Русский язык 2 класс " Мягкий знак в середине слова"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Схаляхо Зарема Черимовна

Развивать умение правильно употреблять в словах разделительный мягкий знак. Развивать навыки орфографической зоркости, способствовать развитию основ мыслительной деятельности, развивать речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  «Буква Ь на конце и в средине слова как показатель мягкости согласного звука»

Цели:

  • развитие  умения обозначать мягкость согласных звуков на письме при    

         помощи Ь,

  • закреплять умение проводить фонетический разбор слова.
  • развитие логического мышления,
  • развитие коммуникативных умений,
  • формирование интереса к русскому языку.

Конспект урока

  1. Организационный момент.

Внимание, друзья! Закрыли глазки! Вздохнули! Мысленно пожелайте себе успехов, успехов своим друзьям, успехов всем ребятам в школе, всем ребятам на планете. Готовы работать?

          Сегодня я приглашаю вас совершить необычное   путешествие в сказочный лес.

Вы догадались, почему он сказочный?

Кто здесь живет?

Назовите все гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных на письме.

Сколько их?

Как еще можно обозначить мягкость согласных на письме?

  1.  Сообщение темы и целей урока.  

Тема: «Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука».

Отправляемся в путь!

-Записываем число, классная работа.

17ноября.

Классная работа.

  1. Чистописание.

Вот и первая полянка «Чистописание», на которой мы сделаем небольшую остановку.

яеёюи  Ь яеёюи  Ь

  1.  Словарная работа.

Наш веселый паровозик совершает  вторую остановку на полянке «Словарных слов»

Словарные слова  с Ь знаком в ребусах (конь|ки, ме|бель, порт|фель, паль|то, о|лень). Задания демонстрируются на экране.

- Какую роль выполняет Ь знак в словах?

ВЫВОД: Ь знак обозначает мягкость впереди стоящего согласного звука.

Разделите данные слова на слоги. Назовите слово, которое нельзя перенести.

  1. Упражнения в подборе и написании слов с Ь.

Наш паровозик выехал на полянку, где за новогодним костром собрались 12 братьев – 12 месяцев.

Отгадайте загадки.

Назовите-ка, ребята,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи. (Декабрь)

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадет

Не вода уже, а лед.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это? (Январь)

По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон,

День прибавился заметно.

Что, скажи, за месяц это? ( Февраль)

- Что объединяет эти слова? (Они обозначают зимние месяцы)

- Обратите внимание на согласный звук в конце каждого слова. Что вы можете сказать о нем?

- Какая буква смягчает его?

Определите количество букв и звуков в каждом слове.

  1. Звукобуквенный анализ слова январь.

(Задание выполняется на доске).

Янва´рь -6 б, 6 зв., 2 гл., 3 согл., 2 слога, [й'анвар']

Запись пословиц. Упражнение 146.

… год кончает, зиму начинает.  (Декабрь)

… году начало, зиме середина.  (Январь)

Следующая остановка  около домика Ь знака

Работа над темой «Мягкий знак – показатель мягкости в середине и в конце слова». 

Мягкий знак – хитрый знак.

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

- Послушайте сказку о мягком знаке.

«Жили-были буквы. Буквы составляли алфавит. Каждая была горда собой – ведь без неё нельзя составить многие слова. Только буква «мягкий знак» была обижена. Другие буквы постоянно говорили ей: «Ну что ты за буква такая, если не имеешь звука? В других языках вообще такой буквы нет, так зачем же ты нам?» Долго терпел мягкий знак, но, в конце концов, не выдержал и ушёл, куда глаза глядят. Неожиданно для других букв с уходом мягкого знака люди перестали понимать друг друга. Началась путаница. Например, слово «конь» стало словом «кон», «моль» - «мол», «мель» - «мел», «лень» – «лён». Одумались буквы, разыскали мягкий знак, извинились и теперь живут дружно».

Упражнение 148 (Устно). Запись четвертого предложения и разбор по членам предложения.

Девочка начертила угол.

  1. Физкультминутка для глаз. (Компьютерная презентация)

Снова мы оказались на лесной поляне, где проходит концерт пернатых певцов. Отдохнем и послушаем пение птиц. 

  1. Упражнения в подборе и написании слов с Ь.

Лесной концерт слушали много животных. Давайте распределим их на группы.

Выписать слова, которые относятся к птицам (девочки), к зверям (мальчики).

-Какие слова не записали? Почему?

Голубь, олень, карась, сельдь, журавль, лебедь, рысь, окунь, медведь.

-Какие звуки слышны в конце слов? Скажите одним словом (мягкие). 

-Что их смягчает? ( Ь знак).

9.   Игра «Будь внимательным» (устно).

Измените, слова так, чтобы они обозначали несколько предметов.

Конек – коньки,                 денек – деньки                огонек - огоньки

Зверек – зверьки                уголек – угольки

Пенек – пеньки                окунек – окуньки

Котенок - …                ребенок - …

  1. Упражнения в подборе и написании слов с Ь.

Следующая остановка  около векового дуба. Он прожил уже 300 лет и знает очень многое. Давайте постараемся ответить на его вопросы.

Упражнение 147.

- Чем обозначена мягкость согласного звука на конце слова? Произнесите последние звуки в каждой паре слов.

- Выпишите слова с Ь знаком.

11.   Тест.

Задание: нужен (+) или не нужен (-) мягкий знак в словах.

  1. Стол…
  2. Пал…то
  3. Пен…
  4. Ол…ха
  5. Пенал…
  6. Мален…кий
  7. Ноябр…
  8. Пят…
  9. Оч…ки

12.  Итог урока.

Вот и подошло к концу наше путешествие по сказочному лесу.

- Какая буква в алфавите, кроме гласных, может обозначать мягкость согласного?

- Сколько звуков обозначает Ь знак? (Ь знак не обозначает звука)

                       

Учитель: СХАЛЯХО ЗАРЕМА ЧЕРИМОВНА

ПСЕЙТУКСКАЯ СШ №8

ТАХТАМУКАЙСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКА АДЫГЕЯ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Урок русского языка 2 класс МБОУ СШ №8 Учитель начальных классов Схаляхо Зарема Ч еримовна

Слайд 3

Ь — а о у е я и ю е Ъ э ы

Слайд 4

Тема: «Мягкий знак в середине и на конце слова как показатель мягкости согласного звука»

Слайд 5

Уто чнить представление и способы обозначения мягкости согласных. Развивать умения обозначать мягкость согласныех звуков на письме с помощью мягкого знака. Закреплять умения проводить звукобуквенный анализ слов.

Слайд 6

_ _ __ _ _ 17 ноября. Классная работа .

Слайд 8

Словарные слова в ребусах

Слайд 9

 , о

Слайд 10

 ,, ,, а

Слайд 11

 ч = б е

Слайд 12

 , , ш п ль о

Слайд 13

лень  ,, п л о

Слайд 14

коньки, пальто, мебель, портфель, олень.

Слайд 16

декабрь - январь – февраль – 7б., 6 зв .. 7б., 6 зв .. 6б., 6 зв ..

Слайд 17

… году начало, зиме середина. … год кончает, зиму начинает. Декабрь Январь

Слайд 18

сказка Мягкий знак – хитрый знак. Не назвать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится . п р о ь

Слайд 19

Лодка села на … Для письма на доске нужен … После сгорания дров остаётся … Девочка начертила … мель. мел. уголь. угол.

Слайд 20

Девочка начертила угол.

Слайд 21

Физкультминутка

Слайд 29

Будьте здоровы!

Слайд 30

Сельдь, голубь, медведь, карась, рысь, журавль, окунь, олень, лебедь.

Слайд 31

голубь журавль лебедь рысь олень медведь

Слайд 32

карась окунь сельдь

Слайд 33

дверь – двор олень – слон сом – семь лес – гусь стол – сталь суп - цепь

Слайд 34

Тест Стол… Пал…то Пен… Ол …ха Пенал… Мален …кий Ноябр … Пят… Оч … ки 1. - 2.+ 3.+ 4.+ 5.- 6.+ 7.+ 8.+ 9. -

Слайд 35

Какая буква в русском алфавите, кроме гласных, может обозначать мягкость согласного ? Домашнее задание: упр. 149, Р. т.№52, 53

Слайд 36

До свидания! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова».

Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова»....

презентация по русскому языку "Буква мягкий знак на конце и в середине слова. Перенос слов с мягким знаком"

презентация урока русского языка"Буква мягкий знак на конце и в середине слова. Перенос слов с мягким знаком"...

Конспект урока русского языка "Правописание мягкого знака в конце слова"

Урок русского языка по системе Л.В.Занкова для 2 класса  в свете ФГОС....

Конспект по русскому языку. Тема: «Мягкий знак на конце слов после шипящих»,4 класс

.  Цели:Образовательные:- формировать у обучающихся интерес к работе с информацией;-  формировать осознание  у детей в  потребности работы с инфо...

Конспект урока по русскому языку Тема " Мягкий знак в середине слова " для 3 класса

Конспект  урока по русскому языкуТема " Мягкий знак в середине слова " для 3 класса...