Сообщение-доклад "Решение орфографических задач"
статья по русскому языку (1 класс) на тему
Сообщение-доклад "Решение орфографических задач"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_orfograficheskih_zadach.docx | 15.92 КБ |
Предварительный просмотр:
- Вступление "Значение родного языка и задачи обучения языку"
- Обучение решению орфографических задач (в 1 классе)
а) решение звуко-буквенных задач
б) решение орфографических задач
- Литература
Язык является важнейшим средством общения между людьми. Говорящий всегда что-то сообщает собеседнику, или спрашивает его о чём-то, или побуждаёт его к чему-либо, причем, конечно, желает, чтобы собеседник понял его; собеседник же воспринимает и стремится понять говорящего адекватно мысли или желанию говорящего.
Ребёнок с первых шагов своей жизни, в целях общения с окружающими его людьми, и в условиях дошкольного воспитания, и на разных ступенях школьного обучения учится владеть средствами родного языка по крайней мере в такой степени, чтобы быть понятным окружающими людьми и понимать их.
Задача начального обучения русскому языку как родному состоит в том, чтобы:
- Продолжить процесс усвоения детьми основных форм родного языка, №разговорно-бытового стиля», начатый ещё в дошкольном возрасте;
- Организовать регулярное, интенсивное и более систематическое обучение нормам литературного языка, элементам «книжного стиля».
Школа обязана научить ребенка языку в такой степени, чтобы он наилучшим образом умел выражать свои мысли и сам понимал мысли других.
Говоря о роли языка как средства общения и выражения мыслей, мы в то же время ни на минуту не должны забывать, что язык служит важным средством познания действительности.
Одна из важнейших задач обучения русскому языку в начальных классах – научить детей «владеть устными и письменными формами языка в пределах, доступных для их возраста».
Перед начальной школой ставится и другая задача – «сообщать начальные сведения по языку и литературе».
В семье, в детском саду ребенок усваивает родной язык чисто практическим путём, подражая взрослым, сопоставляя, обобщая. В школе к этому обычному, естественному процессу добавляется усвоение языка через книгу, через учебник, через теорию.
«Начальная школа призвана…обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма». Любой навык, в том числе и орфографический , «формируется в деятельности и является результатом многократных действий» (Д.Н.Богоявленский), в методике обучения орфографии уделяется серьезное внимание изучению закономерностей такой деятельности, а также поиску путей и средств повышения эффективности обучения орфографии с учетом этих закономерностей. Выделены и разрабатываются способы усвоения орфографии школьниками:
- Соотнесение звучащих единиц речи и графических единиц письма;
- Запоминание графического состава слова;
- Решение орфографических задач.
Последний способ обладает наибольшим развивающим потенциалом.
Уже в 1 классе в соответствии с действующей программой начинается обучение решению орфографических задач некоторых типов.
Это задачи:
- На выбор буквы для обозначения звука (звуко-буквенные), например:
Тр [а-о] ва ж [и-ы] л
- На выбор заглавной или строчной буквы для выделения имен собственных и начала предложения.
- На определение места знака переноса в слове, например:
оре – хи или о-рехи
лей-ка или ле-йка
коль-цо или кол-ьцо
- На слитно-раздеьное написание слов, например:
в классе или вклассе
Наибольшие трудности вызывает у первоклассников решение задач звуко-буквенного типа, о чем свидетельствуют многочисленные ошибки на правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учимся решать орфографические задачи в правописании личных окончаний глаголов.
Урок разработан с применением ИКТ и носит интегрированный характер, направлен на отработку умений писать личные окончания глаголов и знакомство детей с традициями чаепития. Урок строился на основе меж...
Конспект урока русского языка на тему: "Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн], [с\'н\'] и способы её решения.
Тема урока: "Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн], ]с\'н\'] и способы её решения"Цель урока: усвоение основ орфограммНа уроке ребята узнают, что некоторые звуки руссого языка трудно ...
Открытый урок по русскому «Учимся записывать орфографические задачи»
Открытый урок по русскому языку...
Статья "Развитие умения младших школьников решать орфографические задачи в процессе работы с парными по глухости – звонкости согласными"
Методическая разработка раздела образовательной программы...
Урок русского языка по теме ". Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных." 4 класс УМК"Гармония"
Цель. Обучить способу действия для решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных. Задачи. 1.Формировать у учащихся представление о способе действия для решения орфографи...
Урок русского языка 2класс Решаем орфографические задачи в корне слова
- Обобщение и систематизирование знаний по теме «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова», - обеспечить применение учащимися знаний способов действий при решении орфогра...
Путешествуем по Оренбургской области. Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных
Урок русского языка в 4 классе по программе "Гармония" посвящён повторению правил написания окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонений....