страница 80-81

-Прочитайте задание. Обратите внимание на слова, которые можно использовать вместо слов автора.

-Прочитайте образец.

-Прочитайте первую цитату. Как вы понимаете слова Льва Николаевича Толстого?

-Прочитайте вторую цитату. Как вы понимаете слова Александра Ивановича Куприна?

СЛАЙД 4

Запись предложений по схемам.

1 вариант «П», - а.        2 вариант   А: «П».

Проверка работ с проговариванием.

5 Физкультминутка.

СЛАЙД 5

«Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья» - писал Артур Шопенгауэр.

«Потрудились – отдохнём»

Потрудились – отдохнём.

Встанем. Глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд.

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили

Всем улыбки подарили.

6 Работа с предложением

Запись предложения под диктовку с проговариванием у доски.

Запись предложения

-Время проходит, но сказанное слово остаётся.

-Выполнить синтаксический разбор предложения.

-Но данное высказывание принадлежит Льву Николаевичу Толстому.

Попробуйте изменить это предложение так, чтобы получилось предложение с прямой речью.

7 Физкультминутка для глаз

8 Закрепление пройденного

Практическая работа.

Каждый ученик получает задание:

-Соедини стрелками цитату с фамилией автора, которому она принадлежит.

Лев Николаевич Толстой «Величайшие истины – самые простые».

Антон Павлович Чехов «Краткость – сестра таланта».

Александр Сергеевич Пушкин «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал…»

Михаил Юрьевич Лермонтов «Язык и золото – вот наш кинжал и яд».

-Почему надо знать цитаты?  ( Чтобы речь была ярче, богаче, красивее)

9 Итог урока

-Чему учились на уроке?

-Как  должна оформляться цитата на письме?

10 Домашнее задание

Запись цитаты в виде предложения с прямой речью из упражнения 95 на странице 81.

11 Самооценка

-Оцените свою работу на уроке и поставьте на полях своей тетради оценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Запись цитаты в виде предложения с прямой речью.

Урок русского языка в 4 классе. (ОС"Школа 2100")...

Презентация к уроку русского языка по теме "Запись цитаты в виде предложения с прямой речью", 4 класс ОС "Школа 2100"

В презентации отражены следующие этапы урока: актуализация знаний, постановка проблемы, открытие новых знаний. первичное закрепление, рефлексия....

Открытый урок по русскому языку по теме "Запись цитаты в виде предложения с прямой речью"

Урок составлен для обучающихся 4 класса  по ОС «Школа 2100», учебник 4 класс, часть 1, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.Цель урока  приобретать опыт нахождения цитаты в тексте, оформл...

Конспект урока русского языка «Запись цитаты в виде предложения с прямой речью»

Конспект урока русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100" «Запись цитаты в виде предложения с прямой речью»...

Конспект урока русского языка на тему «Запись цитаты в виде предложений с прямой речью». 4 класс

Конспект урока по русскому языку в 4 классе, программа "школа 2100", автор учебника Бунеев.  Тема урока "Запись цитаты в виде предложений с прямой речью".Тип урока: Урок применения знаний и умени...