Технологическая карта урока по русскому языку "Правописание заглавной буквы К" УМК "Школа России" 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Шаландина Юлия Алексеевна

Цель урока: формирование умения писать заглавную букву «К».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ

Дата: 15.09.2023г

Школа: МБОУ СОШ №1

Класс:

Урок: 1

Студент: Шаландина Юлия Алексеевна

Группа: 301

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Тема урока: «Правописание заглавной буквы К»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: формирование умения писать заглавную букву «К».

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. создать условия по ознакомлению с правильным  написанием заглавной буквы «К» для формирования умения писать её в соединении с другими буквами и в именах собственных;

2. обучить письму заглавной буквы «К», формируя  навык безошибочного списывания;

3. формировать умения ориентироваться в прописи.

Предметные:

1. уметь вычленять звуки из слова и различать понятия «звук» и «буква»;

2. различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие (вне слова и в слове);

3. Различать строчную и заглавную буквы Кк, осуществлять сравнение печатной и письменной букв;

4. выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком [к];

5. использовать заглавную букву в именах собственных.

Развивающие:

1. развивать внимание, умение анализировать полученный материал;

2. развивать фонематический слух у младших школьников через устную речь учителя;

3. развивать умения анализировать ответы товарищей и сравнивать со своими в процессе групповой работы у обучающихся.

Личностные:

1. соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;

2. признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;

3. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Воспитательные:

1. воспитывать уважение друг к другу и окружающим;

2. воспитывать умение слушать и слышать друг друга;

3. воспитывать культуру поведения в классе на уроке;

4. прививать чувство ответственности за выполняемую работу.

УМК: «Пропись», 2ч, 1 класс. Автор: В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова; Москва, «Просвещение», раздаточный материал, презентация, музыка для динамической паузы.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф М: беседа П: эмоциональный настрой

М: демонстрация

П: презентация слайдов

Приветствует детей, настраивает детей на совместную деятельность, создает положительный настрой на урок, проверяет их готовность к уроку, следит за правильной осанкой детей.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Алексеевна. И сегодня я проведу у вас урок письма.

Стук в дверь. Входит почтальон с большим конвертом. Зачитывается письмо.

- Дорогие ребята! Привет вам из далёкой Африки. Пишет вам крокодил Кевин. У меня очень много друзей из разных стран. На карте я увидел название города Челябинск. Мне очень захотелось найти там друзей и переписываться с ними. Совсем недавно, я научился писать своё имя. Это так здорово! Теперь хочу, чтобы и вы научились писать моё имя. Я жду от вас писем. Ведь так замечательно иметь много друзей.

Ваш новый друг крокодил Кевин. 

Учащиеся настраиваются на урок.  Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, выполняют правильную осанку за партами.

Слушают прочтения письма.

УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

Презентация с картинкой для поднятия настроения.

Письмо

Доска

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

М: репродуктивный

П: пальчиковая разминка

М: беседа

 П: ответы на вопросы.

Организует пальчиковую гимнастику.

- Давайте начнём наш урок с пальчиковой гимнастики под названием «Кошка», чтобы подготовить пальчики к письму. 

Как у нашей кошки Беленькие ножки,

Мяконькие лапки,

Ноготки-царапки.

Ступаем «ножками»,

Поцарапаем немножко.

Не ребята мы, а кошки.

Заинтересовывает учащихся ходом урока с тем, чтобы они в дальнейшем попытались сами сформулировать задачи урока и пути их преодоления, подчёркивая  их предыдущие  достижения.

 

- Рада, что мы с вами вместе сегодня. Серьёзные проблемы на уроке будем решать, а для этого:

-Скажите,  для чего нам нужны глаза?

-А уши?

-Что мы  пишем: звуки или буквы?

-Чем отличается буква от звука?

- Скажите, кто написал нам письмо?

- Назовите имя крокодила. 

- Какое правило, мы знаем? 

Разминаются перед работой, выполняют пальчиковую гимнастику.

Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок

 

Отвечают на вопросы учителя.

-Чтобы видеть.

 - Чтобы слышать.

- Буквы.

- Звуки отличаются от букв тем, что мы их произносим и слышим, а буквы читаем, пишем и называем.

-  Крокодил, Кевин

- Имена собственные пишутся с большой буквы.

УУРД: проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты.

УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога.

УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с постав ленной задачей.

УУКД: строить устное речевое высказывание об обозначении звуков буквами.


Презентация

Постановка учебной задачи

(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф М: беседа

П: ответы на вопросы

М: практический.

П.: составление плана.

М: языковой анализ
П: фонетический анализ

 Ф

М: беседа

П: постановка целей урока

Просит выдвинуть предположение о предполагаемой теме урока.

 

- Попытайтесь выдвинуть

предположение о цели нашего урока по следующему стихотворению:

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв-подруг.

Буква расти, не сама захотела.

Букве поручено важное дело.

Правильно, ребята, сегодня мы будем учиться писать новую букву.

- Не простую букву, а большую, в стихотворении говорится – выросла буква выше своих подруг, то есть это заглавная буква.

На доске висят картинки (капуста, кошка, кенгуру, кролик, кегли.)

- Назовите картинки, интонационно выделяя первый звук. Разделите слова-названия на две группы.

- С какого звука начинались эти слова?

- Теперь вы можете определить букву нашего сегодняшнего урока, какую букву мы продолжим писать с вами сегодня?

- Правильно, так держать!

- Смотрите, ребята, я написала на доске план урока, но пункты в нём перепутаны. Давайте с вами поставим  пункты плана на правильное место.

План урока:

 

1.Знакомство с заглавной буквой, сравнение её с печатной буквой.
2.Повторение правил написания слов с большой буквы.
3.Знакомство с написанием буквы « К» по элементам

4. Будем тренироваться в написании буквы 

5. Письмо слогов, слов.

 

- Чему мы сейчас учились?

- Где в жизни нам это пригодится?

- Спланируйте результат на конец урока.

-Молодцы!

Выдвигают  предположение и обосновывают его.

Планируют результат работы по окончанию урока.

Отвечают на вопросы: называют картинки, анализируют слова, выделяют звук. Слова начинаются со звука [к] или [к'].

- Учились планировать свою деятельность.

- Планировать свою деятельность на протяжении жизни.

- Я хочу научиться красиво и  правильно писать большую букву К.

УУРД:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

УУКД:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

Презентация

Доска

Изображения

"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф М: беседа.

Ф

М: рассказ

П: слушание

Ф М: практический.

П: ответы на вопросы.

Организует выполнение задания и следит за его выполнением.

 - А теперь давайте откроем прописи на стр. № 19 и попытаемся.

Знакомство с новой буквой и сравнение её  с печатной буквой.

В речке плавает бревно,

Очень хочет, есть оно.

Пасть зубастую открыл

Наш зелёный крокодил.

- Сравните печатную и письменную букву «К».

- Из каких элементов состоит эта буква? (маленький штрих с прямой линией с петлёй, слегка округлённой линией и маленькой наклонной линией с закруглениями вверху и внизу).

Создаёт условия с ознакомлением  правильного написания заглавной буквы «К»

Показывает правильный способ написания буквы (используя приложение к учебнику «Азбука» - В.Г.Горецкого)

 

 

 Показ и разбор буквы по элементам.

 

- Заглавную букву К начинаем писать выше верхней строки, ведём небольшой штрих вправо вверх. Затем пишем прямую линию с закруглением у нижней линии вверх и пишем узкую петлю, пересекая её выше верхней линии. Потом, слегка округлив, ведём вправо вверх, заканчиваем небольшим закруглением. Отрываем ручку, начинаем писать следующий элемент немного выше верхней линии рабочей строки. Ведём по написанному, закругляем вверх, ведём вниз на себя прямую линию с закруглением внизу.

- А теперь повторите за мной с помощью воздушного письма.

 

Слушают учителя.

Выполняют задание, высказывают предположения по плану работы.

Сравнивают письменную букву с печатной буквой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

Наблюдают и воспринимают на слух объяснение учителя.

 

Формируют умения правильно писать букву.

 

Подавливают кисти рук для письма.

Повторяют движения за учителем в воздухе.

УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

УУКД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. УУПД: характеризовать звуки по заданным признакам.

УУРД: удерживать учебную задачу при проведении звукового анализа.

УУРД: удерживать учебную задачу при проведении звукового анализа.

УУПД: приводить примеры слов с заданным звуком

УУРД: корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;

УУКД: корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

УУПД: объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку.

Прописи

Доска

Карточки

Динамическая пауза

Организует динамическую паузу.

Упражнение для глаз

- Крепко зажмурьте глаза на 3-5 секунд, затем откройте.

- Быстро моргните глазами в течении 30 секунд.

Выполняют упражнения динамической паузы, повторяют движения за учителем.

Фоновая музыка

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф М: беседа.

П.: ответы на вопросы.

Ф М: практический.

П: орфографический анализ

Предлагает самостоятельно выполнить работу с проговариванием про себя.

Этим заданием создаёт ситуацию успеха для каждого ученика. Формирует умения правильно писать букву в соединении с другими буквами. Формирует каллиграфический навык письма буквы.

 

Самостоятельная работа. Письмо элементов в Прописи (стр.19).

- Поучимся теперь писать эту букву.

-Обведите элементы этой буквы.

Обведите и продолжите узор.

- Продолжим соединять элементы буквы в букву К.

- Поучимся теперь писать эту букву. Обведите первую букву, а дальше сами попробуйте написать букву.

Затем предлагает самостоятельно выполнить работу в прописях с проговариванием про себя.

https://documents.infourok.ru/9b917eb9-423c-452f-97cd-a5e5b4e3b044/0/image004.jpg

Подчеркните самые красивые буквы, сравните с буквой - с образом написания буквы.

 

- На четвёртой  строке, буква «К» подружилась с другими буквами.

1) - На третьей строке, буква «К» подружилась с другими буквами.

Ко   Ка       Ки     Ку 

- Подчеркните букву, которая обозначает мягкий согласный звук.

- Каким цветом мы закрашиваем клеточку, когда делаем звуковой анализ? 

Молодцы.

 

- Ребята, какие слова пишутся с большой буквы?

- Давайте попробуем написать имя нового друга  Кевин.

- Вы ведь хотите написать письмо нашему новому другу? Любое письмо начинается с приветствия. Чтобы поприветствовать крокодила, мы должны научиться писать имя крокодила, а начнём мы с первой буквы его имени. И для этого нам предстоит потрудиться.

- Посмотрите, с какой буквы начинается его имя это буква (карточка с изображением заглавной буквы К)

https://documents.infourok.ru/9b917eb9-423c-452f-97cd-a5e5b4e3b044/0/image001.jpg

 

- Возьмите карточки с изображением буквы и выложите горохом, соблюдая правило написания буквы, в этом вам помогут стрелки на карточке.   

 

Раздаёт карточки с написанным именем.

 - Запишите  слово Кевин самостоятельно до конца строки.

- Назовите опасные места при их записи. 

Правильно выполняют упражнения.

 

Самостоятельно выполняют  работу с проговариванием про себя.

 

Анализируют написанную букву, выбирают наиболее удавшийся вариант, обозначают его условным знаком (подчеркивание), ориентируются на лучший вариант в процессе письма.

Сравнивают написание букв с образцом.

Взаимодействует с учителем во время самостоятельной работы.

Самостоятельно дают объяснение написание буквы.

Соотносят, сравнивают свои написанные буквы с образцом. Пишут  букву в соответствии с образцом.

- Зеленым

- Имена собственные.

 Дети работают под музыку.

 

- Имена собственные пишутся с большой-заглавной буквы.

- Имена собственные пишутся с большой-заглавной буквы.

УУКД: корректно и аргументировано высказывать своё мнение;

УУПД: объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку.

УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;  проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии.

Прописи

Раздаточный материал

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф М: беседа.

П.: ответы на вопросы.

Ф М: репродуктивный.

Ф

М: языковой анализ

П: звуковой анализ

 Создаёт условия для развития фонетического слуха.

- На следующей строке записаны предложения. Кто так говорит? 

 

- Правильно, кукушка. Спишите эти предложения самостоятельно на следующей строке. Обратите внимание на соединение букв.

Молодцы.

 

 

 

 

а) - Сделаем звуковой анализ слова Ким, это имя друга нашего крокодила Кевина.

- Сколько букв в слове?

- Сколько звуков?

- Сколько слогов?

- Составьте схему этого слова на листочках.

 

- А теперь напишите вверху на карточке  имя.

 

- Молодцы.

Раздаёт картинки.

б) – Крокодил Кевин прислал вам фотографии, но они, почему- то не яркие. Что же нам делать?

 

- Возьмите цветные карандаши и превратите картинку в цветную фотографию.

 

https://documents.infourok.ru/9b917eb9-423c-452f-97cd-a5e5b4e3b044/0/image003.jpg

Самостоятельно дают объяснение написание буквы.

Соотносят, сравнивают свои написанные буквы с образцом. Пишут букву в соответствии с образцом.

Используют знаково-символические средства, в том числе и схем для выполнения задания.

Выполняют  звуковой анализ слова. 

- кукушка

 

 

 

 

 

- 3

- 3

- 1

 

 

Учащиеся самостоятельно составляют схему слова, а затем проверяется на доске.

 Без имени-1.png

 

 

 

 

 

 

Раскрашивают изображение.

 

 

 

 

 УУПД: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы;

УУРД: соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;

Раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение (4-5 мин)

Повторение и закрепление ранее изученного

Ф М: беседа. П.: ответы на вопросы.

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– А каким,  словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему? Похвалите себя!
- А что из сегодняшнего урока пригодится нам и на других уроках? 

 

-Расскажите дома родителям, чему вы  научились  на уроке.

 

- Молодцы!

 

- Спасибо за урок!

 

Работают самостоятельно.

 

Раскрашивают картинку, звучит музыка.

 

Поощряют себя.

УУРД: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности

УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

УУПД: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф М: беседа.

П.: ответы на вопросы.

Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся

Какую задачу мы ставили себе на уроке?

Мы справились с задачей?

Найдите самую красивую строку в своей  прописи.

Над чем надо еще поработать?

Дома потренируйтесь в написании изученной буквы, слогов и слов.

На этом наш урок окончен, спасибо вам за работу, ребята. Вы большие молодцы. Хорошего дня и солнечного настроения!


Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свою работу на уроке, выявляют ошибки, затруднения, планируют пути устранения (над чем следует поработать дома.)

УУРД: соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц

УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

УУПД: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по письму на тему "Заглавная буква Ю" 1 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование в памяти обучающихся зрительно-двигательный образ заглавной буквы Ю, умение делить слово на слоги, выделять ударный слог, написание слов и предложений.Пла...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Написание заглавной буквы Щ. Звук [щ’], буквы Щ,щ» ( УМК «Школа России», 1 класс)

Цель урока: формирование навыка написания заглавной буквы Щ; повторение имеющихся знаний о мягком согласном звуке [щ’], о букве щ.; формирование навыка правильного, сознательного, выразите...

Технологическая карта урока обучения письму "Письмо заглавной буквы Ч" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель урока: формирование представлений у обучающихся о написании заглавной буквы Ч, умения писать заглавную букву Ч.Задачи урока:Дидактические:1.Познакомить с написанием заглавной буквы Ч.2.Формироват...

Технологическая карта урока обучения письму "Письмо заглавной буквы Ж", 1 класс, УМК "Школа России"

Тема урока «Письмо заглавной буквы Ж»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию заглавной буквы «...

Технологическая карта по обучению письму "Письмо заглавной буквы "К"" 1 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока:. формирование первоначального графического навыка: обучение написанию заглавной буквы «К» и её элементов.Задачи урокаДидактически...

Технологическая карта урока обучения письму "Письмо заглавной буквы В" (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель урока: формирование первоначального графического навыка написания заглавной буквы В.Планируемые результаты:Предметные: научатся:Писать без искажений заглавную букву В.Различать гласные и согласны...

Технологическая карта урока обучения письму "Письмо заглавной буквы Я" (УМК "Школа России", 1 класс)

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся первоначального графического навыка написания заглавной буквы Я.Планируемые результаты: Предметные:1. Пи...