Урок русского языка "Главные и неглавные члены предложения"
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему

Луценко Валентина Ивановна

УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r_yaz.docx32.69 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

Тема: Главные и неглавные члены предложения.
Цель деятельности учителя:
 уточнить понятие «формы слова»;

Задачи: создать условия для формирования умений сравнивать формы слова; формировать умение определять, какую работу выполняют в предложении разные формы одного и того же слова; закреплять умение составлять схемы предложений.

Планируемые результаты (предметные): научатся сравнивать различные формы одного и того же слова, анализировать смысл предложения и составлять его схему.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные – осуществляют пошаговый контроль действий; познавательные – анализируют изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; коммуникативные – адекватно используют средства общения для решения коммуникативных задач; личностные – принимают внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

 Оборудование:    мультимедийный проектор                                     

                                                     Сценарий урока

I. Организационный момент.  Работа над каллиграфией. Слайд 1

– Какие слова вы прочитали? (Подлежащее, сказуемое.) Как в предложении выделить основу предложения?

II. Актуализация опорных знаний. (Познавательные: выстраивают осознанное речевое высказывание о различных формах слова, осуществляют поиск необходимой информации.)

– Прочитайте правило Летучей Мыши. Что называют формами слова? (Изменения слова по числу и по вопросам.)

– Какая часть слова при этом изменяется? (Окончание.)

III. Открытие и первичное восприятие  новых знаний (Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)

1.Работа в парах  Прочитайте в упражнении 6 два предложения:

1) Шалопаи били стекла.                2) Шалопаев били стекла.

– Вы понимаете, кто кого бил в первом предложении? А во втором? Определите главное слово в каждом предложении. К каждому предложению начертите схему. Слайд 2

1)        .                2) .

– Сравните свою работу с Машиной.

– Сравните формы слова, которое в предложениях стоит первым. (Шалопаи – шалопаев.) Чем они отличаются? (Окончанием.) Это видимые формы слова? Сравните формы слова, стоящего в предложениях последним. (Стекла – стекла.)

– Разные ли они? (Одинаковые.) Только разный смысл предложений, отраженный в различных схемах, способен прояснить ситуацию и обнаружить эту разницу форм.

Вывод: форма слова окончательно проясняется только в словосочетании или в предложении.

– Если две формы слова выглядят одинаково, но выполняют разную работу – это две разные формы слова.

                              Ф и з к у л ь т м и н у т к а

2. Выполнение упр.7 Запишите предложения

1) Тень отбрасывала шест.               2) Шест отбрасывал тень.

– Разные ли формы слова «тень» использованы в первом и во втором предложении? Выполните схемы к предложениям.

1) .                2) .

– К каждому слову задайте вопросы.

– Найдите на своих схемах слово «тень» и закрасьте красным карандашом. Судя по схемам, это разные формы? (Да.)

– Найдите на схемах слово «шест». Закрасьте его зеленым цветом. Теперь вы видите, что это разные формы? Слайд 3.

Вывод: чтобы узнать форму слова, надо посмотреть на его работу в предложении.

                                    Ф и з к у л ь т м и н у т к а

IV.  Закрепление изученного. Работа в печатной тетради: задание 11

Три котенка – белый, серый, черный – увидели мышь и побежали за ней. Мышь прыгнула в банку с мукой. Котята – за ней! Мышь убежала. А из банки вылезли три белых котенка. (В. Сутеев.)

В первом предложении «мышь» является дополнением, а во втором – главным словом предложения, из чего можно сделать вывод, что в этих предложениях формы слова «мышь» – разные.  – Назовите предложения, в которых слово «мышь» используется в одной и той же форме. (Во втором и в четвертом предложениях.)

V. Рефлексия. Теперь оцените себя с помощью фишек. Слайд 4

Синяя – “Я – молодец, справился с заданиями хорошо”

Зеленая – “ Я молодец,  мне сегодня было трудно, но я справился”

Желтая – “Я, вообще – то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение,  я растерялся

VI. Д/з. задание 12 (рабочая тетрадь)

VII. Итог урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка Тема: Однородные члены предложения.

Урок русского языка по теме Однородные члены предложения. Урок посвящён Дню пожилых людей...

Проект урока по русскому языку по теме: «Члены предложения бывают однородными. Знакомство с понятием «однородные члены предложения».

На уроке учитель знакомит учащихся с понятием "однородные члены предложения", с грамматическими  признаками однородных членов,  формирует умение находить однородные члены в предлож...

Технологическая карта урока русского языка.Тема: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами.Планируемые результатыПредметные:знать: п...

презентация к уроку русского языка. Тема: Главные члены предложения.

Тема:  Главные члены предложенияЦель  урока: введение  понятия «подлежащее»  и «сказуемое»; отработка  алгоритма  поиска  главных...

Проект урока по русскому языку по теме: «Члены предложения бывают однородными. Союзы и знаки препинания при однородных членах»

Общие сведения о проектеНазвание учебного предмета:  Русский язык.Класс: Четвертый.УМК: «Гармония»Тема урока: «Члены предложения бывают однородными. Союзы и знаки препинания при...

Технологическая карта урока Русского языка:" Разбор по членам предложения"( 4 класс, УМК: "Начальная школа 21 века")

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о разборе предложения по членам.  Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакомить обучающихся с разбором предложений по чл...