Урок русского языка для учащихся вторых классов по теме «Имя собственное»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Цель, задачи, методы, технологии, формы и средства проведения урока указаны в документе "ПРОЕКТ урока". Также там приведено соответствие учебных заданий и УУД в виде таблицы. Непосредственно описание хода урока приведено в документе "Содержание урока".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uroka.docx | 22.45 КБ |
soderzhanie_uroka.doc | 994.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ УРОКА
Тема урока:
Вся Россия рада: у нас Олимпиада
Класс: 2
Предмет: русский язык
Педагогическая цель:
организовать работу по освоению учащимися знаний по теме
«Имя собственное» на материале олимпийского урока.
Педагогические задачи:
- организовать работу по освоению учащимися правил написания имён собственных;
- организовать работу детей в группах;
- создать условия для развития активных коммуникаций, обмена мнениями с аргументированием своей позиции;
- активизировать творческую активность на всех этапах урока;
- организовать рефлексивную деятельность учащихся.
Ожидаемый результат:
- учащиеся демонстрируют знание правил написания имен собственных;
- учащиеся умеют взаимодействовать в группе;
- учащиеся обмениваются мнениями, аргументируя свою позицию;
- учащиеся проявляют творческую активность;
- учащиеся сочиняют синквейны по заданному направлению;
- учащиеся владеют умениями оценки своей деятельности.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемного изложения
Средства обучения:
- канцелярия
- кластеры
- интерактивная доска
- учебник
- раздаточный материал для работы в группах
Организационные формы обучения:
- групповая
- фронтальная
Педагогические технологии:
Технология диалогового взаимодействия с элементами технологии развития критического мышления и игры.
План урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
I Cтадия вызова | 1.Актуализация знаний 2.Создание мотивации 3.Постановка целей урока | Повторение материала по изучаемой теме Анализ полученной информации, вывод о теме урока Составление этапов урока, внесение гипотез |
II Стадия осмысления | 1.Организация работы в группах 2.Игра-инсценировка 3.Организация дискуссии | Выполнение заданий, нахождение ответов в группах Участие в игре, соблюдение правил Работа с тетрадью, учебником, аргументация позиции с опорой на имеющиеся и полученные знания |
III Стадия рефлексии | 1.Подведение итогов 2.Организация работы по созданию синквейнов 3.Организация оценочной деятельности | Сравнение гипотез с полученными результатами Составление синквейнов в группах, применение новых знаний Самооценка и анализ собственной работы в течение урока. Использование оценочных инструментов для выражения отношения к уроку |
Таблица соответствия учебных заданий (УЗ) и УУД
№ | УЗ | УУД |
1 | Сегодня у нас необычный урок. Мы будем соревноваться, как настоящие спортсмены-олимпийцы и, возможно, получать медали за свои достижения. Придумайте пожалуйста название для ваших команд и запишите их на свои эмблемы. | КУУД (постановка вопросов) инициативное сотрудничество |
2 | Работа в группах. Определите вид спорта по основным характеристикам. Поднимите пиктограмму, соответствующую этому виду спорта. Запишите знакомые вам названия видов спорта. | ПУУД (логические) синтез КУУД (разрешение конфликтов) принятие решения и его реализация |
3 | Почему названии видов спорта мы записали с маленькой буквы, а названия команд с большой? Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? | РУУД (целеполагание) постановка учебной задачи |
4 | Может быть, кто-нибудь из вас знает, какие еще слова мы пишем с заглавной буквы? (выдвижение гипотез) | РУУД (прогнозирование) предвосхищение результата ПУУД (логические) выдвижение гипотез |
5 | Нужно это проверить. А как можно проверить? (составление плана, кластеры) | РУУД (планирование) составление плана и последовательности действий |
6 | Работа в группах. Задания в конвертах. Расшифровать слова (качества, необходимые спортсменам). Как правильно их записать? | ПУУД (общеучебные) смысловое чтение |
7 | Какими бы качествами хотелось обладать вам? Почему? | ЛУУД (смыслообразование) умение находить ответ на вопрос, какое значение имеют для меня эти качества |
8 | Взгляните на доску. Выберите изображения, которые можно объединить в одну группу (талисманы Олимпийских и Паралимпийских Игр в Сочи) | ПУУД (логические) анализ с целью выявления признаков |
9 | Работа в группах. Каждая команда придумает имя для одного талисмана. Давайте запишем их. Как правильно записать имена? | КУУД (разрешение конфликтов) принятие решения и его реализация |
10 | Какие еще символы Олимпийский и Паралимпийских игр вы знаете? Давайте вспомним, в каких местах побывал Олимпийский огонь во время своей эстафеты. На доске записаны некоторые из них, но пропущены первые буквы. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. | ПУУД (общеучебные) поиск, выделение, структурирование информации |
11 | Организация игры-инсценировки. Работа в группах. Каждая команда изображает вид спорта, который мы могли видеть на Зимних Играх в Сочи. | КУУД (планирование) определение цели, функций участников, способов взаимодействия |
12 | Работа в группах. Задания в конверте. Объединить слова по смыслу. 1 команда: названия стран, принимавших ОИ; 2 команда: имена спортсменов-участников ОИ; 3 команда: названия городов, где проходили ОИ; 4 команда: имена талисманов, придуманные нами; 5 команда: названия наших команд. | ПУУД (логические) выбор оснований и критериев для классификации объектов |
13 | Как можно проверить, все ли слова мы выбрали, которые следует писать с большой буквы? (посмотреть в учебнике). Чтение правила. | ПУУД (логические) доказательство |
14 | Давайте проверим, правильно ли мы считали, и все ли группы слов, подходящих под правило назвали. | РУУД (оценка) выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и того, что подлежит усвоению |
15 | Работа в группах. Задание для каждой команды. Составить синквейн так, чтобы в нём было слово из перечисленных групп. | РУУД (волевая саморегуляция) способность к мобилизации сил и энергии; выбор мотивов в ситуации конфликта |
16 | Оцените работу каждой команды, учитывая оригинальность названия, игру-инсценировку синквейн, выполнение других заданий. Выдайте медали 1 - 5 место. | РУУД (оценка) осознание качества и уровня усвоения |
17 | Используя следующие фразы, расскажите о вашем настроении на уроке: - мне было интересно… - было сложно… - мне захотелось… - мне понравилось… | РУУД (оценка) осознание качества и уровня усвоения |
18 | Расскажите о своём отношении к уроку: - все понял, понравилось… - понравилось, но было сложно… - не понравилось… - не понял… | РУУД (оценка) осознание качества и уровня усвоения |
Предварительный просмотр:
Содержание урока
Содержание/деятельность | Экран | Хронометраж
|
1. Актуализация имеющейся у детей информации об олимпийских ценностях Примерные вопросы учителя: Учитель: – Что вам известно об Олимпийских играх? – С чем, прежде всего, связывают понятие "Олимпийские игры"?
|
| 3 мин |
Учитель: – Знаете ли вы, что в Сочи будут проходить не только Олимпийские игры, но и Паралимпийские? – Что значит "Паралимпийские"? Обратите внимание на сроки проведения Игр. – Через сколько лет у нас будут проводиться Игры? – В каком классе вы будете? – Что вы знаете о Паралимпийских играх? – Кто смотрел по телевизору, как проходят Паралимпийские игры? – Что запомнилось?
|
| 3 мин |
Учитель: – Сколько олимпийских зимних видов спорта? • Всего 7 олимпийских зимних видов спорта по классификации МОК, что соответствует числу международных федераций. Лыжный спорт, конькобежный спорт и бобслей делятся на дисциплины, то есть подвиды. Всего их 15. • В России более распространена другая классификация – 15 видов, которые соответствуют 15 названиям на слайде. • Количество видов спорта, включенных в Игры, постоянно растет. • Так, в последние годы в олимпийский список вошли фристайл, шорт-трек, сноуборд. – Что вы знаете о фристайле? О шорт-треке? О сноуборде? Обратите внимание на символ Олимпийских игр: пять колец, символизирующих пять континентов.
|
| 2 мин.
|
Учитель: – Сколько паралимпийских зимних видов спорта? Всего 5 паралимпийских зимних видов спорта. – Что вы знаете о паралимпийском биатлоне? Обратите внимание на символ Паралимпийских игр: три "агитоса" символизируют соответственно разум, тело и несломленный дух. (Agitos = "я двигаюсь" на латыни.) Три наиболее распространенных цвета во флагах государств мира. |
| 2 мин. |
Учитель: –Предлагаю вам познакомиться с талисманами игр прошлых Олимпийских и Паралимпийских игр. –Известно ли вам, когда будет выбран талисман наших Игр 2014 года? Талисман Игр 2014 года в Сочи всенародно будет выбран за 3 года до их начала. Талисман – это символ игр, приносящий удачу. Это могут быть милые зверушки или сказочные существа, которые будут любимы всеми жителями нашей страны. – А вы знаете, что в России каждый может принять участие в создании Талисмана Игр в Сочи? С 1 сентября по 5 декабря в рамках конкурса идей Талисманов Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи 2014 в нашей стране будет проходить сбор конкурсных работ. Каждый может принять участие и прислать на конкурс свое изображение будущего Талисмана. Нужно просто нарисовать того, кто, на ваш взгляд, может стать Талисманом Игр. Те, чьи работы жюри выберет как самые интересные и оригинальные, станут победителями и получат призы. 7 февраля 2011 г. в прямом эфире телевизионного шоу страна будет выбирать Талисман Игр Сочи 2014 г. Вы можете стать участниками конкурса, выполнив домашнее задание этого урока! |
| 2 мин. |
2. Мотивация школьников к освоению новой информации. Учитель: – Какими видами спорта вы увлекаетесь? – Чем хотели бы заниматься? Почему? – Какие качества характера необходимы для того, чтобы заниматься спортом? – Какие соревнования проводятся у вас в школе? Принимали ли участие в них? Кто? Когда? В каких? – Какие качества вам потребовалось проявить для того, чтобы победить (или принимать участие)? |
| 3 мин. |
3. Проведение организационно-деловой игры |
|
|
Игра 1. "Ценности Олимпийского движения" – У вас на столах конверты, в каждом из которых разрезанная картинка. На ней изображена спортивная ситуация (сюжет). Вам необходимо сложить картинку и назвать качества характера, которые проявили спортсмены в этом сюжете. Учитель: Демонстрирует на экране картинку № 1, затем картинки №2, №3. – У кого получилась такая картинка? Какие качества проявили спортсмены? И т.д. Управляя дискуссией школьников, учитель акцентирует внимание на верно названной ценности и записывает ее на доске. – Вы верно отмечаете, что Олимпийские игры – это не только спорт, но и проявление качеств характера. | 7 конвертов с разрезанными картинками, каждая из которых символизирует ценности. Над каждой картинкой работают два человека. Таким образом, количество конвертов в два раза меньше, чем количество детей. Все картинки включены в презентационные материалы, используемые на уроке. | 5 мин. |
Учитель: – Итак, мы с вами сформулировали три ценности Олимпийского движения. Давайте их повторим. А чтобы вы запомнили их лучше, давайте выучим слоган "Дружба, Совершенство, Уважение – ценности Олимпийского движения!" |
| 1 мин. |
Учитель: – Одна из олимпийских ценностей – уважение – подразумевает не только уважение к людям, но и уважение к окружающей среде, к природе. Спорт и окружающая среда взаимосвязаны потому, что спорт нуждается в качественной окружающей среде, а также потому, что крупные спортивные мероприятия могут негативно воздействовать на окружающую среду. Олимпийские объекты Игр 2014 частично соприкасаются с особо охраняемой природной территорией Сочинского национального парка. Как можно оберегать природу Сочи? (Ответы школьников.) |
|
|
Игра 2. "Угадай слово" Учитель читает текст (1–2 предложения, в котором раскрывается ценность) и просит школьников поднять карточку с названием этой ценности. Вариант: На доске таблица, в которой нужно соединить стрелками слова и соответствующее описание (пример). Учитель предлагает дополнить правый столбец иным содержанием. |
| 2 мин. |
Ценности Паралимпийского движения. Учитель: – Как называется этот вид спорта? Слышали имя – Ирек Зарипов? Ирек Зарипов, который в 17 лет попал в аварию и остался инвалидом (ампутация обеих ног), через два года после несчастья сделал важный шаг, начав заниматься лыжами и биатлоном. А теперь он – четырехкратный чемпион Паралимпийских игр в Ванкувере и посол "Сочи 2014". Какими качествами нужно обладать, чтобы сделать первый шаг, когда все вокруг говорят о том, что у тебя нет шансов? (Смелость.) |
| 1 мин. |
Учитель: – Кто знает, что такое следж-хоккей? Это разновидность хоккея, где игроки передвигаются на специальных санках, отталкиваясь руками. Кресло для следж-хоккея дает шанс победить в этой игре как полностью здоровому человеку, так и человеку с парализованными ногами или даже без ног. – Какая ценность проявляется в этом виде спорта? (Равенство.) |
| 1 мин. |
Учитель: – Знаете ли вы, что паралимпийская чемпионка Пекина Олеся Владыкина смогла всего за полгода после тяжелой травмы (потеряла руку) целенаправленно и планомерно научиться плавать по-новому и в конце концов установить мировой паралимпийский рекорд? Какое качество ей в этом помогло? (Решимость.) |
| 1 мин. |
– На церемонии открытия Паралимпийских игр в Пекине спортсмен, которому выпала честь зажечь большой факел, передвигался на инвалидной коляске. Чтобы подняться под купол, он вместе с коляской на специальном блочном приспособлении поднимал себя на прямых руках туда, вверх, где был расположен этот гигантский факел... – Какое чувство испытали тысячи зрителей на стадионе "Птичье гнездо"? (Вдохновение.) |
| 1 мин. |
Учитель: – Итак, мы с вами сформулировали четыре ценности Паралимпийского движения. Давайте их повторим. А чтобы вы запомнили их лучше, давайте выучим слоган "Смелость, Равенство, Решимость, Вдохновение – ценности Паралимпийского движения!" |
| 1 мин. |
Игра 3. – У вас на столе конверты с буквами. Сложите из них 4 слова, обозначающих ценности Паралимпийского движения. Кто первый? | Дидактический материал: конверты с буквами | 3 мин. |
Игра 4. У учителя 7 карточек с буквами. Он поднимает одну букву, обозначающую начало слова – олимпийской или паралимпийской ценности. Буквы должны быть разных цветов: красного – Д, С, У (ценности Олимпийского движения); Р, В, М, Ц (ценности Паралимпийского движения). |
| 3 мин. |
Учитель: – А теперь определим самую оперативную команду. Кто быстрее угадает все слова? |
| 1 мин. |
4. Обобщение полученной информации – Учитель: Игры – это не просто спорт. А значит, и ценности Игр можно применить не только к спортсменам. Никто не станет спорить, к примеру, что равенство – это хорошо или что дружба делает общение приятным и интересным. И честно признаемся, что немного решимости никому еще не повредило. Олимпийские и паралимпийские ценности помогают нам научиться добиваться успеха и осуществлять наши мечты, оставаясь в гармонии с собой, окружающим миром и другими людьми. |
| 1 мин |
5. Домашнее задание 1) Нарисовать (лучше вместе с родителями), как школьники представляют себе ту или иную ценность. С целью получения рисунков по всем ценностям нужно детей распределить, поинтересовавшись, кто какую ценность будет изображать. 2) Нарисовать свои варианты талисманов Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года в городе Сочи. Талисманы Олимпийских и Паралимпийских игр надо рисовать отдельно (на разных рисунках). Ремарка учителя: "Не забудьте рассказать о конкурсе своим родственникам, друзьям и знакомым. Ведь чем больше интересных идей будет прислано на конкурс, тем более интересным и уникальным может стать наш Талисман Сочи 2014!". |
|
|
|
| 40 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку для учащихся 1 класса по теме "Речевая ситуация: обсуждение профессий родителей. Слова, отвечающие на вопросы "что делать?", "что сделать?"
Методическая разработка урока по русскому языку для учащихся 1 класса на тему "Речевая ситуация: обсуждение профессий родителей. Слова, отвечающие на вопросы "что делать?", "что сделать?" была предста...
Урок русского языка для учащихся 3 класса по теме «Неопределённая форма глагола».
КОНСПЕКТ урока русского языка для учащихся 3 класса по теме «Неопределённая форма глагола»....
Урок русского языка в 3-м классе по теме " Собственные и нарицательные имена существительные"+ презентация к уроку
Урок русского языка в 3-м классе по теме "Собственные и нарицательные имена существительные". К УМК " Перспектива" Л.Ф.Климановой. Презентация к уроку....
Урок русского языка для учащихся 3 класса по теме " Текст описания растения" по программе Школа России
Работа по группам. Составление текста - описания растения в научном стиле. Дети выполняют задания. В конечном результате у каждой группы получается свой текст....
Конспект по русскому языку для учащихся 4 класса по теме: «Употребление мягкого знака в глаголах второго лица единственного числа»
План-конспект урока по русскому языку 4 классТема: «Употребление мягкого знака в глаголах второго лица единственного числа».УМК «Школа России» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, Русск...
Урок русского языка во 2-м классе по теме «Собственные и нарицательные имена существительные"
Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных....
Конспект урока русского языка для учащихся 4 класса Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов второго спряжения»
Данный урок русского языка проводится в 4-ой четверти с целью закрепления умения учащихся писать безударные личные окончания глаголов 2- го лица настоящего и будущего времени. С помощью алгоритма учен...