Открытый урок по русскому языку по теме "Запись цитаты в виде предложения с прямой речью"
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) по теме

Абрамова Мария  Павловна

Урок составлен для обучающихся 4 класса  по ОС «Школа 2100», учебник 4 класс, часть 1, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.Цель урока  приобретать опыт нахождения цитаты в тексте, оформления её в виде предложения с прямой речью, включения цитаты в собственную речь.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok._4_kl.rar25.35 КБ
Файл russkiy_yazyk._otkrytyy_urok_4_kl.rar404.36 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ с. Тёпловка Новобурасского района Саратовской области»

Открытый урок по теме:

«Запись цитаты в виде предложения с прямой речью»

(  ОС «Школа 2100», учебник 4 класс, часть 1, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина)

Провела: Абрамова М.П.

учитель начальных классов

                                                                                         2014 г

РУССКИЙ ЯЗЫК.  ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ. Урок 42 (46).  10.11.14 г

Тема: Запись цитаты в виде предложения с прямой речью

 Приобретать опыт нахождения цитаты в тексте, оформления её в виде предложения с прямой речью, включения цитаты в собственную речь.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД, ТОУУ

Ι. Актуализация знаний.

1     3   1             1. Языковая разминка. (Карточки, слайд 2)

- Зачем мы изучаем русский язык? Мы знаем уже много орфограмм, сейчас будет работа на листочках. Прочитайте слова, которые там написаны. В этих словах спрятались разные орфограммы, вы их должны найти и графически обозначить.

Пирог, июнь, Анна, удочки, карман, житель, кусочки, стена, рычат, чищу.

( 12 орф.)

2. Словарная работа. (Слайд 3)

Вдвоём, карнавал, рояль, иметь в виду, коридор, пожалуйста, выразительный, традиция.

Знакомство с новым словом:  цитата (стр. 92)

  1. – Что такое цитата? ( толковый словарик стр. 154)
  2. Запись слова в тетрадь.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

 Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

- Вспомните и запишите схемы предложений с прямой речью.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

II. Формулирование проблемы.

 1  3  3  

– Прочитайте. Что записано на доске (слайде)?

«Человек, равнодушный к своему языку, – дикарь». (К. Паустовский)

– Это цитата. Что такое цитата? (Дети вспоминают определение, с которым встречались на уроках литературного чтения в 3-м кл. в учебнике «В одном счастливом детстве», I часть.)

– Можно ли записать цитату в виде предложения с прямой речью?

Попробуем ответить на этот вопрос.

– Давайте составим план урока.      

                 План.

1.Вспоминаемто, что знаем.

2.Решаем проблему, открываем новые знания.

3.Применяем новые знания. Развиваем умения.

- К концу урока каждый себе должен поставить какую цель?

– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Открытие новых знаний.

Физминутка

4  5   6  3  1  3        1. Наблюдение по учебнику.   Упр. 94.стр. 90-91

Ученики читают текст, отвечают на вопросы в задании.

– Прочитайте цитату из книги Н.В. Гоголя.

– Уточните по толковому словарю учебника, что такое цитата.

– Прочитайте предложение с цитатой. Как оно оформлено? (Как предложение с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора.)

– Какие слова вводят цитату? Что они обозначают? (Речь, мысли.)

– Сделайте вывод, как оформляется цитата на письме.

Вывод.

- Вернёмся к словам Паустовского и запишем их в виде цитаты.

«Человек, равнодушный к своему языку, – дикарь»,- писал  К. Паустовский.

- Проблему решили и переходим к следующему пункту плана.

2. Запись цитаты из произведения К. Паустовского в виде предложения с прямой речью (из упр. 95).

У доски работают два ученика, один записывает так, чтобы прямая речь стояла после слов автора, а другой – до слов автора.

IV. Развитие умений.

  1. 4   5   6   1  3             1. Работа в учебнике.

1. Упр. 95 выполняется по заданию и образцу в учебнике, возможно выполнение по выбору или по вариантам.

2. Упр. 96 – развивается умение находить цитаты в художественном тексте и оформлять их в виде предложений с прямой речью.

Самостоятельная работа. Выборочная проверка учителем.

-  Выпишем цитаты известных людей о значении книги в жизни человека.

Открываем учебник чтения на странице 40.  Ярослав Мудрый любил читать книги, часто читая днем и ночью, говорил мудрые слова о книгах.

стр. 41 – Владимир Мономах писал в своём «Поучении»: « Дети мои или иной кто, слушая  …»

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание?– Ты сделал всё правильно или были недочёты?– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?– Какой был уровень задания?– Какие умения формировались при выполнении этого задания?– Какую отметку ты бы себе поставил?– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

2. Объяснительный диктант. ( доп. мат)

Мы часто говорим: «Время истекло. Сколько воды утекло».

Оказывается, между водой и временем есть связь. Много лет назад люди придумали водяные часы. В сосуд они наливали воду. Время исчислялось по воде, которая вытекала из отверстия. Так время текло.

– Выполните схемы предложений:

I вариант: с прямой речью.

II вариант: сложное предложение.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание?– Ты сделал всё правильно или были недочёты?– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?– Какой был уровень задания?– Какие умения формировались при выполнении этого задания?– Какую отметку ты бы себе поставил?– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сегодня делали? Какие умения развивали?

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

V. Итог урока.

4  4

Что у вас получалось сегодня лучше всего?– В чём испытали затруднения?

Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что?

VI. Домашнее задание.

1. Н Упр. 97 (две цитаты).( Упр 1 стр. 95)

2. П Упр. 3, с. 96.

Урок 47.

Тема: Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и предложении с прямой речью.

Урок повторения и обобщения, который включён в календарно-тематическое планирование при пяти уроках в неделю. Этот урок учитель планирует самостоятельно, подводя итоги по теме, отрабатывая умения и формируя навыки, исходя из особенностей классного коллектива.

 



Подписи к слайдам:

Орфографическая зарядка.
П
и
ро
г
, июн
ь
,
А
нн
а,
удо
чк
и, к
а
рман,
жи
тел
ь
, кусо
чк
и, ст
е
на, ры
ча
т, чи
щу
.
Д/З
Упр. 97 (две цитаты
) стр. 92
П
Упр. 3,
с.96
.


«
Запись цитаты в виде предложения с прямой
речью»
Составила: Абрамова М.П.,
у
читель начальных классов
МОУ «СОШ с. Тёпловка»
«
Человек, равнодушный к своему языку, – дикарь
». (
К.Паустовский
)
Упр. 94 стр. 90 -91
Словарная работа.

Вд
воём
, к
а
рн
а
вал, р
о
яль, иметь в
виду
, к
о
р
и
дор, п
о
жалуйста, выр
а
зительный, тр
а
диц
и
я.
Интернет ресурсы.
Фон для презентации –
Картинки –
Портреты писателей -
http://yandex.ru/images/#!/
images/search?
http://yandex.ru/images/#!/
images/search?
http://yandex.ru/images/#!/
images/search?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, 4 класс,"Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"

 Тема: "Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора"Развитие умения ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после сл...

Запись цитаты в виде предложения с прямой речью.

Урок русского языка в 4 классе. (ОС"Школа 2100")...

Урок по русскому языку по теме: "Знаки препинания в предложении с прямой речью".

Урок  русского  языка в 4 классе (программа «Школа 2100 ») по теме «Знаки препинания в предложении с прямой речью» рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ. Оборудован...

Презентация к уроку русского языка по теме "Запись цитаты в виде предложения с прямой речью", 4 класс ОС "Школа 2100"

В презентации отражены следующие этапы урока: актуализация знаний, постановка проблемы, открытие новых знаний. первичное закрепление, рефлексия....

Конспект урока русского языка «Запись цитаты в виде предложения с прямой речью»

Конспект урока русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100" «Запись цитаты в виде предложения с прямой речью»...

Конспект урока русского языка на тему «Запись цитаты в виде предложений с прямой речью». 4 класс

Конспект урока по русскому языку в 4 классе, программа "школа 2100", автор учебника Бунеев.  Тема урока "Запись цитаты в виде предложений с прямой речью".Тип урока: Урок применения знаний и умени...