Открытый урок по русскому языку«Падежные окончания имён существительных 1-го склонения»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Кравцова Елена Викторовна

Цель  урока: на оснoве учебного исследования подвести учеников к осознанию понятия «орфограмма безударнoго гласнoго в окончаниях имен существительных», упражнять в применении  aлгоритма (правописания гласной в безударных окончaниях 

предметные

– создать условия для уточнения детьми понятия: «склонение существительного», «безударные падежные окончания имен существительных»;

– упражнять учащихся в применении ими правила правописания безударного гласного в безударных окончаниях имен существительных 1 склонения проговаривая алгоритм выбора буквы;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; вносить необходимые коррективы в действия в сотрудничестве с одноклассниками (регулятивные).

метапредметные:

– развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

– формировать коммуникативные навыки (построение монологического высказывания, владение диалогической формой коммуникации, учет мнения и позиции другого, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_kravtsova.docx26.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему

«Падежные окончания имён существительных 1-го склонения»

Цель  урока: на оснoве учебного исследования подвести учеников к осознанию понятия «орфограмма безударнoго гласнoго в окончаниях имен существительных», упражнять в применении  aлгоритма (правописания гласной в безударных окончaниях имен существительных 1 склонения).

Задaчи:

предметные

– создать условия для уточнения детьми понятия: «склонение существительного», «безударные падежные окончания имен существительных»;

– упражнять учащихся в применении ими правила правописания безударного гласного в безударных окончаниях имен существительных 1 склонения проговаривая алгоритм выбора буквы;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; вносить необходимые коррективы в действия в сотрудничестве с одноклассниками (регулятивные).

метапредметные:

– развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

– формировать коммуникативные навыки (построение монологического высказывания, владение диалогической формой коммуникации, учет мнения и позиции другого, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве).

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учащихся

Организационный момент.

«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».

- Как вы её понимаете? ( Мы узнаём что-то новое).

Запишем дату, классная работа. Пропишите пословицу. Выделите орфограммы.

Актуализация знаний учащихся.

Предлагаю провести интеллектуальную опрос  (корреспондент Сотрудник средств информации.).

Отвечать четко и кратко.

1. Что называют именем существительным?
2. Как изменяются имена существительные? (число и  падеж,)

3. Что такое изменение по падежам?
4. Сколько падежей в русском языке?

5. Сколько склонений имеют имена существительные?

6. Какие существительные относятся к 1 склонению?
7. Что значит, поставить существительное в начальную форму?

8. Кого? Чего? Это вопросы …

9. Слово-помощник для определения  Р.п.

10.Кем? Чем? Это вопросы…

1 ученикшкольники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить названия 14 падежей, а Финляндии - 15. А вот в грамматике Венгрии 22 падежа;

    2 ученик: звание чемпиона по количеству падежей могут оспаривать только некоторые языки народов Дагестана, в грамматике которых может быть свыше 50 падежей;

   3 ученик: а вот у китайцев, напротив, существительные совсем не склоняются и никаких падежей в китайской грамматике нет! Отношения между словами передаются при помощи служебных слов и особых правил порядка слов.

Итог интеллектуальной разминки.

Постановка учебной цели, определение темы урока.

На доске две группы слов:

(записываем, определить падеж, поставить ударение)

ИЗ ЗЕМЛ__  ИЗ ИЗБУШК__

ПО ВОД___      ПО КОМНАТ___

НА СТЕН__       НА УЛИЦ___

Чем отличаются две группы слов? (В первом столбике окончания ударные, во втором - безударные).

  • Какое окончание вызывает трудность при написании? (Безударное).
  • Какая тема ? Сегодня на уроке мы узнаем, как правильно писать безударные окончания имён существительных.

  Работа по теме урока.

- Действительно, Тема нашего урока «Падежные окончания имён существительных  1 склонения ».сегодня мы изучаем правописание безударных окончаний имён существительных 1 -го склонения.      Цель?

Цели и задачи урока следующие:

- учимся писать окончания имён существительных по алгоритму, думаем, рассуждаем;

- развиваем умение определять падежи имён существительных;

- трудимся добросовестно, работаем активно в парах, в группах.

Исследовательская работа

Проведем исследование. Работаем в парах (2 ученика у доски).

  • Ваша задача просклонять имена существительные (сестра, папа). Поставить ударение, выделить окончания.
  •  Какие окончания имеют существительные одного и того же склонения в одном и том же падеже? (Одинаковые, ударные и безударные)

Работа в  группе     Таблица:   Все падежи с окончаниями.

-Какие выводы вы сделали? В первом склонении, 
Помню даже во сне, 
В предложном и дательном 
Пишется ….                                           
Повторим еще раз.

На доске:

Таблица: Все падежи с окончаниями.

Вывод: у имён существительных 1 склонения одинаковые окончания (ударные и безударные).

Итог исследования, работа с памяткой, первичное закрепление

- Как проверить безударное окончание имени существительного?

(работа с памяткой на стр.52 в РТ)

Алгоритм определения безударных падежных окончаний имён существительных

(слайд 7 )

1. Поставлю ударение в слове

2. Если окончание ударное, то:

  • Написание соответствует произношению

3.Если безударное окончание, то:

  • Ставлю слово в начальную форму и определяю склонение
  • Подбираю слово-помощник и ставлю его в том же падеже или вспоминаю окончание по таблице
  • Пишу окончание, какое и в слове – помощнике или в таблице

- Итак, мы вспомнили все способы проверки, теперь приступаем к закреплению учебных действий. Р

Вернемся к словам из начала урока. Объясните, какие букв пропущены в окончаниях (первый пример поясняет учитель с комментированием, остальные учащиеся с места).

ИЗ ИЗБУШК__ НА УЛИЦ___ ПО КОМНАТ___

Физпауза «Найди ошибку»

  • Именительный падеж употребляется с предлогами.
  • У сущ 1 склонения в форме В.п. и Т.П. одинаковые окончания.
  • В В.п. словом-помощником является слово « горжусь\творю»
  • У сущ. 1 скл. В форме П.п. и Д.п. окончания совпадают.

Отработка умения в определении безударных окончаний имен существительных.

Записываем слова из физминутки. На карточках: На ветки сирени, за подругай, до деревне, возле речке, по тропинк

 Дифференцированная работа: учащиеся с высоким уровнем успешности усвоениясамостоятельно выполняют  1 уровень, учащиеся с низким уровнем успешности вместе с учителем

1  уровень. 

- Спишите слова, вставьте окончание. Проверьте выполнения задания по карточке-помощнице. Определите трудность выполнения задания.

Из черемух.., около деревн.., к учительниц.., на стройк.., в рощ…, из Сибир.., на капельк.., из брусник.., в тундр.., на работ…, к синиц…, возле речк…, нашей молодеж...

 

(Из черемухи, около деревни, к учительнице, на стройке, в роще, из Сибири, на капельке, из брусники, в тундре, на работе, к синице, возле речки, нашей молодежи.)

 2 уровень.

До беседк… я шёл по дорожк… . Охотники прошли по тропинк…. .около речк… и скрылись в предрассветном тумене. Народ называет земл… кормилиц… . Над березов… рощ… плыло большое белое облако.

 Задание: Списать текст, дописать пропущенные окончания существительных. Определить склонение и падеж у существительных в ед. ч..

К околиц… деревн… по тропинк… бежит хохлатый жаворонок. С первым снег… появляется он на деревенской улиц… . Весь день жаворонок проводит в поисках пищ… на окраин… деревн… На мороз… жаворонок не зябнет.

Карточка-помощница.

1. Ставлю существительное в начальную форму и определяю склонение.

2. Подбираю слово-помощник и ставлю его в ту же форму.

3. Пишу такое же окончание, как у слова – помощника.

4. Проверяю, обозначаю орфограмму графически.

Или

- Определи порядок  алгоритма правописания безударных окончаний имен существительных 1 склонения.

Сравни окончания.

Переведи слово в начальную форму.

Поставь ударение.

Поставь слова "земля" или "вода" в ту же форму.

Определи склонение.

Проверка. Вывод.

- Скажите когда не будет возникать затруднения при написании окончаний имён существительных?

 Самостоятельная работа по учебнику.

- Распределите данные словосочетания в три группы, запишите.

Взаимопроверка. Вывод.

- Как проверить безударное окончание имён существительных?

(Определить падеж, склонение, вспомнить ударное окончание существительного этого склонения в нужном падеже).

Проверка у доски с мультимедийной презентацией.

Вывод.

1 гр. РТ с.55 № 6.

2 гр. Комментирование с места РТ с.54, № 4.

Итог урока.

Рефлексия урока.

Вот и подошла к концу наша исследовательская работа.

  • - Знания о какой части речи мы сегодня закрепляем?
  • Что мы с вами уже вспомнили? 
  • С какими трудностями столкнулись?
  • Расскажите правила правописания безударных падежных окончаний имён 
    существительных. Что нужно знать, чтобы правильно написать безударные 
    падежные окончания имён существительных?
  • Закончите фразу: 
    В первом склонении, 
    Помню даже во сне, 
    В предложном и дательном 
    Пишется …. 

Где вы будете применять полученные знания?  Как помогут, полученные знания, в жизни? (ответы)

ДЗ упр. 156


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку. Творительный падеж имён существительных в 3 классе

   Конспект урока по теме: "Творительный падеж существительных, умение находить и определять их"....

Конспект урока русского языка "Падежные окончания имён существительных 3-го склонения"

Цель урока: развивать умения распознавать имена существительные 3- го склонения, писать окончания имён существительных 3- го склонения.Планируемые результаты: Предметные: закрепить навык правопис...

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс...

Конспект урока по русскому языку « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения». 4 класс

КОНСПЕКТ УРОКА по русскому языкуТема: « Первое склонение имён существительных. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения».Цели деятельности учителя:  познакомит...

Отзыв на открытый урок по русскому языку "Падежные формы склоняемых частей речи" в 4 классе

Отзыв на открытый урок по русскому языку "Падежные формы склоняемых частей речи" в 4 классе...