Урок русского языка для учащихся 3 класса по теме " Текст описания растения" по программе Школа России
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Работа по группам. Составление текста - описания растения в научном стиле. Дети выполняют задания. В конечном результате у каждой группы получается свой текст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
групповая работа | 19.72 КБ |
фото растений , описываемые в уроке | 1.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3б классе
Учитель Федюкова Зинаида Дмитриевна
Тема урока: Текст-описание растения
Цели:
- Развивать умения составлять текст-описание в научном стиле, употреблять имена прилагательные в речи.
- Формирование универсальных логических действий (анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений.)
- Воспитывать наблюдательность.
Оборудование: 3 листа белой бумаги; клей; шаблоны частей сочинения для каждого учащегося; рабочие тетради; листки для записи частей сочинения; учебник; картинки подсолнечника, клевера, подорожника; таблички с отличительными признаками растений; проектор; книги «Большая энциклопедия», «Ну погоди!»
Ход урока
- Орг. момент.
- У нас сегодня на уроке работает 3 группы.
(Учащиеся делятся на 3 группы по 5 человек).
- Давайте вспомним правила работы в группах. (Раздаю карточки-памятки каждой группе. Читаем цепочкой).
Правила работы в группах
- Работай в группе дружно, помни: вы одна команда.
- Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.
- Не бойся высказывать своё мнение.
- Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других членов группы.
- Работай сам, не рассчитывай на других.
- Отвечай у доски громко, чётко, кратко.
- В случае неправильного ответа не вини никого, отвечай за себя. Помни: каждый человек имеет право на ошибку.
- Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то используйте считалку или жребий.
II.Самоопределение к деятельности.
-У вас было домашнее задание: посмотреть материал для составления текста – описания.
-Что такое текст? ( это 2 или более предложения, связанные по смыслу).
-отличительные признаки текста – описания?
-Какая часть речи помогает в составлении текста – описания? (прилагательные).
III. Работа по теме урока.
-Сегодня мы будем не просто составлять текст – описание, а в научном стиле. Как вы понимаете в научном?
Задание
-Посмотрите: у меня в руках две книги. Определите, какая из них написана в научном стиле, а какая в художественном?
-Как определили?( по картинкам, по содержанию. В худ. автор выражает своё отношение к происходящему, а в науч. Только факты.)
Задание
- Прочитайте два текста и определите, какой из них написан в худ. Стиле, а какой в науч. Докажите. ( тексты на экране) слайды № 1,2,3.
Задание (Составление плана)
- На сколько основных частей можно разделить любой текст? Назовите их.
На доске: Текст- описания
План.
- Почему растение так названо?
- Внешний вид.
- Использование человеком.
Работа с планом.
Загадки.
В поле из зёрнышка
Выросло солнышко
Круглое, яркое
Только не жаркое. (Подсолнух. Слайд № 4 )
- Спроси телёнка и барашка,
Цветка вкусней на свете нет.
Ведь не случайно красной кашкой
Его зовут на вкус и цвет. ( Клевер. Слайд № 5 )
Путник часто ранит ногу;
Вот и лекарь у дороги. ( Подорожник. Слайд №6)
Задание ( У каждой группы своё растение: Подорожник, клевер, подсолнечник. В итоге получится 3 текста – описания.)
Читаем первый пункт плана.
В основе появления названий у многих растений лежит какая–то причина.
- По одному из каждой группы подойдите к столу и возьмите карточку.
Выберите верное высказывание о своём растении. Отметьте.
( Растёт вдоль дороги.
Цветок солнца. Поворачивает голову по движению солнца.
Перевод с латинского означает – « трилистник».)
Второй пункт.
При описании растения мы должны, как бы зрительно разделить его на части. Перечислите сверху вниз получившиеся части (иллюстрация растения, разделённого на части). Назовите части растения (цветок, литья, стебель).
Описывая каждую часть растения, нам нужно выделить такие свойства или признаки, которые бы отличили наше описываемое растение от остальных, т.е. отличительные признаки.
Отличительные признаки могут отражать как важные для нас свойства предметов, так и неважные. Мы сегодня учимся составлять текст-описание растения по картинке, и не все признаки можем на ней пронаблюдать. Те, которые можем пронаблюдать на изображении (цвет, форму), относятся к важным для нас признакам. Не важные – это запах, на ощупь.
Задание.
Выберите важные, для вашего описания признаки.(работа с табличками).
Дети каждой группы выбирают таблички для описания своего растения.
Цветок Цветки мелкие, тёмно-красного оттенка (могут быть белого, светло- синего цвета), собраны в головку шаровидной формы.
Крупный цветок, точнее соцветие – корзинка, состоящая из мелких жёлтых цветков, плотно прижатых друг к другу. По кругу этой корзинки располагается венец из крупных жёлтых лепестков.
Цветки мелкие, невзрачные, собраны в густой колос или головку.
Стебель Стебель высокий, прочный, твёрдый. Он покрыт жёсткими волосками и от этого шершавый.
Стебель прямой с лёгким опушением.
Стебель прямой, жилистый. Его не так просто сорвать.
Листья Листья широкие, гладкие, с прожилками. Обычно собраны в прикорневую розетку.
Листья широкие, шершавые, расположены вдоль по стеблю по одному.
Листочки продолговатые, заострённые. Собраны по три.
Физкультминутка:
Проверим, как вы сможете соотнести признаки с частями растений. Если я называю прилагательное, описывающее цветок, вы поднимаете руки вверх и показываете большой цветок, если речь идёт о листьях, вы протягиваете ладошки вперёд и покачиваете, если о стебле. Ставите руки на пояс.
Примеры слов: ветвистые, белые, широкие, стелющиеся, незаметные, высокие, ароматные, стройные, овальные, невзрачные, узкие, вьющиеся, стреловидные, прямо стоячие, резные, благоухающие, зелёные…
Третий пункт.
Где могут использоваться растения человеком? (Ответы ребят)
Задание
Раздаю карточки, дети сами должны выбрать высказывание для своего растения.
В пищу человека; на корм животным; в медицинских целях; для получения масла; в строительстве; для озеленения и украшения клумб; в косметологии; медоносы; для строительства.
Самостоятельная работа по группам.
- Каждый человек в группе получил задание (1-почему так называется, 2-о цветке, 3-о листьях,4- о стебле, 5-использование человеком).
Каждый пишет ответ на задание на отдельном листке. Затем по порядку- по –плану приклеивают свой листик на большой общий лист.
IV. Рефлексия.
У доски от каждой группы зачитывается сочинение.
Как по-вашему, получилось справиться с темой урока?
Чей текст – описания больше понравился?
V. Оценивание.
VI. Домашнее задание
Составьте дома свой текст – описание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Девочки свернули с тропинки. Луг казался золотым от этих ярких, красивых, жёлтых цветов. Таня нарвала букет, а Оля сплела нарядный венок.
В огороде у дорожки Стоит солнышко на ножке, Только желтые лучи У него не горячи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка для 2ого класса по теме: "Части речи. Обобщение". ОП "Школа России"
Презентация к уроку русского языка для 2ого класса по теме: "Части речи. Обобщение". ОП "Школа России"....
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Текст-описание растения в научном стиле"
Урок разработан по программе УМК "Школа России" по ФГОС. В основе лежит работа в группах....
Презентация к урокам русского языка в 4 классе по теме "Падежное окончание имён прилагательных" (Школа России)
Данная презентация содержит вспомогательный материал к урокам русского языка в 4 классе по теме "Имя прилагательное" и "Глагол"....
Урок русского языка в 4 классе по теме "Текст-описание" с использованием презентации
Урок русского языка в 4 классе по теме "Текст- описание" является уроком развития речи. Цели: повторить виды текста,повторить части речи, повторить литературные термины: сравнение и олицетворени...
Урок русского языка в 4 классе по теме " Падеж имён существительных". УМК "Школа России".
Конспект урока, презентация к уроку. Урок с использованием технологии критического мышления, информационно-коммуникационной технологии на основе системно-деятельностного метода обучения....
Урока русского языка в 4 классе по теме «Синонимы, антонимы, омонимы» (УМК «Школа России)
Учебное занятие русского языка в 4 классе по теме «Синонимы, антонимы, омонимы», содержание которого основывалось на программе автора В.П. Канакиной.Данное учебное занятие в курсе русского...
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Работа с предложением"", УМК "Школа России", соответствует ФГОС НОО ОВЗ
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Работа с предложением"", УМК "Школа России", соответствует ФГОС...