Конспект по русскому языку для учащихся 4 класса по теме: «Употребление мягкого знака в глаголах второго лица единственного числа»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 95.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по русскому языку
4 – А класс
Тема: Употребление мягкого знака в глаголах второго лица единственного числа.
Составила:
Учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Лунева В.М.
г. Симферополь, 2021г.
Русский язык 4 – А класс
Тема: Употребление мягкого знака в глаголах второго лица единственного числа.
Цели: создать условия для ознакомления с правилом написания мягкого знака в глаголах 2-го лица единственного числа, совершенствовать умение правильно писать личные окончания в глаголах настоящего и будущего времени 2-го лица единственного числа, способствовать развитию навыков определять лицо и число глаголов и выделять личные окончания глаголов, содействовать воспитанию интереса к русскому языку.
Планируемые результаты:
учащиеся ознакомятся с правилом написания мягкого знака в глаголах 2-го лица единственного числа, научатся правильно писать личные окончания в глаголах настоящего и будущего времени 2-го лица единственного числа, определять лицо и число глаголов, выделять окончание глаголов, выполнять звукобуквенный разбор слова;
определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала, самостоятельно предполагать какая дополнительная информация необходима, отбирать дополнительную литературу, проводить аналогии между изученным и опытом;
высказывать свое предположение относительно способов решения задачи, оценивать совместно результат своих действий , корректировать;
отстаивать свою точку зрения, соблюдать правила речевого этикета, аргументировать свою точку зрения, критично относиться к своему мнению;
осознавать и принимать базовые ценности, оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей , самооценивать .
Оборудование: карточки, учебник, презентация
Структура урока
Слайд 1
2.Актуализация опорных знаний.
Вставить буквы, определить число, время и лицо глаголов
- Снег растаял на дорожке. Луг пестреет золотыми цветами, над ним летают пчелы. Ветви ивы склонились над водой. Высоко в небе летит стая журавлей. Слайд 2
- Играет, сберегут, одержал, расселились, сливаются, запоют, услышат, слушает, вспомнят.
— Послушайте стихотворение. Догадайтесь, о какой части речи в нём говорится.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт.
Вышивает, или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит —
Всё расскажет нам... (глагол).
А. Югов
— Что вы можете рассказать о глаголе?
— Сформулируйте задачи урока.
IV. Самоопределение к деятельности
Составить пословицы, выделить окончание глаголов Слайд 3
Работа в группе
***Без костей рыбки платья не скроишь
Близок локоть не завяжешь
Одной рукой да не укусишь
Без ножниц не съешь
— Определите лицо глаголов.
Рисую, рисуешь, рисует; полечу, полетишь, полетит; улыбаюсь, улыбаешься, улыбается.
— Как определяли лицо? (По личным местоимениям, по окончаниям.)
— Что общего вы заметили в написании окончаний глаголов 2-го лица единственного числа?
— Сформулируйте задачи урока. (Научиться распознавать глаголы 2-голица и правильно их писать.)
— Прочитайте глаголы.
Открою, закричит, напишешь, заснём, принесут, вытащите, улетят, прогонишь, проплыву, спросим, прыгнете, успеет.
— Чем похожи все глаголы? (Стоят в будущем времени.)
— По каким признакам их можно разделить на группы? (По лицам и числам.)
— Запишите глаголы группами.
— Сколько получилось групп? (Шесть.)
— Одинаковые или разные окончания имеют глаголы одной группы? (Разные.)
— От чего это зависит?
Индивидуальная работа
— Прочитайте слова.
В..ехал, в..юга, с.езд, вороб..и, сверхъестественный, л..ют, об..явить.
— На какие две группы их можно разделить? (Слова с разделительным мягким знаком и с разделительным твёрдым знаком.)
— Когда в словах пишется разделительный мягкий знак, а когда - разделительный твёрдый знак?
— Запишите слова в два столбика, обозначьте орфограммы.
— Послушайте предложения. Найдите в них слова с разделительными твёрдым и мягким знаками, запишите их в нужный столбик.
1) Внимательно слушай объяснение учителя. 2) Грачи вьют гнёзда на деревьях. 3) Мухомор и бледная поганка — несъедобные грибы. 4) Кто на ветке шишки грыз и бросал объедки вниз? 5) На ужин мама приготовила оладьи с вареньем. 6) На дверях подъезда висело объявление.
(Проверка.)
— Какие слова записали в первый столбик? Почему?
— Какие слова записали во второй столбик? Почему
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику . Работа в группе.
Упр. 171(с. 85).
(Устная работа по вопросам и заданиям упражнения.)
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Почему мягкий знак в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа — это орфограмма?
2. Упражнение в правописании глаголов 2-го лица единственного числа
(Запись слов под диктовку.)
Знаешь, лаешь, бежишь, молчишь, шумишь, сосёшь, жуёшь.
— Выделите окончания глаголов, определите их лицо и число.
— В чём их особенность? (На конце пишется мягкий знак.)
Выступления от групп.
- Работа по учебнику
Упр. 172(с. 85).
— Прочитайте текст.
— О каких цветах вы прочитали? Видели ли вы их когда-нибудь? Какого они цвета?
— Что они напоминают Э. Шиму?
— Выполните задания. (Проверка.)
— Что общего у всех выписанных глаголов? (Это глаголы 2-го лица единственного числа.)
— Какие окончания имеют глаголы 2-го лица единственного числа?
(Один ученик выполняет на доске звуко-буквенный разбор слова опять.)
Упр. 173(с. 86).
— Прочитайте.
— Что нужно помнить при выполнении задания? (Глаголы 2-го лица единственного числа имеют окончания -ешь, -ишь и пишутся с мягким знаком на конце.)
— Выполните задания. (Взаимопроверка, взаимооценка.)
VI. Физкультминутка
Физминутка «Часы» Слайд 4
Тик-так, тик-так,
Все часы идут вот так.
Тик- так, тик-так.
(наклоны головы к плечам)
Смотри скорей, который час.
Тик-так, тик-так.
(раскачивания туловища)
Налево – раз, направо – раз,
Тик-так, тик-так.
(наклоны туловища влево – вправо)
Мы тоже можем так.
VII. Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику
Упр. 174(с. 86).
— Прочитайте диалог. О чём он? (О том, как хорошо послушать тишину.)
— В каких словах встретился мягкий знак? На что указывает мягкий знак в этих словах? (В слове тишь мягкий знак указывает на то, что это существительное женского рода, в слове молчишь — на то, что это глагол 2-го лица единственного числа.)
— Выполните разбор слова тишь как части речи. (Один ученик работает у доски.)
Упр. 175 (с. 86).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— На какие группы можно разделить все слова? (Существительные женского рода с шипящими на конце — мягкий знак пишем, существительные мужского рода с шипящими на конце — мягкий знак не пишем, глаголы 2-го лица единственного числа — мягкий знак пишем.)
(Самооценка.)
VIII. Рефлексия
Выборочный диктант
— Выпишите глаголы 2-го лица единственного числа, обозначьте орфограмму.
1) Поспешишь - людей насмешишь. 2) Слово не воробей: вылетит — не поймаешь. 3) От умного научишься, от глупого разучишься. 4) Два века не проживёшь. 5) Посеешь в пору — соберёшь зерна гору.
(Самопроверка по образцу на доске.)
— Оцените свою работу на уроке.
Слайд 5
(IX. Подведение итогов урока
— Какие окончания имеют глаголы 2-го лица единственного числа?
— О чём ещё нужно помнить при написании таких глаголов?
Домашнее задание
Упр. 177 (с. 87),
*Упр. 179 (стр. 88 ), подобрать 3-4 глагола второго лица единственного числа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Разделительный мягкий знак"
Конспект урока по программе "Школа России"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/26/picture-208000-1364289748.png)
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Употребление частицы НЕ с глаголами. Правило правописания частицы НЕ с глаголами." (УМК «Школа 2000»)
Цели:1. Ознакомление с ролью частицы и её раздельным написанием сглаголом....
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме " Разделительный мягкий знак"
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме " Разделительный мягкий знак" ( УМК Планета знаний)...
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме:"Разделительный мягкий знак"с 25%-ой самостоятельной занятостью учащихся .
Представляю технологическую карту урока русского языка во 2 классе по теме:"Разделительный мягкий знак", где 25% времени урока учащихся работают савмостоятельно....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/21/picture-421700-1442860221.jpg)
Конспект урока русского языка для 2 класса по теме "Разделительный мягкий знак"
Данная разработка представляет собой конспект урока русского языка для 2 класса по теме «Разделительный мягкий знак» с презентацией. Урок составлен с учетом системно-деятельностного подход...
![](/sites/default/files/pictures/2010/10/10/picture-3138.jpg)
конспект урока русского языка в 4 классе по теме" Правописание безударных гласных в окончаниях имен существительных единственного числа"
Урок разработан по технологии смешанного обучения (модель "смена рабочих зон"). УМК "Школа России", автор учебника В.П.Канакина....
Употребление мягкого знака в глаголах второго лица единственного числа.
Упражнения в правописании глаголов второго лица единственного числа....