Урок по теме "Склонение имен существительных" Русский язык 3 кл.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Быкова  Ольга  Валерьевна

УМК   «Школа   России».    Русский  язык.    Канакина В. П.    3 класс      

Тема  урока: «Склонение  имён  существительных».

Тип урока: урок  открытия  новых знаний.

Цели урока:  

образовательные:  формирование  у  обучающихся  представления  о  склонение  имён  существительных;

развивающие:  развитие  устной  и письменной речи, оперативной памяти,  логического  мышления;

воспитательные:  формирование  культуры  поведения  при  фронтальной и  групповой работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sklonenie_imyon_sushch._urok_rus._yazyka_3_kl.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

УМК   «Школа   России».    Русский  язык.    Канакина В. П.    3 класс      

Тема  урока: «Склонение  имён  существительных».

Тип урока: урок  открытия  новых знаний.

Цели урока:

образовательные:  формирование  у  обучающихся  представления  о  склонение  имён  существительных;

развивающие:  развитие  устной  и письменной речи, оперативной памяти,  логического  мышления;

воспитательные:  формирование  культуры  поведения  при  фронтальной и  групповой работе.

Планируемые результаты:

предметные: обучающиеся получат представление о склонении имён существительных, познакомятся с падежами, научатся применять новые  знания в практической деятельности;

личностные:    уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

метапредметные:

  • регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;
  • коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им;  аргументировать собственную точку зрения;
  • познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;  добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой опыт и информацию, полученную на уроке.

Ресурсы:

  • Канакина В.П. Русский  язык. Учебник для 3 кл. в 2 ч. – М. : Просвещение, 2016; Рабочая тетрадь;
  • таблица «Изменение имён существительных по падежам»;
  • карточки с заданием для работы в парах;
  • презентация  PowerPoint “Склонение  имён  существительных»;
  • компьютер, мультимедийный  проектор, экран.

Технологическая  карта   урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Мотивация  к  учебной  деятельности.

- Давайте поприветствуем друг друга.

- Подарите  свои  улыбки  мне и одноклассникам, ведь улыбки располагают  к  общению.

- Проверьте всё ли готово у вас к уроку?

- Тогда мы можем начинать. Я желаю вас  успехов.

  • Учащиеся приветствуют друг друга, учителя.
  • Проверяют готовность к уроку.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р.: развивать умение прогнозировать предстоящую работу

Л.: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

2.Самоопределение к  деятельности. Актуализация знаний.

1. Обобщение сведений об  имени существительном. Словарная работа.

На доске записаны слова:

К_ртина, п_нал, пальто, уч_ник, п_суда, ш_ссе, пш_ница, уж_н.

- Прочитайте, вставьте непроверяемые орфограммы.

- Что общего у этих слов?

 -Что вы знаете об имени существительном?

- Разделите слова на группы. По какому признаку вы делили? Запишите в тетрадь.

- Как изменяются имена существительные?

2. Наблюдение над изменением форм имени существ.  Восстановление деформированных предложений.

-  Составьте из данных слов  2 предложения, запишите, изменяя форму сущ-ного  ужин.  Объясните пропущенные орфограммы.  (Работа у доски)

    С . мья, за, собр . лась, уж . н, вся.

    Бабушка, к, пир . гов, уж . н,  исп . кла.

- Как изменили существительное ужин? Почему вы его изменили?

  • Читают слова на доске, вставляют орфограммы.
  • - Эти слова имена существительные.
  • Обобщают сведения об имени существ.
  • Делят слова на группы. Записывают в три столбика по  роду имён существ.
  • - Имена существ. изменяются по числам и вопросам.

  • Составляют и записывают предложения. Объясняют орфограммы.
  • Наблюдают за изменением форм  имени существит.

( за)  ужином,  (к) ужину

  •  Существительное  УЖИН изменяли для связи слов в предложении.

Р.: контроль и оценка процесса и результатов деятельности,

 П.: выявление сущности, особенностей объектов; на основе анализа объекта делать выводы

3. Целеполагание.

Постановка учебной задачи.

- Предположите, о чём будем говорить на уроке.

- Познакомьтесь с темой урока на стр.64 учебника.

- Сформулируйте учебную задачу в форме вопросов.  (Вопросы на доске.)

  • Строят предположение.
  • Знакомятся с темой урока.
  • Формулируют учебные задачи:

1. Что такое склонение?

2. Как склонять имена существительные?

П.: самостоятельно выделять и формулировать учебную задачу. цели.

Р.:  целеполагание.

4. Знакомство и осмысливание новых  знаний.

1.  Знакомство с понятием «склонение».

- Знакомо ли вам слово «склонение»?

- Предложите, как  получить необходимые знания о нём?

- Ответ на этот вопрос вы найдёте на стр.64.

 2. Первичная проверка понимания.

- Как вы поняли, что такое склонение?

- Как изменяются имена существительные? - Сколько падежей в русском языке?

- Назовите все падежи с вопросами. (Таблица на доске.)

- Посмотрите на экран. Понаблюдайте за изменением существительного РЕКА по вопросам.

3. Применение новых знаний в практической деятельности. Самостоятельная работа. 

Самопроверка по эталону.

  • Предлагают посмотреть в словаре или учебнике.
  • Самостоятельная работа по учебнику.
  • Проговаривают  новые знания во внешней речи.
  • Осмысливают  процесс склонения имён существительных на примере.  
  • Склоняют имена существительные СОСНА, СОВА  по вариантам.
  • Обращаются к таблице при затруднении.
  • Выполняют самопроверку. Оценивают результат самостоятельной работы.

Р.: контроль, оценка, умение высказывать своё предположение.

П.: умение структурировать знания, умение извлекать информацию из различных источников.

К.: управление поведением партнёра, умение слушать и понимать речь других, строить речевое высказывание, умение работать в паре.

5. Включение в систему  знаний и повторение.

Работа в парах постоянного состава.

- Выполните упражнение из учебника   107 стр. 116.

- Прочитайте задание к упражнению.

- Что вам необходимо сделать?

- Что вы заметили  в окончаниях?

- Прочитайте на странице 116 плакат Л. М.

- Проверьте действительно ли это так, просмотрите ещё раз сделанную вами работу.

- А теперь выполните упражнение 108.

- Что в этом упражнении нам необходимо сделать?

- Посмотрите какое слово у вас записано в третьем столбике ( III склонение) в упражнении 106.

- К какому роду оно относится?

- А почему оно записано не в том столбике, где другие существительные женского рода? В чём его особенность?

- Выполните упражнение 109 на странице 118.

- Что нужно сделать в этом упражнении?

- Что интересного вы можете сказать об окончаниях этого слова?

- Теперь вы понимаете, в чём особенность изменения по падежам слов III склонения?

- Прочитайте плакат Л. М. на странице 118, в правильном ли направлении мы работали?

Читают задание.

- Просклонять существительные из первого столбика упражнения  106. Выделить окончания и поставить ударение.

- Окончания могут быть ударными и безударными.

Дети читают плакат Л. М.

Дети убеждаются в этом на примере.

Просклонять существительные из второго столбика. Выделить окончания. Поставить ударение.

- Существительное степь.

 - Слово степь относится к женскому роду.

- Ответы детей.

Просклонять слово в единственном числе. Выделить окончание.

Ответы детей.

- Да, теперь мы знаем в чём особенность изменения по падежам в III склонении.

- Да, мы правильно разделили слова на три склонения.

Р.: контроль, оценка

П.: умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания,  умения извлекать информацию

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в тетради для самостоятельных работ.

- Выполните упражнение 81 в тетрадях для самостоятельных работ на странице 74 – 75 самостоятельно, чтобы оценить как вы усвоили новый материал.

Учащиеся выполняют задание в тетрадях и проверяют по эталону.

П.: применять усвоенные знания в выполнении упражнения

К.: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи

Р.: контроль, выделение и осознание того, что уже усвоено и что необходимо усвоить.

Л.: самоопределение

7. Рефлексия учебной деятельности

на уроке.  Перспективное планирование.

Д/з  С. 37, табл.,

РТ, с. 28, №59, 60.

- Мы с вами сегодня неплохо поработали.

- Достигли ли мы цели нашего урока? - Что мы научились делать?

- Оцените свою работу.

- Продолжите высказывания, которые вы видите на доске.

- Получилась ли у вас работа в паре?

- Цель была достигнута.

- Мы научились делить слова на три склонения и выделять признаки каждого склонения.

 - Да. Мы узнали и научились новому.

Дети оценивают свою работу.

Р.: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Л.: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

П.: делать выводы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока развивающего обучения по русскому языку "Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей" 2 класс

Проект урока развивающего обучения по  русскому языку  ( система Л.В.Занкова)...

Русский язык 4 класс. Разработка открытого урока "Правописание окончаний имен существительных в Творительном падеже"

Русский язык в  4 классе. Учебник Т.Рамзаевой. Конспект открытого урока "Правописание окончаний имен существительных в Творительном падеже"...

Конспект урока с презентацией по русскому языку, 2 класс, «Словосочетание имени существительного и имени прилагательного».

Конспект урока обобщения и систематизации знаний учащихся по теме «Словосочетание имени существительного и имени прилагательного», 2 класс.Урок соответствует ФГОС....

Урок русского языка в 3 классе По учебному комплекту Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой. Тема урока: Понятие об имени существительном.

Тип урока: ознакомление с новым материалом с опорой на знания детей.Цель урока: расширить представления детей о тематических группах имен существительных...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2 классе на тему « Имя прилагательное. Роль имен прилагательных в речи»

Обучающийся получит возможность для формирования- уважительного отношения к мыслям и настроениям другого человека;- проявления  интереса к новому учебному материалу;- умения  оценки и самооц...