«Запись цитаты в предложениях с прямой речью»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Запись цитаты в предложениях с прямой речью» | 17.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку
4 класс
«Запись цитаты в предложениях с прямой речью»
Составила
учитель начальных классов
Прогимназии №58
города Подольска
Толстоноженко Людмила
Васильевна
Цели урока:
-повторение структуры предложения с прямой речью;
-формирование умения записывать цитаты как предложения с прямой речью;
-развитие орфографической зоркости;
-воспитание культуры учебной деятельности;
-развитие учебно-познавательной компетенции-самоконтроля и самооценки.
Ход урока
1 Организационный момент, актуализация знаний.
-Отгадайте загадки и расскажите об этих знаках препинания.
1) В оба глаза я гляжу.
За порядком я слежу. (Двоеточие)
2) Я - минус в математике,
Но знак другой в грамматике. (Тире)
-Что вам известно об этих знаках препинания?
- В каких предложениях они присутствуют?
Расскажите мне всё , что вы знаете о предложениях, которые содержат прямую речь.
Ответы детей.
- Прямая речь заключается в….(кавычки)
- Первое слово прямой речи пишется с …(заглавной буквы)
- После слов автора перед прямой речью ставится …(двоеточие)
- Какие знаки препинания ставятся после прямой речи перед словами автора? ( ! , ? )
- А после любого из этих знаков ставится … (-)
- Слова автора в этом случае пишутся с ….(маленькой буквы)
Открываем тетради, записываем число и классная работа.
2 Сообщение темы и цели урока.
СЛАЙД 1
-Прочитайте.
«Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь».
(Константин Паустовский)
-О чём это высказывание?
-Как вы понимаете смысл?
- А кто мне скажет, как называется такая запись предложения? (цитата)
Вспомните, где мы встречались с такими предложениями?
-Что вы можете сказать про слово цитата? (словарное)
Запишите это слово в тетрадь
СЛАЙД 2
(На доске вывешивается карточка со словом ЦИТАТА)
-Какую орфограмму мы должны запомнить в этом слове?
(После буквы «ц» пишем букву «и»)
-Давайте уточним по словарю значение этого слова.
(Один ученик читает вслух определение по учебнику страница 137.)
3.Постановка проблемы.
-Нам нужно записать это предложение, как предложение с прямой речью.
-Как это сделать? (Добавить слова автора)
Запишите полученное предложение. ( У доски 2 ученика)
СЛАЙД 3
-Тема нашего урока:
«Запись цитаты в виде предложения с прямой речью»
4. Изучение нового материала.
Работа по учебнику. Упражнение 95, страница 80-81
-Прочитайте задание. Обратите внимание на слова, которые можно использовать вместо слов автора.
-Прочитайте образец.
-Прочитайте первую цитату. Как вы понимаете слова Льва Николаевича Толстого?
-Прочитайте вторую цитату. Как вы понимаете слова Александра Ивановича Куприна?
СЛАЙД 4
Запись предложений по схемам.
1 вариант «П», - а. 2 вариант А: «П».
Проверка работ с проговариванием.
5 Физкультминутка.
СЛАЙД 5
«Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья» - писал Артур Шопенгауэр.
«Потрудились – отдохнём»
Потрудились – отдохнём.
Встанем. Глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили.
6 Работа с предложением
Запись предложения под диктовку с проговариванием у доски.
Запись предложения
-Время проходит, но сказанное слово остаётся.
-Выполнить синтаксический разбор предложения.
-Но данное высказывание принадлежит Льву Николаевичу Толстому.
Попробуйте изменить это предложение так, чтобы получилось предложение с прямой речью.
7 Физкультминутка для глаз
8 Закрепление пройденного
Практическая работа.
Каждый ученик получает задание:
-Соедини стрелками цитату с фамилией автора, которому она принадлежит.
Лев Николаевич Толстой «Величайшие истины – самые простые».
Антон Павлович Чехов «Краткость – сестра таланта».
Александр Сергеевич Пушкин «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал…»
Михаил Юрьевич Лермонтов «Язык и золото – вот наш кинжал и яд».
-Почему надо знать цитаты? ( Чтобы речь была ярче, богаче, красивее)
9 Итог урока
-Чему учились на уроке?
-Как должна оформляться цитата на письме?
10 Домашнее задание
Запись цитаты в виде предложения с прямой речью из упражнения 95 на странице 81.
11 Самооценка
-Оцените свою работу на уроке и поставьте на полях своей тетради оценку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Запись цитаты в виде предложения с прямой речью.
Урок русского языка в 4 классе. (ОС"Школа 2100")...
Презентация к уроку русского языка по теме "Запись цитаты в виде предложения с прямой речью", 4 класс ОС "Школа 2100"
В презентации отражены следующие этапы урока: актуализация знаний, постановка проблемы, открытие новых знаний. первичное закрепление, рефлексия....
Открытый урок по русскому языку по теме "Запись цитаты в виде предложения с прямой речью"
Урок составлен для обучающихся 4 класса по ОС «Школа 2100», учебник 4 класс, часть 1, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.Цель урока приобретать опыт нахождения цитаты в тексте, оформл...
Конспект урока русского языка «Запись цитаты в виде предложения с прямой речью»
Конспект урока русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100" «Запись цитаты в виде предложения с прямой речью»...
Конспект урока русского языка на тему «Запись цитаты в виде предложений с прямой речью». 4 класс
Конспект урока по русскому языку в 4 классе, программа "школа 2100", автор учебника Бунеев. Тема урока "Запись цитаты в виде предложений с прямой речью".Тип урока: Урок применения знаний и умени...
Презентация на тему "Запись цитаты в виде предложения с прямой речью."
УМК "Школа 2100" урок русского языка в 4 классе....