Открытый урок по русскому языку "Число имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Открытый урок по русскому языку "Число имен существительных" 3 класс Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект открытого урока | 29.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка. 3 класс
Тема. «Число имён существительных»
Цели:
научить определять число имён существительных;
развивать «умение учиться»: использование знаний, умений, навыков в учебной деятельности;
воспитывать в учениках уверенность в своих силах;
Предметные:
- определять грамматические признаки имён существительных – единственное и множественное число;
- находить в тексте имена существительные;
-видеть знакомые орфограммы, применять правила правописания;
Личностные:
-формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
-проводить самооценку на основе критерия успешности;
-прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок;
Метапредметные:
РУУД:
-определять и формулировать тему и цель урока;
- умение принимать планировать и сохранять учебную задачу;
- оценивать правильность выполнения своих и чужих действий;
ПУУД:
-ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного;
- проводить сравнение и классификацию, устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения в форме простых суждений;
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы;
КУУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог.
Ход урока.
Ι. Организационный момент.
Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. Мне хочется узнать, какое же у вас настроение. Поиграем в игру. Я буду задавать вопросы - если вы согласны - дружно хлопая в ладоши, отвечайте «Это я, это я, это все мои друзья!». Если не согласны-то топая ногами, говорите « Нет, не я, нет не я, нет не все мои друзья!»
- Кто ватагаю веселой каждый день шагает в школу?
- Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
- Кто из вас хранит в порядке книжки и тетрадки?
- Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
- Кто из вас готов со мной поработать дружно?
Я думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
ΙΙ. Минутка чистописания
Сейчас послушайте и отгадайте загадку
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
(Имя существительное).
- Кто догадался, о чём сегодня мы будем вести речь?
- Запишите число, классная работа. Чистописание
Какой согласный чаще всего встречается в загадке? Записываем большую и строчную букву д. Рядом пишем одушевленное, нарицательное существительное, которое начинается с буквы д.
III. Словарная работа.
- Что вы знаете об имени существительном?
- Что обозначает имя существительное в широком смысле слова? (конкретные предметы, живые существа, растения, явления природы, свойства, качества, события, географические названия)
IV. Самоопределение деятельности
- Вы уже столько знаете об имени существительном, хотите узнать что-то новое? А зачем? (быть грамотными, пригодится в жизни)
- Прочитайте слова.
пчела, пчёлы, озеро, озёра, девочка, девочки, книга, книги.
- Разделите на две группы.
- По какому признаку разделили?
- В каком числе стоит имя существительное, если оно обозначает один предмет?
- В каком числе стоит имя существительное, если оно обозначает несколько предметов?
- Определите тему урока.
- Какие цели вы можете перед собой поставить?
- Сформулируйте цели урока с помощью опорных слов :
1. Узнать больше об… (имени существительном).
2. Научиться определять число имён существительных.
2. Работать … (активно, быстро, внимательно, творчески и т.д.).
V. Работа по теме урока.
- Запишите имена существительные по столбикам: ед. ч. мн.ч.
- Какая значимая часть в слове указывает на изменение его числа? Выделите окончания.
Вывод. При изменении имени существительного по числам изменяется его окончание.
Изменение имен существительных по числам – это грамматический признак имени существительного.
На стр.20 в учебнике, прочитайте вывод (Вспомните!). Вспоминаем правила работы в группе. 1. В группе должен быть ответственный. 2. Каждый должен работать на общий результат.3. Один говорит, другие слушают. 4. Свое несогласие высказывай вежливо. 5. Если не понял, переспроси. Мы уже знакомы с этими правилами. У нас теперь еще одна памятка. Прочитайте. Роли. 1. Ответственный. 2. «Хранитель времени». 3. Докладчик. 4. Секретарь.
Игра «Дружные ребята». Посоветуйтесь и напишите на листочках 4 пары имен существительных единственного и множественного числа. Выделите окончание. Докладчик читает и записывает слова на доске.
Физкультминутка
- А теперь поработаем парами. У каждого сложенные листочки со словами. Не показывайте друг другу. Прочитайте слова друг другу. Запишите. Поменяйтесь тетрадями, проверьте и поставьте соответствующий значок на полях. Сейчас договариваетесь и выбираете 1 слово. Составьте предложение с этим словом. А теперь составьте и второе предложение, изменив число существительного. Поднимите руки те, у кого получились предложения. Прочитайте. А у кого не получились предложения? (Есть существительные, которые находятся только в форме единственного или множественного числа)
- Ребята, урок мы начали с того, что поговорили немного о зиме. Это время года вдохновляло поэтов, писателей, художников на создание прекрасных произведений.
- Прочитайте отрывок из стихотворения русского поэта, писателя И. А. Бунина (упр.30)
- Что вы представили? Прочитайте выразительно. Какие сравнения придают стихотворным строкам выразительность?
Словарная работа. Ельник.1. Еловый лес. 2. Нарубленные еловые ветки.
2. Опушили –припорошили (покрыли) инеем, снегом
- Назовите орфограммы. Спишите. Укажите число имён существительных.
Работа по группам. Задания выбираются
1 группа. Написать пословицу, в котором есть хотя бы одно существительное во множественном числе.
2. Запишите предложения, употребляя в них имена существительные в другом числе. Объясните, какие изменения вы заметили.
3. Покажите пантомимой несколько имен существительных. Другие группы отгадывают.
4. Вспомните и напишите имена существительные, которые находятся только в форме единственного числа.
VI. Рефлексивный этап.
- С какой частью речи работали на уроке?
- Что нового узнали?
- Что получилось легко?
- В какие моменты урока вы испытывали трудности?
- Ребята, считаете ли вы, то что, мы сегодня учили на уроке, вам пригодится в жизни?
Дополнительный материал.
Журнал наблюдений (бортовой журнал)
Предположения | Новая информация |
Имена существительные множественного числа имеют окончания –ы, -и | |
Все имена существительные изменяются по числам | |
Не меняется ударение у существительных множественного числа | |
У существительных множественного числа изменяются только окончания |
VII. Домашнее задание:
Упр. 32 стр. 21
Подобрать слова, употребляемые только в единственном или множественном числе; составить с ними словосочетания или предложения.
Зима. Сне___ л__жит на (тр__пинка, аллея), на (ск__мейка и крыша). На (ёлка) з__лёная хвоя п__крыта ин__ем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок по русскому языку " Имя существительное. Постоянныеи непостоянные признаки"
Конспект урока.Флипчарт....
Открытый урок "Обобщение знаний об имени существительном"
Урок русского языка в 3 классе по теме имя существительное...
открытый урок по русскому языку "Склонение существительных"
открытый урок по русскому языку во 2 классепо теме: "Склонение существительных"...
Открытый урок "Три типа склонения имен существительных"
Конспект урока "Три типа склонения имен существительных" 3 класс...
Открытый урок по русскому языку "Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»
Данная разработка служит целью: ознакомить с обобщенным лексическим значением имени существительного; отработать грамматическое понятие «имя существительное», развивать орфографическу...
Открытый урок на тему "Изменение имен существительных по числам "
Поурочный план открытого урока по русскому языку на тему "Изменение имен существительных по числам "...
Открытый урок по теме "Изменение имен существительных по падежам" 3 класс, 5 страниц
Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Изменение имен существительных по падежам" 3 класс...