Технологическая карта урока по теме: «Строчная и заглавная буквы А,а» (обучение письму)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Технологическая карта урока по теме: «Строчная и заглавная буквы А,а»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_pismu.docx32.96 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме: «Строчная и заглавная буквы А,а»

Педагогическая цель: создать условия для формирования умения писать заглавную и строчную буквы А, а; использовать на письме заглавную букву; содействовать развитию моторики, фонематического слуха; способствовать воспитанию аккуратности.

Планируемые результаты (предметные): сравнивают строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком [а]; используют заглавную букву в именах собственных.

Личностные результаты: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; уясняют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: принимают учебную задачу урока и осуществляют ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.

Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – осуществляют сравнение букв по заданным критериям, слого-звуковой анализ слов.

Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою 

Образовательные ресурсы: Автомобиль (игрушка)

Презентация по письму [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mentemirova.my1.ru/news/1-0-1 

Тип урока: решение учебной задачи

Сценарий урока

Этапы
урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма
контроля

Формы,
методы, методические приемы

осуществляемые
действия

формируемые
умения

I. Организация
начала урока

Приветствие. Проверка готовности к уроку
(наличие на столе учебной тетради «Прописи 2», ручки)

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок

Фронтальная, индивидуальная

Индивидуальный. Проверка готовности к уроку

II. Постановка учебной задачи

– Сегодня мы отправимся в путешествие по стране письма, где вы научитесь красиво и правильно писать буквы.

Ребятам объявляется,

Что поезд отправляется,

Немедля отправляется

От станции Москва

До первой буквы – А.

                         С. Маршак

– Как вы думаете, какую первую букву мы будем учиться писать?

Внимательно
слушают.

Отвечают на вопрос:

– Букву А

Принимают
учебную задачу

Фронтальная. Словесный. Вступительное слово учителя

III. Актуализация опорных знаний.

Беседа. Подбор слова к схеме-модели слова

– На уроке обучения грамоте вы познакомились с буквой А. Что вы про нее узнали?

Буква А, буква А –

Алфавита голова.

                    В. Степанов

– Подумайте, какие знания и умения вам понадобятся, чтобы научиться красиво писать буквы?

– Буква А не хочет, чтобы мы путешествовали
на поезде. Как вы это объясните?

– Нам предлагается другой транспорт. Вот его
буквенная схема:
.
У кого есть варианты?

Если дети не отгадают слово сразу, можно
отгадывать его по буквам, обыгрывая слова-ответы:

1. Дерево с душистыми цветами. Назовите третий звук и букву.

2. Летний месяц. Назовите второй звук.

3. Магазин, в котором продают лекарства. Назовите третий звук и его твердую пару.

4. Южный фрукт. Назовите последний гласный звук.

5. Драгоценный камень. Назовите третий звук.

6. Короткий смешной рассказ. Назовите последний гласный звук.

7. Большая океаническая птица. Назовите первый согласный твердый звук.

8. Объявление о спектакле. Назовите гласный звук, но не [а].

9. Крупная хищная морская рыба. Назовите второй согласный звук и его мягкую пару.

10. Спортсмен-горовосходитель. Что делает звук [л’] мягким?

– На чем же отправимся в путь?

Слушают учителя.

Отвечают на вопрос.

– В слове поезд нет ни звука [а], ни буквы а.

1. акАция.

2. аВгуст.

3. апТека.

4. абрикОс.

5. алМаз.

6. анекдОт.

7. альБатрос.

8. афИша.

9. акуЛа.

10. алЬпинист.

– На автомобиле

Воспроизводят по памяти информацию. Соотносят отгаданное слово со схемой-моделью

Фронтальная. Словесный. Беседа

Фронтальный.

Устные ответы

 IV. Усвоение новых знаний и способов
деятельности.

1. Пальчиковая гимнастика

– Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Кулак – ребро – ладонь».

Выполняют пальчиковую гимнастику.

Три положения на плоскости стола: кулачок,
затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно

Внимательно
слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом
учителя

Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Упражнение для развития
мелкой
моторики

Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук

2. Правила посадки за столом во время письма

– Проверяем посадку, правила обращения
с ручкой

Показывают посадку
за столом при письме, как правильно держать ручку

Правильно держат осанку при письме, верно обращаются
с ручкой

Индивидуальная. Практический

Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с ручкой

3. Работа в «Прописи 2» (с. 3). Анализ начертания строчной буквы а. Письмо строчной буквы а

С буквой А вы не шутите,

У нее серьезный вид.

Эта буква, вы учтите,

Открывает алфавит!

                      Т. Синицина

– Наш чудо-автомобиль доставил нас к букве А. Давайте учиться писать строчную и заглавную букву.

– Посмотрите на строчную букву а. Из каких
элементов она состоит? Сравните ее с печатной буквой.
 

Показ и объяснение учителем написания буквы а (первый элемент – овал, второй элемент –
палочка с закруглением).

– Начинаем писать букву а немного ниже верхней линии рабочей строки, ведем влево округлую линию к верхней линии рабочей строки, округляем вниз до нижней линии, затем ведем наклонную через точку начала письма буквы до верхней линии. Без отрыва ведем вниз второй элемент
буквы – это черта с закруглением внизу.

– Выполним письмо буквы в воздухе.

– Пропишите обратным концом ручки, точно
соблюдая направление движения.

– Напишем сочетание аа.

– Дома можете потренироваться в написании строчной буквы а

Слушают учителя.

Рассматривают строчную букву а, называют, из каких элемен-
тов она состоит, сравнивают ее с печатной буквой.

Рассматривают
и прописывают первый элемент – овал, второй элемент – палочку с закруглением.

Выполняют письмо
в воздухе, в прописи,
по пунктирным
линиям.

Письмо буквы а под счет.

Письмо аа

Правильно
ориентируются
в рабочей строке. Анализируют начертание строчной буквы
а, сравнивают
с печатной
буквой;
 выделяют элементы
в строчной букве,
 правильно их называют

Фронтальная, индивидуальная. Практический, наглядно-демонстрационный, словесный. Объяснение с опорой
на показ, беседа,
письмо

Индивидуальный. Проверка правильной ориентировки

в рабочей строке. Правильное
называние и написание элементов строчной
буквы
а

4. Слого-звуковой анализ слов
(«Прописи 2», с. 3)

– В словах пропущена буква а. Впишите ее.

– Рассмотрите схему слова мама.

– Сколько слогов в слове?

– Какой слог ударный?

– Сколько звуков в первом слоге?

– Из чего состоит первый слог?

Аналогично выполняют анализ других слов
(папа, бабушка)

Вписывают
букву.

– Два.

– Первый.

– Два.

– Из слияния согласного с гласным

Выполняют слого-звуковой анализ слов, соотносят написанные слова со схемой-моделью

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный, практический. Беседа, работа со схемой

Индивидуальный. Выполнение слого-звукового анализа слов

 Физкультминутка

Буратино

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся, три нагнулся.

Руки в стороны развёл –

Ключик видно не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Выполняют движения по тексту стихотворения

Осуществляют профилактику утомления

Коллективная, индивидуальная.

Практический

Фронтальный.

Правильное
выполнение физических упражнений

5. Работа в «Прописи». Анализ начертания прописной
(заглавной) буквы
А.
Письмо буквы
А
(«Прописи 2», с. 4)

– Обведите по контуру веточки с листочками.

– Прописная (заглавная) буква А состоит
из трех элементов: длинной плавно наклон-
ной линии с закруглением внизу; длинной прямой линии с закруглением внизу; поперечной петельки.

Письмо буквы А по элементам.

– Начинаем писать букву А снизу, чуть выше нижней рабочей строки, слегка закругляем вправо и ведем наклонно вверх: не доходя до следующей строки, опускаем черту на себя, не отрывая руки, начинаем писать петлю. Ведем немного вверх по написанному. А затем отводим влево, закругляем и пересекаем первую часть буквы, петлю загибаем вправо, пересекая написанное, ведем на соединение со следующей буквой.

– Напишем букву А по элементам: в воздухе,
на доске, в тетради.
 

– Дома можете потренироваться в написании
прописной буквы
А

Обводят по контуру веточки с листочками. Рассматривают прописную букву А, прописывают элементы буквы, букву А

Анализируют образец изучаемой буквы, выделяют элементы в прописной букве. Сравнивают печатную и письменную буквы. Пишут букву А в соответствии с образцом

Фронтальная, индивидуальная. Практический, наглядно-демонстрационный, словесный.

Объяснение с опорой на показ, беседа, письмо

Индивидуальный. Проверка правильной ориентировки в рабочей строке. Правильное называние и написание элементов и прописной буквы А

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Слого-звуковой анализ слов

– В словах пропущена буква а. Впишите ее.

– Рассмотрите схему слова Анна.

– Сколько слогов в слове?

– Какой слог ударный?

– Сколько звуков в первом слоге?

– Из чего состоит первый слог?

Аналогично выполняют анализ других слов
(Алик, мак)

Вписывают
букву.

– Два.

– Первый.

– Два.

– Из гласного и согласного, не слияния

Правильно записывают имена собственные. Выполняют слого-звуковой анализ слов

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный, практический. Беседа, работа
со схемой

Индивидуальный. Выполнение слого-звукового анализа слов

2. Заглавная буква в именах собственных

– Зачем нужна заглавная буква?

С заглавной буквы, без сомненья,

Начинаем предложенье,

Имя мамы, папы, дочки,

Чтобы выделить их в строчке.

Буквы пишем аккуратно,

Чтобы было всем понятно

– Имена людей пишутся с большой буквы

Объясняют
правило право-
писания имен собственных

Фронтальная. Словесный. Беседа

Фронтальный. Устные ответы

VI. Рефлексивно-оценочный

– Буква А довольна вашей работой. А вы?

– Что получилось? Над чем надо еще поработать? Понравилось вам в гостях у буквы А?
В гостях хорошо, а дома лучше

Отвечают на вопросы учителя

Оценивают свою работу на уроке

Фронтальная. Словесный. Беседа

Фронтальный. Устные ответы

Использованная литература: Виноградова Е.А. Обучение письму. Русский язык. 1 класс. Поурочные планы по УМК «Школа России»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучения письму в 1 классе по теме "Строчная и заглавная буквы К, к"

Технологическая карта урока обучения письму в 1 классе по теме "Строчная и заглавная буквы К, к". УМК "Школа России". Пропись №2 автор: В.Г.Горецкий,Н.А.Федосова...

Технологическая карта урока по теме: "Согласный звук [ц], буквы Ц, ц"

Термины и понятия: Звуки гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие, парные согласные, предложения, слого-звуковая схема слова, многозначные слова, значение слова, изменение слова....

Технологическая карта урока по теме «Звуки [х], [х‘], буквы Х,х»

Педагогическая цель: ознакомление учащихся с парными (по твёрдости- мягкости) согласными звуками  [х], [х‘] и буквами Х, х, обозначающими эти звуки на письме. Формирование познавательные, р...

Технологическая карта урока по теме:«Строчная буква х» 1 класс

Разработка урока составлена в соответствии ФГОС НОО. УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока по теме: «Звуки [ р], [р̉], Буквы Р, р»

Технологическая карта урока.  Тема урока: «Звуки [ р], [р̉], Буквы Р, р» УМК "Планета знаний" 1 класс. Презентация состоит  из 6 слайдов....

технологическая карта урока на тему: Согласный звук и буква Цц [ц]

1 класс.Тема: «Согласный звук [ц],  буквы Ц, ц».   Тип урока: открытие новых знаний.Задачи:Познакомить с согласным звуком [ц] и буквами Ц,ц, учить соотносить...