Урок русского языка 4 класс "Школа России"( Технологическая карта )
план-конспект урока по русскому языку на тему
Урок русского языка на тему " Род имен прилагательных" 4 класс "Школа России"(технологии проблемного обученя)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse_s_primeneniem_tehnologii_problemnogo_obucheniya.docx | 77.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе с применением технологии проблемного обучения
РОД И ЧИСЛО ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Тип урока | Обобщение и систематизация знаний |
Педагогические задачи | Создать условия для формирования умения изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного; совершенствовать умения подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные, выписывать из текста словосочетания с именами прилагательными, выделять окончания имен прилагательных, определять род и число имен прилагательных по окончаниям и вопросам; способствовать развитию навыка образовывать однокоренные прилагательные от существительных; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Планируемые предметные результаты | Познакомятся с родовыми окончаниями имен прилагательных; научатся изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного; подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные; выписывать из текста словосочетания с именами прилагательными; составлять словосочетания с данными прилагательными; выделять окончания имен прилагательных; определять род и число имен прилагательных по окончаниям и вопросам; образовывать однокоренные прилагательные от существительных |
Метапредметные УУД | Познавательные: проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета |
Личностные | Проявлять потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка; осознавать и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «народ», «национальность», «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого» и т. д.; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | Формируемые способы |
1 | 2 | 3 | 4 |
II. Актуализация знаний, Проверка домашнего задания (учебник, упражнение 7). | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Какие слова называют синонимами? – Какие слова называют антонимами? – Прочитайте. Выделите среди данных имен прилагательных синонимы и антонимы. – Прочитайте сначала пары синонимов, затем пары антонимов. Прочитайте составленное с любым именем прилагательным предложение. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают Зачитывают пары синонимов. Сообразительный – смекалистый, грустный – печальный, маленький – крошечный, ароматный – душистый, скорый – быстрый, апельсиновый – оранжевый. Зачитывают пары антонимов. Грустный – радостный, маленький – большой, узкий – широкий, медленный – скорый. Читают предложение с любым именем прилагательным. Бабушка заварила ароматный чай. Выполняют разбор слова по составу. | Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу |
Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, задание 6). | – Прочитайте слова, назовите, какие пропущенные буквы вставили. – Какие однокоренные имена прилагательные образовали от данных имен существительных? – Разберите любое имя прилагательное | Разбирают имена прилагательные по составу. Адрес – горох – герой – вокзал – молоко – деревня – |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Минутка чистописания. | Проводит минутку чистописания. – Прочитайте и запишите устойчивые выражения и отрывок стихотворения. – Какой звук повторяется в них? – Дайте характеристику звукам [б’] и [б]. – Запишите соединения с буквой «б». | Выполняют чистописание. Бродит в роще листопад По кустам и кленам, Скоро он заглянет в сад Золотистым звоном. (А. Плещеев) | мнения по существу полученного |
– Прочитайте орфоэпически верно слова на бук-ву «б». | Без муки нет науки. Бабье лето. Беда мудрости учит. Бало́ванный, бензопрово́д, бутербро́д [тэ]. | ||
Работа над словами с непро-веряемым | Организует работу над словом с непроверяемым написанием. – Отгадайте загадку: К дальним селам, городам Кто идет по проводам? Светлое величество. Это … (электричество). (См. РМ, Приложение 2.) – Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций. (См. РМ, Приложение 3.) | Записывают словарное слово в индивидуальный словарик. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
III. Сообщение темы Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Попробуйте угадать, о какой части речи у нас пойдет разговор. Я слово ищу, необычное, звучное, Особое, сильное, самое лучшее, Короткое, длинное, красное, синее, Неброское, яркое, очень красивое. Оно уменьшительное или ласкательное, Еще называют его … («Имя прилагательное»). | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока. – Мы продолжим наше знакомство с именем прилагательным. | Принимать и сохранять учебную цель Осознанно |
– Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные – Что нужно делать, если хочешь получить новые знания? | – Сегодня на уроке мы уточним понятия «род» – Чтобы получить новые знания, надо трудиться, работать самому, проявлять терпение в работе, прислушиваться к мнению других | ||
IV. Объяснение нового Наблюдение над языковым материалом | Организует работу по теме урока. Объясняет Звучит «Оранжевая песня» (муз. К. Певзнера, Оранжевое небо, Оранжевое море, Оранжевая зелень, Оранжевый верблюд. | Выводят языковые закономерности, лежащие | Осуществлять анализ объектов. Делать |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Оранжевые мамы Оранжевым ребятам Оранжевые песни Оранжево поют. – Какое имя прилагательное повторяется в тексте песни? Что происходит с прилагательным «оранжевый»? С чем это связано? – Послушайте сказку «Скромные просители» Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всем с существительными, да вот – А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, – мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба. – Почему же прилагательные связаны именно | – У имени прилагательного «оранжевый» изменяется окончание, поскольку это имя прилагательное согласуется в тексте с разными именами существительными. – Имена прилагательные тесно связаны с именами существительными. | Аргументировать свою |
Продолжение табл.
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
V. Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику (упражнение 8). | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий. – На какой вопрос отвечают имена прилагательные, имеющие окончания -ые, -ие? В каком числе они употреблены? – Приведите примеры имен прилагательных | Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Участвуют – Имена прилагательные, имеющие окончания Приводят примеры и записывают имена прилагательные во множественном числе. Какие? Умн красив чист бел точн нов рыж син | Осознанно и произвольно строить |
Работа по учебнику (упражнение 9) | – Прочитайте. Озаглавьте текст. – Определите тему и главную мысль текста. – Найдите имена прилагательные. В каком числе они употреблены? – Выпишите словосочетания с именами прилагательными. Выделите окончания имен прилага-тельных | Подбирают названия к тексту: «Живые цветы», «Гости у кормушки». Выписывают словосочетания с именами прилагательными, выделяют окончания. Бел (мн. ч.) снега, кос (мн. ч.) сугробы, Выполняют звуко-буквенный разбор слова |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||||||||||||||
VI. Дальнейшая работа Работа по учебнику (упражнение 10). | Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – Прочитайте окончания имен прилагательных – Составьте словосочетания, в которых имена | Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. По окончаниям и вопросам определяют род и число имен прилагательных.
Составляют словосочетания, выделяют окончания имен прилагательных. Голуб блузка, син краска, нов телефон, больш дом, маленьк принц, голуб небо, син море. | Понимать | |||||||||||||||||||||
Работа в тетради (задание 7). | Организует работу в рабочей тетради. – Прочитайте. Впишите в таблицу вопросы | Выполняют задание в рабочей тетради. Заполняют таблицу.
| ||||||||||||||||||||||
Работа в тетради (задание 8). | – Прочитайте. Допишите окончания имен прилагательных. | Выполняют задание. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
– Укажите род имен прилагательных. Устно со-ставьте предложение с любым словосочетанием. | Ранее (ср. р.) утро, ранняя (ж. р.) весна, ранний Составляют предложение. Утреннее солнце осветило верхушки деревьев. | ||
Работа в тетради (задание 9) | – Прочитайте загадки. Вставьте пропущенные окончания имен прилагательных. – Укажите род имен прилагательных | Вставляют пропущенные окончания, указывают род имен прилагательных. Белый (м. р.) камень в воде тает. (Сахар.) Синенький (м. р.) звонок висит, никогда не звенит. (Колокольчик.) Красненькая (ж. р.) матрешка, беленькое (ср. р.) сердечко. (Малина.) | |
VII. Итог урока. Рефлексия | Организует оценку результатов выполнения – Оцените свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. | Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Продолжают высказывания: • Я узнал… • Я повторил… • Я запомнил… | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
– Вот и подходит к завершению наш урок. Какая – Что нового узнали на уроке? – Почему прилагательные называются именно так? – Как называется связь в русском языке, когда – Что нового вы узнали об имени прилагательном? | – Имена прилагательные «прилагаются», присоединяются к имени существительному. – Согласование. – Имена прилагательные изменяются по родам | ||
Домашнее задание | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, – Выполнить задание 10 в рабочей тетради, | Внимательно слушают, задают уточняющие | Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение |
Приложение 1
Организация начала урока
Педагог проверяет собранность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует обучающихся.
– Проверим готовность к уроку.
– Прикройте глазки и мысленно скажите: «Я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе».
– Откройте глазки, улыбнитесь одноклассникам. Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость от общения друг с другом.
Обучающиеся сообщают о готовности к уроку. Определение самоорганизации («Настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»).
Приложение 2
Работа над словами с непроверяемым написанием
Тружусь я без устали, милые детки,
Кручу вентилятор и грею утюг.
И вилкой меня достают из розетки,
Хоть я не селёдка, не перчик, не лук..
Что за чудо к нам пришло?
Осветило всё село!
В городе светло как днём –
Входит чудо в каждый дом!
Приложение 3
Работа над словами с непроверяемым написанием
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО – 1. Форма энергии, обусловленная движением частиц материи (электронов, позитронов и протонов). 2. Электроэнергия, используемая для народнохозяйственных и бытовых целей. 3. Освещение, получаемое от такой энергии. Слово образовалось в 1600 году от латинского ЭЛЕКТРУМ – «янтарь», которое произошло от греческого ЭЛЕКТРОН – «янтарь». ЭЛЕКТРИЧЕСТВО получило своё название потому, что его энергия впервые стала известна человеку благодаря янтарю (трение янтаря о суконную ткань). ЭЛЕКТРИЧЕСТВО – ЭЛЕКТРУМ = «янтарь».
ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ – электрическая станция, предприятие по выработке электрической энергии.
– Подберите однокоренные слова к слову «электричество».
Учащиеся подбирают однокоренные слова, синонимы к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом. Составляют предложения.
Однокоренные слова: электростанция, электрический, электрифицировать, электризовать.
Предложения:
Могучая сила – электричество.
Электричество приводит в действие бытовую технику.
Дом освещала электрическая лампа.
Электростанции бывают разные: одни используют силы речной воды, другие – морских приливов, третьи – атомную энергию.
Электростанции дают живительный ток стране.
Приложение 4
Наблюдение над языковым материалом
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение.
У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука.
Но если к нам им приложить,
То веселее станут жить:
Вот громкий стук,
Вот синий шар,
Вот сокрушительный удар,
Вот звонкий мяч,
Вот острый меч,
Весенний сад, родная речь.
Приложение 5
Итог урока. Рефлексия
Учащиеся читают стихотворение.
Имя прилагательное,
Мы с тобой дружны.
Признаки предметов
Называешь ты:
Зима снежная,
Мама нежная,
Плывёт корабль
В невидимую даль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 1 классе по русскому языку "Шипящие согласные". (технологическая карта)
Комбинированный урок русского языка и литературного чтения....
Урок русского языка. 1 класс. Технологическая карта урока.
Слова с удвоенными согласными....
Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс
Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...
Учебно-методический комплект по русскому языку (развитие речи) (технологическая карта урока "Письменное изложение. Рассказ "Кошка и ёж"" + учебная презентация) 3 класс.
Конспект урока русского языка Тема: «Письменное изложение» Цель деятельности учителя:1) формировать устные и письменные навыки подробной передачи текста-повествования...
Методическая разработка урока по русскому языку "Части речи". Технологическая карта. Учитель - Титова Е.В.
Технологическая карта урока по теме "Части речи" с представленной презентацией нацелены на эффективное усвоение материала по определению, использованию в речи частей речи....
Технологическая карта урока "Русский язык". Школа России
Данный урок по русскому языку направлен на формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходстве и различии.Осознание значимости изучаемого материала, умения выделять главное в...
Технологическая карта урока русского языка «Школа России» "Правописание слов с суффиксами – ек, - ик "
Технологическая карта урока русского языка «Школа России» "Правописание слов с суффиксами – ек, - ик "...
- Мне нравится (1)