Методическая разработка урока по русскому языку "Части речи". Технологическая карта. Учитель - Титова Е.В.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Технологическая карта урока по теме "Части речи" с представленной презентацией нацелены на эффективное усвоение материала по определению, использованию в речи частей речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chasti_rechi.pptx | 2.64 МБ |
chasti_rechi.docx | 107.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Звенит звонок. Начинается урок.
Правила работы на уроке Правило поднятой руки Не повторять уже сказанное Не перебивать, выслушивать ответы других
Звенит звонок. Начинается урок. Игра со школьным звонком. Назови одинаковые буквы, обозначающие разные звуки.
Транскрипция звенит звонок
1 этап Чистописание 2 этап Словарная работа
Чст рч Ч а ст и р е ч и Тема урока.
Цели урока. Формировать умение определять части речи по вопросу и значению. Научиться составлять предложения с разными частями речи. Повторить правила о частях речи.
Имя существительное Имя прилагательное Глагол Части речи Части речи – это слова, которые называют все, что нас окружает : предметы, людей, их действия, признаки.
Выписать в столбик только имена существительные. колос, быстрый, река, летит, облако, сова, красный, бежит * Через тире запишите это имя существительное во множественном числе
Кто ? Что? о бозначает ПРЕДМЕТ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (сущ.) Часть речи
Физкультминутка Назови слово противоположное по значению
- ________ животное с ________ хвостом.
Часть речи ПРИЗНАК ПРЕДМЕТОВ Какой? Какая? Какое? Какие? ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (прил.)
Осенью _____________ листья. Птицы ______________ на юг. Скоро ______________ первый снег. Вставь в предложения слова. Определи часть речи.
Часть речи ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА Что делает? Что делаем? Что делают? Что делали? ГЛАГОЛ (гл.)
Алгоритм определения части речи Задай к слову вопрос Определи, что обозначает слово Назови часть речи
«Засели домики» словами ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (сущ.) ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (прил.) ГЛАГОЛ (гл.)
© InfoUrok.ru Я научился… Мне было интересно… Мне было трудно… Мне понравилось… Молодцы! Сегодня на уроке 5+
Предварительный просмотр:
Цель урока.
развивать умения различать изученные части речи,
анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи,
развивать мыслительные операции: умение рассуждать и обосновывать свой рассуждения.
Планируемые результаты.
Личностные УУД:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- Уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
(Регулятивные УУД).
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; формулировать собственное мнение и позицию.
(Коммуникативные УУД).
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя и самостоятельно; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой опыт и информацию.
Предметные:
- Уметь различать временные формы глагола.
- Уметь правильно использовать их в речи.
- Уметь изменять глаголы по временам.
3. Проектирование и фиксация новых знаний.
Цели:
- выявить и зафиксировать в речи затруднение в учебной деятельности;
- согласовать тему и цель урока;
- организовать применение нового знания.
1. - Догадались ли вы: какая будет сегодня тема урока?
Части речи.
2. Самоопределение к деятельности.
- Прочитайте слова.
Старик, говорить, интересный, в, красиво, двенадцать, мы, не, а, книга, синяя, но, читал, для, ни, пятый, его, аккуратно.
- На какие две большие группы можно поделить эти слова?
- Какие самостоятельные части речи вы знаете?
- Какие служебные части речи вы знаете?
Дети высказывают предположения. Когда догадались, один ученик записывает тему на доске.
Слайд.
Дети работают устно со словами, отвечают на вопросы учителя.
- Самостоятельные и служебные части речи. Сам. : существительное, прилагательное, глагол, наречие, местоимение, числительное.
Служебные: союз, предлог, частица.
4. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
продолжить закреплять умения находить в тексте глаголы, определять их род, время, число и лицо.
1. «Чей ряд быстрее»
- Выпишете все самостоятельные части речи, поделив их на группы.
Взаимопроверка. Затем фронтально. Даётся характеристика каждой части речи.
- Слова какой части речи могут относиться к разряду одушевлённых? неодушевлённых? собственных? нарицательных?
- Какие части речи могут иметь род, число, падеж, время, лицо?
- Как изменяются имена существительные? имена прилагательные? глаголы? глаголы в прошедшем времени? Местоимения 3-го лица?
- Каким членом предложения может быть каждая часть речи?
2. Работа с учебником. Выполнение упр. 122 стр. 72.
Прочитайте. Спишите, раскрывая скобки. Найдите глаголы. Определите время глаголов. Подчеркните глаголы в неопределённой форме.
3. Образуй от существительного глагол и прилагательное.
Весь материал - в документе.
Содержимое разработки
Урок русского языка в 4 классе по теме «Части речи» Учитель: Кузнецова Галина Ивановна | |
Тема урока | Части речи |
Тип урока | Закрепление умений и навыков |
Цель урока | развивать умения различать изученные части речи, анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи, Развивать мыслительные операции: умение рассуждать и обосновывать свой рассуждения. |
Планируемые результаты | Личностные УУД: -Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: -Уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД). -Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД). -Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя и самостоятельно; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой опыт и информацию. Предметные: -Уметь различать временные формы глагола. -Уметь правильно использовать их в речи. -Уметь изменять глаголы по временам. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа. |
Основные понятия | Части речи: самостоятельные и служебные; существительное, прилагательное, глагол, местоимение, числительное, союз, предлог, частица; признаки частей речи: род, число, падеж, время, лицо. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Русский язык. Учебник для 4-го класса. Часть 1. - тетрадь - проектор, экран, компьютер. |
Ход урока
Этапы урока и его цели | Деятельность учителя (Виды работы) | Деятельность учащихся | УУД |
Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - организовать планирование учебной деятельности на уроке. | Приветствие. Настрой на работу: На уроке не зевай – Сразу всё запоминай! Чтоб минутка не пропала, Мысль чтоб точно в цель попала! Чтобы в русском языке Равных не было тебе. Девиз урока: «Учись, смекай, активней будь! И к знаниям откроешь путь!» | Дети проговаривают девиз урока. Слайд | Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) |
Цели: - организовать актуализацию умений; - организовать выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения; - уточнить следующий шаг учебной деятельности. | 1.Словарная работа. -Узнайте слова по их лексическому значению:
Составьте с одним (несколькими) из этих слов предложение с однородными членами. 3.Работа со стихотворением. Всему название дано- И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету. И всё, что может видеть глаз,- Над нами и под нами, И всё, что в памяти у нас, Означено словами. А. Шибанов - Что такое слово? | Дети отгадывают слова, записывают их, выделяют орфограммы, составляют предложения. Дети слушают стихотворение, отвечают на вопросы учителя. Слово - основная единица речи. Словами обозначают конкретные предметы, понятия, чувства, настроения, действия, признаки и т.д. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД) |
Цели: - выявить и зафиксировать в речи затруднение в учебной деятельности; - согласовать тему и цель урока; - организовать применение нового знания. | 1.-Догадались ли вы: какая будет сегодня тема урока? Части речи. 2. Самоопределение к деятельности. - Прочитайте слова. Старик, говорить, интересный, в, красиво, двенадцать, мы, не, а, книга, синяя, но, читал, для, ни, пятый, его, аккуратно. - На какие две большие группы можно поделить эти слова? -Какие самостоятельные части речи вы знаете? - Какие служебные части речи вы знаете? | Дети высказывают предположения. Когда догадались, один ученик записывает тему на доске. Слайд Дети работают устно со словами, отвечают на вопросы учителя. - Самостоятельные и служебные части речи. Сам.: существительное, прилагательное, глагол, наречие, местоимение, числительное. Служебные: союз, предлог, частица. | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД) |
Цель: продолжить закреплять умения находить в тексте глаголы, определять их род, время, число и лицо. | 1. «Чей ряд быстрее» - Выпишете все самостоятельные части речи, поделив их на группы. Взаимопроверка. Затем фронтально. Даётся характеристика каждой части речи. - Слова какой части речи могут относиться к разряду одушевлённых? неодушевлённых? собственных? нарицательных? - Какие части речи могут иметь род, число, падеж, время, лицо? - Как изменяются имена существительные? имена прилагательные? глаголы? глаголы в прошедшем времени? Местоимения 3-го лица? - Каким членом предложения может быть каждая часть речи? 2. Работа с учебником. Выполнение упр. 122 стр. 72. Прочитайте. Спишите, раскрывая скобки. Найдите глаголы. Определите время глаголов. Подчеркните глаголы в неопределённой форме. 3. Образуй от существительного глагол и прилагательное. Мороз – труд– работа – холод – боль - | Дети слушают учителя, затем делят слова на группы: сущ.: старик, книга; прил.: интересный, синяя; глаг.: говорить, читал; числ.: двенадцать, пятый; мест.: мы, его; нар.: красиво, аккуратно. Отвечают на вопросы учителя. Физкультминутка Дети работают с упражнением учебника. Читают, раскрывают скобки, объясняют орфограммы, находят глаголы и определяют их время. Слайд Дети образуют от существительных глаголы и прилагательные. Пишут самостоятельно, затем проверяем. Морозный, морозить; Трудовой, трудиться; Рабочий; работать; Холодный; холодать; Больной; болеть. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД) Развивать мыслительные операции: анализ, обобщение (Познавательные УУД) |
Цели: - зафиксировать содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной ученой деятельности; - соотнести её цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, и наметить дальнейшие цели деятельности. | 4.Игра «Третий лишний» Дети делятся на группы (3 ряда-3 группы) а) ходить, говорить, дверь. б) писал, читал, ходить. в) учу, говорю, мыл. г) красить, рисовать, пил. д) решать, думает, прыгает. е) весёлый, красивый, красить. ж) окно, тетрадь, ручка. з) класс, карта, звонкий. Ответьте на мои вопросы: - Умею отличать все части речи друг от друга. -Знаю грамматические признаки каждой части речи . - Умею определять время глагола и число. Оцените свою работу на уроке, используя сигналы. Оценки детям за работу на уроке. | Дети работают в группах, находят лишнее слово. Затем работа проверяется всеми , на доске вывешиваются карточки. Дети отвечают на вопросы. Сигналы | Оценивать правильность выполнения действия (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД) |
| Упражнение в тетради. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку на тему: «Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов»
Методическая разработка урока по русскому языку на тему: «Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов»...
Методическая разработка урока по русскому языку (развитие речи) во 2 классе. Тема "Сочинение "Легко ли быть джентльменом?"
Тема: Сочинение по теме «Легко ли быть джентльменом?» Цели: Предметные: развитие умения писать тематическое сочинение, развитие письменной и устной речи; расширить словарный запас; уме...
Методическая разработка урока по русскому языку для 2 класса На тему: « Части речи»
Цели урока: дать понятие о трёх самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе; развивать умения наблюдать, строить монологические высказывания по результатам ...
методическая разработка урока по русскому языку в 4 классе по теме "Слово в языке и речи. Лексическое значение слова."
конспект урока...
Методическая разработка урока по русскому языку "Части речи" 4 класс
Методическая разработка урока по русскому языку с использованием новых образовательных технологий на тему "Части речи"4 класс....
Методическая разработка урока по Русскому языку Тема: «Местоимение как часть речи»
Разработка урока по ФГОС с использованием иновациооных технологий....
Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс "Школа России". Урок развития речи.
Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиБелгородской областиТема: «Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста», 3 класс «Школа ...