Урок русского языка во 2-м классе по теме «Собственные и нарицательные имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Артёменкова Надежда Николаевна

Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sobstvennye_i_naritsatelnye_imena_sushchestvitelnye.docx30.06 КБ

Предварительный просмотр:

 

Урок русского языка во 2-м классе по теме

«Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных»


Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

Цели урока:

            1) познавательные:

- создать условия для формирования умений различать имена существительные собственные и нарицательные, подбирать примеры этих слов самостоятельно, формировать навыки правописания заглавных букв в именах собственных, классифицировать слова на группы;

            2) развивающие:

 - развивать навыки самостоятельного поиска решения поставленной задачи, умение решать проблемные задачи, содействовать развитию у обучающихся кругозора, умению собирать, анализировать и систематизировать информацию;

           3) воспитывающие:

- воспитывать умение общаться, умение работать дружно в паре, в группе, создать условия для воспитания познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии, бережного отношения к миру природы, любви к родному краю, к животным.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Коммуникативные УУД – стимулирование обучающихся к выражению собственного мнения; к умению слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; к умению работать в паре, оказывать взаимопомощь, формирование умения слушать собеседника, договариваться.

Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация обучающимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности (умение соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности).

Познавательные УУД –умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии, об истории города и его улиц, о людях, живущих в городе.

Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, ответственности за свою деятельность, развитие творческого воображения, умения объективно оценивать результат собственной деятельности.

Предметные- уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

Учебно-методическое обеспечение:

Русский язык: Учебник: 2 класс/ - М.: ООО «Русское слово», 2013.

Русский язык: Рабочая тетрадь: 2 класс Л.В.Кибирева, О.А.Клейнфельд, Г.И.Мелихова - М.: ООО «Русское слово», 2013.

Необходимое оборудование и материалы для урока:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация, раздаточный материал для групповой, парной и индивидуальной работы.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел звонок для вас.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки ровно.

Проведём урок достойно.

- Что необходимо нам делать для успешной работы на уроке?

Будем слушать, рассуждать,                                                      слайд  2                                                                             

И друг другу помогать.

Мы хороший, дружный класс

Всё получится у нас.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!

- Ребята, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, я думаю, что сегодняшний урок принесет всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями.

- Откройте, пожалуйста, тетради.                                              слайд  3                                                                             

- Запишите число, классная работа. Какие орфограммы вам встретились?

II. Минутка чистописания

- А теперь приготовьте внимание на минутку чистописания. Что сначала необходимо сделать? (Пальчиковую гимнастику).

Пальчиковая гимнастика.

Вот помощники мои, (Смотрим на ладоши)

Их, как хочешь, поверни:

И вот этак, и вот так, (Потираем руками)

Не обидятся никак.

Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладони друг с другом соседом по парте)

Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями)

- Летит, летит ракета, Вокруг земного света!                      слайд  4

Она пролетает буквы: П   л  а  н  е  т  а                               слайд  5                                                                               

- Какие из этих букв имеют одинаковые элементы при написании, похожи по начертанию? ( п, т,). А какая буква  в слове РАКЕТА похожа на них? (р)

Напишем их правильно:

птр             трп            ртп                                                  слайд  6                                                                             

III. Словарная работа. Работа по толковому словарю

- Какое слово облетела ракета? (планета)                             слайд  6*                                                                            

- Что обозначает это слово? (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова)

ПЛАНЕТА – Большое небесное тело, движущееся вокруг Солнца и светящееся отражённым светом.

Наша Земля – голубая планета,
Воздухом свежим и солнцем одета.
                          слайд  7                                                                                               
Нет, вы поверьте, 
Земли голубей
От синевы рек, озёр и морей.

Вы не найдёте чудесней на свете
Нашей прекрасной и доброй планеты!!!

Наша Земля – голубая планета.                            

- Запишем это предложение.                                  слайд 8

- Назовите однокоренные слова к слову планета.

 (ПЛАНЕТАРИЙ -Устройство, показывающее движение планет и других светил на полусферическом экране-куполе.,

ПЛАНЕТОХОД - Автоматический самоходный аппарат с дистанционным управлением, передвигающийся по поверхности удалённой от Земли планеты.) и т.д

- Выделите корень.

IV. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии, подведение к формулированию темы урока.

- Планеты, звёзды, космос – здесь очень много всего интересного и загадочного. А вы умеете отгадывать загадки?

- Отгадайте загадку.

Она весь мир кормит, сама же ничего не ест.

Ответ:   земля                                                          слайд  8*                                                                          

Почему наша знакомая Орфограмма написала эти слова по-разному?      

- Кто знает, как называются существительные, которые пишутся с заглавной буквы? (собственные)

- А как называются имена существительные, которые пишутся с маленькой буквы? (нарицательные)

- Ребята, как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок?

(Тема урока «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных»).                  слайд 9

- Сегодня на уроке предстоит … (формулировка задач обучающимися):

  • уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных,
  • закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.                                                                          слайд 10

Работа по учебнику  

Прочитаем правило на стр.43, 44 учебника

V. Выявление места и причины затруднения.

А наше дальнейшее путешествие продолжим на другом корабле.      слайд  11

 (Работа в группах)

Прочитайте и найдите, какие слова хотела записать Ошибка:

МАТЕРИКЗЕМЛЯЕВРАЗИЯПЛАНЕТАКОМИУЛИЦАОБЪЯЧЕВОЦЕНТРАЛЬНАЯРЕСПУБЛИКАСЕЛО                                                             слайд 12

- Распределите эти слова по группам. Какие будут группы? ( Слова, которые пишутся с прописной буквы и с строчной)

- Как можно по-другому назвать эти группы?

- Составьте пары подходящих слов.

( докладчик каждой группы сообщает о проделанной работе)

- Какую  пару со словом Земля мы образовали?

- Мы уже узнали, что  у слова земля 2 значения (планета и почва).

- Мы плывём на корабле и вдруг на горизонте….. что?  (Земля).    

Земля – это суша, материк.                                                           слайд 13

- А какие материки вы знаете?                                                     слайд 14

- Как называется материк, на котором мы живём?                       слайд 15

- Наша страна занимает не весь материк.  Назовите её.               слайд 16

- Столица России?                                                                        слайд 16*

- А как называется территория, часть России, где живём мы.

Слайд вам поможет.                                                                   слайд 17 – 20.

- Какое слово из 2 столбика осталось? (Центральная) Это … улица.  слайд 21

- Она вам знакома? Какое отношение она имеет к нам?

Вывод: - Какие слова относят к именам собственным? (Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек.)

слайд 22-23

- Где в жизни мы встречаемся с именами собственными? (Название книг,

фильмов, газет, журналов, магазинов, марки машин, …..).

- Как будем писать их названия? (с заглавной буквы)

А названия одинаковых или однородных предметов – это имена нарицательные, они пишутся со строчной буквы.                  слайды 24-25

Работа по учебнику

  По карте в путь отправиться

 Затеяла сестра.

 Мне тоже очень нравится

Сестрёнкина игра.

 Синеют полушария,

 Плывём по ним легко:

 Америка, Австралия

 Совсем недалеко!

 Но где же наша улица,

Где школа и родной дом?

Сестрёнка долго щурится:

 – Смотри! – нашла с трудом. –

 Живёт мы в этой точке!

 А мы – в её кусочке!              

- В учебнике на стр.44 Упр.79. есть карта. Она вам знакома? Были вы здесь?

                                                                                                          слайд 26

–А эту карту вы узнали?                                                                    слайд 27

-Прочитаем эту карту нашей местности.

(Задания группам)

Найти и записать:

1 группа – названия улиц;

2 группа – названия водоёмов;

3 группа – названия площадей.

(От каждой группы отвечает один человек)

- Проверяем. Какой вывод вы сделали?

- Мы много поработали на уроке, нам нужно отдохнуть.                   слайд28

Физкультминутка

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

- Ошибка написала  письмо и на конверте написала адрес «На деревню к дедушке».                                                                                                   слайд 29

А орфограмма написала такой адрес.                                                     слайд 30

- Как вы думаете, какое письмо дойдёт до адресата?

- Давайте по карте определим адрес нашей школы.                         слайд 31                     

- А вы знаете свой адрес? (Высказывания детей) .                              

- Ф.И.О. пишутся с большой буквы.

Фамилия – это не прихоть,                                                       слайд 32

Фамилия – это честь,

Фамилия – это счастье.

Когда она у тебя есть.

- Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят члены его семьи, и отчество.  

-Как появились фамилии? Об этом нам расскажет учебник.

Работа по учебнику  Упр. 82 стр.45 (устно)

- Не все гости знают нас, давайте познакомимся. По команде назовите своё имя. Приятно познакомиться.                                                                   слайд 33

-А все ли знают, что означают ваши имена.

Работа по учебнику   стр 43 Упр.78

Домашнее задание

По выбору

1) Что означает моё имя.

2) Что означает моя фамилия

3) Подписать конверт                

слайд 34

IХ. Включение в систему знаний и повторение. Закрепление изученного материала.

-Давайте вспомним, какие имена собственные встретились во время нашего путешествия? ( переворачиваем карточки на доске)

Х. Рефлексия учебной деятельности.

Самоанализ и самооценка ученика

- Какие цели мы ставили в начале урока?

- Достигли мы целей?

Сегодня на уроке я                                                                    слайд 35

  • узнал, открыл для себя…
  • научился, смог…
  • могу похвалить себя и своих одноклассников за …

Своей работой на уроке я …………………………… . (доволен, очень доволен, не очень доволен), потому что……………… .

(Дети оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников по заданной схеме.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый мультимедиа урок русского языка в 3 б классе "Обобщение: что мы знаем об именах существительных"

Открытый мультимедиа урок русского языка в 3 б  классе "Обобщение: что мы знаем об именах существительных" Цели:Исследовать имя существительное как часть речи.Выделить грамматичес...

Урок русского языка в 4-м классе КРО по теме: «Родительный падеж имен существительных. Подготовка к сочинению "Осенняя прогулка"»

Данный урок совершенствует развитие орфографической зоркости, внимания. Используемые мной приемы способствуют активизации познавательной активности учащихся, воспитывают умение чувствовать, пони...

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Обобщение знаний о склонении существительных и распознавании падежей» УМК «Школа России»

Цели урока:1.                Формировать  умение склонять имена существительные в единственном числе.2....

Урок русского языка в 3-м классе по теме " Собственные и нарицательные имена существительные"+ презентация к уроку

Урок русского языка в 3-м классе по теме "Собственные и нарицательные имена существительные".  К УМК " Перспектива" Л.Ф.Климановой. Презентация к уроку....

Урок русского языка. "Школа России". 2 класс. Тема: "Обобщение знаний по теме "Имя существительное"

Урок разработан в форме игры – аукциона знаний - и направлен на обобщение и систематизацию знаний по теме «Имя существительное». Основной педагогический смысл и назначение игры - соз...

План-конспект урока русского языка во 2 «Г» классе Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные».

План-конспект урока русского языка  во 2 «Г» классе  Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные»....