открытый урок по русскому языку " Имя существительное. Постоянныеи непостоянные признаки"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Прокопчик Татьяна Ивановна

Конспект урока.Флипчарт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx26.75 КБ
Office presentation icon otkrytyy_urok.ppt176 КБ
Файл kartochka.docx13.46 КБ
Файл tekst.docx13.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Имя существительное как часть речи.

           Постоянные и непостоянные признаки имён существительных.

Тип урока: Урок повторения, углубления и обобщения изученного ранее материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, в парах.

Оборудование: доска, проектор, компьютер, карточки.

Образовательная программа: «Школа 2100».

Учитель: Прокопчик Татьяна Ивановна

Цель  урока: восстановить и закрепить полученные ранее знания об имени существительном.

Задачи:

- обучающие: создавать условия для формирования  умения распознавать имена существительные, самостоятельно и в группах извлекать информацию из текста, обобщать и делать выводы.

- развивающие: способствовать развитию творческого мышления; развивать орфографическую зоркость.

- воспитательные: содействовать воспитанию чувства любви к родному языку.

ФормированиеУУД

Познавательные УУД:

1.Развиваем умение извлекать информацию из набора слов, текстов, схем.

2.Представлять информацию в виде схемы.

3.Обобщать и классифицировать по признакам.

4.контроль и  оценка результатов действия.

5. На основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД:

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

1. Формируем мотивацию к обучению

и целенаправленной познавательной деятельности.

2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Коммуникативные УУД

1.Развивать умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4.Умение работать в паре, в группе

Ход урока

I.        Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Будем русский изучать,

Чтобы грамотными стать.

Сегодня продолжим изучать «наш великий и могучий русский язык».

II.  Число.Классная работа.Чистописание.

Словарно-орфографическая работа.

Класс: Списать, вставляя пропущенные буквы, в каждом ряду найти “лишнее” слово. (Слайд )

Тр.вожный, п.счаный, к.рн.вал.

С.ч.нение, выр жать, р.шать.

Обл .чный, к.р.дор, св.бодный.

Проверка: ученик вставляет пропущенные буквы на интеракт. доске

( индивид- кто справился без ошибок? самооценка), называет “лишние” слова.

(карнавал, сочинение, коридор)

Что общего у этих слов? (имена существительные)

Индивидуальная  работа

А) транскрипцию слов: каюта

                                    прошить

                                    перемена

                                    стая

                                    жильё («лишнее») Что общего у этих слов? (имена существительные самооценка

б)разобрать по составу: отгадка, морозы, дошкольный, бантики, находка(«лишнее») Что общего у этих слов? (имена существительные) самооценка

  1. - Формулирование темы и целей урока.

О чём пойдёт речь на уроке? Итак, тема сегодняшнего урока.- Имя существительное.

Запишем в тетради  тему урока. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему и ключевые слова: (Слайд )

  1. Повторить, что такое … как часть речи и его постоянные и непостоянные признаки;

- Цель урока. Вспомнить всё, что знаем о существительном.

Предлагаю работать по такому плану.

   1.  Что такое имя существительное?

   2. Роль имени существительного в речи.

   3. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных.

   4. Имена существительные в предложении.

   5. Морфологический разбор имени существительного.

 У вас на парте  карточки, вы должны выбрать, то что относится к существительному для составления схемы-опоры.

Слова: (кто?, что?, какой?,  что делает?   признак, предмет, действие,  род, число, падеж, одушевлённые, неодушевлённые, лицо, собственные, нарицательные самостоятельная часть речи, служебная часть речи).

- Наша задача была выбрать из данных карточек всё,  что относится к имени существительному и оформить  опорную схему.        

  ( опорная схема)  на интеракт.доске работает одна пара

Имя существительное

самостоятельная часть речи

кто? что?

предмет

одушевлённые                            

неодушевлённые

род

склонение

число

падеж

- Почему не использовали карточки  «лицо», «признак», « что делать», «служебная часть речи»?

- Оцените себя.

- Переходим ко  второму пункту плана:

2.Роль имён существительных в речи.

- Работаем с текстом.  Отмечаем,  знаю +, узнал !. (работа в группах). 

     

  (Карточка).

         Имя существительное - древнейшая часть речи. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закрепились в языке. По наблюдениям учёных, существительные появляются в речи ребёнка в числе первых слов. Существительное наиболее самостоятельная часть речи. Уже от имён существительных образуются прилагательные. Первоначальные сочетания зелень-трава, камень-стена постепенно преобразуется в сочетания зелёная трава, каменная стена. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.

- Что знали? Что узнали? Самооценка работы в группе

- Упр.101. Прочтите текст и найдите имена существительные.

- Докажите. Называйте слова в начальной форме.1 ряд-сущ!(19),2 ряд-прил(4).3 ряд – глаголы(7)

- Избушка, лес, охотник, Емеля, внук, Гришутка, избушка, Емеля, земля, свет, окно, крыша, избушка, труба, кирпич, забор, ворота, сарай, избушка. 

- Сделайте вывод. 

- В тексте преобладают  имена существительные. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное, потому что существительные обозначают всё, что нас окружает: предметы, явления, состояния.

Переходим к третьему пункту плана.

 Как вы понимаете выражение

« постоянный признак»?

- Признак, который есть в любой форме данного слова, он есть всегда.

Упр. 102 чтение задания

  - На какие вопросы отвечают существительные в начальной форме?

- Какие существительные относим к одушевленным? К неодушевленным?

 Физминутка: если называю существительное одушевленное – приседают девочки, если неодушевленное – мальчики.

Работа в парах (запись в тетрадях)

Одуш.                                        Неодуш.

       

Охотник м.р.                          избушка ж.р.

Емеля м.р.                             лес м.р.

Внук м.р.                               окно с.р.

                                                земля ж.р.

                                                свет м.р.

                                                труба ж.р.

                                                крыша ж.р.

                                                кирпич  м.р.

                                                забор м.р.

                                                ворота мн.ч

                                                сарай   м.р.            

                 

- Как записаны имена  героев рассказа? Почему? (это имена собственные), а другие слова?(нарицательные)

- К какой группе признаков отнесем его?

   3. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных.(план)

- Продолжите фразу: «Постоянные признаки имён существительных – это… (слайд).

4. Имена существительные в предложении. (план)

 В  л.сах Карелии водятся лоси  м.дведи  кабаны.???

- Предположите задание.

- Поставить пропущенные орфограммы, расставить знаки препинания, выделить грамматическую основу.

 Дети работают в паре. Проверяют и оценивают.

- Найдите все существительные и определите роль существительных  в предложении.

- Существительные могут быть главными членами в предложении и второстепенными.

5. Морфологический разбор имени существительного. (план)

В лесах(морф.разбор)

Вспоминаем морфологический разбор имени существительного. Напомните как надо действовать( с 158 памятка разбора)

  Обратимся к учебнику и посмотрим образец записи

1. Задаём вопрос.

 2. Ставим слово в начальную форму.

 3. Указываем часть речи.

 4. Указываем  постоянные признаки.

 5. Указываем непостоянные признаки.

 6. Чем имя сущ. является в предложении.

Итог урока.

- Подведем итог урока с помощью полоски с цифрами: 1 2 3  4 5(обратная связь)

Я читаю утверждение, если оно верное, цифру обводите, если неверное – зачеркиваете.

1) Имена существительные изменяются по родам.

2) Имена существительные могут быть или только множественного или только единственного числа.

3) Собственное или нарицательное – постоянный признак .

4) Неодушевленные существительные отвечают на вопрос что?

5) Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы.

Сверимся с эталоном.

 Рефлексия деятельности. (Слайд  )

Мне интересно было…

Я затруднялся …

Я смогу различить…

Мне надо поработать…

 Домашнее задание: Чем имя сущ.является в предложении.упр.103

Оценки за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПОСТОЯННЫЕ И НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. Урок русского языка в 4 «А» классе. Учитель: Прокопчик Т.И.

Слайд 2

Тип урока: урок повторения, углубления и обобщения знаний. Цели урока: - систематизировать знания детей о грамматических признаках имени существительного; - развивать умение находить в тексте имена существительные; - обогащать словарный запас детей, воспитывать любовь к литературе.

Слайд 3

СЛОВАРНО – ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА Тр.вожный, п.счаный, к.рн.вал. С.ч.нение, выр.жать, р.шать. Обл.чный, к. р. дор, св.бодный. «Лишние» слова: карнавал, сочинение, коридор

Слайд 4

Цель урока Повторить, что такое … как часть речи и его постоянные и непостоянные признаки.

Слайд 5

План работы 1. Что такое имя существительное? 2. Роль имени существительного в речи. 3. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных. 4. Имена существительные в предложении. 5. Морфологический разбор имени существительного.

Слайд 6

Опорные слова кто?, что?, какой?, что делает? признак, предмет, действие, род, число, одушевлённые, неодушевлённые, собственные, нарицательные, падеж, лицо, самостоятельная часть речи, служебная часть речи, склонение

Слайд 7

Работа в группе Имя существительное - древнейшая часть речи. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закрепились в языке. По наблюдениям учёных, существительные появляются в речи ребёнка в числе первых слов. Существительное наиболее самостоятельная часть речи. Уже от имён существительных образуются прилагательные. Первоначальные сочетания зелень-трава, камень-стена постепенно преобразуется в сочетания зелёная трава, каменная стена. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.

Слайд 8

Постоянные признаки имен существительных – это … род, склонение одушевленное или неодушевлённое, собственное или нарицательное, Непостоянные признаки - это … число падеж

Слайд 9

В л.сах Карелии водятся лоси м.дведи кабаны.

Слайд 10

1) Имена существительные изменяются по родам. 2) Имена существительные могут быть или только множественного или только единственного числа. 3) Собственное или нарицательное – постоянный признак . 4) Неодушевленные существительные отвечают на вопрос что? 5) Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы

Слайд 11

Проверка 1.- 2.- 3.+ 4.+ 5.+

Слайд 12

Мне было интересно … Я затруднялся… Я смогу различить … Мне надо поработать…

Слайд 13

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Подчеркните слова, которые помогут  создать схему- опору для понятия «Имя существительное».

кто?,  что?, какой?,  что делает?   признак, предмет, действие,  род, число, падеж, одушевлённые, неодушевлённые, лицо, собственные, нарицательные, самостоятельная часть речи, служебная часть речи, склонение.

Подчеркните слова, которые помогут  создать схему- опору для понятия «Имя существительное».

кто?,  что?, какой?,  что делает?   признак, предмет, действие,  род, число, падеж, одушевлённые, неодушевлённые, лицо, собственные, нарицательные, самостоятельная часть речи, служебная часть речи, склонение.

Подчеркните слова, которые помогут  создать схему- опору для понятия «Имя существительное».

кто?,  что?, какой?,  что делает?   признак, предмет, действие,  род, число, падеж, одушевлённые, неодушевлённые, лицо, собственные, нарицательные, самостоятельная часть речи, служебная часть речи, склонение.

Подчеркните слова, которые помогут  создать схему- опору для понятия «Имя существительное».

кто?,  что?, какой?,  что делает?   признак, предмет, действие,  род, число, падеж, одушевлённые, неодушевлённые, лицо, собственные, нарицательные, самостоятельная часть речи, служебная часть речи, склонение



Предварительный просмотр:

Прочитайте текст и подчеркните новую для вас информацию.

                 

Имя существительное - древнейшая часть речи. Ещё первобытные         люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закрепились в языке. По наблюдениям учёных, существительные появляются в речи ребёнка в числе первых слов. Существительное наиболее самостоятельная часть речи. Уже от имён существительных образуются прилагательные. Первоначальные сочетания зелень-трава, камень-стена постепенно преобразуется в сочетания зелёная трава, каменная стена. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.

Прочитайте текст и подчеркните новую для вас информацию.

                 

Имя существительное - древнейшая часть речи. Ещё первобытные         люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закрепились в языке. По наблюдениям учёных, существительные появляются в речи ребёнка в числе первых слов. Существительное наиболее самостоятельная часть речи. Уже от имён существительных образуются прилагательные. Первоначальные сочетания зелень-трава, камень-стена постепенно преобразуется в сочетания зелёная трава, каменная стена. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Признаки склонения имен существительных". Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе. ОС "Школа России"

Урок-обобщение проводился по учебнику  Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. "Русский язык. 4 класс. 1 часть" на основе ИКТ: демонстрация слайдовой презентации...

Открытый урок по русскому языку. Тема "Обобщение знаний об имени существительном. Морфологические признаки"

Открытый урок был проведён для студентов и преподавателей Курского педагогического колледжа. В уроке использовалась презентация, раздаточный материал....

открытый урок по русскому языку "Склонение существительных"

открытый урок по русскому языку во 2 классепо теме: "Склонение существительных"...

Открытый урок по русскому языку "Имя существительное"

Урок по русскому языку на тему "Имя существительное"  (обобщение) с использованием приложения SMART Notebook + интерактивная доска...

Открытый урок по русскому языку «Слова-предметы и слова-признаки»

Урок русского языка во 2 классе по программе "Начальная школа 21 век"...

Открытый урок по русскому языку "Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»

Данная разработка служит целью: ознакомить с обобщенным лексическим значением имени существительного; отработать грамматическое понятие «имя существительное», развивать орфографическу...

Открытый урок по русскому языку :" Имя существительное" 4 класс

Используя разнообразные методы и приёмы обучения проверить знания, умения и навыки учащихся по теме «Имя существительное»....