Рабочая программа по русскому языку 1 - 4 класс УМК "Перспектива"
рабочая программа по русскому языку на тему
Рабочая программа поможет учителю в работе при составлении рабочей программы по классам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_russkii_yazyk_1-4_klass_.doc | 216.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа русскому языку для 1 «А» класса авторов Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной. Реализация программы по русскому языку предполагает использование УМК «Перспектива»
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в редакции приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.11 № 2357, от 18.12.2012 № 1060); Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897);
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2013г. №253)
- Примерная программа начального общего образования.
- Учебный план ГБОУ школы № 504
- Примерное положение о рабочей программе ГБОУ школы № 504
- Устав ГБОУ школы № 504
Цель программы — обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных языковых знаний и умений.
Задачи на этапе обучения грамоте:
- анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе сформированных у первоклассников образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов;
- применять приемы а) слогового, б) орфоэпического, в) связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания;
- осуществлять приемы связного воспроизведе ния букв и их соединений на письме;
Задачи на этапе изучения русского языка и литературного чтения:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка», речевых способностей учащихся, их готовности к общению на русском языке; развитие монологической и диалогической речи;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания необходимые для общения в семейно-бытовой и учебной сферах;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
В 1 классе начальным этапом изучения русского языка является обучение грамоте. Основное внимание в этот период отводится изучению письменной речи и развитию фонематического слуха детей. Параллельно с освоением письменных форм речевого общения (умениями читать и писать) идёт совершенствование устных форм общения (умений слушать и говорить). Поэтому ключевым понятием в содержании обучения грамоте является «общение», которое не рассматривается статично, а разворачивается в форме деятельности, протекающей в культурно-историческом плане — от истоков возникновения процесса общения у людей (в письменной его форме) до развития письма на современном уровне.
После обучения грамоте начинается изучение русского языка.
Изучение систематического курса русского языка обеспечивает:
● сознательное овладение (на доступном детям уровне) родным языком как средством общения и познания для свободного пользования им в различных ситуациях общения;
● развитие коммуникативно-речевых умений (писать и говорить, слушать и читать), функциональной грамотности и интеллектуальных способностей учащихся;
● формирование бережного отношения к языку, его богатству, глубине и выразительности; развитие интереса к родному языку, его изучению;
● формирование стиля речевого общения учащихся, основанного на уважении к собеседнику и его мнению;
● приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям русского языка и отечественной культуры.
Коммуникативно-познавательная направленность курса и реализуемый в нём системно-деятельностный подход нацеливают младших школьников на совместное изучение системы языка (фонетических, лексических, грамматических единиц) и осмысление способов функционирования этих языковых единиц в устной и письменной речи, в различных ситуациях общения и различных текстах.
Содержание курса раскрывает в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой системы особого рода.
Содержание курса охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными видами предложений, с членами предложений, усваивают правила правописания. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова (без термина), с многозначностью слов и синонимией.
Обучение русскому языку на основе данной Программы имеет личностно ориентированный характер, так как оно построено с учётом уровня развития интересов ребёнка и его познавательных возможностей. Поэтому
языковые понятия не даются в готовом виде (или на объяснительно-иллюстративной основе), а разворачиваются как процесс их получения, а в дальнейшем — как деятельность по их усвоению.
Учебно-методический комплект:
1. Климанова, Л. Ф. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1–4 классы / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. – М.: Просвещение, 2013.
2. Климанова, Л. Ф. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками / Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. – М.: Просвещение, 2012.
Обучение грамоте (обучение письму)
2. Климанова, Л. Ф. Рисуй, думай, рассказывай. Рабочая тетрадь. 1 класс / Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов, Л. Н. Борейко. – М.: Просвещение, 2013.
3. Климанова, Л. Ф. Мой алфавит. Прописи. 1 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, А. В. Абрамов. – М.: Просвещение, 2013.
4. Климанова, Л. Ф. Читалочка. Дидактический материал. 1 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Климанова. – М.: Просвещение, 2013.
Русский язык
5. Климанова, Л. Ф.Русский язык : учеб. для общеобразоват. учреждений. 1 класс / Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. – М.: Просвещение, 2011.
6. Климанова, Л. Ф.Русский язык : рабочая тетрадь 1 класс / Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. – М.: Просвещение, 2013.
Место курса в учебном плане
В первом классе – 167 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели), из них 115 ч (23 учебные недели) отводится на обучение письму в период обучения грамоте и 52 ч (10 учебных недель) – на уроки русского языка.
Количество часов в I триместре – 58.
Количество часов во II триместре – 54.
Количество часов в III триместре – 55.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные:
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач
7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве – Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
9. Овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям.
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою. Научатся излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Научатся активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения. Научатся договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.
13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции.
4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Распределение часов по темам.
Наименование разделов и тем |
|
| Рабочая тетрадь «Рисуй, думай, рассказывай» 25 |
Букварный период | Прописи «Мой алфавит». Ч. 1, ч. 2. 80 |
Послебукварный период | Рабочая тетрадь «Пиши красиво» 10 |
В мире общения | 2 |
Роль слова в общении | 2 |
Слово и его значение | 3 |
Имя собственное | 2 |
Слова с несколькими значениями | 2 |
Группы слов | 3 |
Звуки и буквы. Алфавит. | 2 |
Гласные звуки. Обозначение их буквами. Согласные звуки. Обозначение их звуками. | 2 |
Слоги. Перенос слов. | 2 |
Ударение. Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами. | 3 |
Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. | 3 |
Правописание буквосочетаний жи - ши, ча -ща, чу -щу. | 3 |
Разделительный мягкий знак. разделительный твердый знак. | 3 |
Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами. | 5 |
От слова к предложению. Знаки препинания в конце предложения | 5 |
От предложения к тексту | 5 |
Повторение | 2 |
167 |
Содержание курса
1.Рабочая тетрадь «Рисуй, думай, рассказывай» (25 ч)
Твои новые друзья. Дорога в школу. Большие и маленькие. Сравни. Чей домик? Лото. Длиннее - короче. Целое и часть. Головоломка. В квартире. Весёлые превращения. Сравни дома. В магазине одежды. В походе. На привале. Морские путешествия. Под грибом. Найди закономерность. Домики трёх поросят. В гостях у бабушки. Чаепитие. Наличники. Распиши посуду. Расшитые полотенца. Лоскутное одеяло. Подбери пару. Сравни и подумай. Ремонтная мастерская. Собери машины. Проверь себя.
2. Прописи «Мой алфавит» (80 ч)
Звуковой анализ слов со звуками [а], [о]. Буквы А а, О о. Звук [у], буква У у. Звук [и], буква Ии. Звук [ы], буква ы. Звук [э], буква Э э. Повторение изученных букв. Буквенная мозаика. Звуки [м] — [м`], буква М м. Звуки [с] — [с`], буква С с. Буква Н (строчная и заглавная). Буква Л (строчная, заглавная). Звуки [л] — [л`]. Буква Т, т. Буква К к. Буквы Р р, В в. Сравнение начертаний букв Р и В. Буква П п (строчная и заглавная). Буква Г г. Буквы Ё ё, Е е строчная и заглавная. Буква Б б (строчная, заглавная). Буква З,з. Буква Д д (строчная, заглавная). Буква Я я. Мягкий знак. Запись слов с «ь». Буква Ю ю (строчная и заглавная). Буква Ш ш (строчная, заглавная). Письмо буквы Ч ч (строчной, заглавной). Правописание буквосочетаний ча, чу. Правописание сочетаний жи — ши. Парные согласные [ж] — [ш]. Буква Ц ц (строчная, заглавная). Разделительные ь и ъ.. Алфавит. Повторение изученных букв. Буквы е, ё, и, ю, я — показатели мягкости предшествующего согласного
3. Рабочая тетрадь «Пиши красиво» (10 ч)
Правописание слов с сочетаниями жи-ши. Заглавная буква в именах собственных. Безударные гласные в корне слова. Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Правописание имён собственных. Правописание слов с сочетаниями чк, чн. Буквы е, ё, и, ю, я — показатели мягкости предшествующего согласного. Правописание твёрдых и мягких согласных. Правописание шипящих согласных. Правописание слов с разделительными ь и ъ знаками. Оформление предложений в тексте. Заглавная буква в именах собственных. Правописание парных согласных на конце слова. Буквы е, ё, и, ю, я — показатели мягкости предшествующего согласного
4.В мире общения (2ч). Вводный урок по курсу русского языка. Цели и формы общения. В мире общения. Смысловая сторона русской речи.
5.Роль слова в общении (2ч.) Слово, его роль в нашей речи.
6.Слово и его значение (3ч.) Урок развития речи. Слово как средство создания образа.
7.Имя собственное (2ч.) Знакомство с именами собственными. Отличие имени собственного от нарицательного. Имя собственное. Правописание имён собственных.
8.Слова с несколькими значениями (2ч) Слова, близкие по значению (синонимы).
9.Слова, противоположные и близкими по значению (2ч) .
10.Группы слов (3ч). Знакомство с разными группами слов. Предмет и слово как название предмета. Знакомство с разными группами слов. Предмет и слово как название предмета.
Слова, отвечающие на вопросы кто? что?
11.Звуки и буквы. Алфавит (2 ч)
12.Гласные и согласные звуки (2ч) Гласные звуки. Обозначение их буквами. Согласные звуки. Обозначение их буквами.
13.Слоги. Перенос слов (2 ч) Слоги. Деление слов на слоги. Перенос слов.
14.Ударение (3ч) Орфоэпическая норма языка. Словарь «Говори правильно
15.Обозначение мягкости согласных звуков на письме (3 ч). Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, и, ю, я.
16.Правописание буквосочетаний (3 ч) Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи - ши, ча - ща, чу - щу.
17.Разделительный мягкий и твёрдый знак (3 ч). Разделительный мягкий знак. Разделительный твёрдый знак.
18.Звонкие и глухие согласные звуки. (5ч) Обозначение их буквами.
19.Предложение (5 ч) Отличие слова от предложения. Знаки препинания в конце предложения.
20.Текст (5 ч). Текст. Отличие предложения от текста.
Составленное календарно-тематическое планирование соответствует содержанию примерных программ среднего (полного) общего образования по русскому языку, направлено на достижение целей изучения русского языка на базовом уровне и обеспечивает выполнение требований государственного стандарта образования.
Календарно - тематическое планирование уроков
(обучение письму)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...