Сложные слова
презентация к уроку по русскому языку (3 класс)

Жигала Светлана Ивановна

Русский язык, 3 класс, УМК «Школа 2100»

Тема: «Сложные слова»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc106.5 КБ
Office presentation icon moya_prezentatsiya_urok_russkogo_yazyka.ppt865 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык, 3 класс, УМК «Школа 2100»

Тема: «Сложные слова»

Цель:  познакомить с понятием «сложные слова», образованием сложных слов.

Задачи урока:

 1) обогащать словарный запас учащихся;

2) развивать коммуникативные умения, творческие способности через исследовательскую деятельность на уроке;

3) прививать интерес к русскому языку; воспитывать культуру интеллектуального труда.

Тип урока: урок открытия новых знаний через исследовательскую деятельность.

Методы обучения: проблемный, исследовательский, практический, деятельностный.

Формы организации деятельности: индивидуальная, дифференцированная, работа в парах ,групповая.

Образовательные технологии: технология проблемного обучения, технология развивающего обучения, технология урока на деятельностной основе, ИКТ.

Применение проблемно-диалогической технологии принципиально меняет роль учащегося на уроке: теперь он - не слушатель, созерцатель, а исследователь, организатор своей деятельности.

Применение инновационных методов и технологий обучения позволяет учащимся продвинуться еще на один шаг в овладении учебной деятельностью, т.е.

- научиться учиться («умею учить себя);

- развивать познавательную активность («люблю учиться, все интересно»);

 -поддерживать внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»);

 -совершенствовать элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя, и сам оцениваю свою деятельность»).

Методической целью является создание на уроке условий для проявления познавательной активности учащихся. Достигаю этого следующими путями:

- создаю проблемные ситуации, коллизии;

- использую компьютерную презентацию, разноуровневые и дифференцированные задания в учебной деятельности, позволяющие расширению возможностей подачи учебного материала, стремлению к саморазвитию;

-использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт учащихся;

 -стимулирую учащихся к высказыванию собственного мнения;

 -оцениваю не только конечный результат, но и процесс деятельности;

 -поощряю стремление ученика находить свой способ решения, анализировать ответы свои и другие.

П – повышенный уровень

М – максимальный уровень

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Ι.Орг. момент

 (2 мин)

Цели: создание положительного самоопределения на уроке.

Средства: беседа (добрые пожелания и настрой на работу).

Результат: внутренняя актуализация, положительное личностное отношение, настрой на урок.

ΙΙ. Актуализация знаний. (11мин)

Цели: воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков необходимых и достаточных для «открытия нового знания»

Средства: фронтальная беседа,

Результат: готовность учащихся к «открытию нового знания»

– Начинаем наш урок  русского языка.

Возьмите свои ладошки соедините их с соседом парте. Подарите друг другу хорошее настроение, улыбку и уверенность в том, что у вас всё получится.

В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

-Ребята, предлагаю наш урок начать с  высказывания:

«Дойти можно лишь тогда, когда идешь, узнать можно лишь тогда, когда учишься».( Слайд 1)

- Как вы понимаете это высказывание?

-Какие мнения могут быть? ( дети высказывают предположения)

-Когда мы будем продвигаться вперёд, получать много знаний, то у нас всё получится

-Мы сегодня вновь пойдём к новым знаниям

Комментированная запись числа.

-Открываем тетради по русскому языку и записываем число, классная работа

-Положите правильно тетради, потяните за уголок.

-Обратили внимание на слово чистописание.

-Кто может объяснить, что это за слово?( когда пишут каллиграфически правильно)

- Запишите соединение букв, обратите внимание как буквы держатся за «руки», запишите правильно соединения: ая яя ля ел ем лл мм- запишите одну строчку.

4 5

1. Повторение.

- А теперь послушайте сказку:

В одном словесном государстве жили и не тужили орфограммы.

Орфограммы-буквы гласных и орфограммы-буквы согласных часто собирались вместе, а порой и в одном слове, и ждали, чтобы ребята о них вспомнили и не допустили ошибки в правописании. Но иногда они шалили и никак не хотели говорить свои полные названия. Вот что от них оставалось.

На доске открываются слова

 Безударные        согласные         удвоенные          непроизносимые

– Вспомните полные названия этих орфограмм.

2. Работа в парах.

-Вспомните памятку работы по парам ( Приложение 1) ( у каждого на парте лежит памятка)

- Взяли листок с заданием

– Приведите примеры слов с этими орфограммами.

Один из пары выступает, приводит примеры по два слова из предложенных орфограмм  . (Упр. 119.)

- Взяли оценочный лист для пары и оценили свою работу.( Приложение 2)

3. Словарная работа.

Орфограммы веселились,

И ошибки появились.

Вы скорее их найдите,

Правильно слова спишите.

На доске запись:

клас   гаварил   снек  мухолофка

-Вспомните правила правописания этих слов.

- Что нужно для того чтобы верно сделать задание? ( Приложение 3)

  1. Выделить корень
  2. Поставить ударение
  3. Подобрать проверочное слово 

          ( на доске правило- таблица)

– Напишите правильно. Обозначьте орфограмму.

Ученик работает у доски, комментирует

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

IIΙ. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения.

 ( 3 мин)

Цель: постановка учебной проблемы

Средства: побуждающий к проблеме диалог, создание проблемной ситуации

Результат: учебная проблема как вопрос

3  4  1  3  3

- Все согласны , что в слове мухоловка один корень?

- Какой вопрос возникает? ( В этом слове два корня или один?)

- Кто из учеников прав? Сколько корней в слове мухоловка?)

- Как же узнать сколько корней в этом слове, что нужно для этого сделать?( подобрать проверочные слова)

- Вы знаете кто такая мухоловка?( показ Слайда 2- рассказ о птичке)

– Почему птицу так назвали? (Она ловит мух.)

– Какой корень в слове муха? Подберите однокоренные слова.

– Какой корень в слове ловит? Подберите однокоренные слова.

– Есть ли корни мух и лов в слове мухоловка?

– Так сколько корней в слове мухоловка? (В этом слове два корня

.- Мы сейчас с вами исследовали слово мухоловка

-А вы знаете, как называются такие слова?

- А хотите узнать?

- А может кто  выдвинет свои предположения?( дети высказывают предположения)

 - Для того чтобы нам узнать как называются такие слова, давайте составим план урока.

- Что для этого нам нужно сделать?( дети составляют план урока)

План урока вывешивается на доске: ( Приложение 4)

  1. Узнать как называются слова с двумя корнями.
  2. Научиться образовывать новые слова, состоящие из двух корней.
  3. Писать правильно слова с двумя корнями.

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV.Открытие нового знания

( 10 мин)

Цель: открытие нового знания

Средства: подводящий к решению диалог

Результат: понимание нового знания

ФИЗМИНУТКА

( 1 мин)

1 3 4 1

-Чтобы узнать как же называются такие слова, нам предстоит хорошо поработать и дальше быть исследователями

-А сейчас работаем по группам.

- Посмотрели и вспомнили памятку работы по группам (Слайд3)

 - Нашли задания ( Приложение 4 ), приступаем к работе

 Выступление лидеров каждой группы

-Оцените вашу группу в оценочном листе №2 ( Приложение 5 ),

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Презентация ( физминутка «Детская»)

-Ребята, оказывается есть ещё одно растение- мухоловка ( Слайд 4). Оно тоже ловит мух.

V.Первичное закрепление

(7 мин)

Цель: вербальное фиксирование нового знания

Средства: языковые, символические

Результат: структурное оформление новой информации (правило, опорный конспект)

VΙ. Итог урока

 ( 4 мин)

Рефлексия учебной деятельности.

Цель: осознание собственной познавательной деятельности

Средства: беседа

Результат: анализ собственной познавательной деятельности и ее результативности

Работа по учебнику.

а) Выполнить самостоятельно с. 104 упр. 124 – развивается умение определять лексическое значение сложных слов с опорой на значение двух корней.

Ученики письменно дают толкования сложных слов, записывают рядом с каждым словом только опорные сочетания:

Проверка

- Что вам нужно было сделать в этом упражнении?

Садовод – разводить сад, луноход – ходить по луне, волнорез – резать волны и т.д.

б) Работа в тетради и у доски Упр. 123 – определение места сложных слов в ряду однокоренных. Ученики выписывают три группы однокоренных слов. В двух группах выделяют корень -вод-, но отмечают, что слова не однокоренные, так как у них разное значение, их нельзя объяснить через одно и то же слово, например вода

.( Слайд 5)

– В какой группе оказалось слово водопад? (Мнения могут разделиться.)

– Объясните, что обозначает слово водопад. (Поток воды, который падает с высоты.)

– В чём особенность этого слова? (Состоит из двух корней.)

– Выделите корни в этом слове. Ответьте на вопрос: в какой группе однокоренных слов оно может оказаться? (В обеих: с корнем вод- и с корнем пад-.)

- Нам нужно узнать как же называются такие слова.

в) Подведение итогов работы по наблюдению за новыми словами.

Формулирование темы урока.

– Прочитайте  в учебнике как называются эти слова  с. 106.

– Почему их так назвали: сложные? (Сложили из двух слов.) ( Слайд 6)

– Тема нашего урока «Сложные слова»

– О каких словах вы сегодня узнали?

- Мы с вами посмотрим, выполнили ли мы всё что запланировали?

(Не узнали, как пишутся сложные слова)

- На следующем уроке мы будем знакомиться с правописанием сложных слов

- А сейчас нашли оценочный лист №3 и оценили каждый свою работу на уроке. ( Приложение 6)

- Давайте подведём итог нашего урока

- О каких словах вы сегодня узнали?

– Что такое сложные слова? ( Слайд 7)

 Незнайка на этот вопрос ответил так: «Все непонятные слова называются сложными». Буратино сказал, что все длинные слова – это сложные слова. Афанасий: «Слова, в которых два корня, называются сложными словами».

– Кто из героев прав?  4  4

- Какой вывод мы сделаем по нашему уроку?

VΙΙ. Домашнее задание.( 1 мин)

 По выбору

1. Упр1.стр 115 («Дидактический материал»).

2. П. Сочинить сказку про сложные слова.

Урок закончен

Оценивание работы детей.

 Жигала Светлана Ивановна


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Дойти можно лишь тогда, когда идёшь, узнать можно лишь тогда, когда учишься».

Слайд 2

Мухоловка пеструшка

Слайд 3

Решаем проблему, открываем новые знания Поработайте в группах. Предложите свои версии. Обоснуйте их.

Слайд 4

Мухоловка- растение

Слайд 5

Какой корень в слове водопад? Может ли в слове быть два корня или всегда только один? Как это определить? Сколько здесь групп однокоренных слов? Запишите слова группами, выделите корень. Водитель, вода, водопад, упаду, падать, водичка. Определяем основной вопрос урока вода водичка водопад упаду падать водопад водитель Какие возникают вопросы? Сравните свои вопросы с авторскими. Сравните свой результат с работами одноклассников. Что вас удивило?

Слайд 6

Сравниваем свой вывод с авторским Как вы думаете, почему эти слова получили такое название? Слова, у которых два корня, называются сложными. Звездопад, луноход.

Слайд 7

Итог урока О каких словах вы узнали сегодня ? Что такое сложные слова? Незнайка: «Все непонятные слова называются сложными». Буратино : «Все длинные слова – это сложные слова». Афанасий: «Слова, в которых два корня, называются сложными словами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: Сложные слова . Образование сложных слов .

Открытый урок по русскому языку в 3 классе...

введение понятия "сложные слова", образование сложных слов

На уроке создаются условия для самостоятельного определения нового понятия, темы и целей урока, используются игровые, информационные технологии, парная работа....

Конспект урока для 4 класса. Школа России. Тема: Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах

Конспект урока русского языка.Тема: Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах Цели деятельности учителя: различать сложные слова, находить в них корни; наблюдать за правописанием сло...

Учебно-методический комплект по русскому языку для 2 класса на тему "Сложные слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного"

Цели: учить делить слова на группы: слова-названия предметов одушевленные и неодушевленные; формировать умение выполнять разбор сложных слов....

Тема урока Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах

Конспект урока по теме " Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах" с презентацией....

Технологическая карта урока русского языка "Сложные слова. Образование сложных слов".

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе Занкова "Сложные слова. Образовние сложных слов"...

Понятие о сложных словах. Образование сложных слов.

Расширить знания о составе слов русского языка, познакомить учащихся с новым понятием "сложные слова"....