разработка урока развития речи по картине Вилли Джеймса "Кот на крыше"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок развития речи по картине В. Джеймса "Кот на крыше" формирует умение составлять повествование и описание с опорой на зрительный образ, рассуждать, подтверждая собственное мнение деталями живописного произведения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие речи. (Перспективная начальная школа, 4 класс) |
«Сочинение-рассуждение по картине Вилли Джеймса «Кот на окне»
Цели урока:
- Продолжить формирование умения составлять повествование и описание с опорой на зрительный образ.
- Учить школьников рассуждать, подтверждая собственное мнение деталями живописного произведения, используя свой социальный и жизненный опыт.
- Учить писать сочинение по картине, передавать в определенной
последовательности её содержание.
- Закрепить знания о тексте-рассуждении, как типе речи, формировать
- Навыки работы над сочинением-рассуждением.
- Развивать чувство любви к тому, что нас окружает, бережное отношение к
домашним животным.
План урока:
- Организационный момент.
- Повторение о тексте-рассуждении.
- Какие виды текстов мы знаем?
- Какой текст называется рассуждением? (объяснение какого-либо явления с опорой на наблюдения).
- Какие виды рассуждения мы знаем? (размышление и объяснение).
- Работа над темой урока. Лирическое начало.
Когда приходят холода,
Ужасно любит кошка
Прилечь у жаркого огня
Подальше от окошка.
Берегись, мышиный род –
На охоту вышел… (кот)
- Наверное вы уже поняли, что сегодня мы будем рассуждать вот об этих замечательных животных... ( показываю картинку с изображением кошки)
Коты постоянно живут вместе с нами. Они умны и поэтому хорошо чувствуют добрых людей.
- Об особенностях кошки нам расскажет _____________.
- Сердце кошки бьётся вдвое быстрее до140 ударов в минуту.
- У кошек на 40 костей больше, чем у человека.
- Кошачье ухо поворачивается на 180 градусов.
- Кошки чувствуют запах в 14 раз сильнее, чем люди.
- Домашние кошки живут около 15 лет, дикие от 3 до 5 лет.
- Кошки спят 16 часов в сутки. Одну треть остального времени они ухаживают за собой.
- Скелет кошки состоит из 230 костей, это на 24 кости больше, чем у человека. Ее передние лапы могут вращаться почти в любом направлении и обе половины ее тела могут двигаться в противоположных направлениях!
Откуда пришла к нам кошка?
- Кошка живёт с человеком уже более 5 тысяч лет. Её родиной считается Африка. Оттуда она попала в Египет. Древние египтяне, которые строили большие пирамиды из камней, приручали кошек. В городах тогда было много мышей. Их ловили домашние ужи и ласки, но переловить всех не могли. Сами часто попадали крысам на обед. Тогда кошка стала охранять собранный урожай от грызунов. Кошку объявили священным животным, в её честь устраивали праздники. При пожаре египтянин должен был спасти в первую очередь кошку. За убийство кошки полагалась смертная казнь.
- Кошки, как писал Киплинг - самые дикие из всех домашних животных. По крайней мере, они самые независимые, и независимость их проявляется даже в мелочах. Например, кошка может долго смотреть вслед уходящему хозяину - но стоит тому повернуться, как она немедленно сделает вид, что всякие человеческие передвижения ее ни капельки не интересуют.
- На Руси кошка тоже пользовалась уважением народа. Например, в 16 веке она стоила столько, сколько стоила корова. Она считалась признаком домашнего уюта и благополучия. Сейчас в мире 400 млн.кошек. Больше всего их в Австралии.
Это интересно.
- В то время как в большинстве стран чёрная кошка считается символом несчастья, Великобритании и Австралии, они, наоборот, рассматриваются как животные, приносящие удачу.
- Язык кошки при лакании жидкости вытягивается со скоростью 1 метр в секунду. В отличие от собак, язык кошки только касается поверхности жидкости, а не проникает в неё. Затем язык устремляется вверх и увлекает за собой столбик жидкости.
- Кошка практически никогда не мяукает другим кошкам, в основном этот звук предназначается людям. Они, как правило, урчат или шипят на других представителей кошачьих.
- И вот однажды такая кошка привлекла внимание художника В. Джеймса.
Рассмотрим репродукцию картины Вилли Джеймса «Кот на окне» (Упр.19 с. 54)
Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «О чём размышляет кот, сидя на окне?
Детям предлагается ответить на ряд вопросов по картине:
1) Предположи, высокий ли дом, в котором находится окно? (Дом довольно высокий, так как видны крыши соседних домов)
2) Случайно ли кот оказался на окне или он живёт в этом доме? (Детьми высказываются разные предположения: зашёл в подъезд погреться, вышел на лестничную клетку из своей квартиры и т. п.)
3) Можно ли сказать, что этот зимний день солнечный и холодный? Обоснуй своё мнение. (Золотисто-жёлтые отсветы на стенах домов говорят о том, что день солнечный. Отблески солнечного света составляют контраст с холодными сине-голубыми оттенками неба, крыш и окон домов. Видимо на крышах лежит снег или они покрыты инеем).
4) Может ли кот наблюдать жизнь за окном: видеть людей, проезжающие машины, других животных? Нравится ли ему сидеть на окне? (Того, что происходит внизу под окном нам не видно. Но кот явно смотрит вниз и наблюдает за каким-то движением на улице). Пофантазируйте о том, что привлекает внимание кота. Несмотря на то, что мы не видим выражение мордочки кота, его силуэт очень выразителен. Во всей позе животного чувствуется внимание и заинтересованность. Коту нравится сидеть на окне и наблюдать за жизнью на улице.
5) О чем думает кот? О еде? О том, как хорошо дышать свежим воздухом? Или о том, как хорошо иметь крышу над головой? А может быть, что у всех, кого он видит, своя жизнь?
6) Возможно, кот строит какие-нибудь планы: пойти погулять, вернуться в свою квартиру? (Дети стараются вжиться в образ кота, порассуждать с его точки зрения).
7) Долго ли кот может сидеть на окне, наблюдать и о чем-то думать? (Кот может сидеть на окне довольно долго. Можно обратить внимание учащихся на позу кота: его хвост уютно огибает тело и лапки, шея чуть вытянута вперед. Кот чувствует себя уютно и с интересом созерцает мир вокруг
6. Работа в группах. Словарная работа.
- А сейчас поработаем в группах.
Первая группа (передний план) описывает кота.
Вторая группа (центральная часть) – картину за окном.
Третья группа (задний план) – описывает небо.
(Ребята подбирают красивые сравнения, составляют с ними словосочетания и записывают на листочках. Затем один ученик от каждой группы зачитывает вслух записи. Листочки с лучшими высказываниями прикрепляются к доске).
- Работа над составлением плана сочинения.
- В учебнике 7 вопросов, но вы выберите только 3-4 вопроса, на которые вы будете отвечать. Какая основная часть этого сочинения должна быть? Какова тема сочинения? На какой вопрос вы обязательно должны ответить?
8. Самостоятельная работа учащихся. (10-15 мин.)
9. Рефлексия. Чтение полученных сочинений. (дети отмечают наиболее удачные).
10. Итог урока. Домашнее задание.
- Молодцы, вы сегодня хорошо поработали. Дома я предлагаю вам написать небольшое сочинение о вашем домашнем питомце.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи по картине Богданова-Бельского "Дети"
Уроки развития речи, уроки работы по картинам в том числе- одна из изюминок работы по УМК "Перспективная начальная школа". Работаю в школе много лет, но лишь в этом УМК сама полюбила этот вид де...
Методическая разработка урока развития речи "Поздняя осень" в школе 1 вида с использованием интерактивной доски.
Методическая разработка представляет собой конспект урока по развитию речи в 3 классе (по Программе для Специальных (Коррекционных) образовательных учреждений для глухих детей, имеющих ЗПР); презентац...
Методическая разработка урока развития речи c применением информационных технологий. 3 класс
Методическая разработка урока развития речи с применением информационных технологий. 3 класс. Из портфолио учителя ГБОУ школа №559 Выборгского района Санкт - Петербурга Лёвиной Натал...
Методическая разработка урока развития речи c применением информационных технологий. 3 класс
Методическая разработка из портфолио учителя ГБОУ школа № 559 Выборгского района Санкт-Петербурга Лёвиной Наталии Николаевны...
Методическая разработка урока развития речи во 2 классе (изложение)
Урок обучающего изложения по коллективно составленным вопросам к тексту . УМК "Школа России"...
Методическая разработка урока развития речи сочинение по серии картинок: « Как спасали рыбаков"
Развитие речи – важнейшая задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности. Включение в систему развития связной речи работы над изложением и...
План-конспект урока развития речи по картине И.Э Грабаря "Февральская лазурь".
План-конспект по русскому языку. Урок развития речи 4 класс. Тема: И.Э. Грабарь "Февральская лазурь". Составление сочинения по картине. Умение читать картину, определять её тему, настроение....