Понятие о сложных словах. Образование сложных слов.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Чернышева Татьяна Владимировна

Расширить знания о составе слов русского языка, познакомить учащихся с новым понятием "сложные слова".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе  по теме  «Понятие о сложных словах. Образование сложных слов»

                                                                                   

                                                                                       Учитель: Чернышева Т.В.

Тема урока: «Понятие о сложных словах. Образование сложных слов»                                                                                                                                                                      

Тип урока: урок усвоения новых знаний. 
Вид урока: урок-исследование. 
Образовательные ресурсы:

  • Учебник “Русский язык” 3 класс, 1 часть                                                                                                              
  • Таблица “Знаю. Хочу узнать. Узнал” (у каждого ученика).                                                  
  • Тексты с определением “сложные слова” из разных словарей (  С.И. Ожегова, из Википендии и др.).
  • Презентация «Сложные слова»

Цели урока:

Для учителя.

- Расширять знания о составе слов русского языка, познакомить учащихся с новым понятием «сложные слова».                                                                                                                    - Обогащать словарный запас, воспитывать культуру речи.

- Формировать умение анализировать текстовый материал;  продолжить формирование навыков общения в группе и умений самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей.

- Формировать толерантное отношение к одноклассникам.

Для ученика.

- Путем наблюдения над значением корней научиться понимать лексическое значение сложного слова.

- Научиться разбирать по составу и строить схему сложного слова.

- Уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Образовательные результаты:

Предметные.

Познакомить с понятием “сложные слова” и с особенностями строения сложных слов.                                                                                                                                                                                                          Метапредметные.

Познавательные:

- Использовать сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывать суждения по результатам сравнения.

- Делать выводы на основе обобщения знаний.

- Извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные:

- Проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения.

- Определяет последовательность действий для решения предметной задачи.

Регулятивные.

- Обладать способностью к волевому усилию и умеет преодолевать препятствия.

- Осуществлять простейшее планирование своей работы.

Личностные.

- Развитие познавательной активности и самостоятельности при планировании своих действий.

- Выявлять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

- Формировать толерантное отношение к одноклассникам.

План урока:

1.Организационный этап                                                                                                                                                                                    2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.                                                                                                                             3. Актуализация знаний и первичного учебного действия.                                                                                                                                 4. Изучение нового материала:                                                                                                                                                             1)выявление места и причины затруднения;                                                                                                                                   2)построение проекта выхода из затруднения ;                                                                                                                                 3)реализация построенного проекта.                                                                                                                                                                         5. Физкультминутка.                                                                                                                                                                                                    6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.                                                                                                                       7. Самостоятельная работа с проверкой.                                                                                                                                                                  8. Физкультминутка.                                                                                                                                                                                                                     9. Итоги урока. Систематизация знаний.                                                                                                                                                        10.Рефлексия учебной деятельности.                                                                                                                                                      11.Домашнее задание.                                                                                                            

Методы обучения: 
   • Проблемный 
   • Исследовательский 
   • Информационно-коммуникативный

Формы работы на уроке:

Фронтальная, индивидуальная , групповая.

Формы и методы диагностики формирования основных компетенций в рамках ФГОС.

- Таблица “Знаю. Хочу узнать. Узнал”.

- Тексты с определением “сложные слова” из разных словарей.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока:

            1.Организационный этап

        Действия учителя

Действия ученика

Формы работы   на уроке

Универсальные учебные действия

Читает стихи:                                                    -Весёлый прозвенел звонок.                    Начинаем наш урок.                                           Друг на друга посмотрели,          Улыбнулись, тихо сели.                               На уроке не зеваем,                                  Думаем, запоминаем.                           Организует проверку готовности к уроку:

- Проверка раздаточного материала.

- Запись в тетради числа, дня недели, вида работы.

Организованно начинают урок. Записывают число, «классная работа» в рабочих тетрадях.

Фронтальная

Регулятивные: формировать навыка подготовки к систематической деятельности на уроке.

          2.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Читает загадки, предлагает найти отгадки к ним и записать их:                                            - Летит по небу                                                        ни воробей, ни орлица –                                                А железная птица.                                         (самолёт)                                                      По волнам плывёт отважно,                       Не сбавляя быстрый ход,                         Лишь гудит машина важно.                        Что такое?                                               (пароход)                                                         Хоть заманчив он на вид,                             Но, однако, ядовит.                                  Знают люди с давних пор,              Несъедобный…                                       (мухомор)

- Выделите корень в записанных словах. Что вы заметили необычного при нахождении корня слов?                            Ставит и поясняет цели урока.

Слушают, отгадывают загадки;

Определяют, как  правильно записать отгадку; объясняют, как они рассуждали; проверяют свое предположение на слайде презентации.

Выделяют корни в записанных словах, дают предположения, почему в этих словах по два корня.

Фронтальная

   Познавательные: делать вывод на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: старается осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей.

               3.Актуализация знаний и первичного учебного действия

Предлагает учащимся заполнить таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал».

 Координирует, оказывает индивидуальную помощь при заполнении таблицы учениками, а также, по необходимости, задает наводящие вопросы .

Индивидуально заполняют таблицу  «Знаю. Хочу узнать. Узнал».

 Коллективно обсуждают результаты заполнения.

 Выясняют, что имеются минимальные знания по данной теме и есть вопросы, на которые хотелось бы узнать ответ.

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: согласовывать свои цели обучения с целями урока.

Регулятивные: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного.

Познавательные: делает вывод на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения.

             4.Изучение нового материала.                                                                                                                                                                                        1)Выявление  места и причины затруднения

Предлагает учащимся  познакомиться с заданием упражнения 174 (учебник стр. 93)

- Объясните значение полученных слов.

 Читают слова: садовод, луноход, камнепад, землемер, пустослов, спортплощадка.

Объясняют, что означают эти слова и как они это определили.

Фронтальная

Познавательные:  умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.

Коммуникативные: строит монологическое высказывание, аргументирует свою точку зрения.

                                                                                                                                                                                                                                                    .                                                                                                                                                                                                                                     2)Построение  проекта выхода из затруднения

 Предлагает письменно выполнить упражнение: списать данные слова, выделить корень и подобрать однокоренные слова.                                              -Постройте схему сложных слов.

Контролирует временные рамки прохождение этапа

 Один ученик выходит к доске и выполняет работу на доске,

ученики сравнивают свою работу с работой на доске. При необходимости задают вопросы ученику выполняющему работу у доски. Строят схемы слов.

Индивидуальнаяфронтальная

Регулятивные: осознает уровень и качество выполнения.

Познавательные: использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения.

Коммуникативные: умеет слушать, извлекать пользу из опыта одноклассника.

3)Реализация построенного проекта

 Предлагает найти закономерность и объяснить, как появляются сложные слова,  сформулировать правило написание сложных слов,

предлагает сделать вывод, почему гласные о и е называют соединительные.

Наблюдают, сравнивают и делают вывод:

- как появляются сложные слова                                          - какие буквы соединяют 2 корня

- почему эти гласные назвали соединительными.

- в каком слове нет соединительной гласной…

Личностные: согласовать свои наблюдения с наблюдением одноклассников.

Регулятивные:  обладает способностью к волевому усилию.

Познавательные: делает вывод на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: строит монологическое высказывание, аргументирует свою точку зрения

                             5.Физкультминутка (динамическая, под музыку)

Предлагает выполнить ряд упражнений  Руки ставим мы в разлёт,

Появился самолёт,

Мах крылом туда-сюда. делай «раз» и делай «два».

Вправо, влево наклонись!

Опустили руки вниз,

И на место все садись!

Повторяют движения за учителем: руки вверх, в стороны и т.д.

Фронтальная

                         6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

   Дает установку на прохождение текущего этапа работы – работа с дополнительными источниками информации.                                   ( индивидуальные листы с определениями «сложные слова» из разных словарей            С.И. Ожегова, Энциклопедический словарь,

 из Википендии и др.).

Определяет и корректирует по необходимости временные рамки прохождения этапа группами.

 Помогает скоординировать работу внутри групп, консультирует и отвечает на вопросы. Предлагает группам представить и «защитить» своё мнение.

 Координирует временные и содержательные аспекты выступления групп;

-Задает уточняющие вопросы  

Стимулирует представителей других групп участвовать в обсуждении выбранного определения (находить достоинства выбранного определения, возможности и пожелания для его усовершенствования).

 Читают определения «сложных слов» из разных источников информации .

 Коллективно обсуждают и  находят наиболее точное и понятное каждому члену группы определение сложного слова.

 Выделяют главные слова в этом определении и схематически изображают правило. Представляют выбранное определение;

Участвуют в обсуждении, задают вопросы уточняющего характера, подчеркивают достоинства, высказывают дополнительные сведения, основанные на собственном опыте

Сравнивают свои выводы с учебником стр. 93 и дополняют схемы (при необходимости).

Групповая

Личностные:  проявлять толерантное отношение к одноклассникам

Регулятивные: сопоставлять свой выбор с выбором другого человека.

Познавательные: понимает цель чтения и осмысливает прочитанное.

Коммуникативные:  умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Главный метопредметный навык: умение извлекать информацию из различных источников, сопоставлять, делать выводы на основе анализа различных источников.

                                                                                                                                                                                                                                      .      .                       7.Самостоятельная работа с проверкой

Даёт задания на карточках по группам ( по 4 человека).  - Выписать сложные слова по темам. У каждой группы своя тема.                   (  Листопад,    утконос, бурелом, носорог, водоворот,  сороконожка, водомерка , мясорубка, кофемолка,  пылесос,  самовар, магнитофон, водолаз,  снегопад, пчеловод,  сталевар,    киноактёр, овощевод,  землетрясение, овцебык. )

- Допишите своё сложное слово на заданную тему.

Совещаются и записывают в тетради сложные слова по темам:

1 и 4 гр.:  явления природы;

2 и 5гр.: предметы быта;

3 и 6 гр. : профессии                                    

7 гр.: животные

Подбирают своё сложное слово на заданную тему. Представитель от группы читает выписанные слова, класс проверяет. ( слайд )

Групповая, фронтальная

Регулятивные:  корректирует свои действия в соответствии с полученным результатом.

Познавательные: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстрированный ряд.

           8.Физкультминутка (для глаз )

Предлагает выполнить ряд упражнений

Повторяет за учителем: глаза закрыли, открыли, быстро моргаем и т.д

Индивидуальная фронтальная

                        9.Итоги урока. Систематизация  знаний и умений.

Предлагает каждому ученику  заполнить в таблице графы: «что я узнал»;

вписать  «источники информации».

Ученики анализируют все этапы урока, своё участие в работе группы, выполняют задания по таблице.

Зачитывают записи из таблицы, участвуют в обсуждении, высказывают дополнительные сведения

Индивидуальнаяфронтальная

Регулятивные:  выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного.

Познавательные:  умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в письменной речи.

Коммуникативные:  умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении.

10.Рефлексия учебной деятельности .

 Предлагает ученикам оценить свою работу на уроке и эффективность урока.

Выбирают и закрашивают смайлик.

Индивидуальная фронтальная

Личностные: обладает способностью к волевому усилию и умеет преодолевать препятствия.

11.Домашнее задание

Предлагает выполнить упражнение 176 на стр. 94, поясняет задание.

 Выслушивают, просматривают в учебнике  и записывают домашнее задание.

Задают уточняющие вопросы.

Фронтальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образование сложных слов

Урок русского языка по развитию умений. Программа "Школа 2100" 3 класс.Презентация создана в программе MimioStudio Блокнот....

Презентация к уроку русского языка на тему: "Словообразование. Образование сложных слов". 3 класс

Авторская презентация к уроку русского языка в 3 классе на тему: "Образование сложных слов"...

Образование сложных слов

Разработка урока во 2 классе...

Конспект урока русского языка 4 класс "Образование сложных слов"

Урок - исследования нового материала. Обучающие работают в группах, выполняя  различные задания под руководством учителя....

Урок по русскому языку на тему "Образование сложных слов"

Дети в игровой,  доступной форме  знакомятся со сложными словами....

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Понятие о сложном слове, его строении"

Тема урока: Понятие о сложном слове, его строении. Соединительные гласные о, е.Цели урока: формирование понятия «сложные слова»Планируемые результаты:·        Предме...

Понятие о сложных словах. Образование сложных слов.

Расширить знания о составе слов русского языка, познакомить учащихся с новым понятием "сложные слова"....