Проект урока развивающего обучения по русскому языку "Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей" 2 класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Кузьмина Наталья Николаевна

Проект урока развивающего обучения по  русскому языку  ( система Л.В.Занкова)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного образования Тульской области «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки        работников образования Тульской области»

Кафедра дошкольного и начального общего образования

ПРОЕКТ

урока развивающего обучения

( система Л.В.Занкова)

Русский язык

2 класс

БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ, ОТЧЕСТВАХ, ФАМИЛИЯХ.

                                                                                                      Зачетная работа

                                                                              слушателя курсов повышения квалификации

                                                                                                         по проблеме

                                                                               «Особенности обучения детей младшего и  

                                                                                 среднего школьного возраста по системе

                                                                                        общего развития Л.В.Занкова»

                                                                               

                                                                                КУЗЬМИНОЙ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ

                                                                                 

                                                                                             учителя начальных классов

                                                                                     МБОУ СОШ № 20 г. Новомосковска

                                                                                                    Тульской области    

                                                                                       

                                                                                         Куратор: методист кафедры Д и НОО

                                                                                                         Морозова Н.Н.

Тула

2012

Проект урока

Тема: Большая буква в именах, отчествах, фамилиях. (СЛАЙД 1)

Цели и задачи:

  1. создание условий для формирования умения писать с большой буквы имена, отчества, фамилии;
  2. развитие речи, логического мышления, памяти, внимания;
  3. обогащение словарного запаса слов, кругозора учащихся
  4. воспитание нравственных качеств, умения работать в паре, группе.

 

Оборудование:

  1. Мультимадийный проектор, компьютер, экран или интерактивная доска для показа презентаций.
  2. Презентации по теме урока.
  3. Презентация “Гимнастика для глаз”.
  4. Т.Г. Рамзаева “Русский язык” 2 класс.
  5. Толковые словари.

Ход урока:

(СЛАЙД 1)


Этапы урока


Планируемая

деятельность

учителя


Предполагаемая  

деятельность

учащихся



Методический

комментарий

Психологический настрой

 

 
















Мобилизирующий этап

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 










Минута чистописания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целеполагнание

 

 

 

 

 

 

 

 

 






Открытие нового знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Определение темы урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 






















Гимнастика для глаз.

 

 

 


Словарно- орфографическая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Репродуктивная деятельность учащегося.

(Разноуравневая работа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





 

Проведение игры.

(работа в группах) 

 

 

 

 

 

 





















Физкультминутка

 

 

 






 

Работа с учебником

 

 

Рефлексия

 

 

Развитие логического мышления

 



Домашнее задание.









Оценочно-
рефлексивная
деятельность

 

 

 

 

 

 








Релаксация

-Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего настроения.





-Прочтите, пожалуйста, план нашего сегодняшнего урока. (СЛАЙД 2)  








На слайде игровое поле

(СЛАЙД 3)


– Скажите, какое задание мы должны выполнить?

– Как вы будите выполнять это задание (в паре, индивидуально, в группе)

– Кто расскажет, как выполнять задание?

 

На слайде буквы

(СЛАЙД 4)

а и о у Д


- Как вы думаете, для чего написаны буквы?
- Какое задание мы будем выполнять?
- Как легче выполнять это задание? Индивидуально, коллективно, в группе.

- Какую букву будем писать? Почему?

 

 

 






 




(СЛАЙД 5) 

Текст:

К празднику класс наряжали Андрей Соколов и Люба Иванова. Им помогала Ирина Васильевна.

- Прочтите текст.
Что вы заметили?
Обсудите это в группе.

 




Назовите тему урока.

- Чему будем учиться? (Цель).

 

 

 

 

Сформулируйте правило: Как пишется имена, фамилии, отчества?

-Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях – это орфография, почему?
- Как мы оформим правило?


- Составьте опорный конспект.

-Как вы будете выполнять это задание - индивидуально, в группе.








 Презентация «Гимнастика для глаз»





(СЛАЙД 9)

М Л А Я И Ф И

 

- Какое задание должны выполнить?
- Как будете выполнять задание?
- Какое слово получилось?
- Что такое фамилия?
- Каким образом человек получает фамилию?
- Что обозначает фамилия?

 

 

 

 

 


Как вы думаете, где мы можем найти определение значения слова «фамилия»?

- Как мы будем работать?

 

  

Что же такое фамилия?

 

 








- Кроме имени и фамилии у человека есть отчество.
- Как оно образуется?

 

Напишите в тетради, свою фамилию, имя, отчество.
- Какое задание вам предлагается?
- Как вы будете выполнять эту работу?

 

-Поиграем! (СЛАЙД10)

У-1
Исправьте ошибки:
Яблоко – сидоров
дмитрий – петров
вечер – Таня
загадка – люба

У-2
Разделить слова на группы
(А,а)ннушк, (с,С)естрица,
(П,п)етрович, (Т,т)итов,
(Б,б)оря, (Б,б)рат,
(Н,н)адя, (М,м)едведев.

У-3 
Написать фамилию, имя, отчество каждого члена семьи.

Наша фамилия Сидоровы. Нас в семье 4: мама, папа, сестра и я. Маму зовут Ольга Ивановна, папу - Николай Семенович, сестру Наташа, я – Дима. У нас дружная семья.

 

 Встаньте, если услышите слово, которое нужно писать с большой буквы – топаем, с маленькой – хлопаем.

Юрий, космонавт, пилот, Марина, ученик, Борис, Семенова, Таня.

 

-Откройте, пожалуйста, учебники. 

- У. 240
-Как будете выполнять?

 

 

 

Логическая задача

Меня зовут Лена. У моего брата одна сестра. Как зовут сестру моего брата?


-У.244 (Iв.), У.243 (IIв.)

По желанию, подготовить проектно - исследовательскую работу на тему «Что обозначают наши имена?» или «О чём говорят нам наши фамилии?»


- Какие задания вам больше всего понравились?
- Какие задания оказались трудными?

-Кто у нас был самым
внимательным?

 

- Оцените каждый себя.

 






- Какое у вас настроение? Покажите карточки.

Учащиеся обмениваются словами, приветствиями, добрыми пожеланиями друг другу.

 




1. Чистописание
2. Новый материал
3. Гимнастика для глаз
4.Словарно-орфографическая
работа
5. Работа по уровням
6. Игра
7. Работа с учебниками
8. Итог урока



- Найти путь первого и второго зайчика.

– По карточке будет выполнять каждый. (Показ карточки с буквой “Я”)

(Выполнение задания)

Ответы детей.

Путь зайчика 1 пролегал среди согласных букв, а путь зайчика 2 через гласные, заглавные.

(Дают характеристику букв)

 

 

 











-Проведем минутку чистописания




 

- Индивидуально
(Показ карточки с буквой “Я”)
Д- заглавная, прописная,
согласная, звонкая, парная, обозначает [ д]

[ д’]
Эта буква заглавная, остальные буквы гласные, строчные.
- Поэтому мы будем писать
Д

 Выполнение задания индивидуально.
Подчеркивание хорошо написанных букв. Оценка на полях.

  

Идет обсуждение в группе.
Выступление детей.
Андрей, Люба, Ирина – это имена. Они написаны с большой буквы.

- Васильевна – это отчество, тоже пишется с большой буквы.
-Соколов, Иванов, Петрова – это фамилии, пишутся с большой буквы.




Ответы детей.
“Заглавная буква в фамилиях, именах, отчествах’’.
(СЛАЙД6)
-Мы будем учиться писать заглавную букву в фамилиях, именах, отчествах.

Ответы детей.
Фамилии, имена, отчества пишутся с большой буквы.

- Потому что эти слова мы пишем с заглавной буквы. (СЛАЙД 7)

-Правило оформим в виде конспекта-алгоритма.





В группе.
Показ значка
(Обсуждение задания в группах) 

Конспект (СЛАЙД 8)

 


 





Дети следят за движением предметов на экране. 

 

- Составить слово.


- Индивидуально.
(Дети составляют слово).
- Фамилия


- Это общее имя семьи.
- Она переходит к человеку от родителей.


- Фамилия обозначает, что человек принадлежит к конкретной семье:
Ивановых,
Петровых,
Сидоровых.

Ответы детей


- Поработать со словарями.

 



Индивидуально.
(Работа с толковым словарем Ожегова)

Ответы:
- Фамилия – это семья. Она имеет свою историю.
Часто они указывают, как жили предки; Рязановы.

Некоторые говорят о профессии:
Гончаров, Плотников. Иногда фамилией становится имя матери: Марьин.

 

- Отчество образуется от имени отца.

 



Дети пишут в тетрадях.



- Работа по уровням.


-Индивидуально

 

 

 - В группе.
(Проводится игра)

 

 
























Выслушиваются выступления детей об итогах игры.

 Выполнение учащимися физкультминутки

 

 

 

 

 







-Индивидуально.

(Выполнение упражнения и его проверка).

 

Ответы детей.

 





Дети записывают д/з.










Ответы детей.

 

 

 

 

 

 


Дети показывают оценку.







Дети показывают карточки настроения.

Воспитание правил культурного поведения, умения общаться друг с другом. Создание благоприятной обстановки.

 

Настрой детей на урок.












Карточка находится на парте у каждого ребенка


Выполнение работы.

Умение ориентироваться в здании. Умение классифицировать.


При выполнении задания учащиеся сравнивают, анализируют, делают выводы

 

 

 

 

 

 

 

 

Ориентация на требование взрослого

 

 




















Умение
ориентироваться
в текстах,
выражать свои мысли, работа в группе.

 

 

 











Формирование умения делать выводы, формулировать правило, делать опорные конспекты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Учащиеся учатся аргументировать свои версии.

 

 

 

 

 

 

 

 



Глаза при работе очень устают, поэтому проводится гимнастика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 







Учитель работает над расширением кругозора учащегося, формирует умение работать со словарем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ этих задач позволяет оценить решение познавательных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организовать постепенную выработку детьми тех норм жизни, которые помогут чувствовать себя комфортно, проявлять чувства друг к другу, принимать активное участие в обсуждении с учетом адресной направленности.
Важно поддержать сознание причастности школьника в результате совместной деятельности.

 

 

 

 

 

 


Проведение физкультминутки помогает снять утомление детей, настроить организм на работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Учителем подобран материал на развитие логического мышления.

 

 

Задания «по желанию» помогут обучающимся пополнить свои знания об именах и фамилиях.

 

 

 

 

 










Подведены итоги, оценивание каждого учащегося, его фиксация. Оценки отпечатаны на листах и лежат на партах детей.

Карточки отпечатаны на листах и разложены на партах.

Используемая литература:
1. Н.Г. Калашникова “Личностно-ориентированный подход к формированию младшего школьника, как субъекта учебной деятельности”.
2. Рамзаева Т.Г. – “Обучение во 2 классе”, М.Просвещение 1989 г.
3. Ожегов “Толковый словарь”.
4. А. Зак “Развитие умственных способностей младших школьников”, М-1994 г.
5. Л.С. Выготский “Педагогическая психология”, М-1996 г.
6. Л. Тихомирова “Упражнения на каждый день”. Академия развития 1998 г.
7. В. Шукейло “Русский язык в начальных классах”. Пресс. 1999 г.
8. Г.А. Цукерман “Виды общения в обучении” 1993 г.

Кузьмина Наталья Николаевна


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Имена собственные и нарицательные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей" 2 класс

Знакомство с именами собственными и нарицательными. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей....

Конспект урока по русскому языку во 2 классе « Имена собственные. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях.»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема: « Имена собственные. Большая буква в именах,отчествах и фамилиях.»...

Открытый урок по русскому языку.1 класс."Большая буква в именах,отчествах и фамилиях".

Открытый урок по русскому языку 1 классТема урока "Большая буква в именах, отчествах и фамилиях."...

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей." 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.Цели урока:•  формировать умение писать с заглавно...

конспект урока по русскому языку на тему: "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей" 2 класс

Конспект урока по русскому языкуТема "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей"Цели деятельности учителя: формировать умения писать с заг...

Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях. 2 класс

Методическая разработка урока по теме: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях. 2 класс."...

Конспект открытого урока русского языка по теме "Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей"

Конспект урока русского языка во 2 классе УМК "Школа России" по теме "Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей"...