Русский язык, конспект урока, тема "Приставка"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Шулунова Марина Морзевна

Конспект урока русского языка по теме "Приставка", 2 класс, УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yu-_konspekt_uroka_russkogo_yazyka_pristavka_2_klass.docx61.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Тема: Приставка

Цель урока: организовать условия для формирования понятия: «Приставка».

Планируемые результаты:

Предметные:

Формировать понятие приставка.

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели через организацию работы по постановке целей урока;

Развитие логических действий: анализ, сравнение через выполнение задания по наблюдению за признаками понятия «Приставка».

Регулятивные:

принятие  и сохранение учебной задачи через установку учебной задачи для учащихся.

умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности через работу с сигнальными карточками, совместное определение критериев для контроля;

умение выполнять оценку своей деятельности через работу с оценочными листами;

умение действовать по плану через организацию работы по отработке алгоритма.

Коммуникативные:

умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения через организацию групповой работы.

Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развитие познавательных интересов, учебных мотивов через организацию работы по созданию интеллектуального конфликта.

Оборудование: Сюжетные картинки, сигнальные карточки, оценочный лист, учебник 2класс 2 часть «Русский язык» автор Климанова.

Развитие логических действий: классифкация;

умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности

Э.У.Повторение написания словарных слов.

ОДЗ: Повторить словарные слова.

Вид работы: Словарная работа.

УЗУ:

-познакомить с новым словарным словом;

-закреплять умение писать словарные слова;

-формировать умение классифицировать объекты через беседу о деревьях.

УЗу: Сейчас мы будем работать со словарными словами

ПЗ: для этого мы с вами под диктовку запишем слова.

О-Д: откройте тетради, приготовьтесь писать, подчеркивая орфограммы и отвечать на мои вопросы. Внимательно слушайте ответы своих одноклассников. Если хотите дополнить, то поднимите руку.

О-К: У-как мы будем контролировать деятельность друг друга при работе со словарными словами?

Д: Если кто-то  ответил не верно, допустил ошибку нужно поднимать красную сигнальную карточку, если все верно, то зеленую.

Содержание:

У: бант, арбуз, богатырь, дуэт, звезда, ключ, герб, директор, поэт, береза.

Д: мы еще не изучали слово береза.

У: вот сейчас с ним и познакомимся, кто объяснит значение  слова берёза?

Д: берёза – это дерево.

У: но сосна, кедр, ель - это тоже деревья.

Д: берёза – лиственное дерево, а сосна, кедр, ель – хвойные деревья.

У: назовите еще, по каким признакам можно отличить берёзу от других растений, даже лиственных.

Д: у берёзы белая кора и листья напоминают сердечки.

У: это дерево мы считаем своим, исконно русским, хотя название его знакомо большинству  народов. Оно уходит в глубокую древность и означает «блеск», «белизна». Ведь и кора берёзы – береста носит похожее название. Но ни в одной стране нет столько берёз, как у нас. Мила она русскому человеку. Береза и в песнях, и в загадках, и в сказках. А сколько рек, сел, деревень названо в честь нашей веселой красавицы. Любит наш народ свою березоньку и за красоту ее, и за пользу, которую она приносит.

У: какая орфограмма встретилась в слове береза?

Д: безударная гласная, непроверяемая ударением.

У: где находится эта орфограмма?

Д: в середине слова.

У: где мы можем посмотреть правописание данного слова?  

Д: в орфографическом словаре.

У: у вас на партах лежат словарики, найдите данное слово там. А какие знания нам помогут быстро отыскать нужное слово в словаре?

Д: слова в словариках располагаются по алфавиту.

У: все нашли данное слово?

Д: да.

У: посмотрите, как правильно пишется слово «береза», какая буква стоит на месте орфограммы. Теперь закройте словарики, давайте составим предложение со словом «береза».

(Выслушивание предложений, составленных детьми)У: вы предложили очень хорошие варианты предложений со словом «береза», я предлагаю вам записать вариант, который составила моя знакомая девочка. «Под моим окном растет береза». Запишите это предложение, подчеркивая все изученные орфограммы. (Учитель диктует детям еще раз предложение по словам)

К-Р:

Контроль со стороны учителя: Учитель контролирует, чтобы все ученики работали и выполняли задание правильно.

Контроль со стороны учащихся:  Ученики контролируют друг друга при помощи сигнальных карточек, если ученик допускает ошибку, то остальные поднимают красную карточку, если верно, то зеленую.

О-Р:

У: ребята, чему мы учились, выполняя это задание?

Д: мы учились правильно писать словарные слова.

У: каким образом можно научиться правильно писать словарные слова?

Д: чтобы правильно написать словарное слово, нужно посмотреть его написание в орфографическом словаре.

У: зачем нам словарь? Разве мы не можем определить какая в данном слове орфограмма и проверить ее?

Д: словарные слова нельзя проверить! Поэтому они и называются словарными.

Принятие  и сохранение учебной задачи через установку учебной задачи для учащихся.

Умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности через работу с сигнальными карточками, совместное определение критериев для контроля.

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели через организацию работы по постановке целей урока.

Развитие логических действий: анализ, сравнение через выполнение задания по наблюдению за признаками понятия приставка.

Развитие логического действия: подведения под понятие через организацию работы по формулированию понятия.

 умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения через организацию групповой работы.

умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности через работу с сигнальными карточками, совместное определение критериев для контроля;

умение действовать по плану через организацию работы по отработке алгоритма.

умение выполнять оценку своей деятельности через работу с оценочными листами.

1.Введение учебно-практической задачи.

УзУ: организовать работу по созданию интеллектуального конфликта; формировать умение принимать, сохранять  учебную задачу; формировать умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Узу: Сейчас мы с вами продолжим учиться выделять известные нам части слова. И продолжим учиться контролировать  деятельность друг друга.

ПЗ: Для этого мы выполним задание.

О-Д:

У: На доске написаны слова, вам нужно прочитать слово, выделить известные части слова, действуя по алгоритму.  Для выполнения задания выходим к доске по цепочке.

О-К:

У: внимательно следите за ответами одноклассников. Как мы будем контролировать деятельность друг друга?

Д: по критериям

  1. правильность соблюдения алгоритма.
  2. правильность выделения частей слова.

Содержание:

Языковой материал: гора, лисий, море,  звони, сапогами, вход.

Даша: слово гора, Определю окончание.изменяю слово-  ( кого?) горы, ( чем?) горой. Сравниваю: меняетсяа  на  ы   на ой. Значит  -а  -это окончание. Выделяю его. Найду  корень слова. Гора это  горная местность,. Подберу родственные  слова: горный – относящийся к горе; нагорье - участок земли, содержащий гору, пригорок – место, которое находится рядом с горой.Все родственные слова имеют общую часть гор, значит это корень слова. Выделяю его.  Проверяю себя.Все части слова выделены. Дети поднимают зеленую карточку.

Дима: слово лисий.  Определю окончание. Изменяю слово (какая?) лисья, (какое?) лисье, (какие?) лисьи. Сравниваю: меняется ийна я на е на и. Значит –ий – это окончание. Выделяю его. Найду корень слова. Лисий –относящийся к лисе. Подберу родственные слова: лиса – хищное млекопитающее, лисочка – ласковое название лисы; лисенок - детеныш лисы. Все родственные слова имеют общую часть лис, значит это корень, выделяю его. Проверяю себя.Все части слова выделены. Дети поднимают зеленую карточку.

Оля: Слово море.Определю окончание. Изменяю слово ( много) морей, (кого?) моря,  (чем?) морем. Сравниваю: меняются е  на ей на я на ем.  Значит –е – это окончание. Выделяю его.  Определю корень слова. Море – это часть мирового океана. Подберу родственные слова: морской – относящийся к моря; приморье- место рядом с морем, моряк- человек работающий в море, мореплаватель – человек путешествующий в море. Все родственные слова имеют общую часть мор, значит это корень, выделяю его. Проверяю себя. Все части слова выделены. Дети поднимают зеленую карточку.

Лиза: слово звони. Изменяю слово – (что делаю?) звоню, (  что делаешь?)звонишь, ( что делает?)звонит, ( что делают?) звонят.  Сравниваю: изменяется и на ю на ишь на ит на ят.  Значит- и – окончание. Выделяю его. Определяю корень слова. Звони – слово, побуждающее к звонку. Подберу родственные слова: звоночек-  предмет, который издает звон, звонкий- относящийся к звону, перезвонить- звонок будет совершен повторно. Все родственные слова имеют общую часть звон, значит это корень. Выделяю его. Проверяю себя по алгоритму. Все части слова выделены. Дети поднимают зеленую карточку.

Петя:слово сапогами. Изменяю слово – (одни) сапоги, (чего?) сапог, ( о чем?) о сапогах. Сравниваю: изменяется ами на и на отсутствие окончания слово на ах. Значит –ами – окончание. Выделяю его. Определяю корень слова.  Сапоги - вид обуви. Подберу однокоренные слова, сапожник- человек, который занимается ремонтом сапог; сапожок- маленький сапог; сапожище- большой сапог. Все родственные слова имеют общую часть сапо, это и будет корнем, выделяю его.

Поднимается красная карточка. Петя видит, что его одноклассники с чем-то не согласны.

У: Петя, проверь себя по алгоритму. Как ты определил окончание. (Петя проверяет, повторяя шаги алгоритма ещё раз.).

Петя: все верно. Проверю, правильно ли я выделил корень слова. Я неверно выделил общую часть, это будет сапож. Но в слове сапогами нет сапож, значит, корень будет сапо.  Проверяю. Осталось ещё одна часть слова. (Многие дети  вновь поднимают красную карточку.)

У: Ребята, Вы не согласны с Петей?

Д: нет.

У: а почему?

Д: Петя не правильно выделил корень.

У: Петя, а что нужно сделать, если ты ошибся в выделении корня или сомневаешься?

Петя:  если я ошибся в выделении корня, то можно обратиться к словообразовательному словарю Тихонова.

У: верно, а ещё?

Петя: можно спросить совета у одноклассников.

У: давай обратимся к ребятам. Помогите Пете правильно выделить корень слова.

Лиза: Во всех родственных словах общая часть сапож, в слове сапогами, общая часть будет сапог, потому что происходит чередование звуков г/ж.

У: все согласны?

Д: да об этом мы говорили, когда изучали корень.

У: Петя ты понял свою ошибку?

Петя: Да.

Наташа:Слово вход. Определю окончание. Для этого изменю слово- (много) входов, (чего?) входа, (чем?) входом. Сравниваю: меняется ов на а на ом, а слово вход остаётся неизменным, значит окончание нулевое. Выделяю его. Определю корень слова. Вход – место хождения в помещение. Подберу однокоренные слова: входной – место, относящиеся к входу; сходить - действие, обозначающее хождение куда-либо; ходули- приспособление для хождения. Общая часть ход/ хож. Происходит чередование звуков. Выделяю корень ход. Проверяю по алгоритму. Осталось одна часть. Я не знаю что это?

У: ребята, помогите Наташе. Что это за часть?

Д: мы тоже не знаем.

Контрольно-регулировочный:

Контроль со стороны учителя: проверяет, все ли дети задействованы в работе, внимательно ли они слушают своего одноклассника.

Контроль со стороны учащихся: ученики контролируют себя самостоятельно, а отвечающего с помощью сигнальных карточек. Если ученик допускает ошибку, то остальные поднимают красную карточку. Если ответ верный, то зеленую карточку.

Оценочно-результативный:

У: Ребята, какие трудности у вас возникали при выполнении задания?

Д:Миша не смог выделить правильно корень слова.

У: Миша, почему так вышло?

Миша:  я забыл о чередовании звуков, но сейчас я все понял.

У: хорошо. Какие ещё проблемы у нас возникли?

Д: мы не смогли выделить одну часть в слове вход.

2.  Выявление области знания и незнания

УзУ: организовать работу по определению цели урока; формировать самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Узу: Давайте выделим проблему, которая у нас появилась. И на основе этого сформулируем цель урока.

ПЗ: Для этого определим, что нам известно, а что нет.

О-Д:

У:Сейчас мы все вместе будем обсуждать нашу проблему.  Вы помните правила общения?

О-К:

У:Внимательно слушайте ответы своих одноклассников, если вы с чем то не согласны, что нужно делать?

Д: поднимать красную карточку.

Содержание:

У: Ребята, давайте обратимся к предыдущему заданию, что мы смогли определить в слове вход?

Д:Мы определили окончание, корень.

У: все согласны? (поднимают зеленые карточки). Значит, какие части слова мы уже знаем?

Д: корень, окончание.

(учитель фиксирует на доске область знания ).

МОДЕЛЬ:

У: а что же мы не знаем?

Д: Мы не знаем, как называется оставшаяся часть слова.

(учитель фиксирует на доске область незнания).

У:  давайте с вами сформулируем цели нашего урока.

Д: Нам нужно узнать, как называется неизвестная часть слова, сформулировать определение понятия, и разработать алгоритм по выделению этой части слова.

Контрольно-регулировочный:

Контроль со стороны учителя: Учитель контролирует правильность ответов, следит за активностью.

Контроль со стороны учеников: следят за ответами одноклассников, контролируют деятельность друг друга с помощью сигнальных карточек.

Оценочно-результативный:

У: какую работу мы с вами выполнили?

Д:  мы сформулировали цели нашего урока.

У: а для чего нам это необходимо?

Д: для того чтобы знать чего нужно достичь к концу урока.

У: что вам помогло сформулировать цели?

Д: нам помогло сформулировать цели, выделение того, что нам известно и неизвестно о частях слова. Также мы вспомнили, как формулировали цели предыдущих уроков.

У: замечательно!

       3.Решение учебно-практической задачи.

УзУ: организовать работу по наблюдению за признаками понятия и формулированию понятия; развивать логические действия: анализ, сравнение.

Узу: сейчас мы  будем учиться выделять признаки, анализировать их.

ПЗ: Для этого выделим признаки незнакомой нам части слова.

О-Д:

У:  внимательно посмотрите на доску. На ней вы видите иллюстрации с разными изображениями. Сейчас вы по цепочке будете называть, что изображено на каждой иллюстрации. Потом все вместе найдем, что общего между всеми рисунками.

О-К:

У:один ученик встает и отвечает, остальные внимательно слушают его ответ и поднимают зеленые сигнальные карточки, если согласны с ответом; красные, если не согласны с ответом.давайте вспомним, с помощью каких критериев мы контролируем работу?

Д: правильность ответа на вопрос, верная аргументация ответа.

Содержание:

У: ребята, внимательно посмотрите на первую иллюстрацию, подумайте, что на ней изображено?

Д: на первой иллюстрации изображено место, через которое входят в помещение, то есть вход.

У: ребята все согласны, что на иллюстрации изображен вход? (дети поднимают  сигнальные карточки)

У: Пишу под первой иллюстрации слово «Вход». Теперь посмотрите на вторую иллюстрацию, что изображено на ней?

      Д: на второй иллюстрации изображено место, по которому переходят дорогу, то есть переход.

У: хорошо, напишем под этой иллюстрацией «Переход». Что на третьей иллюстрации?

Д:  на третьей иллюстрации изображен поход.

У: все согласны, что это поход? (дети поднимают зеленые сигнальные карточки) Пишу под третьей иллюстрацией слово «Поход».

У: Итак, ребята, мы записали под каждой иллюстрацией слово, посмотрите на эти слова и скажите, что в них есть общее и чем они отличаются?

Д: все слова связаны со словом «Ход», вход- место,  хождения в помещение. Переход -  место хождения через дорогу. Поход – организованная ходьба людей от одного пункта к другому. Значение можно объяснить с помощью исходного слова ход. Так же у  них есть общая часть «ход/хож», которая совпадает с исходным словом, значит это однокоренные слова. Их корень – ход

У: давайте выделим корень во всех словах.  Посмотрите на слова, что у них ещё общего?

Д: они все имеют часть, которая расположена перед корнем.

У: верно, это один из признаков нашей части.(учитель фиксирует его на доске).

 Давайте понаблюдаем, что произойдет, если к слову ход приставить пере-?

Д: измениться значение слова: хождение через что-либо.

У: а если к слову ход приставить в-?

Д: изменится значение слова: хождение во что-либо.

У: какую роль играет эта часть в слове?

Д: она образует родственные слова.

У: все согласны, что  с помощью этой части можно  образовать именно родственные слова?

Д: да, потому что значение слов переход, вход мы можем объяснить с помощью исходного слова ход, которое совпадает с их корнем.

У: получается, какой ещё признак мы выделили?

Д: с помощью этой части образуются родственные слова.

У: ребята, может кто-нибудь знает, как эта часть называется?

Никита: она называется приставка.

У: да, ты прав.

Контрольно-регулировочный:

  Контроль со стороны учителя: следит за ответами учеников, их активностью, не дает им запутаться, направляет в правильном русле.

Контроль со стороны учащихся: следят за ответами одноклассников, поднимают сигнальные карточки.

Оценочно-результативный:

У: давайте обобщим признаки понятия «Приставка», которые  мы сейчас узнали.

Д: мы узнали, что приставка стоит перед корнем слова.

Учитель: что еще мы узнали о приставке?

Д: Мы узнали, что приставка служит для образования новых слов.

У: кто еще бы хотел, что-нибудь дополнить?

Д: приставка служит для образования родственных слов.

У: да, верно, обратите ещё раз на это внимание. Не забыли ли мы назвать все признаки приставки?

Д: нет! Мы назвали все  её признаки.

У: ребята, как вы думаете, какой признак приставки мы можем поставить на первое место? Какой признак самый главный.

Д: оба признака, которые мы выделили, являются главными.

У: да, вы правы. Скажите, а для чего нам пригодится знание признаков приставки?

Д: знание признаков приставки пригодится нам для того, чтобы уметь отличать её от других частей слова.

4. Формулирование понятия.

УзУ: организовать работу по формулированию понятия; развитие логического действия: подведения под понятие.

Узу:  будем учиться формулировать определение понятия.

П.З: для этого сформулируем определение понятия приставка.

О-Д:

У: сейчас опираясь на признаки приставки, которые вы выделили ранее, сформулируйте определение этого понятия.

О-К:

У: внимательно слушайте ответы своих одноклассников, поднимайте соответствующие сигнальные карточки, если хотите что-то дополнить, поднимайте руку.

У: давайте подумаем, какие критерии вы будете использовать для контроля над ответами одноклассников?

Д: названы ли все признаки понятия; четко ли сформулировано определение.

Содержание:

У: итак ребята, чтобы сформулировать определение понятия «Приставка», что нам для этого пригодится?

Д: для начала нужно назвать главные признаки приставки.

У: кто назовет нам главные признаки приставки? (дети поднимают руки, учитель выбирает отвечающего)

Д: первый признак приставки -стоит перед корнем слова, а второй -  служит для образования родственных слов.

 У: Сформулируйте определение понятия приставка.

Д: Приставка- стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

У: ребята, как вам такой вариант?

Д: нужно указать в начале определения, что это часть слова.

У: все согласны? (дети поднимают сигнальные карточки зеленого цвета).

У: давайте дополним  наше определение. Озвучьте его ещё раз.

Д: Приставка - часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

У: все согласны? ( некоторые дети поднимают сигнальные карточки красного цвета).с чем вы не согласны?

Д: приставка служит для образования родственных слов.

У: правильно. Итак, кто назовет полностью определение, которое мы с вами сформулировали?

Д: приставка - часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования родственных слов.

У: Все согласны? (дети поднимают сигнальные карточки зеленого цвета).

Теперь давайте сравним определение, которое сформулировали мы с определением, которое дано в учебнике. Прочитайте определение в учебнике?

Д: приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.

У: что общего в этих определениях?

Д: отражены оба признака.

У: чем отличаются данные определения?

Д: мы точнее раскрыли второй признак, в котором указали, что приставка служит для образования родственных слов.

У: молодцы, определение, которое у нас получилось,я помещу на доску.  Обратите внимание, каким условным обозначением выделяется приставка в слове. (учитель помещает условный знак для обозначения приставки на доску)

У: А как вы думаете, почему она так называется?

Д: эта часть так называется, потому что она приставляется к корню.

У: Действительно.  

Контрольно-регулировочный:

Контроль со стороны учителя: следит за ответами учеников, их активностью.

Контроль со стороны учащихся: следят за ответами одноклассников, поднимают сигнальные карточки.

Оценочно-результативный:

У: какую работу на данном этапе мы выполняли?

Д: мы формулировали определение понятия приставка.

У: удалось ли нам,  справится с данной работой?

Д: да, мы смогли сформулировать определение, которое включало все признаки понятия. И нам удалось сформулировать это определение точнее, чем в учебнике.

У: какие ошибки возникли при выполнении работы?

Д: мы не смогли выделить полностью признаки понятия.

У: как вы их исправили?

Д: мы вспомнили ещё раз признаки приставки.

У: а для чего нам нужно было формулировать это понятие?

Д: для того чтобы грамотно указывать признаки понятия приставка, владеть термином и понимать его значение.

У: отличная работа, давайте пойдем дальше.

5. Составление алгоритма.

УзУ: организовать работу по составлению алгоритма выделения приставки; развивать умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; развивать умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Узу:  будем учиться составлять алгоритм, высказывать и аргументировать свое мнение, работая группах.

П.З: для этого составим алгоритм выделения приставки в слове.

О-Д:

У: мы дали определение понятию «приставка», теперь составим алгоритм, чтобы мы с легкостью могли выделять приставку в словах. Разбейтесь на 3 группы, 1 группа- 1 ряд, 2-я группа -2 ряд, 3-я группа – 3 ряд.  Каждая группа составляет свой алгоритм выделения приставки в слове, записывает на листок. Затем один представитель из группы озвучивает вариант. На выполнение работы 3 минуты.

О-К:

У: давайте подумаем, какие критерии вы будете использовать для самоконтроля и проверки правильности выполнения группового задания?

Д: названы ли все этапы работы по выделению приставки, правильно ли они сформулированы. В нужной ли последовательности перечислены этапы выделения приставки.

Содержание:

У: давайте вспомним правила работы в группах.

Д: каждому нужно активно участвовать в работе; внимательно слушать друг друга; своё мнению нужно аргументировать.

У:  Все верно. Не забудьте соблюдать эти правила в ваших группах. Приступайте к работе.

У:давайте выслушаем сначала все варианты, затем их сравним.  Каждая группа озвучивает свой вариант.

Д: для того чтобы выделить приставку, нужно:

1 группа.

1. Подобрать однокоренные слова.

2.Подобрать слова с такой же приставкой и с

 таким же значением.

3.Выделить приставку.

2 группа.

  1. Выделить корень слова.
  2. Подобрать слова с такой же приставкой и с таким же значением.
  3. Выделить приставку.

3 группа.

1.выделить корень слова.

 2. Подобрать однокоренные слова.

3. выделить приставку.

У: хорошо. Давайте прочитаем первые пункты во 2 и 3 группе.

Д: выдели корень слова.

У: вспомните алгоритм выделения корня слова.

Д: для того, чтобы выделить корень слова нужно подобрать однокоренные слова. Общая для всех родственных слов часть, в которой заключено их лексическое значение и будет корнем слова.

У: правильно. Поэтому что будет первым пунктом в нашем алгоритме?

Д: подобрать однокоренное слово.

У: какая группа выделила этот пункт?

Д: первая.

У: хорошо, а что будет вторым пунктом?

Д: выделить корень слова.

У: какая группа правильно отметила этот пункт пункта?

Д: вторая и третья группы, а ещё третья группа правильно сформулировала 1 и 2 пункты, но поменяла их местами.

У: Молодцы. Мы сформулировали 2 пункта в нашем алгоритме. А что будет 3 пунктом?

Д: Подобрать слова с такой же приставкой и с таким же значением.

Д:  выделить приставку.

У: так, мнения разошлись.  Давайте разберемся. Можем ли мы сразу выделить приставку?

Д: нет, не можем, нам нужно убедиться, что такая приставка существует, поэтому мы будем подбирать слова с такой же приставкой, и с тем же значением.

У: все согласны?

Д: да.

У: тогда какой будет 3 пункт?

Д: Подобрать слова с такой же приставкой и с таким же значением.

У: какая группа выделила этот пункт?

Д: первая и вторая.

У: третья группа, вы точно согласны, что нужно добавить в алгоритм названный пункт?

Д: да, без подбора слов с такой же приставкой и тем же значением, можно допустить ошибку.

У: молодцы. И что будет последним пунктом?

Д: выделение приставки.

У: давайте прочитаем алгоритм, который у нас получился.

Д: алгоритм выделения приставки в слове:

1. Подобрать однокоренные слова.

2. выделить корень слова.

3.Подобрать слова с такой же приставкой и с таким же значением.

4.Выделить приставку.

У:  Ребята, можно ли считать наш алгоритм готовым? Можем ли мы его использовать?

Д: да. В нем отражены все этапы работы по выделению приставки, они расположены в нужной последовательности.

У: я попрошу группы внести исправления в ваши алгоритмы, и дать оценку своей работе, используя критерии контроля, которые мы формулировали.

У: ребята, а если у нас возникнет сложность с выделением приставки, как нам выйти из такой ситуации?

Д: можно воспользоваться словарем.

У: да, действительно. Всегда помните о том, что у  нас в классе есть словарь Александра Николаевича Тихонова, который называется «Школьный словообразовательный словарь русского языка», в нем вы можете найти ответы на все вопросы, возникающие с выделением частей слова.

Контрольно-регулировочный:

Контроль со стороны учителя: следит за ответами учеников, их активностью.

Контроль со стороны учащихся: следят за ответами одноклассников, контролируют правильность выполнения работы по критериям.

Оценочно-результативный:

У: что полезного мы вынесем из этого задания?

Д: выполняя это задание, мы потренировались в составлении алгоритма.

Д: теперь мы знаем, как правильно выделять приставку в слове.

У: какие трудности у вас возникли при выполнении работы?

Д: нам сложно было последовательно расположить этапы выделения приставки.

У: что вам помогло справиться с трудностью?

Д: в процессе совместного анализа, мы поняли свои ошибки, и смогли их исправить.

У: Ребята, алгоритм, которые вы сформулировали, я для вас распечатала. Пожалуйста, поместите их в свою папку с другими алгоритмами и пользуйтесь им при определении приставки в слове.

6. распознавание изучаемого понятия.

УзУ: организовать работу по выделению приставки в слове с использованием алгоритма; развивать умение действовать по плану.

Узу:сейчас мы будем продолжать учиться работать по алгоритму.

П.З.:   для этого потренируемся выделять приставку в словах по алгоритму.

О-Д:

У:Ребята, сейчас я вам раздам  листочки со словами, в которых мы будем  выделять приставки. Работать будем по цепочке, начиная с первой парты первого ряда, каждый будет проговаривать по одному пункту алгоритма.

О-К:

У: Все  слушают ответы своих одноклассников и контролируют их по критериям.

а каким критериям, давайте подумаем вместе.

Д: отсутствие пропуска этапов алгоритма. Правильность выполнения этапа.

Д: если отвечающий сделал ошибку, то следующий по цепочке не начинает ответ. Остальные с помощью сигнальных карточек показывают можно ли начинать новый ответ.

Содержание:

Языковой материал: пригородный, пробежка, напишу, заедем, подоконник, приоткроем, подарю, беспорядок, украсим.

1)1. Прочитаю слово - напишу, определю лексическое значение

Слово «напишу»означает нанесу на какую-либо поверхность графические символы.

2. Нахожу в слове окончание, для это изменю слово по вопросам:

(что сделаешь?) - напишЕШЬ

(что сделает?) – напишЕТ

(что сделаете?) - напишЕТЕ

Найду часть слова, которая изменилась и выделю ее условным обозначением окончания

3. Нахожу в слове корень, для этого подберу ряд однокоренных слов:

Пишу, запишу, перепишу, впишу, испишу

Найду в них одинаковую часть и выделю условным обозначением корня, в которой заключено основное лексическое значение, и которая совпадает с исходным словом или его частью.

4. Нахожу в слове приставку, для этого нахожу часть слова, которая стоит перед корнем. Проверю существует ли такая приставка, подобрав неоднокоренные слова с такой же пристакой: нарисую, наклею, начерчу. Выделю приставку условным обозначением.

5. Проверю себя правильно ли выделил части слова по словарю.

2) 1. Прочитаю слово - украсим, определю лексическое значение

Слово украсим означает придать кому или чему-нибудь красивый вид, сделать нарядным.

2. Нахожу в слове окончание, для это изменю слово по вопросам:

(что сделаешь?) - украсИШЬ

(что сделает?) – украсИТ

(что сделаете?) - украсИТЕ

Найду часть слова, которая изменилась и выделю ее условным обозначением окончания

3. Нахожу в слове корень, для этого подберу ряд однокоренных слов:

крашу, закрашу, перекрашу, разукрашу, выкрашу

Найду в них одинаковую часть и выделю условным обозначением корня, в которой заключено основное лексическое значение, и которая совпадает с исходным словом или его частью.

4. Нахожу в слове приставку, для этого нахожу часть слова, которая стоит перед корнем. Проверю, существует ли такая приставка, подобрав неоднокоренные слова с такой же приставкой: убегу, умою, упрощу, улечу. Выделю приставку условным обозначением.

5. Проверю себя, правильно ли выделил части слова по словарю.

Остальные слова по такому же алгоритму.

Контрольно-регулировочный:

Контроль со стороны учителя: следит за ответами учеников, их активностью.

Контроль со стороны учащихся: следят за ответами одноклассников, контролируют правильность выполнения работы по критериям, используя сигнальные карточки.

Оценочно-результативный:

У: какие у вас возникли сложности?

Д: мне было сложно подобрать родственные слова.

У: что мы ребята ему посоветуем?

Д: обращаться к словарю однокоренных слов, который находится в конце учебника, пока не будет получаться подбирать родственные слова.

У: для чего мы выполняли это упражнение?

Д: Для того чтобы проверить эффективен ли наш алгоритм; научиться выделять приставку в слове.

У: вы верно мыслите.

7.рефлексия.

УзУ: организовать работу по оценке деятельности обучающимися; развивать умение выполнять оценку своей деятельности.

Узу:  будем учиться анализировать свою работу на уроке, оценивать полученные на уроке знания.

ПЗ: для этого выполним следующее задание.

О-Д:

у:У вас на партах лежат оценочные листы. Заполните их, в соответствии с правилами.

Содержание:

Содержание:

У: давайте вспомним, какую цель мы с вами сформулировали в начале урока.

Д: узнать, что за часть слова, которая стоит перед корнем.

У: достигли ли мы поставленной цели?

Д: да.

У: оцените свою деятельность на уроке с помощью оценочного листа.

Оценочный лист:

Не допускал ошибок.

Допускал ошибки.

Не ошибаюсь в определении лексического значения слова

Ошибаюсь в определении лексического значения слова

Могу подобрать слова с одинаковой приставкой

Не могу подобрать слова с одинаковой приставкой

Смогу выделить приставку в слове по алгоритму.

Не смогу выделить приставку в слове по алгоритму.

Смогу научить своего друга-второклассника выделять приставку в слове.

Не смогу научить своего друга-второклассника выделять приставку в слове.

Посчитай каких кружков у тебя больше, зеленых или красных. Таким цветом и заполни кружок в 1 колонке.

Если кружок оказался зеленым, то ты успешно  достиг цели нашего урока.

Если твой кружок красный, то подумай над чем тебе ещё нужно поработать.

Оценочно-результативный:

У: поднимите руки, у кого получился зеленый кружок?

У: а красный?  почему у вас красный  кружок, и как исправить свои ошибки?

Д: еще ошибаюсь в определении лексического значения слова - в следующий раз   воспользуюсь словарем.

Д:  не могу подобрать слова с одинаковой приставкой –буду пользоваться словарем

Д:не запомнил алгоритм - поупражняюсь в использовании алгоритма, отработаю умение;

У: вы смогли проанализировать свои ошибки. Скажите, а как можно использовать знания о приставке?

Д: с помощью приставки можно образовывать новые слова, а это сделает нашу речь красивее.

У: Ребята вы молодцы, хорошо сегодня поработали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Тема урока: Былина «Добрыня и Змея»

Тип урока: изучающего чтения.Цели: познакомить с понятием о былине как жанре фольклора и её особенностямиРазвивать речи, фонематического слуха, творческого воображения.Воспитание прилежания, люб...

Конспект урока. Тема: Закрепление изученного по теме «Скорость. Время. Расстояние».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в контрольной работе; закреплять умения решать задачи на движение, совершенствовать вычислительн...

Конспект урока "Корень, приставка, окончание"

Тема урока: Части слова: корень, окончание, приставка.Цель урока: Закреплять знания о роли  частей слова.Задачи урока:-Способствовать формированию у учащихся представлений о морфемах, умения расп...

Конспект урока Тема: «В весеннем небе – салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Декоративно-сюжетная композиция» 3 класс

Тема: «В весеннем небе – салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Декоративно-сюжетная композиция»...

Конспект урока. Тема Повторение изученного по темам «Сложение и вычитание с переходом через разряд», «Решение задач», 2 класс. (УМК) системы Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова

Цели деятельности учителя: закрепление материала по изученным темам: «Сложение и вычитание с переходом через разряд», «Решение задач».Планируемые результатыПредметные:Знать: ал...