Урок для учащихся 3 класса по теме "Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю, я"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок для учащихся 3 класса по теме  "Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю, я"  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u.docx32.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю, я.

Название программы: адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1

Форма урока: урок-игра.

Цель урока: создание условий для формирования навыка обозначения мягкости согласных буквами и, е, ё, ю, я.

Задачи:

-обучать умению обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами е, ё, ю, и, я;

- закреплять умение различать гласные и согласные буквы, твёрдые и мягкие согласные звуки;

- корригировать и развивать аналитико-синтетическую деятельность на основе упражнений «Найди лишнее», «Подбери слова к схемам», «Угадай слова», подбора подходящих по смыслу слов в предложения;

-воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Класс  3

Технологии, используемые на уроке: проблемно-поисковая, рефлексивного обучения, коммуникативные, имитационно-игровые, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, ИКТ, уровневая дифференциация.

Методы, используемые на уроке: наглядный (презентация, предметные картинки), словесные (беседа, рассказ, диалог), практический (подбор слов к схемам, выделение гласной перед мягкими и твёрдыми согласными, составление и запись слов, подбор подходящих по смыслу слов, запись предложений, работа с книгой), частично-поисковый (на этапе изучения нового).

Оборудование: «Дорожка букв», картинки с изображением персонажей  мультфильма «Смешарики», слайдовая презентация, ноутбук, проектор,  пособие для коррекции мелкой моторики, офтальмотренажёр, экологический букварь, подвесная  вертушка, офтальмотренажёр, схемы слов, схемы-опоры для целеполагания, карточки с заданиями для работы в группах, парах, индивидуальной работы, фишки для оценивания, подвесная рейка, сигнальные карты.

  1. Организационный момент.

Цель: создание условий для организации работы учащихся на уроке по изучению темы.

Задачи: закреплять умение различать гласные и согласные буквы, твёрдые и мягкие согласные звуки, корригировать и развивать аналитико-синтетическую деятельность на основе упражнения «Найди лишнее», создать благоприятный психологический климат, воспитывать организованность.

Деятельность учащихся

Деятельность педагога

Развиваемые (формируемые) компетенции

Восприятие информации.

Дети проходят по «Дорожке следов» , которую, по сюжету урока,  кто-то оставил, забежав в класс,  проговаривают буквы, напечатанные на «следах».

Дети отвечают на поставленный вопрос.Предполагаемый ответ: согласная б. «Превращают»  твёрдый согласный в мягкий,   занимают свои рабочие места.

Учащиеся проверяют наличие учебных принадлежностей.

Проверяют наличие необходимых принадлежностей.

Восприятие информации.

Вербальное приветствие детей в стихотворной форме.

Приложение5 №1

Постановка проблемной задачи через упражнение «Найди лишнее».

Проверка готовности учащихся к уроку.

Проведение инструктажа учащихся о ходе урока и поощрении учащихся.

Приложение №2, 3

Создание доброжелательной атмосферы

Умение дифференцировать гласные-согласные.

Умение организовать рабочее место

Формирование мотивации к обучению, умение слушать и воспринимать инструкцию

2. Актуализация познавательной активности:

Цель: организация актуального развития обучающихся с учетом особенностей их развития.

Задачи: закреплять каллиграфические навыки,  умение различать твёрдые и мягкие согласные,  корригировать и развивать мелкую моторику, аналитико-синтетическую деятельность на основе упражнений в классификации, воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Деятельность воспитанников

Деятельность педагога

Развиваемые (формируемые) компетенции

Учащиеся по очереди называют слоги с твёрдыми и мягкими согласными из домашней работы, проверяют на слайде, участвуя в игре.

Оценивание фишками.

Сигнальными картами показывают, были ли трудности при выполнении задания, осталось ли что-то непонятным, или всё удалось.

 Учащиеся « дают витаминки» Смешарикам.

 Учащиеся в тетрадях выполняют  индивидуальные задания (вставить пропущенную букву, прописать слог с правильным соединением).

Учащиеся прописывают букву, соединения буквы я с другими буквами, вставляют пропущенные буквы в словах яблоко, ребята. Подчёркивают мягкие и твёрды согласные.

Один ученик у доски, остальные в тетрадях.

Оценивают себя фишками. Сигнальными картами показывают, были ли трудности при выполнении задания, осталось ли что-то непонятным, или всё удалось.

Организация проверки домашнего задания через дифференцирование мягких и твёрдых согласных путём фронтального опроса с  использованием презентации (игра «Усади слоги»).

Вербальное и невербальное поощрение.

Проведение разминки для рук в игровой форме «Витаминки для Смешариков».

Организация индивидуальной работы над ошибками.

Организация повторения написания буквы, соединений данной буквы с другими,  изученных словарных слов  с данной буквой в процессе проведения минутки чистописания с использованием комментированного письма, дифференциации твёрдых и мягких согласных.

Вербальное и невербальное поощрение.

Умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану,дифференцирование мягких и твёрдых согласных

навык рефлексии

 

коррекция мелкой моторики

индивидуально

правильное написание буквы, соединение буквы с другими, написание словарных слов, дифференциация мягких и твёрдых согласных

навык рефлексии

Физминутка

Цель: улучшить соматическое состояние детей, снять усталость.

  1. Музыкальная физминутка. Зарядка Кроша.
  2. Офтальмотренажёр.

  1. Постановка цели и задач урока.

Цель: обучение умению планировать свою деятельность, используя полученные  знания.

Задачи: учить ставить цели с опорой на схемы с частичной помощью учителя, корригировать и развивать аналитико-синтетическую деятельность при работе со схемами-опорами, стимулировать обучающихся к изучению новой темы,

Деятельность воспитанников

Деятельность педагога

Развиваемые (формируемые) компетенции

Восприятие информации.

Восприятие информации.

Определение задач урока учащимися на основе схем-опор с частичной помощью учителя.

а) введение в тему

Постановка проблемной ситуации в игровой форме через работу со схемами. Приложение №5.

б) объявление темы

в) целеполагание

определение  задач урока на основе схем-опор с частичной помощью учителя.

Приложение №4.

 Умение пользоваться знаками, символами, предметами и заместителями;  работать с несложной по содержанию и структуре информацией

  1. Изучение нового материала.

Цель: создание условий для формирования понятия об обозначении мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю, я.

Задачи:

-формировать представление об обозначении  мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю, я;

 - корригировать и развивать аналитико-синтетическую деятельность на основе работы по классификации;

-воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Деятельность воспитанников

        

Деятельность педагога

Развиваемые (формируемые) компетенции

Выполняют задания по классификации: раскладывают карточки со словами в 2группы.

1- слова с первым мягким согласным

2- слова с первым твёрдым согласным.

Выделяют стоящую перед согласной буквой гласную.

Дети называют гласные перед мягкими, твёрдыми согласными.

Формулируют вывод, используя схемы-опоры: после мягких согласных пишутся гласные е, ё, и, ю, я, после твёрдых согласных а, о, у, ы. При неправильном выборе буквы может поменяться смысл слова.

Оценивание фишками. Работа с сигнальными картами.

Организация групповой работы по классификации карточек со словами в соответствии со схемами  с мягкими и твёрдыми согласными, отличающимися гласной. Определению гласной, находящейся перед мягким согласным, твёрдым согласным. Приложение 6.

Заполнение со слов учащихся схем гласными буквами на экологическом букваре (перед обозначением мягкого согласного на место обозначения гласной помещаются буквы е, ё, ю, я, и, перед обозначением твёрдого согласного на место обозначения гласной помещаются буквы а, о, у, ы).

Вербальное и невербальное поощрение.

Коммуникативные навыки

Умение классифицировать на наглядном материале

представление об обозначении  мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю, я;

Навык рефлексии

Физминутка

Цель: улучшить соматическое состояние детей, снять усталость.

«Дотронься до…»

-Дотронуться до красного. Дотронуться до мягкого. Дотронуться до холодного. Дотронуться до тёплого (нашли конверт с заданием).

5. Закрепление и повторение изученного материала

Цель:  обучение применению  полученных знаний при написании слов с мягкими и твёрдыми согласными.

Задачи:

- обучать умению обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами

е, ё, ю, и, я;

-корригировать и развивать аналитико-синтетическую деятельность на основе  упражнения «Угадай слова», «Подбери по смыслу»;

-воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Деятельность воспитанников

Деятельность педагога

Развиваемые (формируемые) компетенции

Угадывают слова по первому слогу и подсказке учителя. 1 ученик записывает на доске, остальные – в тетрадях. Подчёркивают

Мягкие и твёрдые согласные перед гласными.

Работают в парах, вставляя подходящие по смыслу слова в предложения на карточках.

Учащиеся записывают составленные предложения, во  вставленных словах выделяют первые мягкие и твёрдые согласные.

Обмениваются тетрадями в парах, проверяют выполненную работу. Работа с сигнальными картами.

На подвесном шаре находят карточку с заданием.

Чтение заданий учащимися, анализ и разбор.

Письменная работа учеников.

Учащиеся III группы списывают  первое предложение с рукописного текста. Учащиеся II группы списывают  1 предложение, подчеркивают мягкие согласные.

Учащиеся I группы списывают

предложения, подчеркивают  мягкие согласные.

Учащиеся читают предложения, называют

мягкие согласные.

Оценивание фишками. Работа с сигнальными картами.

Организация фронтальной работы в игре «Угадай слова» для определения мягких и твёрдых согласных. Приложение №6.

Организация дифференцированной  работы в парах для подбора подходящих по смыслу слов в предложения, определению мягких и твёрдых согласных в игре «Слова заблудились». Приложение№7.

Индивидуальная работа с учащимися III группы.

Организация самостоятельной письменной работы

Организация взаимопроверки.

Вербальное и невербальное поощрение.

Организация работы с учебником через коллективное обсуждение правильности выполнения задания в тетради. Приложение №8.

Организация самостоятельной письменной работы.

Организация индивидуальной работы с учащимися III  группы.

Организация фронтальной проверки.

Вербальное и невербальное поощрение

умение обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами

е, ё, ю, и, я;

коммуникативные навыки

 

Навык самостоятельной работы

контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;  соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов)

Навык рефлексии

6  .  Дача домашнего задания.

Цель: информирование  учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Задачи: сообщить и разъяснить домашнее задание, воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Деятельность учащихся                    

Деятельность учителя            

Развиваемые (формируемые) компетенции

Дети слушаю инструкцию учителя, составляют план работы, записывают задание в дневник.

Инструктаж учителя по выполнению дифференцированного домашнего задания.

Приложение №9.

Умение работать с несложной по содержанию и структуре информацией

  1. Подведение итогов и оценка работы обучающихся.

Цель: создание  условий для подведения итогов урока, оценивания  деятельности учащихся, развития навыков рефлексии.

Задачи: оценить работу учащихся, учить детей анализировать свою деятельность, корригировать и развивать аналитико-синтетическую деятельность через рефлексию своей деятельности, воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Деятельность воспитанников

Деятельность педагога

Развиваемые (формируемые) компетенции

Ответы учащихся по опорам, представленным на этапе целеполагания.

Организация рефлексии, оценивание учащихся.

Вербальное и невербальное поощрение.

Приложение №10.

Умение оценивать свои действия , соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев

Приложение 1.

Слова-приветствия учителя:

Звенит звонок, звонок зовёт,

И начинается урок.

Приложение 2.

Поощрение учащихся в ходе урока:

У каждого учащегося - картинка с изображением Ёжика – персонажа мультфильма «Смешарики». У ёжика на колючках - фишки. В течение урока при выполнении заданий без ошибок учащиеся снимают 2 фишки, с ошибками-1 фишку.

Приложение 3.

Сюжет урока:

В класс кто-то забежал, наследил. Учащиеся проходят  по «Дорожке следов», выполняя задание.

Обнаружение, демонстрация изображений героев мультфильма «Смешарики» Кар-Карыча и Лосяша. Формулировка целей их появления (необходимо провести расследование).Кар-Карыч  и Лосяш набирают команду для проведения расследования в игре «Усади слоги».Учащиеся раздают «витаминки» Лосяшу и Кар-Карычу для того, чтобы было много сил при расследовании.Показ картинки с изображением домов Смешариков. Сообщение о том, что по соседству появились новые дома. В каждом доме живёт звук, обозначенный буквой. В первом доме-мягкий согласный, во втором-твёрдый. Смешарики хотят узнать, какие же гласные живут в доме с  мягким согласным, а какие –с твёрдым ? Тема урока: обозначение мягкости согласного гласными буквами.

-Что узнаете, проводя расследование? Чему будите учиться?  (по опорам для целеполагания).

-Для чего этому нужно учиться? Чтобы правильно писать слова.

Проведение расследования. Определение, гласных,  живущих в доме с  мягким согласным, с твёрдым. Выполнение заданий в ходе дальнейшего расследования.

Приложение 4.

Схемы для целеполагания:

        

====       ?

Приложение 5.

Схемы при изучении новой темы:

Приложение 6.

Слова для работы в группах при изучении новой темы:

Нос-нёс   Рад-ряд   Был-бил   Лук-люк    перо

Приложение 6

Игра «Угадай слова»

На экологическом букваре– карточки со слогами:

ба    ве   до

Учитель указывает на один из слогов, даёт подсказку-описание. Дети угадывают слово.

Ба- помещение для мытья человека с горячим воздухом – баня.

Ве- связка прутьев или веток  для подметания –веник.

До- небольшой дом- домик.

Записывают на доске и в тетрадях, подчёркивают мягкие и твёрдые согласные.

Приложение 7.

Материал для игры «Слова заблудились»

Минимальный уровень:

В норке живёт … .        мишка, мышка

Это косолапый … .

Достаточный уровень:

В норке живёт … .        мишка,  мышка

Это косолапый … .  

Дедушка, … . Здесь находится цветущий … .       сад  сядь

Приложение 8.

Работа с учебником: с.39 упр.3

Якубовская Э.В. , Коршунова Я.В. Русский язык, Часть 1,  3 класс, Москва, Просвещение, 2018.

Приложение 9.

Домашнее задание:

 III уровень - с.39 упр.5

II уровень – с.39 , списать слова

I уровень- списать слова, выделить мягкие согласные

Приложение 10.

Подведение итогов, рефлексия.

-Чему учились на уроке?

Ответы учащихся по опорам, представленным на этапе целеполагания.

-За что можешь себя похвалить? Какое задание было самым трудным? Какое выполнено с ошибкой? Что нужно делать, чтобы ошибки не повторились?

Подсчёт фишек. Объявление отметок с комментарием.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку по теме:"Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком. Мягкий знак на конце слов."

Конспект урока по рускому языку по теме: "Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком.Мягкий знак на конце слов"с презентацией.  1 класс...

Урок обучения грамоте. Тема урока: "Звук [и]. БУКВЫ И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И".

Урок-сказка разработан для 1 класса по ФГОС. Программа "Планета Знаний". Конспект урока содержит разнообразный занимательный материал, что повышает познавательный интерес обучающихся к изучаемому мате...

Отзыв на открытый урок обучения грамоте (литературного чтения) в 1 В классе на тему: «Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И»

Отзывна открытый урок обучения грамоте (литературного чтения) в 1 В классена тему: «Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И»...

Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Обозначение мягкости согласных на письме гласными " 1 класс

Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Обозначение мягкости согласных на письме гласными " 1 класс...

Конспект коррекционно-логопедического занятия для учащихся 2 класса обучающихся с ОВЗ (с задержкой психического развития) Тема: «Обозначение мягкости согласных на письме посредством мягкого знака»

Грамматическая тема: Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.Лексическая тема: Обобщение словаря учащихся.Коррекционно-образовательные задачи:1.Познакомить  с обозначение мягкости со...