Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Обозначение мягкости согласных на письме гласными "
учебно-методическое пособие по русскому языку (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
Тема: «Обозначение мягкости согласных на письме гласными ».
Тип урока: открытие нового знания;
Цель: систематизировать знания о буквах, обозначающих мягкость согласных на письме.
Планируемые результаты
предметные: -определять «работу» гласных букв после согласного в слове;
-правильно и точно говорить и писать на родном языке, -уметь обозначать мягкость согласных на письме гласными, -определять и правильно произносить мягкие и твердые согласные звуки; - распознавать модели условных обозначении твердых и мягких согласных
личностные: - проявлять интерес к новым знаниям; - выполнять правила поведения ученика на уроке; - выявлять причины успешности/ неуспешности в учебной деятельности
Оборудование: компьютер, проектор, русский язык : 1 класс: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий
№ | Этап урока Метод и приемы | Хро-нометраж | Содержание урока. Деятельность учителя. | Деятельность ученика | УУД |
1. | Организационный Словесный | ≈ 2 | Здравствуйте, ребята. Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. | Эмоционально настраиваться на работу. | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Осознание необходимости рабочего настроя на уроке. |
2. | Актуализация знаний. Этап повторение. Словесный Приём закрепления и сравнения. Фронтальный опрос. Учебный диалог. | ≈ 5 | Ни к чему стоять на месте, От безделья скучать, Мы попробуем все вместе Что-то новое узнать. Всех внимательных, пытливых Важные открытья ждут. По дороге школьных знаний Всех к успеху приведут! Под таким девизом и проведём этот урок. Ребята, посмотрите на доску, и прочитайте строчки из стихотворения: Буква «э» на «с» дивится, Словно в зеркало глядится, Сходство есть наверняка, Только нету языка. -Скажите, какие буквы мы будем писать? (э, с). -Откройте свои тетради, отступите две строчки, запишите сегодняшнее число. - Чем похожи и чем различаются строчные буквы «с» и «э»? (при написании полуовалом, различаются тем , что пишутся в разные стороны и у буквы э имеется язычок, а у буквы эс его нет.) – Запишите эти буквы себе в тетрадь. -Как почтительно обращаются к мужчине в Англии? (сэр). –Запишите это слово себе в тетрадь, раскрасьте схему и запишите транскрипцию к этому слову. Один человек у доски. Давайте теперь проверим правильно ли мы выполнили задание. - Поменяйте первую букву в слове сэр и получится глава города. (мэр). –Запишите это слово себе в тетрадь, раскрасьте схему и запишите транскрипцию к этому слову. Один человек у доски. Давайте теперь проверим правильно ли мы выполнили задание. - Посмотрите на доску, прочитайте слова : Соска, усы, шоссе, экран, эму - прочитайте слова по слогам шёпотом, спишите их в тетрадь. -Подчеркните слова, которые нельзя переносить. (усы, эму). Почему? ( при переносе гласная буква не должна оставаться). | Воспринимать информацию ,сообщаемую учителем. Поддерживать учебный диалог Читать стихотворение Повторять ранее изученные буквы Анализ слов Поддерживать учебный диалог Читать, списывать и подчеркивать слова | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия. К: учитывать разные мнения и интересы, и обосновывать собственную позицию П: строить речевые высказывания в устной форме. Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. |
3. 4. 5. | Постановка учебной задачи и ее решение Метод: создание проблемной ситуации. Физ. Минутка Решение частных задач Итог урока. Рефлексия. | ≈ 10 ≈20 =5 | Посмотрите на доску, скажите, какая буква пропущена и почему? М_Л (гласная, находится между согласными). -Какие могут получится слова? ( мал, мел, мыл, ..) - Скажите в слове мел, что обозначает гласная? (мягкость предшествующего согласного) Тему: нашего сегодняшнего урока прочитайте на доске «Обозначение мягкости согласных на письме гласными ». Цели: -определять «работу» гласных букв после согласного в слове; - обозначать мягкость согласных звуков буквами на письме. -Прочитайте слова. Назовите слова, в которых все согласные звуки мягкие. Деньки, слезинки, пять, ученик. -Как обозначена мягкость согласных на письме? (гласными буквами е, и, я, ё, ю , буква ь). -Скажите, все ли гласные обозначают мягкость согласного? ( нет). -Приведите пример. (дым, дом). Игра «Оживи буквы гласных» вместо прочерков вставь согласные буквы так, чтобы получилось слово: _ е _ и (реки, мели, вели, неси,…..) _ и _ а (Мила, мила, пила,..) И _ а (Ира) - Сможете ли вы, не называя слова, определить, в каком из них все согласные звуки мягкие, а в каком и мягкие и твердые? Как? (Да, смотрим на гласные) -В каком из этих слов все согласные звуки мягкие ? (1). - В каких и мягкие и твердые? (2,3). - Давайте еще раз проверим, подберите слова. А теперь давайте встанем и разомнемся. -Продолжаем нашу работу. -Откройте учебник на странице 81, поставили пальчик на начало голубой записи в верху странице. Кто прочитает? - Теперь нашли 1 упражнение, поставили пальчик. Кто прочитает задание. Стихотворение читаем по цепочке. - Объясните написание выделенных в словах букв? (гласные буквы, обозначают…, и так, по очереди). -Спишите третье предложение. - Произнесите все согласные звуки в слове апрель. (п, рь, ль). -Какой из них твёрдый, а какие- мягкие согласные звуки? Переходим к упражнению № 2. -Рассмотри предметы, назови их (лук, люк). -Произнесите каждое слово- название предмета. - А остальные слушайте внимательно, какими звуками они различаются. -Какой из них твёрдый, а какой- мягкий согласный звук? На странице 82. Найдите запись Вспомни. - Давайте прочитаем, кто выйдет покажет? Упражнение № 3. Найдите оранжевые рамки. Поставьте пальчик на первую рамку. -Прочитайте каждую пару слов. Произнесите звуки, которые обозначены выделенными буквами. - Какими буквами обозначена на письме твердость и мягкость согласных звуков в данных словах? (а,я, ..) -Спишите слова, в которых первый звук мягкий согласный. В рамке найдите правило, давайте прочитаем. Упражнение №5. На странице 83. -Посмотрите на задание.- твердые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме буквами. - Произнесите каждую пару звуков, одинаковой ли буквой они обозначены на письме? (да). - А теперь произнеси непарные согласные звуки. Какие из них твердые, а какие мягкие? -Догадайтесь , для чего в этой таблице даны буквы, обозначающие гласные звуки, и буква «мягкий знак»? (гласные буквы на письме обозначают твердость и мягкость предшествующего согласного). Подводим итоги урока: - Давайте еще раз хором произнесем правило мягкости и твердости согласных звуков. Какие цели мы ставили в начале урока? Цели: -определять «работу» гласных букв после согласного в слове;- обозначать мягкость согласных звуков буквами на письме. -Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных на письме? Твердость? –Какой еще буквой обозначают мягкость согласных на письме.-Найдите на странице. 85 упражнение № 9. Дома 5 раз прочитайте выразительно это стихотворение, вставляя пропущенные буквы. -Урок окончен, Спасибо за работу. |
Поддерживать учебный диалог Формулировать тему урока. Знакомится с целями урока. Называть слова, в которых все согласные звуки мягкие. Приводить примеры слов, в которых гласные не смягчают согласные звуки Участвовать в игре Определять в каком слове все согласные звуки мягкие. Выполнять задание Проверять правильность выполнения задания, рассуждать произносить слово- название предмета поддерживать учебный диалог Произносить звуки, которые обозначены выделенными буквами. Читать хором правило Произносить каждую пару звуков Обобщать информацию Поддерживать учебный диалог Подводить итог | Р: принимать и сохранять учебную задачу. П: проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнений; П: строить речевые высказывания в устной форме. Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнений; Л: установка на ЗОЖ. Р: принимать и сохранять учебную задачу. П: строить речевые высказывания в устной форме. Р: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнений; Л:Самооценка на основе критерия успешности; Контроль и оценка успешности деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе "Согласные буквы П,п. Звуки {п} ,{п`}"
Урок по обучению грамоте в 1 классе. УМК "Школа России". Автор учебника В.Г. Горецкий и др.Цель: познакомить с согласными буквами П и п, звуками.Этот материал рекомендован молодым учителям....
Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Обозначение мягкости согласных на письме гласными " 1 класс
Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Обозначение мягкости согласных на письме гласными " 1 класс...
Конспект урока по обучению грамоте (чтение) по теме: «Согласные звуки д, д*, буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д,т»
Педагогическая цель. Создать условия для формирования умений сопоставлять слоги и слова с буквами Д и Т, развития связной речиТип урока. Решение частной задачиПланируемые результаты (предметные)....
конспект урока по обучению грамоте с использованием логоминутки "Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п".
Как один из аспектов этой работы был задуман (и в настоящее время разрабатывается) комплекс «логопедических минуток» на уроках русского языка. «Логопедические минутки» - это непродолжительные по време...
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс. "Парные согласные Д-Т".
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс. "Парные согласные Д-Т"....
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе«Согласный звук [ш],буквы Ш,ш.»
Методическая разработка урока обучения грамоте по теме «Согласный звук [ш],буквы Ш,ш.»...
Конспект урока по обучению грамоте "Парные звонкие иглухие согласные.Закрепление"
Урок закрепления знаний по обучению грамоте с карточками для учеников....