Урок русского языка "Главные и неглавные члены предложения"
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Русский язык
Тема: Главные и неглавные члены предложения.
Цель деятельности учителя: уточнить понятие «формы слова»;
Задачи: создать условия для формирования умений сравнивать формы слова; формировать умение определять, какую работу выполняют в предложении разные формы одного и того же слова; закреплять умение составлять схемы предложений.
Планируемые результаты (предметные): научатся сравнивать различные формы одного и того же слова, анализировать смысл предложения и составлять его схему.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные – осуществляют пошаговый контроль действий; познавательные – анализируют изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; коммуникативные – адекватно используют средства общения для решения коммуникативных задач; личностные – принимают внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.
Оборудование: мультимедийный проектор
Сценарий урока
I. Организационный момент. Работа над каллиграфией. Слайд 1
– Какие слова вы прочитали? (Подлежащее, сказуемое.) Как в предложении выделить основу предложения?
II. Актуализация опорных знаний. (Познавательные: выстраивают осознанное речевое высказывание о различных формах слова, осуществляют поиск необходимой информации.)
– Прочитайте правило Летучей Мыши. Что называют формами слова? (Изменения слова по числу и по вопросам.)
– Какая часть слова при этом изменяется? (Окончание.)
III. Открытие и первичное восприятие новых знаний (Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)
1.Работа в парах Прочитайте в упражнении 6 два предложения:
1) Шалопаи били стекла. 2) Шалопаев били стекла.
– Вы понимаете, кто кого бил в первом предложении? А во втором? Определите главное слово в каждом предложении. К каждому предложению начертите схему. Слайд 2
1) . 2) .
– Сравните свою работу с Машиной.
– Сравните формы слова, которое в предложениях стоит первым. (Шалопаи – шалопаев.) Чем они отличаются? (Окончанием.) Это видимые формы слова? Сравните формы слова, стоящего в предложениях последним. (Стекла – стекла.)
– Разные ли они? (Одинаковые.) Только разный смысл предложений, отраженный в различных схемах, способен прояснить ситуацию и обнаружить эту разницу форм.
Вывод: форма слова окончательно проясняется только в словосочетании или в предложении.
– Если две формы слова выглядят одинаково, но выполняют разную работу – это две разные формы слова.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
2. Выполнение упр.7 Запишите предложения
1) Тень отбрасывала шест. 2) Шест отбрасывал тень.
– Разные ли формы слова «тень» использованы в первом и во втором предложении? Выполните схемы к предложениям.
1) . 2) .
– К каждому слову задайте вопросы.
– Найдите на своих схемах слово «тень» и закрасьте красным карандашом. Судя по схемам, это разные формы? (Да.)
– Найдите на схемах слово «шест». Закрасьте его зеленым цветом. Теперь вы видите, что это разные формы? Слайд 3.
Вывод: чтобы узнать форму слова, надо посмотреть на его работу в предложении.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Закрепление изученного. Работа в печатной тетради: задание 11
Три котенка – белый, серый, черный – увидели мышь и побежали за ней. Мышь прыгнула в банку с мукой. Котята – за ней! Мышь убежала. А из банки вылезли три белых котенка. (В. Сутеев.)
В первом предложении «мышь» является дополнением, а во втором – главным словом предложения, из чего можно сделать вывод, что в этих предложениях формы слова «мышь» – разные. – Назовите предложения, в которых слово «мышь» используется в одной и той же форме. (Во втором и в четвертом предложениях.)
V. Рефлексия. Теперь оцените себя с помощью фишек. Слайд 4
Синяя – “Я – молодец, справился с заданиями хорошо”
Зеленая – “ Я молодец, мне сегодня было трудно, но я справился”
Желтая – “Я, вообще – то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся
VI. Д/з. задание 12 (рабочая тетрадь)
VII. Итог урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка Тема: Однородные члены предложения.
Урок русского языка по теме Однородные члены предложения. Урок посвящён Дню пожилых людей...
Проект урока по русскому языку по теме: «Члены предложения бывают однородными. Знакомство с понятием «однородные члены предложения».
На уроке учитель знакомит учащихся с понятием "однородные члены предложения", с грамматическими признаками однородных членов, формирует умение находить однородные члены в предлож...
Технологическая карта урока русского языка.Тема: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления».УМК "Школа России".
Цели деятельности учителя: дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами.Планируемые результатыПредметные:знать: п...
презентация к уроку русского языка. Тема: Главные члены предложения.
Тема: Главные члены предложенияЦель урока: введение понятия «подлежащее» и «сказуемое»; отработка алгоритма поиска главных...
Проект урока по русскому языку по теме: «Члены предложения бывают однородными. Союзы и знаки препинания при однородных членах»
Общие сведения о проектеНазвание учебного предмета: Русский язык.Класс: Четвертый.УМК: «Гармония»Тема урока: «Члены предложения бывают однородными. Союзы и знаки препинания при...
Технологическая карта урока Русского языка:" Разбор по членам предложения"( 4 класс, УМК: "Начальная школа 21 века")
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о разборе предложения по членам. Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакомить обучающихся с разбором предложений по чл...