Открытый урок "Три типа склонения имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект урока "Три типа склонения имен существительных" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока "Три типа склонения имен существительных" | 22.76 КБ |
Приложение 1 | 12.29 КБ |
Презентация к уроку "Три типа склонения имен существительных" | 953.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Три склонения имен существительных»
УМК: «Гармония»
Учебник: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., учебник "Русский язык 3 класс. Издательский дом "Ассоциация 21 век"
Номинация: проблемный урок с использованием ИКТ
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 3 класса в предметной области русский язык по теме «Три склонения имен существительных».
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Способность к самооценке на основе критериев учебной деятельности.
- Ориентация на понимание причин успешной деятельности.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование установки на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Формирование умения понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Выполнять учебные действия в устной и письменной речи.
- Определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности
- Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:
- Учить определять тип склонения имен существительных в зависимости от рода и окончания в начальной форме.
- Устанавливать причинно-следственные связи при исследовании существенных признаков существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения.
- Строить рассуждения, развивать устную, письменную речь учащихся.
Учебные материалы: Учебник: "Русский язык 3 класс, мультимедиапроектор, экран, компьютер, презентация, карточки с именами существительными.
ХОД УРОКА
Этапы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | УУД |
1 этап. Мотивация к учебной деятельности. | Долгожданный дан звонок – Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? | – Ребята отвечают. – Веселым, запоминающимся, поучительным, интересным… | Личностный результат |
2 этап. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | – Для начала повторим то, что уже знаем. Посмотрите на экран. Поэт посвятил стихи вьюге, метели, бурану. Обозначь имена существительные. Определи падеж и окончание у существительных вьюге, метели, бурану. – Почему существительные в одинаковом падеже, числе с одинаковым предлогом имеют разные окончания? | – Вьюге – имя существительное, стоит в Дательном падеже, единственном числе, имеет окончание -е. Метели – имя существительное, стоит в Дательном падеже, единственном числе, имеет окончание -и. Бурану – сущ., стоит в Д.П. ед.ч. окончание -у. Учащиеся затрудняются с ответом, так как дети не знакомы со склонением. | Метапредметный результат Предметный результат Предметный результат. |
3 этап. Постановка учебной задачи | – Какова же цель нашего урока? | – Определить, от чего зависит правописание окончаний имен существительных в различных падежах. | Умение ставить цель и планировать свои действия. |
4 этап. «Открытие» нового знания. | – У вас на партах лежат карточки со словами (красного, зеленого, синего цвета) Звезда, снег, метель, гора, лед, метель, дядя, мороз, ночь, печь, холод, папа, елка, солнце, лень, каток, сосна, снеговик, тень, облако, земля, окно. – Назовите признаки по которым можно разделить слова на группы. – Проведите группировку по цвету: первый столбик – слова красного цвета, второй столбик – слова зеленого цвета, третий столбик – слова синего цвета. – Определите общие существенные признаки существительных 1 склонения – 1 столбик слов. Слайд 2. – Давайте проверим правильно ли мы рассуждали. Чтение правила в учебнике страница 14. |
– Это имена существительные в единственном числе, Именительном падеже. – Род, окончания имен существительных, орфограммы, цвет. – Ребята работают в группах у доски. Определяют признаки 1, 2, 3 склонения имен существительных. – К 1 склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в И.п. – Тема урока: Определение склонения имен существительных. | Предметный результат Метапредметный результат |
5 этап. Первичное закрепление. | – Давайте поупражняемся в определении типа склонения имен существительных. Работа в группах. Работа по инструкционной карте. Слайд 3. – Давайте составим алгоритм действий при определении типа склонения имен существительных. Слайд 4. | Работа в группе: получение заданий, выбор уровня сложности, распределение ролей и выполнение задания.
– Ребята составляют алгоритм на экране презентации. – Нужно поставить слово в начальную форму. | Личностный результат Метапредметный результат |
6 этап. Физкультминутка. | Музыкальная разминка. Слайд 5 | Ребята выполняют упражнение под музыку. | Личностный результат |
7 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Слайд 6. Составь из слов три предложения о зиме. Определи склонение имен существительных. Снежинка, падает, с, пушистая, неба | Самостоятельная работа, затем проверка. | Предметный результат |
8 этап. Включение в систему знаний и повторение. | Слайд 7. Составь четверостишие по рифме. Снежинка Определи склонение имен существительных. Подчеркни главные члены предложения. Обозначь части речи. | Работа в парах. | Предметный результат. |
9 этап. Рефлексия. Итог деятельности. | – Вернемся к решению проблемы, которая была поставлена в начале урока. Так почему в именах существительных в одном и том же падеже мы наблюдали разные окончания? Дерево самооценки. На доске новогодняя елка. Д/з Написать 3 предложения про Новый Год. Определить склонение имен существительных. |
– У них разные склонения. – Чтобы правильно писать окончания имен существительных в разных падежах. | Метапредметный и личностный результаты. Предметный и личностный результаты. Опора на опыт и знания, полученные на уроке. |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Инструкционная карта
Группа №1.
1 уровень.
Произвести группировку по склонениям имен существительных:
Метель, зима, вьюга, снег, печь, мороз, снежинка, сугроб, помощь.
2 уровень.
Придумать и записать по три существительных каждого склонения.
3 уровень.
Допиши словосочетания подходящими по смыслу именами существительными. Определи склонение имен существительных.
Решил …………..…, подошел к …………….., купался в …………..…,
перелез через ………….. , висел над …………….., скатился с
…………….., скользил по ………..… .
Группа №2.
1 уровень.
Произвести группировку по склонениям имен существительных:
Метель, зима, вьюга, снег, печь, мороз, снежинка, сугроб, помощь.
2 уровень.
Придумать и записать по три существительных каждого склонения.
3 уровень.
Допиши словосочетания подходящими по смыслу именами существительными. Определи склонение имен существительных.
Решил …………..…, подошел к …………….., купался в …………..…,
перелез через ………….. , висел над …………….., скатился с
…………….., скользил по ………..… .
Группа №3.
1 уровень.
Произвести группировку по склонениям имен существительных:
Метель, зима, вьюга, снег, печь, мороз, снежинка, сугроб, помощь.
2 уровень.
Придумать и записать по три существительных каждого склонения.
3 уровень.
Допиши словосочетания подходящими по смыслу именами существительными. Определи склонение имен существительных.
Решил …………..…, подошел к …………….., купался в …………..…,
перелез через ………….. , висел над …………….., скатился с
…………….., скользил по ………..… .
Группа 4
1 уровень.
Произвести группировку по склонениям имен существительных:
Метель, зима, вьюга, снег, печь, мороз, снежинка, сугроб, помощь.
2 уровень.
Придумать и записать по три существительных каждого склонения.
3 уровень.
Допиши словосочетания подходящими по смыслу именами существительными. Определи склонение имен существительных.
Решил …………..…, подошел к …………….., купался в …………..…,
перелез через ………….. , висел над …………….., скатился с
…………….., скользил по ………..… .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Внимание! Проверь, дружок! Готов ли ты начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке? Ручки, книги и тетрадки?
Речевая разминка «Бураны, вьюги и метели… Как много с ними канители, Как много шума, толкотни! Как надоели мне они!» – Так проворчал Мороз угрюмый, И речку лед сковал без шума. Деревья скрыла седина, И наступила тишина. А.Л.Барто
ВЬЮГА, МЕТЕЛЬ, БУРАН - СИНОНИМЫ Поэт посвятил стихи вьюге, бурану, метели. Метель (вьюга, буран) – перенос ветром снега, поднятого с поверхности земли.
ПРОБЛЕМА!!! Существительные стоят в одном и том же падеже (дательном), в одном и том же числе (единственном), а окончания у них разные. Почему?
Определить, от чего зависит правописание окончаний имен существительных в различных падежах. ЦЕЛЬ УРОКА
Задачи урока 1 . Учиться определять тип склонения имен существительных, чтобы правильно писать окончания в разных падежах. 2. Учиться выявлять проблему и находить способы ее решения. 3. Учиться работать в парах и группах.
имена существительные женского и мужского рода с окончаниями - А, - Я в именительном падеже имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями - О, - Е в именительном падеже имена существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже К 1 склонению относятся: Ко 2 склонению относятся: К 3 склонению относятся:
Работа с учебником
Тема урока Три типа склонения имен существительных
1 склонение 2 склонение 3 склонение зима сугроб печь вьюга мороз метель снежинка снег помощь 3 типа склонения имён существительных
Алгоритм действий при определении склонения имени существительного Чтобы определить склонение имени существительного, нужно: 1. Определить род. 2. Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа. 3. По роду и по окончанию определить склонение. Образец рассуждения Тетрадь – она, моя – существительное женского рода с ь на конце; в именительном падеже единственного числа нулевое окончание, значит существительное тетрадь - третьего склонения.
Самостоятельная работа
Зимой в сад прилетают красногрудые снегири. Белый снег сверкает на солнце. С неба падает пушистая снежинка. Проверка задания
Речевая разминка «Бураны, вьюги и метели… Как много с ними канители, Как много шума, толкотни! Как надоели мне они!» – Так проворчал Мороз угрюмый, И речку лед сковал без шума. Деревья скрыла седина, И наступила тишина. А.Л.Барто
Поэт посвятил стихи вьюге, бурану, метели.
Проблема !!! Существительные стоят в одном и том падеже, в одном и том же числе, а окончания у них разные. Теперь вы знаете почему!
Домашнее задание 1. Упражнение № 24, стр.15 2. Выучить правило, стр. 14
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе по теме "Три типа склонения имен существительных" по программе " Школа России "
Урок русского языка в 4 классе по УМК " Школа России " с презентацией. Урок по учебнику " Русский язык" Рамзаевой А.Г. На уроке отрабатываются умения определять склонение имен существи...
Урок русского языка в 4 классе по теме "Три типа склонения имен существительных" по программе " Школа России "
Урок русского языка в 4 классе по УМК " Школа России " с презентацией. Урок по учебнику " Русский язык" Рамзаевой А.Г. На уроке отрабатываются умения определять склонение имен существи...
Презентация урока русского языка по теме "Основные типы склонения имен существительных. Первое склонение".
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Основные типы склонения имён существительных. Первое склонение» и презентация к нему.Урок разработан в соответствии с УМК «Школа Ро...
Открытый урок по теме Три типа склонения имени существительного
урок по теме склонение имени существительного...
Конспект открытого урока русского языка для 4 класса на тему «Что такое склонение? Три типа склонения имен существительных»
Открытый урок русского языка для 4 класса на тему: "Что такое склонение?Три типа склонения имен существительных".На уроке использованы информационные, здоровьесберегающие технологии, технология пробле...
Типы склонения. Алгоритм определения типа склонения имени существительного.
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Типы склонения. Алгоритм определения типа склонения имени существительного" (УМК "Школа России")...
Открытый урок "Три склонения имен существительных. Дополнение памятки морфологического разбора имен существительных."
Открытый урок " Три склонения имен существительных. Дополнение памятки морфологического разбора имен существительных"...